Диагностика уровня развития быстроты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика уровня развития быстроты



Об уровне физического качества быстроты чаще всего судят по времени пробегания 30-метровой дистанции. Однако надо иметь в виду, что результат данного теста является интегративным показателем как минимум трех составляющих – техники бега, силы (скоростно-силовых качеств) разгибателей голеностопных, коленных и тазобедренных суставов и одной из форм проявления быстроты, а именно частоты циклических движений. Кроме недостаточной валидности данного теста следует обратить внимание на его малую надежность, в чем легко убедиться, предложив детям выполнить его 3 раза с временным интервалом 5–8 минут. В наших исследованиях разница между лучшим и худшим результатами редко составляла 0,1–0,2 сек, чаще она была 0,3–0,4 сек и даже больше. Различия достоверны статистически при 5 %-ном уровне значимости. И все же следует рекомендовать этот тест, учитывая средний результат трех попыток. При этом необходимо помнить, что он отражает уровень физического качества быстроты, силы и степени владения техникой бега, воплощенные в аддитивном показателе – времени бега.

Тест в беге на 30 м проводится бригадой в 4 человека, обязанности которых распределяются следующим образом.

Педагог находится перед линией зоны ожидания. Он формирует забеги согласно составленному рабочему протоколу (таблица 14), следит за дисциплиной детей в зоне ожидания, напоминает основные правила и указывает на допущенные ими в предыдущих забегах ошибки.

Таблица 14

Рабочий протокол тестирования детей
старшей группы в беге на 30 м.

14.09.2003. 10 –11 t = 22

Забеги Ф.И. Попытки Оценка Примечание
     
  I   Иванов О. Петров И.   6,6 6,0   6,6 6,3   6,5 6,4      
  II   Сидоров А. Орлов К.   6,8 6,6   6,9 6,4   6,8 6,4     Обувь не соответствует

Стартер с флажком в опущенной руке находится в 1,5–2 метрах от линии старта в сторону финиша и следит за правильным выполнением подаваемых им команд. Команда «На старт!» подается только после того, как помощник на секундомере подаст сигнал о своей готовности (например, поднимет вверх руку). По этой команде дети очередного забега подходят к линии старта каждый на своей дорожке, одна нога впереди, другая сзади, вес тела равномерно на обеих ногах, руки опущены вдоль туловища. По команде «Внимание!» ребенок наклоняется вперед, вес тела переносится на впереди стоящую ногу, разноименная с ней рука свободно опущена, кисть впереди низа живота, другая рука отведена назад, ноги согнуты. Одновременно с подачей этой команды помощник-стартер поднимает руку с флажком – для хронометриста сигнал «Приготовиться», т.е. снять люфт кнопок секундомеров. Одновременно с командой «Марш!» следует короткая отмашка флажком стартера, и дети начинают бег по дистанции. В случае преждевременного, до команды «Марш!», выхода со старта одного или обоих детей стартер обязан вернуть их командой «Назад!» и повторить попытку сначала.

Помощник-хронометрист после запуска секундомеров следит за бегущими детьми, за 5–7 метров до подбегания первого из них к финишной черте снимает люфт кнопок секундомеров и поочередно останавливает их при пересечении ребенком любой частью туловища (включая голову) воображаемую плоскость финишного створа. Одновременно ему и секретарю нужно, по метровой разметке перед финишной линией, определить на какое расстояние от финишировавшего первым отстал второй ребенок, что поможет проконтролировать показания секундомеров. Наиболее ответственно нужно относиться к определению первого времени, т.к. время второго ребенка достаточно верно можно определить по метражу, если отставание не превышает 4–5 метров. Например, первый ребенок финишировал со временем 6,5 сек, второй отстал от него на 2 м. Принимая за время пробегания детьми каждого метра 0,2 сек, результат второго равен 6,9 сек. После считывания показаний обоих секундомеров и возможной коррекции времени второго ребенка после согласования метража его отставания с секретарем, последний заносит в рабочий протокол окончательный результат.

Всего выполняется 3 попытки. Две первые – парами согласно заранее составленному рабочему протоколу забегов. Забеги третьей попытки составляются секретарем на основании результатов двух первых, результаты детей каждой вновь созданной пары должны, по возможности, минимально отличаться друг от друга. В итоговый протокол заносится лучший результат из трех попыток и его оценка.

Тестированию детей в беге на 30 м должна предшествовать предварительная подготовка как места проведения, оборудования, инвентаря, так и самих детей. Местом проведения обычно служит один из горизонтальных, солнечных (с утра) участков обводной заасфальтированной дорожки вокруг ДОУ, длиной не менее 40 и шириной 3-х метров. Разметка дистанции показана на рисунке 4.

Предварительно, до проведения контрольных испытаний, детей не менее двух- трёх раз знакомят (практически) с правилами «соревнований», основные из которых заключаются в следующем. Перед тестированием нужно провести специальную дозированную разминку, которая может состоять из медленного бега 200–300 м., 5–6 общеразвивающих упражнений и 2–3 специальных, например, 2 раза по 3–4 сек максимально быстрый бег на месте, прыжки в шаге 2 раза по 20 м и ускорения 2 раза по 20 метров.

После разминки дети разбиваются на пары (забеги) по уровню подготовленности, и группа подводится в зону ожидания. Далее обследуемые выполняют команды стартера, преодолевают дистанцию каждый по своей дорожке и после финиша возвращаются по специально оговоренному маршруту в зону ожидания и становятся в конце колонны.

Дети средней возрастной группы преодолевают дистанцию в 20 м, для них линия старта на 10 м, приближена к линии финиша. Правила и условия тестирования те же, что и у старших.

По завершении контрольных испытаний очень важно отметить самых быстрых детей и выразить уверенность в успехе остальных в случае их старания на физкультурных занятиях и активном участии в играх на прогулках.

При хорошей подготовленности всех членов исследовательской бригады и скоординированности их действий на диагностику группы детей в 15–16 человек может быть затрачено, вместе с разминкой, не более 18–20 минут, а четырех таких групп 50–60 минут. Необходимо иметь в виду, что каждая последующая группа после первой должна начинать разминку примерно с момента старта первого забега предшествующей группы.

Особое внимание следует обратить на подготовку секундомеров. В случае, если их несколько, нужно выбрать синхронно (одинаково) работающую пару. Чаще всего у инструкторов нет такой возможности, тогда оба имеющихся секундомера, вне зависимости синхронности их работы, желательно подвергнуть тарировке у специалиста. Впрочем процедура тарировки перед каждым периодом обследования детей (осень, весна) только повысит корректность полученных результатов.

Для определения одной из важнейших форм проявления быстроты-частоты циклических движений предлагаем использовать теппинг–тест. Простота технического исполнения, независимость результата от уровня развития других физических качеств обеспечивают его высокую валидность и возрастную универсальность, а возможность фронтальной организации позволяет провести обследование группы детей за 5–7 минут.

Методика первого тренировочного обследования может быть следующей. Дети рассаживаются за рабочие столы, на которых заранее разложен раздаточный материал – карандаш, листок формата А4, разделённый на три равные части, в каждой из которых рисунок – воробей, ворона, утка (или любые другие птицы). Для себя исследователь готовит секундомер, бубен и фломастер с толстым стержнем. На демонстрационной доске закреплен образец формата А3. Следует инструкция.

· Дети, на ваших листочках, как и на моем нарисованы птицы. Посмотрите, это воробей, это ворона, а это утка. У каждой птицы своя полянка, на которой они будут искать зернышки и клевать их. Сейчас полянки чистые, ничего на них нет. Давайте покормим птичек, насыплем им зернышек. Я вам покажу, как это надо делать, но начинать и заканчивать будем по сигналу.

Помощник демонстрирует сигнал (удар в бубен), а сам исследователь начинает нанесение фломастером точек на левый верхний квадрат. По второму сигналу он прекращает упражнение, поднимает вверх фломастер и говорит «Вот!».

· Эти зернышки воробью. Еще раз посмотрите, теперь я уже накормлю ворону. У нас времени мало, а зернышек надо насыпать много, поэтому сыпать надо быстро-быстро.

Исследователь по сигналу демонстрирует максимально быстрое нанесение точек в среднем верхнем квадрате и по сигналу заканчивает.

· А теперь посмотрите как правильно держать карандаш и руку на столе. Показывает, используя демонстрационную доску, акцентируя, что во время «кормления» рука (предплечье) от стола не отрывается, работает только кисть, а второй рукой придерживается лист.

· Давайте правильно возьмем карандаш и правильно положим руку на стол.

Исследователь с помощником помогает детям принять правильное исходное положение.

· А теперь, нужно приготовиться и после моего сигнала начать кормить воробья. По второму сигналу нужно поднять руку с карандашом вверх и сказать «Вот!». Зернышек надо насыпать много-много. Внимание!

Помощник подает сигнал и включает секундомер. Через 5 секунд он подает второй сигнал и просит высоко поднять карандаш. После общих и индивидуальных замечаний можно перейти к аналогичным процедурам «кормления» вороны, а затем и утки. Подсчитывается количество точек на каждой «полянке» и лучший результат заносится в протокол.

До контрольного выполнения упражнения необходимо провести 3 – 5 пробных тренировочных занятий, на которых решается задача овладения техникой правильного держания карандаша, нанесения точек в зоне определенного квадрата и умения начинать и заканчивать строго по сигналу. Приведенная подробная инструкция необходима только на первом – втором тренировочных занятиях, затем она сокращается вплоть до нескольких слов: «Давайте покормим воробья. Посмотрим, кто больше насыплет зернышек. Готовы? Внимание!» и подать условный сигнал.

Чтобы определить быстроту реакции (быстроту одиночного движения) предлагаем проводить следующий тест. Гимнастическая палка длиной 60 см размечается по одному сантиметру от 0 до 50 см, нулевая отметка в 10 см от одного из концов. Эта отметка располагается у верхнего края раскрытой ладони, согнутой под прямым углом руки ребенка. Палка, касаясь ладони тестируемого неградуированной частью, удерживается педагогом за верхний конец вертикально. Инструкция: «После команды «Внимание!» я отпускаю палку. Тебе, как только заметишь, что она стала падать, нужно как можно быстрее поймать ее». Результат определяется расстоянием от отметки 0 до верхней части ладони лучшей из трех предоставленных ребенку попыток.

Использование подобного теста может быть рекомендовано для определения уровня развития реакции слежения. Исходное положение испытуемого то же, что и в предыдущем тесте, однако нулевая отметка расположена на середине гимнастической палки и выделена, например, более широкой и яркой полосой, по сравнению с другими, нанесенными по обе стороны от нее. Инструкция: «После команды «Внимание!» я отпускаю палку, но схватить ее нужно так, чтобы отметка 0 оказалась у верхнего края ладони». Результат определяется в сантиметрах аналогично предыдущему тесту вне зависимости от расположения отметки 0 относительно верхнего края ладони.

Диагностика выносливости

Уровень развития выносливости определяется обычно беговым тестом, причем дистанция колеблется от 90 до 1609 метров. Анализ результатов апробированных вариантов показал наибольшую информационную ценность и валидность показателей контрольного пробегания детьми старшей и подготовительной к школе группы 300-метрового отрезка и детьми средней группы 150-метрового. Преимущество этих дистанций заключается в том, что, во-первых, практически все дети обследуемых групп в состоянии преодолеть их, не переходя на шаг, во-вторых, эти дистанции могут быть преодолены на фоне положительных эмоций, вызванных обязательным предстартовым настроем дошкольников воспитателем и, в-третьих, они не требуют проявления значительных, по крайней мере длительных, волевых усилий, что важно, учитывая необходимость исключения фактора волевой регуляции деятельности.

Для проведения теста в беге на 300 метров инструктору необходима большая бригада помощников. К уже имеющимся добавляется 1–2 «болельщика», которые стоят на более трудных участках дистанции, примерно в районе 150 и 250 метров, и подбадривают участников забега. Обязанности остальных членов бригады – воспитателя, стартера и секретаря, остаются прежними. При тестировании детей средней группы в беге на 150 метров желательно иметь еще 2–3 помощника из числа наиболее подготовленных детей старшей или подготовительной группы. Они по очереди могут выполнять роль лидеров в забегах, согласуя свои действия с обстановкой на дистанции и действиями помощников – «болельщиков».

В отличие от бега на 30 м на дистанции 150 и 300 м выполняется одна попытка. В забеге участвуют от 5 до 8 человек – в зависимости от условий проведения теста и подготовленности помощников. У хронометриста 2 секундомера – один контрольный, второй рабочий, с которого он по «скользящей» стрелке считывает время финиша участников с точностью до 0,5–1,0 сек и сообщает его секретарю. Последний заносит результаты в рабочий протокол (табл. 15).

Перед тестированием необходимо провести дозированную разминку примерно следующего содержания. Медленный бег 200–300 м, 6–8 общеразвивающих упражнений, 2–3 ускорения по 20–30 метров.

 

Таблица 15

Рабочий протокол тестирования детей
старшей группы в беге на 300 м

16.09.2003. 10 –10 t = 18

Забеги Ф.И. Результат Оценка Примечание
    Иванов О. Петров И. Сидоров П. Орлов В. Павлов Е. Котов Ж.   1.24.0 1.36.0 1.41.0 1.22.0 1.16.0 1.38.0      
    Михайлов И. Жуков О. и т.д.   1.30.0 1.26.0        

 

На первую группу, вместе с разминкой, может быть затрачено не более 20 минут, на каждую последующую не более 12 мин. Итого на 6 групп (2 старшие, 2 подготовительные и 2 средние) потребуется около 1,5 часов.

До контрольного тестирования полезно на двух-трех занятиях опробовать пробегание всей дистанции сначала в общегрупповом забеге и хотя бы один раз разделив детей по уровню подготовленности на 3–4 забега.

Тестирование лучше всего проводить на ближайшем школьном стадионе предварительно выполнив следующие подготовительные работы. Сначала необходимо проверить качество бегового покрытия с позиций техники безопасности и, при необходимости, возможно при участии школьного учителя, сделать необходимый ремонт и очистку. Затем определить место финиша и от него по часовой стрелке отмерить 150 и 300 метров. Хорошо, если есть возможность нанести долго сохраняющуюся разметку линии финиша и 2-х линий старта, например вместо мела или извести использовать масляную краску.

Проведение бегового теста на выносливость в примерно одинаковых погодных (осенью и весной) условиях не всегда возможно, что усложняет как анализ динамики уровня тестируемого качества испытуемых одной группы, так и его сравнительный анализ между детьми разных ДОУ. В отдельных случаях диагностика беговой выносливости из-за погодных условий вообще теряет смысл. В связи с этим предлагается дублирующий тест, стандартность условий проведения которого легко выполнима. Он заключается в выполнении максимального количества приседаний за 1 минуту. Сгибание ног в процессе выполнения упражнения должно осуществляться до касания ягодицами резинового мяча диаметром 12–15 см, зажатого между пятками испытуемого.

После принятия исходного положения – стойка, мяч между пятками, руки опущены, подается команда к началу выполнения теста и включается секундомер: 1 – присесть, руки вперед, ягодицами коснуться мяча; 2 – исходное положение. Исследователь считает количество приседаний, в конце минуты командует «Стой!», останавливает секундомер и записывает результат.

Сознавая косвенный характер определения беговой выносливости этим упражнением, все же отметим высокую корреляционную связь (r = 0,57) его результатов с показателями бега на 300 м, что позволило сделать предположение о достаточной валидности и послужило основанием для рекомендации его в качестве дублирующего теста для дошкольников, начиная со средней группы.

До контрольного выполнения теста необходимо предварительное освоение техники и правил его выполнения. С целью сокращения времени тестирования группы можно разделить ее на две подгруппы – с одной работает воспитатель, с другой – инструктор по физической культуре. Легкая разминка обязательна и может состоять из 30–40-секундного бега и 6–8 общеразвивающих упражнений, желательно заканчивающихся двумя сериями по 5–6 выпрыгиваний из полного приседа, медленным бегом 10–15 секунд и ходьбой с дыхательными упражнениями.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-19; просмотров: 1483; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.161.77 (0.028 с.)