Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 5.1. Общая характеристика физических качеств личностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Используемые в теории и методике физической культуры понятия о физических качествах очень удобны для классификации многообразных тренировочных средств и, по существу являются критериями качественной оценки моторной функции человека. Традиционно, физические качества определяют как врождённые морфофункциональные качества (анатомо-физиологические), благодаря которым возможна физическая активность человека, проявляющаяся в целесообразной двигательной деятельности. Благодаря физическим качествам возможна физическая активность человека, проявляющаяся в целесообразной двигательной деятельности. Это сила, ловкость, быстрота, выносливость, гибкость. Понятия о физических качествах основываются на общих характеристиках проявления двигательных возможностей человека и определяются двумя группами факторов: врождёнными (биологическими) и приобретёнными в течение жизни. Для эффективного практического применения методик развития физических качеств необходимо иметь общее представление об основах их развития и совершенствования, и, прежде всего, о физиологических и биохимических механизмах их проявления, т.е. о факторах биологических. Уяснив основы и механизмы развития физических качеств личности, специалисты физической культуры смогут принять верное решение в подборе средств и методов их развития. Подходы к определению понятия «физические качества» представлены в таблице 5.
Таблица 5 Подходы к определению понятия «физические качества»
Выделяют пять основных двигательных качеств: сила, ловкость, быстрота, выносливость, гибкость. Каждому из этих качеств человека присущи своя структура и особенности, которые в целом и характеризуют его физические способности. Под силой понимается способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счёт мышечных усилий. Один из наиболее существенных моментов, определяющих мышечную силу – это режим работы мышц. При существовании лишь двух реакций мышц на раздражители – сокращения с уменьшением длины и изометрического напряжения, результаты проявленного усилия оказываются различными в зависимости от того, в каком режиме мышцы работают. В педагогической характеристике силовых качеств выделяют следующие их разновидности: - максимальная изометрическая (статическая) сила – показатель силы, проявляемой при удержании в течение определённого времени предельных отягощений или сопротивлений с максимальным напряжением мышц; - медленная динамическая (жимовая) сила, проявляемая во время перемещения предметов большой массы, когда скорость практически не имеет значения, а прилагаемые усилия достигают максимальных значений; - скоростная динамическая сила характеризуется способностью человека к перемещению в ограниченное время больших (субмаксимальных) отягощений с ускорением ниже максимального; - «взрывная» сила – способность преодолевать сопротивление с максимальным мышечным напряжением в кратчайшее время; - амортизационная сила характеризуется развитием усилия в короткое время в уступающем режиме работы мышц (при приземлении на опору различного вида прыжках и т.д.); - силовая выносливость определяется способностью длительное время поддерживать необходимые силовые характеристики движений. Направленность воздействия силовых упражнений в основном определяется следующими компонентами: - видом и характером упражнения; - величиной отягощения; - количеством повторения упражнения; - скоростью выполнения преодолевающих или уступающих движений; - темпом выполнения упражнения; - характером и продолжительностью интервалов отдыха между подходами. В соответствии с современными представлениями, под быстротой понимается специфическая двигательная способность человека к экстренным двигательным реакциям и высокой скорости движений, выполняемых при отсутствии значительного внешнего сопротивления, сложной координации работы мышц, не требующих больших энерготрат. Физиологический механизм проявления быстроты, связанный, прежде всего, со скоростными характеристиками нервных процессов, представляется как многофункциональное свойство центральной нервной системы (ЦНС) и периферического нервно-мышечного аппарата (НМА). Различают несколько элементарных форм проявления быстроты: - быстроту простой и сложной реакций; - быстроту одиночного движения; - быстроту сложного (многоуросуставного) движения, связанного с изменением положения тела в пространстве или с переключением с одного действия на другое; - частоту ненагруженных движений. Выделяемые формы проявления быстроты относительно независимы друг от друга и слабо связаны с уровнем общей физической подготовленности. Направленность воздействия упражнений на развитие быстроты в основном определяется следующими компонентами: - постепенным увеличением скорости перемещения; - внезапностью появления объекта; - сокращением дистанции реагирования. Несмотря на важность развития быстроты реакции, в двигательной деятельности, наибольшее значение имеет скорость выполнения целостных двигательных действий (перемещений, изменений положения тела, атак и защит в поединке и т.д.). Максимальная скорость движений зависит не только от скоростных характеристик, его нервных процессов и быстроты двигательной реакции, но и от других способностей: динамической (скоростной) силы, гибкости, координации, уровня владения техникой выполняемых движений. Интересно, что в упражнения для развития быстроты входят компьютерные игры. В них развивается быстрота простой и сложной реакции, подвижность нервных процессов, логика мышления, внимание, память. Выносливость – важнейшее физическое качество, проявляющееся в профессиональной, спортивной деятельности и в повседневной жизни людей. Оно отражает общий уровень работоспособности человека. В теории и методике физической культуры выносливость определяют как способность поддерживать заданную (необходимую для обеспечения профессиональной деятельности) мощность нагрузки и противостоять утомлению, возникающему в процессе выполнения работы. Поэтому выносливость проявляется в двух основных формах: продолжительности работы в заданном уровне мощности до появления первых признаков выраженного утомления; скорости снижения работоспособности при наступлении утомления. Различают специальную и общую выносливость. Специальная выносливость – это способность к длительному перенесению нагрузок, характерных для конкретного вида профессиональной деятельности. Изменяя параметры выполняемых упражнений можно избирательно подбирать нагрузку для развития и совершенствования отдельных её компонентов. Под общей выносливостью понимается совокупность функциональных возможностей организма, определяющих его способность к продолжительному выполнению с высокой интенсивностью работы умеренной интенсивности и составляющих неспецифическую основу проявления работоспособности в различных видах профессиональной или спортивной деятельности. Биоэнергетические факторы являются определяющими при проявлениях выносливости, поэтому о динамике её возрастных изменений лучше всего судить именно по метаболическим показателям. В период физиологического созревания организма человека и формирования его психической сферы, аэробные и анаэробные возможности человека увеличиваются. В профессиональной физической подготовке и спорте гибкость необходима для выполнения движений с большой и предельной амплитудой. Недостаточная подвижность в суставах может ограничить проявление качеств силы, быстроты реакции и скорости движений. Выносливости, увеличивая энерготраты и снижая экономичность работы, и зачастую приводит к серьёзным травмам мышц и связок. В теории и методике физической культуры гибкость рассматривается как морфофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата человека, определяющее пределы движений звеньев тела. Различают две формы её проявления: - активную, характеризуемую величиной амплитуды движений при самостоятельном выполнении упражнений благодаря своим мышечным усилиям; - пассивную, характеризуемую максимальной величиной амплитуды движений, достигаемой при действии внешних сил (с помощью партнёра или отягощения и т.п.). По сравнению с другими двигательными качествами, понятие «координация движений» определено наименее точно и вызывает большие разногласия среди исследователей. Споры возникают при рассмотрении ее взаимосвязи с ловкостью. Лях В.И. считает, что координация движений выше по своей структуре, чем ловкость. Некоторые авторы рассматривают ловкость как частную характеристику координированности. Однако, чаще всего, координацию движений отождествляют с ловкостью. Ловкость – это способность человека быстро осваивать новые движения, а также перестраивать их в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Двигательная ловкость – это своего рода двигательная находчивость, но сплошь и рядом эта простейшая форма находчивости постепенно перерастает в умственную находчивость. Н.А. Бернштейн относил ловкость к одному из ведущих психофизиологических качеств человека и указывал на то, что координация и ловкость – не одно и то же. По его определению, «ловкость» есть способность двигательно выйти из любого положения, то есть способность справиться с любой возникшей двигательной задачей: правильно, быстро, рационально и находчиво. Под координацией он понимал «преодоление» избыточных степеней свободы движущегося органа, т.е. превращение последнего в управляемую систему. П.А. Гужаловский определяет понятие координационные способности, как свойства организма к согласованию отдельных элементов движения в единое целое для решения конкретной двигательной задачи, что проявляется в хорошей обучаемости, плавности и точности движения, его своевременном исполнении. Координация является результатом совместного взаимодействия центральной нервной системы и мускулатуры с целью достижения конечного результата движения. Для хорошей координации необходимо наличие способностей по управлению телом, восприятию и перерабатыванию значимой информации: - способность к ориентации – способность удерживать произвольные и непроизвольные движения в нужном направлении; - способность к реакции (реактивные способности) – способность быстро реагировать на раздражитель; - способность к равновесию – способность удерживать тело в равновесии или восстанавливать его равновесие; - способность к ритму – способность производить движение в соответствующем ритме; - способность к дифференцированию – способность осуществлять безопасное, точное, экономное движение. При этом важную роль играет дозирование силового участия. Элементарные координационные способности, присущие детям, проявляются в ходьбе, беге и прыжках, тогда как сложные проявляются непосредственно в какой-либо специальной деятельности. Старшим дошкольникам свойственны следующие виды координационных способностей: - пространственно-ориентационная способность; - способность к статическому и динамическому равновесию; - реагирующая способность – способность к быстрому началу целенаправленного двигательного акта, соответственного определенному сигналу; ритмическая способность – способность определять и реализовывать характерные динамические изменения в процессе двигательного акта. К развитию ловкости приводит систематическое разучивание с детьми новых упражнений. Обучение повышает пластичность нервной системы, улучшает координацию движений и развивает способность овладевать новыми, более сложными упражнениями. В таблице 6 представлена общая характеристика физических качеств личности. Таким образом, физические качества – это проявления двигательных возможностей человека, которые определяются двумя группами факторов: врождёнными (биологическими) и приобретёнными в течение жизни, основываются на общих характеристиках. Для эффективного применения методики развития физических качеств, необходимо знать основы их развития и совершенствования, и, прежде всего о физиологических и биохимических механизмах их проявления, т.е. о факторах биологических. Основы и механизмы развития физического качества определяют подбор средств и методов, с учётом возраста, пола, индивидуальных особенностей ребёнка.
Таблица 6 Характеристика физических качеств личности
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 1362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.88.18 (0.008 с.) |