Тема 1. 3. Цели, задачи физического воспитания, обеспечивающие оптимальное физическое развитие ребёнка дошкольного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. 3. Цели, задачи физического воспитания, обеспечивающие оптимальное физическое развитие ребёнка дошкольного возраста



Цели физической культуры – формировать здорового, гармонично развитого ребенка через возможные способы ее достижения, которые конкретизируются в задачах развития, обучения, воспитания и образования.

Задачи физического воспитания создание педагогических условий (предметная физкультурная среда, соревновательные и игровые ситуации и пр.), организация и управление (объём, интенсивность) процессом удовлетворения потребности детей в двигательной активности.

Содержание основных документов, связанных с развитием физической культуры и спорта в Российской Федерации, определяет цели, задачи физического воспитания, обеспечивающие оптимальное физическое развитие ребёнка дошкольного возраста.

«Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» предлагает пути и механизмы развития массового спорта среди различных социально-демографических групп населения (начиная с дошкольников и заканчивая взрослым населением), а также развитие спорта высших достижений и подготовки спортивного резерва. В данном документе подчёркивается, что вся работа по физическому воспитанию и развитию спорта среди дошкольников, школьников и студентов должна осуществляться с учетом реальных потребностей, занятия должны быть интересными обучающимся. Организационная работа по проведению занятий и ее содержание должны основываться и осуществляться на научной основе, учитывать новые, эффективные формы, методы и средства проведения занятий, с учётом возможностей, спортивной подготовки обучающихся. Результатом успешной работы будет формирование устойчивого интереса и потребности в занятиях физической культурой и спортом, в том числе самостоятельных, ведении здорового образа жизни не только во время обучения, но и в последующей жизнедеятельности. (Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года [распоряжение правительства РФ от 07.08.2009 г. №1101-р] [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.infosport.ru/strategiya/rasp1101.html).

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) отмечено целенаправленное формирование предпосылок учебной деятельности; формирование общей культуры; развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств; укрепление физического здоровья. Выделим образовательную область «физическая культура», целью которой является формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие. Обозначим ведущие задачи:

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия);

- сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;

- формирование общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности и др.

Образовательная область «Физическая культура» направлена на приобретение опыта в двигательной деятельности, в том числе в основных движениях (ходьбе, беге, прыжках, лазанье и др.), а также при катании на самокате, санках, велосипеде, ходьбе на лыжах, в спортивных играх и др.

Планируемые результаты образовательной области «физическая культура»: ребёнок физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками; у ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности; соблюдает элементарные правила здорового образа жизни, т.е. ребёнок физически готов к обучению в школе.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает особое место в общей системе Российского воспитания. Этот возраст охватывает период от рождения до семи лет. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, общая выносливость и работоспособность, жизнедеятельность, осуществляется наиболее интенсивный рост и развития важнейших систем организма и их функций, закладывается вся база для всестороннего развития физических и духовных способностей и другое, что необходимо для всестороннего гармонического развития личности.

В системе физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста осуществляется единая цель: подготовка к жизни, труду, овладения определенным запасом двигательных навыков и умений в момент поступления в школу, которые помогут более успешно усвоить школьную программу на последующих этапах обучения; повышение интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Также, формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с интеллектуальным и психическим развитием ребенка, с воспитанием нравственно - волевых черт личности, что также характерно основе всестороннего физического воспитания детей дошкольного возраста.

Согласимся с мнением Г.Г. Попова о том, что концепцию физического воспитания дошкольников можно выразить следующим образом: от генетически обусловленной потребности в двигательной деятельности, через свободу выбора средств и форм, к специально организованному и контролируемому ее удовлетворению средствами физической культуры. Исходя из концепции физического воспитания, его задача будет заключаться в создании условий, организации и управлении процессом удовлетворения потребности детей в двигательной деятельности. Содержание концепции и задачи физического воспитания дошкольников позволяет определить его как педагогический процесс, направленный на удовлетворение генетически обусловленной потребности ребенка в двигательной деятельности средствами физической культуры, а название самого процесса как «физкультурное воспитание». Обращаясь к исследованию физкультурной деятельности как к интеграционному процессу формирования различных индивидуальных и личностных качеств, следует рассматривать этот процесс в аспекте формирующейся общественной потребности в развитии ребенка.

Для решения цели физического воспитание детей дошкольного возраста, решаются основные задачи физического воспитания в комплексе и взаимосвязи с задачами умственного, нравственного, трудового и этического воспитания. Основными задачами физического воспитания являются:

- укрепление и охрана здоровья ребенка, закаливание организма;

- достижение полноценного физического развития (телосложения, физической и умственной работоспособности ребенка);

- создание условий для целесообразной двигательной активности детей;

- формирование жизненно необходимых видов движений (ходьба, бега, прыжков, ползания и лазания, бросания, ловли и метания; ходьбы на лыжах, плавание, езда на велосипеде);

- формирований широкого круга игровых действий;

- развитие физических (двигательных) качеств: ловкости, выносливости, скоростно-силовых качеств;

- содействие формированию правильной осанки и предупреждение плоскостопия;

- формирование доступных представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями и играми, обоснованных гигиенических требованиях и правилах;

- воспитание интереса к активной деятельности и потребности в ней.

Задачи физического воспитания дошкольников формулировались разными авторами, например, такими как Ю.К.Бабанский, В.И.Логинова, Г.В. Хухлаева и др.

 

Задачи физического воспитания

 

Ю.К. Бабанский В.И. Логинова Г.В. Хухлаева
1. Укрепление здоровья и закаливание, содействие правильному физическому развитию и повышению работоспособности   2. Формирование двигательных навыков и умений   3. Развитие основных двигательных качеств   4. Привитие гигиенических навыков, сообщение знаний по гигиене   5. Воспитание воли, смелости, дисциплины 6. Формирование привычки и интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями   7. Привитие организаторских навыков 1. Охрана и укрепление здоровья   2. Обеспечение своевременного и полноценного развития всех органов и функций организма   3. Формирование основных движений и двигательных навыков, ловкости, гибкости, смелости 1. Группа оздоровительных задач: охрана и укрепление здоровья, закаливание, развитие двигательной активности   2. Группа воспитательных задач: - формирование нравственно-физических навыков. - формирование потребности в физическом совершенстве. - воспитание культурно-гигиенических качеств   3. Группа образовательных задач: - формирование представлений о своем организме, о здоровье. - формирование навыков выполнения основных движений, - формирование представлений о режиме, об активности и отдыхе

 

Современная дошкольная педагогика в этом вопросе опирается на подход Г.В.Хухлаевой, которая выделяет три группызадач: образовательные, оздоровительные и воспитательные задачи.

Физкультурное занятие - основная форма физкультурной деятельности дошкольников, которая обеспечивает решение главных задач формирования физической культуры дошкольников: образовательной (обучать технике физических упражнений); воспитательной (развивать физические качества, воспитывать нравственно-волевые качества); оздоровительной (активизировать двигательную деятельность детей). С учётом реализации ФГОС ДО физкультурное занятие трактуется в направлении «физическое развитие» как образовательная область «физическая культура».

Образовательная задача предполагает овладение техникой физических упражнений через этапы обучения:

1. Разучить (Р) – дать первоначальное представление основы техники двигательного действия (первоначальное разучивание);

2. Закрепить (З) – формировать двигательное умение под контролем сознания (углубленное разучивание);

3. Совершенствовать (С) – формировать переход умения на уровень двигательного навыка. Характеризуемого выполнением упражнения автоматически без контроля сознания.

При оформлении плана-конспекта физкультурного занятия данная задача отвечает на вопрос что сделать? (ключевое слово «техника») пример: Разучить технику кувырка вперёд. Закрепить технику бега с низкого старта. Совершенствовать технику метания малого мяча вдаль.

Воспитательная задача предполагает развитие физических качеств (сила, ловкость, быстрота, выносливость, гибкость) и воспитание нравственно-волевых качеств (организованность, выдержку, смелость…..).

При оформлении плана-конспекта данная задача отвечает на вопрос что делать? например: Развивать ловкость, быстроту. Воспитывать организованность, выдержку.

Оздоровительная задача (сохранение, укрепление и обогащение здоровья) решается автоматически при условии эффективного решения образовательной и воспитательной задачи.

 

Контрольное задание № 1: перед Вами описание основных движений:

1) бег с высокого старта (Р);

2) прыжок в высоту с разбега (З);

3) ведение мяча на месте (С);

4) бросок мяча в корзину двумя руками от груди (Р);

5) передача мяча в парах с отскоком от пола (З);

Сформулируйте образовательные задачи физкультурного занятия, используя ключевое «техника».

Контрольное задание № 2: перед Вами описание основных движений.

6) бег с высокого старта (Р);

7) прыжок в высоту с разбега (З);

8) ведение мяча на месте (С);

9) бросок мяча в корзину двумя руками от груди (Р);

10) передача мяча в парах с отскоком от пола (З);

Сформулируйте воспитательные задачи физкультурного занятия.

 

ТЕСТ 1. К РАЗДЕЛУ 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Подчеркните правильный вариант (варианты) ответа:

Вопрос (определение)   Варианты ответов
1.     ТиМФВ – это наука, изучающая А) задачи физического воспитания Б) методы физического воспитания В) общие закономерности управления развитием ребёнка в процессе воспитания и обучения Г) средства физического воспитания
2. Ведущие задачи физического воспитания детей дошкольного возраста А) воспитательная Б) эстетическая В) оздоровительная Г) образовательная
3. Задача физического воспитания направлена на развитие физических и нравственно-волевых качеств А) образовательная Б) оздоровительная В) эстетическая Г) воспитательная
4.   Физическое упражнение – это А) соревновательная деятельность Б) основное специфическое средство физического воспитания В) совокупность материальных и духовных ценностей Г) особый вид двигательной деятельности
5.   Физические качества – это А) приобретённые особенности человека в процессе жизнедеятельности Б) врождённые морфофункциональные особенности организма человека В) основное специфическое средство физического воспитания Г) основа двигательных способностей
6.   Образовательная задача предполагает А) методы физического воспитания Б) овладение техникой физических упражнений В) средства физического воспитания Г) формы организации
7. Классификация физических упражнений по историческому признаку А) гимнастика Б) танцевальные упражнения В) спортивные упражнения Г) простейший туризм
Вопрос (определение)   Варианты ответов
8.   Физические качества развиваются в процессе А) физической культуры Б) физической подготовки В) физической подготовленности Г) физкультурного движения
9. Этап обучения, который характеризуется выполнением двигательного действия автоматически без контроля сознания А) разучить Б) совершенствовать В) уточнить Г) закрепить
10. Первоначальное представление основы техники двигательного действия осуществляется на этапе А) разучивания Б) совершенствования В) ознакомления Г) закрепления

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 1460; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.214.215 (0.019 с.)