Тема 8.1. Характеристика современных здоровьесберегающих технологий реализуемых с детьми дошкольного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8.1. Характеристика современных здоровьесберегающих технологий реализуемых с детьми дошкольного возраста



Технологии физического воспитания и развития – это специальные формы, методы, средства обучения технике основных движений и развития физических качеств, повышения психофизического потенциала детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания (с учётом психолого-педагогических установок), приводящие к достижению показателей физической готовности к обучению в школе.

Признаки педагогической технологии: универсальность; воспроизводимость; управляемость образовательного процесса на основе алгоритмизированной системы педагогических процедур; системность. Отсутствие хотя бы одного из этих признаков исключает методику из разряда технологий.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - это технологии на сохранение, поддержание и обогащение здоровья субъектов педагогического процесса (дети, педагоги и родители).

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании – обеспечение высокого уровня реального здоровья дошкольников и воспитание физической культуры, позволяющей дошкольнику самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Данные технологии в дошкольном образовании реализуются в условиях охраны и укрепления здоровья детей, своевременного формирования жизненно необходимых двигательных умений, последовательного овладения техникой основных движений, элементарных знаний о здоровом образе жизни; позволяют дошкольникам самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения; формируют у детей, родителей, педагогов стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, стремление к физическому совершенствованию.

Виды здоровьесберегающих технологий реализуемых с дошкольниками: сохранения и стимулирования здоровья (стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, релаксация, подвижные и спортивные игры); эстетической направленности (гимнастика: пальчиковая, язычковая, для глаз, дыхательная, бодрящая, корригирующая, ортопедическая); обучения здоровому образу жизни (физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры, занятия из серии «здоровье», самомассаж, точечный самомассаж, утренняя гигиеническая гимнастика); - коррекционные (арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая ритмика).

 


Дыхательная гимнастика как один из способов повышения функциональных возможностей детей дошкольного возраста

Использование дыхательных упражнений с детьми позволяет эффективно решить следующие задачи:

1) адаптация к разнонаправленным нагрузкам школьного обучения;

2) повышение общего тонуса ребенка, сопротивляемости и устойчивости к простудным заболеваниям;

3) тренировка дыхательной мускулатуры.

4) улучшение дренажной функции бронхов.

5) обучение детей технике правильного дыхания (дыхание через нос, с закрытым ртом, глубокий вдох, продолжительный выдох).

6) нормализация обменных процессов в органах и тканях всего организма, насыщение крови кислородом.

Широко применяют динамические, статические и реже дренажные дыхательные упражнения.

Динамическими дыхательными упражнениями называют такие упражнения, во время которых дыхание осуществляется с участием вспомогательных дыхательных мышц, при движении конечностей и туловища. Методика дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой основана на коротком активном вдохе, который тренирует все мышцы дыхательной системы, а методика М. Л. Лазарева «Звуковое дыхание» направлена на стимуляцию обменных процессов в клетках за счет звуковой вибрации. Произношение гласных и согласных звуков во время дыхательных упражнений.

Статическими дыхательными упражнениями называют упражнения в углубленном, ритмичном дыхании, осуществляемом без движения рук, ног или туловища.

Важное место в физическом воспитании детей дошкольного возраста занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж. Дренажными дыхательными упражнениями называют упражнения, способствующие оттоку отделяемого из бронхов в трахею, откуда мокрота эвакуируется во время откашливания. У ребенка дыхательные мышцы, так же как вся мышечная система, силой не отличаются, их надо развивать. Дыхательная гимнастика Б. С. Толкачева способствует физической реабилитации детей, страдающих респираторными заболеваниями, характеризуется сочетанием простых физических упражнений с озвученным выдохом.

Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики

· Не заниматься за 20 минут до еды и 1 час после еды.

· Включать во все комплексы дыхательной гимнастики, в режимные моменты в течение дня. Упражнения по методу очистительного дыхания рекомендуется проводить во время физкультурных пауз на занятиях педагогами, после физической нагрузки, как можно чаще для снятия напряжения, усталости. Делать глубокий вдох носом и полный удлиненный выдох через рот. Чтобы ребенок дышал правильно, научить его выполнять упражнения в виде разных игровых образов.

· Звуковые дыхательные упражнения могут выполняться ежедневно во время утренней гимнастики, в течение дня, гимнастике пробуждения, на занятиях, как способ коррекции психического состояния детей. В летнее время лучше проводить на свежем воздухе во время прогулки. Наиболее интенсивно проводить в осенне-весенний период, когда идет подъем заболеваний верхних дыхательных путей. Выполняется как в покое, так и ходьбе. Для эффективности дыхание должно выполняться не менее 3 минут.

· Вводить круговые движения рук (вперёд и назад), рывковые движения прямых и согнутых рук. В упражнениях для туловища делаются повороты и наклоны в стороны, повороты вокруг себя стоя и лежа. Больше внимания удаляется специальным дыхательным упражнениям. Широко используется различные индивидуальные пособия, кроме того, даются имитационные упражнения.

Комплекс дыхательной гимнастики для дошкольников

 

Содержание Дозировка Организационно-методические указания
1. «Ослик» Ходьба, легкий бег, остановиться по сигналу. На выдохе прокричать «йа, йа» 4-6 остановок Произнесение звука «йа» укрепляет связки гортани, эффективно против храпа.
2. «Аист» И.п. – о.с. Вдох – медленно поднять руки в стороны. Ногу, согнутую в колене, вынести вперед, зафиксировать положение. Выдох – опуская ногу и руки, сделать, небольшой шаг, произнося «ш-ш-ш» 4-5 раз Следить, чтобы выдохи были продолжительными и следовали после вдоха в соответствии с движением рук. Удерживать равновесие
3. «Гуси» И.п. – о.с., руки назад книзу. Вдох – поднять голову. Наклониться вперед, прогнувшись, вытянуть шею – выдох – «ш-ш-ш» 3-5 раз Упражнение нормализует функции внешнего дыхания
4. «Сердитый ежик» И.п. – широкая стойка. На выдохе наклониться, стоя на всей ступне, обхватить грудь, голову опустить, изображая рассерженного ежа, - «пф-ф-ф», затем – «ф-ф-ф», сдавливая руками грудную клетку 3-4 раза Активизирует нижнегрудное дыхание, улучшает подвижность грудного отдела позвоночни­ка и грудной клетки
5. «Волк» И.п. – стойка на ладонях и коле­нях. На вдохе поднять голову вверх. На выдохе протяжно тянуть «у-у-у-у-у», напрягая мышцы шеи. Губы сложить трубочкой. Вернуться в и.п.   3-4 раза Пропевание изменять по громкости (с нарастанием и убыванием силы звука в разных вариантах), по тембру звучания (грубо, низко или высоко, звонко)
6. «Лошадка» И.п. – произвольное. Цоканье языком с изменением громкости и темпа 20-30 сек. Различные движения рук, сгибать ноги впереди. Имитировать приближающийся и удаляющийся звук идущей, скачущей лошадки
7. «Змея» И.п. – лежа на животе, руки вдоль туловища. Вдох – под­нять голову, прогнуться, выдох – медленно опускаться, произнося «с-с-с» 4-6 раз Движения плавные.
8. «Лев» И.п. – лежа на животе, руки вдоль туловища. Вдох – согнуть руки в локтях, предплечья вперед. Выдыхая, напрячь пальцы рук, направить взгляд вверх, высунуть до предела язык. Тянуть рычащий звук «а-а-а» 2-4 раза При напряжении, вызванном положением языка, звук «а» как бы вибрирует, создавая впечатление рычания.

Стретчинг (растягивание) - это комплексные упражнения, которые положительно влияют на весь организм, улучшая самочувствие человека, способствуют растяжению мышц, сухожилий и связок всего туловища и всех конечностей, содержат в себе основу лечебной физкультуры. Рекомендуются детям с вялой осанкой и плоскостопием.

Выделяют четыре метода проведения стретчинга.

Первый - это балистический метод, который основан на весе тела и его силе. Эффект упражнений зависит от силы движений и скорости выполнения при которых намного быстрее происходит растяжение мышц.

Второй метод - медленный, при котороммышцы растягиваются очень медленно до максимума без болезненных ощущений. Этот метод можно назвать ритмической гибкостью, часто используется для разминки.

Третий метод - это статистический, используется в практике йоги, когда упражнения выполняются медленно, плавно с маленькой задержкой каждой позиции.

Четвертый метод - PNF, заключается в тренировке с партнером, один из которых принудительно помогает другому растягивать мышцы, фиксируя принятое положение на несколько секунд.

И гровой стретчинг используется в работе с дошкольниками, включает упражнения на развитие всех групп мышц,эффективность которых определяется сменой подражательных действий и образов в двигательной деятельности детей.

Остановимся на особенностях организации и проведения занятий стретчингом.

Занятие стретчингом включает три части: разминка, основная часть, заминка. Разминка проводится с целью разогреть и подготовить к тренировке все мышцы. Основная часть включает упражнения на растягивание, профилактику осанки и плоскостопия. Это может быть комплекс упражнений для развития гибкости и поочередного восстановления всех мышц (березка, всевозможные наклоны, мостики и шпагаты); растяжка, которая выполняется в паре с другим учеником (мышцы пресса, позвоночника и ног). Данные упражнения можно выполнять раздельно или сочетать на одном занятии. Заминка включает упражнения на расслабление (релаксация).

Занятия стретчингом проводит специалист физической культуры в ДОУ с детьми среднего и старшего дошкольного возраста 2 раза в неделю по 30 минут во второй половине дня (в физкультурном или музыкальном зале, в групповой комнате). Минимальный разрыв после приема пищи составляет30 минут.

Примерный комплекс общепринятых упражнений для детей дошкольного возраста:

1. «Зернышко». И.п. - присед, ноги вместе, пятки должны касаться пола. Пальцы рук следует сцепить в замочек и не спеша вытянуть впереди себя, опустив вниз. Наклонить туловище, голову опустить.

1 - медленно подниматься и выпрямлять ноги, туловище должно оставаться в наклонном положении. Выпрямить туловище и поднять прямые руки вверх, и развернуть ладони (обязательно следить за тем, чтобы пятки не отрывались от пола).

2 - дети должны развести руки в стороны и опустить вниз, принять исходное положение.

2. «Тянемся к солнцу» - растягивает мышцы спины, вытягивается позвоночник.

И.п. - широкая стойка, руки в замок. Потянуться вверх ладонями, приподнимаясь на носки. Удерживать положение 10 - 30 секунд.

3. «Велосипед» - восстанавливает и отчищает органы пищеварения.
И.п. - лежа на спине, руки положить на голову. Поднять ноги, носки оттянуть. Попеременно выпрямлять и сгибать ноги, не касаясь при этом пола.

4. «Ходьба» - предупреждает развитие плоскостопия, способствует развитию подвижности суставов ног, улучшению осанки. И.п. - сед упор сзади. Попеременно тянуть носки на себя.

5. «Кошка» - избавляет от скованности позвоночника и его деформации. Помогает детям разработать мимические мышцы и выражение эмоций.

И.п. - встать на четвереньки. 1 - поднять голову, максимально прогнуть спину. 2 - опустить голову, максимально выгнуть спину.

В таблице 20 представлены упражнения (асаны), которые улучшают осанку, укрепляют мышцы, способствуют эмоциональному равновесию, концентрации внимания.

 

Упражнения на укрепление мышечных групп, эмоциональное равновесие, концентрацию внимания дошкольников

Таблица 20

 

Упражнение Дозировка Организационно- методические указания
1. «Таласана» (поза пальмы) И.п. - широкая стойка. Медленно сжимая кулаки, согнуть руки перед собой в локтях. Одновременно поднимаясь на носки, выпрямить над головой руки и потянуться вверх. Медленно встать на всю стопу. 10-30сек.     При подъёме - глубокий вдох, в верхнем положении задержка дыхания на 3-4 сек. Опускаемся вниз - выдох. Снимает утомление.
2. «Врикшасана» (поза дерева) И.п. - о.с. Перенеся тяжесть тела на правую (левую) ногу, взять левую стопу обеими руками и поставить в пах правой ноги. Поднять руки над головой, сложив ладони. 10-30сек.   Удерживать равновесие. Дыхание ровное, свободное. Успокаивает нервную систему, тонизирует все мышцы.
3. Уткатасана (неудобная поза) И.п. - узкая стойка ноги в узкой стойке. Вытянуть руки вперёд и вверх, соединив ладони. Сгибая колени принять полуприсед. 10-20сек.   Развивает чувство равновесия    
4. Триконасана (поза треугольника) И.п. - широкая стойка. Выполнить наклон вперёд, руки в стороны. Наклониться в левую сторону, касаясь левой рукой ступни, правую вверх. 10-15сек.   Укрепляет мышцы ног  
5. Падахастасана (поза ног и рук) И.п. - узкая стойка. Сделав вдох, наклониться и коснуться руками пальцев ног, а лбом колен. 10-15сек.   Тонизирует спинные нервы. Улучшает кровообращение органов брюшной полости.
6. Адхо Мукха Шавасана (собака мордой вниз) И.п. - широкая стойка. Наклон вниз, коснуться ладонями пола. Отталкиваясь руками от пола, «потянуть» макушку головы к центру. 10-15сек.     Руки на одной линии с плечами. Ноги не сгибать. Взгляд направлен на большой палец руки.
7. Планка И.п. - о.с. Руки через стороны - вдох, коснуться ладонями пола - выдох. Продвигаясь вперёд, принять упор на ладони. 10-15сек.   Улучшает эластичность мышц спины, ног. Колени не сгибать.
8. Самолёт И.п. - стойка на коленях. Приподнять одновременно правую руку и левую ногу. Тоже с другой ноги и руки. 10-15сек.   Растягивает мышцы верхнего плечевого пояса.
9. Лягушка И.п. - широкая стойка. Развёрнутыми ладонями коснуться пола между ног. Таз «посадить» на локти. Удержать 10-15 сек.   Улучшает эластичность мышц внутренней поверхности бедра.
10. Аджанейасана (олень) И.п. - широкий выпад. Праву (левую) ногу вперёд, согнув в колене, а левую (правую) стопу развернуть на 90°. 10-15 сек. на каждую ногу Благоприятно влияет на органы пищеварения Стимулирует спинно-мозговые нервы.
Упражнение Дозировка Организационно- методические указания
11. Салабхасана (поза кузнечика) И.п. - лёжа на животе, руки вдоль туловища ладонями вниз. Сделать глубокий вдох и поднять ноги махом вверх. 10-15 сек.   Укрепляет брюшные и поясничные мышцы. Снимает нервное напряжение.
12. Курмасана (поза черепахи) И.п. - упор на колени. Вдох, медленно выдыхая, вытянуть руки вперед, ягодицами коснуться пяток, задержать дыхание на 1-2 сек., вдох. 10 сек.   Улучшает эластичность мышц задней поверхности бедра. Спина выпрямлена.  
13. Дханурасана (поза лука) И.п. - лёжа на животе. Согнув ноги, захватить голеностопы руками, прогнуться, приподнимая грудную клетку и бёдра. 10 сек.   Сгибаясь, мышцы пресса втянуть.
14. Бхуджангасана (поза кобры) И.п. - лёжа на полу, руки согнуты в локтях, ладони под плечами, ноги вместе. Глубокий вдох, выпрямляя руки, «оторвать» грудь от пола, потянуться макушкой головы вверх. 10 сек.   Улучшает эластичность мышц спины.  
15. Мост И.п. - лёжа на спине, ноги согнуты, захватить руками голеностопы. Бедро вытолкнуть вперед, приподнимая таз от пола. 6-8 раз   Растягивает мышцы спины. Улучшает эластичность мышц внутренней поверхности бедра.
16. Бадхаканасана (поза бабочки) И.п. - сед на полу согнув ноги, соединив стопы. Колени развести как можно шире. 6-8 раз   Улучшает работу печени, ЖКТ  
17. Пранаяма (дыхательное упражнение). И.п. - сед на полу, ноги скрестно. Закрыть правую ноздрю, большим пальцем руки. Вдох на 8 счетов, 1-4 задержать дыхание. Левую ноздрю закрыть мизинцем - выдох на 8 счетов.   Улучшает кровообращение коры головного мозга.  
Релаксация: Реснички опускаются, глазки закрываются. Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем. Дышится легко, ровно, глубоко. Наши ноги отдыхают, руки тоже отдыхают. Отдыхают, засыпают. Напряженье улетело и расслабленно всё тело. Греет солнышко сейчас, ноги тёплые у нас. Дышится легко, ровно, глубоко. Всё чудесно расслабляется, щёки тёплые и вялые и не сколько, не усталые. Мы спокойно отдыхали, сном волшебным засыпали. Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать. Крепче кулачки сжимайте, их повыше поднимайте. Потянуться, улыбнуться и проснуться. 1-2 мин. Дыхание не задерживать.  

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 644; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.150.56 (0.018 с.)