Теории и технологии физического воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теории и технологии физического воспитания



Ильина галина вячеславовна

 

Теории и технологии физического воспитания

И развития детей дошкольного возраста

 

Электронное учебно-методическое пособие

 

Рецензенты:

профессор института педагогики, психологии и социальной работы

ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет»

доктор педагогических наук, профессор

Е.Н. Ращикулина

и.о.директора ГБОУ СПО (ССУЗ)

«Магнитогорский педагогический колледж»

кандидат педагогических наук

Л.Н. Малявкина

Ильина Г.В.

СТеории и технологии физического воспитания и развития детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособиеМ. - Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2015. – 191 с.

 

 

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Тема 1.2. Основные понятия теории и методики физического воспитания и развития детей дошкольного возраста

Теория и методика физического воспитания и развития детей дошкольного возраста - это наука об общих и частных законах управления развитием процесса физического воспитания дошкольников.

Физическое воспитание - это педагогический процесс, направленный на удовлетворение генетически детерминированной потребности ребёнка в двигательной деятельности. Процесс физического воспитания ребенка включает последовательное решение образовательных, воспитательных и оздоровительных задач, при помощи средств, методов, форм обеспечивающих непрерывность образовательного процесса на разных ступенях обучения, путём активизации двигательной (физкультурной) деятельности детей.

Физическое воспитание – это педагогический процесс, направленный на развитие физических качеств и образование человека.

Воспитание физкультурное педагогический процесс, направленный на формирование потребностно-мотивационной сферы человека с широким спектром установок на физкультурную деятельность: стремления, интересы, цели, потребности, мотивы и т.д.

Физкультурная деятельность – это специфическая деятельность человека, проявляющаяся в генетически обусловленной потребности человека в двигательной активности, отвечающая психофизическим особенностям человека, которая решается в процессе физического воспитания.

В каждом виде физкультурной деятельности различно представлены духовные начала, связанные с интеллектуальными и социально-психологическими компонентами, а также с широким спектром потребностей, способностей и отношений. Это и определяет специфику физкультурной деятельности человека, позволяет через неё решать общевоспитательные, общекультурные задачи, связанные с самосовершенствованием человека, самовыражением, общением, творчеством, культурным отдыхом, влиянием на его эмоциональную сферу, на его мироощущение и мировоззрение. Это особенно важно учесть на ступени дошкольного и начального общего образования. Важным моментом в физкультурной деятельности является учёт ценностно-смысловых ориентиров личности, её потребностей, мотивов, интересов, которые являются «пусковым» механизмом деятельности, её побудительным и организующим началом и определяет характер избираемых целей и средств их достижения.

Концепция физкультурной деятельности определяется генетически детерминированной (обусловленной) потребностью в физической нагрузке, через свободу выбора форм, объёмов и интенсивности, к специально организованному и контролируемому её удовлетворению средствами физической культуры.

Форма организации физкультурной деятельности особым образом организованное выполнение комплекса физических упражнений с целью решения задач сферы физической культуры. К основным формам относятся: физкультурное занятие, утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, физкультминутка и физкультпауза, специально организованная физкультурная деятельность на прогулке, самостоятельная физкультурная деятельность, задания на дом. К рекреационным формам относятся: туристическая прогулка, физкультурный досуг, физкультурный праздник, день здоровья.

Физическая культура часть общей культуры общества, одна из сфер социальной действительности, направленная на укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека; совокупность интеллектуальных, материальных и нравственных ценностей общества в области физического совершенствования человека.

Физическая культура - часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека; совокупность материальных и духовных ценностей общества в области физического совершенствования человека.

Спорт составная часть физической культуры, включающая занятия физическими упражнениями для максимально-возможного повышения результата в избранном спортивном упражнении, с целью достижения победы на соревнованиях.

Спорт - составная часть физической культуры, система организации, подготовки и проведения соревнований по различным комплексам физических упражнений.

Физическое совершенство - исторически обусловленный уровень физического развития. Оно является результатом полноценного использования физической культуры. Под физическим совершенством подразумевается оптимальная физическая подготовленность и гармоничное психофизическое развитие, соответствующее требованиям трудовой и других форм жизнедеятельности.

Физическое (физкультурное) упражнение – это основное специфическое средство физического воспитания, особый вид двигательной деятельности, напрвленный на развитие физических качеств и образование человека.

Физическое (физкультурное) упражнение – этодвигательная активность, организованная в соответствии с закономерностями физкультурной деятельности и направленная на его биологическое, психическое и социальное преобразование.

Физические качества – это проявления двигательных возможностей человека, которые определяются двумя группами факторов: врождёнными (биологическими) и приобретёнными в течение жизни, основываются на общих характеристиках.

Физические качества – это врождённые морфофункциональные качества [анатомо-физиологические], которые развиваются в процессе физического воспитания, посредством физических упражнений». Благодаря физическим качествам возможна физическая активность человека, проявляющаяся в целесообразной двигательной деятельности. Это сила, ловкость, быстрота, выносливость, гибкость.

Развитие физических качеств (как процесс) педагогический процесс, направленный на количественные, качественные и структурные изменения биологических механизмов, ответственных за проявление физических качеств.

Физическое развитие – это динамичный процесс изменения форм и функций организма человека (ребёнка) в жизнедеятельности. Наиболее эффективно протекает в процессе физического воспитания, посредствам физических упражнений.

Физическое развитие — процесс формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных морфофункциональных свойств организма ребенка и основанных на них психофизических качеств.

Физическая готовность – это достижение ребенком показателей уровня физического развития (биологической зрелости), соответствующего возрасту, и физической подготовленности, позволяющей ему успешно адаптироваться к разнонаправленным (сила, быстрота, выносливость и так далее) физическим нагрузкам школьного обучения.

Готовность ребёнка к школьному обучению – уровень развития ребёнка, обеспечивающий устойчивость и успешность школьного обучения. Это многогранное явление, определяемое рядом биологических, социальных, психолого-педагогических факторов.

Физическая подготовка – это (процесс) целенаправленное физическое развитие человека в процессе физического воспитания на изменение показателей уровня развития физических качеств и овладения техникой физических упражнений.

Физическая подготовленность - соответствие уровня развития двигательных умений и навыков нормативным требованиям программы.

Физическая подготовленность – это (результат) совокупность показателей уровня развития основных физических качеств и овладения техникой программных физических упражнений, подводящих к освоению школьной программы, биологической адаптации ребёнка в условиях нового социального статуса.

ТЕСТ 1. К РАЗДЕЛУ 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Подчеркните правильный вариант (варианты) ответа:

Вопрос (определение)   Варианты ответов
1.     ТиМФВ – это наука, изучающая А) задачи физического воспитания Б) методы физического воспитания В) общие закономерности управления развитием ребёнка в процессе воспитания и обучения Г) средства физического воспитания
2. Ведущие задачи физического воспитания детей дошкольного возраста А) воспитательная Б) эстетическая В) оздоровительная Г) образовательная
3. Задача физического воспитания направлена на развитие физических и нравственно-волевых качеств А) образовательная Б) оздоровительная В) эстетическая Г) воспитательная
4.   Физическое упражнение – это А) соревновательная деятельность Б) основное специфическое средство физического воспитания В) совокупность материальных и духовных ценностей Г) особый вид двигательной деятельности
5.   Физические качества – это А) приобретённые особенности человека в процессе жизнедеятельности Б) врождённые морфофункциональные особенности организма человека В) основное специфическое средство физического воспитания Г) основа двигательных способностей
6.   Образовательная задача предполагает А) методы физического воспитания Б) овладение техникой физических упражнений В) средства физического воспитания Г) формы организации
7. Классификация физических упражнений по историческому признаку А) гимнастика Б) танцевальные упражнения В) спортивные упражнения Г) простейший туризм
Вопрос (определение)   Варианты ответов
8.   Физические качества развиваются в процессе А) физической культуры Б) физической подготовки В) физической подготовленности Г) физкультурного движения
9. Этап обучения, который характеризуется выполнением двигательного действия автоматически без контроля сознания А) разучить Б) совершенствовать В) уточнить Г) закрепить
10. Первоначальное представление основы техники двигательного действия осуществляется на этапе А) разучивания Б) совершенствования В) ознакомления Г) закрепления

 

 

 

Гимнастика

В гимнастику входят основные движения (ОД), общеразвивающие упражнения (ОРУ), построения и перестроения, и простейший туризм.

Основные движения. В своем историческом развитии организм человека формируется в условиях высшей двигательной активности. Из всего многообразия двигательной деятельности можно выделить пять основных жизненно важных движений, каждое из которых имело свое значение:

1 – 2) бег и ходьба – для перемещения в пространстве;

3 – 4) прыжки и лазанье – для преодоления препятствия;

5) метания – для защиты и нападения.

Тысячи лет эти движения являлись главнейшим условием существования человека – выживал тот, кто лучше других владел ими и лучше всего в комплексе. Необходимым условием для овладения ОД на высшем уровне является наличие хорошо развитого чувства равновесия, которое можно считать шестым компонентом этого комплекса.

Общая характеристика основных движений (ОД)

1. Динамический характер ОД позволяет вовлекать в работу большое количество мышечных групп, что повышает жизнедеятельность организма, активизирует все физиологические процессы. Работа систем (их повышенная жизнедеятельность) – совершенствует орган, а более совершенный орган предъявляет и более высокие требования системе, тем самым совершенствуя ее.

2. Совершенствование основных движений развивает психические процессы – внимание, волю, воображение, мышление, избирательно воздействует на эмоциональную сферу.

3. Основные движения содействуют развитию у ребенка ориентировок в пространстве - в направлении движения, удаленности от предмета, пространственных отношений между предметами, в реакции на движущийся объект. Развивается также ориентировка во времени – длительность выполнения упражнений и их отдельных фаз.

4. Основные движения – условные рефлексы. В течение дошкольного возраста ОД закрепляются, совершенствуются, автоматизируются т.е. формируется динамический стереотип. Очень важно, чтобы формировался гибкий динамический стереотип для возможности быстрой перестройки двигательного действия в соответствии с меняющейся ситуацией. Это осуществляется путем выполнения различных вариантов ОД – изменения темпа, условий, исходных положений, направления и т.д.

5. Основные движения делятся на циклические и ациклические. Циклические движения быстрее усваиваются и автоматизируются. Это объясняется регулярным повторением огромного количества циклов, что быстро формируется динамический стереотип. Ациклические движения не имеют повторных циклов (метание, прыжки) и заключают в себе определенную последовательность двигательных действий выполняемых в определенном ритме. Каждое ациклическое движение имеет три фазы – подготовительную, основную и заключительную. Подготовительная фаза обеспечивает условия, например и.п., для эффективного выполнения основной фазы. Основная фаза – часть двигательного действия, от которого в максимальной степени зависит его эффективность. Заключительная фаза необходима для принятия устойчивого положения после финального усилия основной фазы.

6. Очень важно при обучении ОД научить своевременному чередованию мышечного напряжения и расслабления.

7. Основные движения могут использоваться как средство и как метод.

Общеразвивающие упражнения являются самым распространенным средством физкультурной деятельности, занимающим значительное место практически во всех её формах. Относительная простота ОРУ и доступность для занимающихся любого возраста и уровня физической подготовленности обусловили их столь широкое применение. Кроме этого, необходимо отметить широкую вариативность силовых характеристик ОРУ и безграничные возможности их пространственного моделирования.

Однако простота и доступность, рассматриваемые с позиции эффективности воздействия на организм, являются в значительной степени кажущимися, так как максимальную пользу от ОРУ можно получить лишь при органичном сопряжении в процессе их выполнения закономерностей таких научных дисциплин как педагогика, психология, биомеханика и другие. В свою очередь эффективность довольно сложных механизмов взаимодействия закономерностей перечисленных наук, а в итоге эффективность самих ОРУ, зависит от выполнения простых, но всегда конкретных требований. К важнейшим из них необходимо отнести интенсивность выполнения упражнений, их объем (дозировку), правильность принятия исходных положений и четкость соблюдения пространственных и силовых характеристик.

Строевые упражнения – совместные действия занимающихся в том или ином строю. Обучение дошкольников строевым упражнениям проводится с учетом возрастных особенностей.

Со второй младшей группы детей обучают строиться: с помощью воспитателя - в круг, в колонну друг за другом, перестраиваться из колонны по одному в колонну по два.

В средней группе закрепляются навыки построения и перестроения изученные во второй младшей группе; обучаются выполнять эти упражнения в движении; изменять движение по сигналу.

В старших группах детей обучают по команде воспитателя выполнять разнообразные построения и перестроения: из колонны по одному в колонну по два, по три, по четыре; то же через центр зала, расхождения налево и направо, смыкание и размыкание колонн.

К строевым относится следующие упражнения:

· построения – в круг, колонну, шеренгу;

· перестроения - из колонны по одному в круг, в колонну по два, по три и т.д.; из шеренги в две шеренги (смыкание) и обратно (размыкание), из круга в два круга и т.д.;

· повороты – кругом, налево, направо; то же в движении.

Строевые упражнения используются в различных формах организации двигательной деятельности: на физкультурных занятиях, утренней гимнастике, подвижных играх, досугах, праздниках и т.д.

Танцевальные упражнения разучиваются на музыкальных занятиях. Используются на утренней гимнастике и физкультурных занятиях в качестве разминки.

Игры

Все подвижные игры для детей дошкольного возраста можно разделить на две большие группы: подвижные игры с правилами и игры с элементами спортивных игр (рис. 1).

Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные, количество играющих может быть различным (от 5 до 25), и это позволяет широко использовать игры в разных условиях и с разными целями.

Одной из особенностей подвижных игр с сюжетами являются возможность воздействия на детей через образы, роли, которые они исполняют, через правила, подчинение которым обязательно для всех.

В сюжетных играх обычно большинство детей изображает, например, птичек, зайчиков, а один ребенок или воспитатель исполняет ответственные роли – волка, лисы, кота. Действия детей тесно взаимосвязаны. Так, активность ребенка, исполняющего роль волка, побуждает и остальных участников игры – зайцев – двигаться энергичнее, проявлять быстроту ловкость, гибкость, инициативу. Наиболее популярны сюжетные подвижные игры в младшем дошкольном возрасте.

Бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве чем игры сюжетные. Это объясняется тем, что игровые действия обычно менее вариативны и подчинены, в отличие от игр бессюжетных, строго регламентированным правилам и условиям их выполнения.

Бессюжетные игры типа ловишек, очень близки к сюжетным – в них нет лишь образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей, взаимосвязанные игровые действия всех участников. Такие игры доступны и младшим и старшим дошкольникам.

Игры–забавы часто проводятся на физкультурных занятиях, досугах, праздниках. Двигательные задания в этих играх выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования: пробежать, держа в руке ложку с шариком; бежать в мешке; бежать по полу или траве на лыжах; ударить по мячу ногой с завязанными глазами, и т.д. Игры–забавы на досугах и праздниках являются веселым зрелищем, доставляющим детям много радости, положительных эмоций, но в то же время они требуют от участников проявления быстроты, ловкости и других физических качеств.

Игры с элементами спортивных игр. Самостоятельную группу составляют используемые игры с включением элементов спортивных игр: городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, футбол, хоккей. Это ещё не спортивные игры в полном смысле слова, поскольку дошкольникам доступны лишь некоторые элементы спортивных игр. Такие игры проводятся только с детьми старшего дошкольного возраста по упрощенным правилам с использованием детского спортивного инвентаря и оборудования.

Спортивные упражнения

К спортивным упражнениям относится ходьба на лыжах, катание на коньках, санках, велосипеде, самокате, плавание. Спортивные упражнения способствуют укреплению основных мышечных групп, развитию костной, сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем.

Во время занятий на свежем воздухе, при различной температуре воздуха в соответствующей одежде у детей повышаются защитные силы организма и обменные процессы в нем.

Кроме того, занятия спортивными упражнениями способствуют познанию детьми явлений породы, они приобретают понятия о свойствах снега, воды, льда, скольжении, торможении; устройстве велосипеда, самоката и т.д. У ребенка развиваются речь, согласованность действий в коллективе, дисциплина, смелость, выдержка, формируются нравственные проявления.

Ухаживая за физкультурным инвентарем, дети приобретают трудовые навыки, приучаются к бережливости, аккуратности.

Простейший туризм

Экскурсии и прогулки (простейший туризм) за пределы детского сада способствуют реализации познавательных задач и включают в себя упражнения (игры) которые можно проводить с детьми 3-4 лет. Они способствуют укреплению здоровья, физическому, эстетическому, нравственному и интеллектуальному развитию.

Прогулки и экскурсии осуществляются регулярно, начиная с первой младшей группы, с учетом возрастных особенностей, физической подготовленности и рекомендации медицинского работника.

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Словесные приемы

Слово, применяемое при обучении, направляет всю деятельность детей, придает ей осмысленность, облегчает понимание задачи и усвоение нового, вызывает умственное напряжение и активность мысли, содействует самостоятельности и произвольности выполнения детьми упражнений. Словесные приемы при обучении движению выражаются в ясном и кратком объяснении детям новых движений, с опорой на имеющиеся у них жизненный опыт и представления; в пояснении, которое сопровождает конкретный показ движений или уточняет отдельные его элементы; в указании, необходимом при воспроизведении показанного воспитателем движения или самостоятельном выполнении детьми упражнения; в беседе, предваряющей введение новых физических упражнений и подвижных игр или при обучении, когда требуется разъяснение двигательных действий, уточнение сюжета подвижной игры и т. п.; в вопросах к детям, которые задает воспитатель, до начала выполнения физических упражнений в целях выяснения степени осознанности последовательного выполнения действий пли проверки имеющихся представлении об образах сюжетной подвижной игры, уточнения правил, игровых действий и т. п.

Кроме того, словесные приемы заключаются также и четкой, эмоциональной и выразительной подаче различных команд и сигналов. Например, в процессе перестроения в нужную стойку воспитатель говорит: «Ноги прыжком па ширину плеч - ставь!» Или для окончания движения: «На месте — стой'». «Paз, два, три — беги!» и т. д. Все это требует различной и интонации и динамики, вызывающей быстроту и точность ответной двигательной реакции детей. К этому следует отнести также отчетливое скандирование считалок и выразительное произнесение игровых зачинов, которыми так богато русское народное творчество.

Игровой метод, близкий к ведущей деятельности детей дошкольного возраста, наиболее специфичный, а эмоционально-эффективный в работе с ними, учитывающий элементы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления. Он дает возможность одновременного совершенствования разнообразных двигательных навыков, самостоятельности действий, быстрой ответной реакции на изменяющиеся условия, проявления творческой инициативы.

В процессе игровых действий у детей формируются морально-волевые качества, развиваются познавательные силы, приобретается опыт поведения и ориентировки в условиях действия коллектива.

В младших группах при обучении детей движениям широко применяются игровые приемы, способствующие эмоционально-образному уточнению представлений о характере движений (например, «Будете бегать легко и тихо, как мышки», «Нужно прыгать, как зайчики»).

Соревновательный метод в процессе обучения детей дошкольного возраста может применяться при условии педагогического руководства.

Этот метод используется преимущественно в старших группах детского сада в целях совершенствования уже приобретенных двигательных навыков (но не состязания и борьбы за первенство). Обязательное условие соревнования — соответствие их физическим силам детей, воспитание морально-волевых качеств, а также правильная оценка своих достижений и других детей на основе сознательного отношения к требованиям. Особенно важным является воспитание коллективных чувств, определяющих возможность радоваться успехам других, исключающих зависть и недоброжелательство. В процессе соревнования, в игре или при выполнении упражнения у ребенка при неудачах может возникнуть огорчение. В таких случаях чрезвычайно велика роль воспитателя, его умение перевести отрицательную эмоцию в положительную. Это достигается предварительной подготовкой детей к восприятию процесса соревнования, а в момент неудачи воздействием на сознание ребенка, убеждающими доводами и превращение отрицательных эмоций в стимул успешного достижения поставленной задачи.

Учитывая содержание упражнений, возрастные возможности и индивидуальные особенности детей, педагог в одном случае исходным моментом в обучении использует наглядность - восприятие ребенком образца движения в сочетании с пояснениями, о другом - слово, объяснение содержания и структуры упражнения. Однако во втором случае педагог опирается на уже имеющиеся у детей жизненный опыт и конкретные представления о движениях. Вслед за наглядными или словесными методами непременно должны следовать практические действия детей — самостоятельное выполнение движений под руководством воспитателя.

 

Дошкольного возраста

 

К методам развития физических качеств детей дошкольного возраста относятся: равномерный; переменный; повторный; игровой и соревновательный.

Равномерный метод характеризуется выполнением физической нагрузки постоянной интенсивности. Например, кроссовый бег, езда на велосипеде, ходьба на лыжах, плавание и другие циклические упражнения выполняемые в одном, неменяющемся от начала до конца, темпе.

Переменный метод характеризуется физической нагрузкой с одноразовым или многоразовым изменением её интенсивности в процессе выполнения упражнения. Например, в кроссовом беге на 500 м. в среднем темпе через каждые 100м. выполняются ускорение по 50 м. с высокой или близкой к максимальной скоростью. Или при выполнении 12 приседаний 3 приседания делать медленно потом 3 быстро и т.д.

Повторный метод характеризуется отдыхом между отдельными упражнениями достаточным для полного восстановления. Примерное задание: пробежать 4 раза по 30 м. с условием выполнять каждую последующую пробежку на фоне полного восстановления (отдыха) после предыдущей.

Игровой метод характеризуется развитием физических качеств посредством специально подобранных игровых упражнений, то есть игр определенной направленности – беговой, прыжковой, силовой и т.д.

Соревновательный метод характеризуется развитием физических качеств которе в наибольшей степени проявляются в соревновательном упражнении. Например, в соревновании по сгибанию и разгибанию рук в упоре развивается сила, в беге на 300 м. выносливость, в преодолении полосы препятствий ловкость и т.д.

Интервальный метод характеризуется физической нагрузкой с изменением интенсивности в процессе выполнения упражнения и отдыха между отдельными упражнениями. Не используется в работе с детьми дошкольного возраста.

 

Деятельность на прогулке

Её содержание обязательно согласуется с содержанием физкультурных занятий, планируется инструктором физической культуры и проводится воспитателем ежедневно на первой прогулке. Длительность физкультурной деятельности зависит от поставленных задач, возраста и погодных условий, но не более половины продолжительности прогулки. В содержание может входить весь арсенал средств физической культуры с превалированием подвижных игр и игровых упражнений.

Данной формой физкультурной деятельности могут решаться следующие задачи:

· разучивание техники ОРУ;

· коррекция уровня развития физических качеств;

· закрепление и совершенствование техники ранее освоенных, в том числе и на физкультурных занятиях, физических упражнений;

· разучивание строевых упражнений, построений, перестроений;

· формирование личностных качеств средствами физической культуры.

Структура физкультурной деятельности на прогулке может быть любой, но её общее содержание должно подчиняться требованиям закономерностей решения задач физической культуры. То есть при решении задач развития физических качеств необходимо провести разминку биологических систем организма в наибольшей степени задействованных в их проявлений, также как и при обучении или закреплении техники физических упражнений.

Утренняя гимнастика

Утренняя гигиеническая гимнастика (УГГ) – одна из форм физкультурной деятельности дошкольников, задача которой заключается в выравнивании эмоционального состояния детей группы и подготовки их к предстоящей совместной деятельности.

Задача УГГ: Выравнивание эмоционального и психофизического состояния детей группы и подготовка их к предстоящей совместной деятельности.

Утренняя гимнастика представляет собой комплекс из 5-8 ОРУ. Первое упражнение – потягивания, дальше следует упражнения для рук, туловища, ног. Завершается утренняя гимнастика прыжками, ходьбой, дыхательными упражнениями. Желательно музыкальное сопровождение. Продолжительность утренней гимнастики и его отдельных частей представлены в таблице 4.

 

Таблица 4

Продолжительность утренней гимнастики и его отдельных частей

Возрастная группа Продолжи- тельность (мин.) Кол-во ОРУ Подготови-тельная часть (мин.) Основная часть (мин.) Заключи-тельная часть (мин.)
Вторая младшая 5-6        
Средняя 6-8 4-5      
Старшая 8-10 5-6      
Подготови- тельная 10-12 6-7     1-2

 

Гимнастика после дневного сна. Гимнастика облегчает пробуждение ребенка, содействует переходу организма из состояния покоя в состояние бодрствования. Её содержание может быть идентичным утренней гимнастике за исключением постепенного усиления эмоционального фона сопровождающих указаний, команд и музыкального аккомпанемента. Комплекс, как правило, состоит из 6-8 общеразвивающих и дыхательных упражнений. Проводится гимнастика в спальной комнате или в помещении для занятий и заканчивается закаливающими и гигиеническими процедурами. Длительность гимнастики, включая закаливающие и гигиенические процедуры, до 20 минут

Тема 4.3. Исходные положения при выполнении ОРУ.

Правило записи ОРУ.

Методика проведения утренней гимнастики в дошкольном учреждении

Исходные положения при выполнении ОРУ

Стойка - положение, при котором тело расположено вертикально.

Основная стойка - встать прямо, без напряжения; пятки вместе, носки развернуть по линии фронта на ширину ступни, ноги в коленях выпря­мить, но не напрягать; грудь приподнять, а все тело несколько подать впе­ред, подобрав живот, но, не сгибаясь в пояснице, плечи развернуть ровно; руки свободно опустить гак, чтобы кисти, обращенные ладонями внутрь, были сбоку и посередине бедер, пальцы согнуты; голову держать высоко и прямо перед собой (положение рук может быть различным так, например, основная стойка, сокращенно о. с., руки на пояс, руки за голову, руки назад).

Стойка ноги врозь - в этой стойке ступни расположены так же, как в основной стойке, но ноги расставлены на шаг. Иное расположе­ние ступней надо указывать дополнительно, например: стойка ноги врозь, ступни параллельно.

Широкая стойка ноги врозь - стойка, в которой ноги широко разве­дены в стороны; о положении рук, если они не внизу, должны быть дополнительные указания.

Узкая стойка ноги врозь - стойка, в которой ноги расставлены врозь вдвое меньше, чем в стойке ноги врозь.

Стойка ноги врозь правой - стойка, в которой правая нога находит­ся на шаг впереди левой. Данная стойка может быть широкой и узкой, о чем следует указывать.

Стойка скрестно (скрестная), в которой одна нога находится перед другой скрестно и касается колена опорной ноги, ступни параллельны, на расстоянии 10-15 см. При названии слово «спереди» опускает­ся, например стойка скрестно правой, если правая нога находится перед левой.

Сомкнутая стойка - стойка, в которой ступни сомкнуты.

Стойка пятки врозь - стойка, в которой носки сомкнуты, а пятки разведены врозь.

Стойка на коленях - стойка, в которой колени, голени и носки опи­раются о пол (снаряд) всей длиной, носки вытянуты, при вы­полнении из основной стойки или из сомкнутой стойки опусканием, сги­бая ноги, указаний о способе выполнения не требуется.

Стойка на правом (левом) колене - при обычном способе выполне­ния одна нога поднимается и, сгибаясь, отводится назад. Одновременно с этим сгибается другая нога, опускаясь на колено так, чтобы бедро опорной ноги и голень другой (находящейся впереди) были перпендикулярны полу (опоре). Иное расположение ног или способ выполнения указы­ваются. Например, шагом правой стойка на левом колене, руки за голову (если она выполняется шагом вперед). Положение рук, если они не внизу, указывается дополнительно. Например, левую вперед-кверху, правую в сторону-назад (или назад-книзу).

Присед - положение занимающегося, в котором ноги согнуты (опора на носках), руки в любом положении. Выполняется из основной стойки полным сгибанием ног. Положение ног на всей ступне указывать дополнительно.

Полуприсед - приседание, выполняемое на половину амплитуды.

Выпад - выполняется выставлением ноги в любом направлении с одновременным сгибанием её. Туловище сохраняет вертикальное положе­ние, голова прямо.

Выпад правой (левой) - выставление ноги вперед с одновременным таким сгибанием ее, чтобы колено находилось на уровне носка, а ступня другой ноги несколько поворачивалась носком наружу.

Выпад вправо (влево) - выставление ноги в сторону. Ступни сохра­няют положение основной стойки.

Выпад назад (или назад-наружу, внутрь и т. п.) - выставление ноги назад. Если нужно, указывать ногу. Например, выпад правой назад. О других направлениях необходимы дополнительные указания. На­пример, выпад левой вправо (или вправо-вперед и т. п.).

Наклон - сгибание туловища в любом направлении. При наклоне го­ловы всегда добавлять слово «головы», например: наклон головы вправо.

Наклон - термин для определения сгибания тела в тазобедренных суставах вперед, назад или в стороны с полной амплитудой движения. При выполнении вперед указание о направлении можно опускать. Например, наклон.

Наклон прогнувшись - выполняется обычно вперед, руки в стороны, голова приподнята.

Пружинящий наклон - обычный наклон вперед, выполняемый не­сколькими движениями при неполном выпрямлении туловища между на­клонами.

Наклон в широкой стойке - наклон прогнувшись, выполняемый в широкой стойке ноги врозь, руки в стороны, смотреть вперед.

Сед – положение занимающегося, сидя на полу или



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 1407; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.178 (0.079 с.)