ТОП 10:

Особенности философских знаний



В первобытном обществе знание не было разделено на отдельные ветви. Только постепенно из единого знания о мире стали выделяться научное, религиозное, художественное, техническое и другие виды знания. В отличие от восточной философии, тесно связанной с религиозными или этическими учениями, философия западного мира стала развиваться именно в качестве науки, т.е. в качестве систематизированного, рационального свода знаний о мире. В европейской традиции философия выступила как "царица наук", направляющая общий ход развития научного познания.

Однако философия - это не только наука, "она больше, чем наука", утверждают ученые. По уровню духовного освоения действительности философию часто соотносят с такими наиболее общими формами духовной жизни общества, как религия, искусство, наука в целом. Что отличает философию от них? Каковы особенности философских знаний?

Чертой, отличающей философию от религии и искусства, является ее рациональность (от лат. ratio - разум), т.е. обращенность к разуму, обоснованность разумом.

Религия провозглашает, что главным источником истинных знаний является божественное откровение. В искусстве путь к знанию лежит через творческую интуицию, художественное вдохновение, эмоциональное переживание.

В отличие от них философия обобщает знания, получаемые на рациональных основаниях, т.е. открываемые с помощью разума и доступные разуму.

Философские знания воплощаются в категориях (от греч. kategoria - суждение, высказывание) - предельно общих понятиях, т.е. понятиях, содержащих наиболее емкие обобщения.

В философских категориях отражены особенности не отдельных (частных), а самых общих сторон существования мира. Так, например, категории биологии - наследственность, клетка, ген и др. - отражают научные представления о существовании живых организмов; категории истории - феодальная раздробленность, гражданская война, просвещенный абсолютизм - отражают определенные особенности развития человеческого общества. Категории философии - бытие, материя, сознание, сущность, явление, развитие, человек, общество, природа, познание, истина, добро, зло и др.- заключают в себе представления о наиболее общих аспектах существования мира.

Рассуждения о всеобщем могут не носить научного характера, а представлять собой набор разрозненных умозаключений. Философом в этом смысле может быть любой человек, рассуждающий о всеобщем.

Философские знания только тогда являются научными, когда они объединены в систему (от греч. sistema - целое, составленное из частей), т.е. в такую совокупность, все части которой взаимосвязаны. "Философствование без системы не может иметь в себе ничего научного", - утверждал Гегель. Философские системы - это философские учения, способные объяснить мир в целом, а также любую его часть. Крупнейшими философскими системами являются учения Платона, Аристотеля, Фомы Аквинского, Канта, Гегеля, Маркса и Энгельса.

Зарождение философии принято относить к VII - VI вв. до н.э. В этот период в Древней Греции, Индии и Китае начали складываться первые философские учения, в которых были отражены наиболее общие представления людей о мире.

Европейская философская традиция берет свое начало в греческой античности. Древнейшие философские учения (VII - V вв. до н. э.) не были выделены в самостоятельную отрасль знания. Мудрецами, или философами, в тот период называли тех, кто стремился знать всё. Раннеантичные философы - так называемые философы-досократики - были одновременно естествоиспытателями, математиками, поэтами, музыкантами. Основное внимание досократики уделяли изучению природы, а главным предметом их философских рассуждений был мировой порядок - космос. Пытаясь отыскать "корни бытия" или "начало всех начал", досократики ввели в обиход важнейшее философское понятие - "материя", под которым подразумевали первовещество, из которого появились все тела.

"Отцом классической философии" часто называют Сократа (ок. 469-399 до н.э.), учение которого имело собственно философское содержание в современном значении этого слова. Именно Сократ ввел в философию человековедческую проблематику, превратившую философию в высшую из наук. Рассуждения Сократа о человеке, о его душе, об истине, о жизни и смерти задали философии тот одухотворяющий пафос, который возвысил ее над всеми другими науками.

Сократ не был философом-профессионалом, его учение не носило систематизированного характера. Сократ вольно философствовал, ведя диалоги со своими согражданами. Не оставил Сократ и письменных трудов, содержание его рассуждений дошло до нас только в пересказах. Тем не менее, именно в рассуждениях Сократа была заложена "программа" всего дальнейшего развития европейской философии.

Первой универсальной философской системой (т.е. такой системой знаний, в которой находит свое объяснение как мир в целом, так и любая его частность) стало учение Платона (428\27 - 348\47 до н.э.), лучшего из учеников Сократа. Платон утверждал, что существуют два мира: мир идей - совершенных прообразов всех вещей и материальный мир, в котором существуют воплощенные в материи и утратившие свое совершенство телесные вещи. На основе этой концепции Платон создал всеобъемлющее учение, важнейшие положения которого не утратили своего влияния на умы людей до сегодняшнего дня. Учение Платона стало основой философского идеализма - течения, признающего первичность духа над материей.

Вторая крупнейшая систематизация философского знания была осуществлена учеником Платона Аристотелем (384 - 322 до н.э.). Аристотель оставил после себя энциклопедическое наследие, он систематизировал не только философское, но и все современное ему научное знание, поэтому Аристотеля считают основоположником целого ряда наук. Кроме того, Аристотель создал науку о закономерностях рационального мышления - логику, которая стала основой методологии научного познания.

От Платона и Аристотеля ведет свой отсчет и академическая философия. Созданная Платоном философская школа носила название "Академия", школа Аристотеля называлась "Лицеем". Школы Платона и Аристотеля оказали самое сильное влияние на становление философского образования.

В средние века философия, как и другие науки, находилась под властью религии. Философию в этот период называли "служанкой богословия", а ее задачу видели в логическом доказательстве существования бога. Философская мысль в эпоху средневековья развивалась в рамках теологических (богословских) учений. Основными центрами развития философских знаний являлись монастыри, философские идеи оформлялись, главным образом, в виде религиозных трактатов и выступлений на богословских диспутах.

Основным философским течением средневековья была схоластика - так называемая школьная наука, наряду с религиозными "истинами откровения" признававшая "истины разума".

Теологическое содержание схоластических учений было облечено в форму аристотелевской логики, благодаря чему в средние века были сохранены многие достижения античной философской классики. Учения схоластов, направленные на доказательство божественной природы мира, содержали в себе элементы математических, естественнонаучных, лингвистических, исторических, географических знаний. Схоластика была практически единственным легальным руслом, в котором развивалась европейская научная мысль в средние века.

Самая значительная систематизация философского знания в эпоху средних веков была осуществлена крупнейшим философом-схоластом Фомой Аквинским (1225\26-1274), учение которого до сих пор остается официальной доктриной католицизма.

Возрождение философии как самостоятельной светской науки относится к началу Нового времени.

Колоссальный прорыв, который сделала европейская наука в Новое время, оставив далеко позади себя страны Востока, во многом обязан методологической базе, которую разработала философия этого времени. Центральной темой философских дискуссий XVII в. стал вопрос о методе научного познания: что должно лежать в основе развития науки - опыт или рассуждение? "Отцом" эмпирического (опытного) познания называют английского философа и естествоиспытателя Френсиса Бэкона (1561-1626), идеологом рационализации (математизации) научного познания - французского математика и философа Рене Декарта (1596-1650).

В конце XVIII - начале XIX вв. европейская философия достигает своего расцвета, главным образом, в трудах представителей философии Просвещения и немецкой классической философии.

Просвещение обогатило европейскую философскую мысль новым взглядом на общество. Общество превращается в самостоятельный объект исследования, появляется новая философская отрасль - социальная философия.

Проблемы бытия и познания получают блестящее разрешение в немецкой классической философии. В ее рамках создаются наивысшие образцы универсальных философских систем - учения Канта и Гегеля.

Кант (1724 - 1804) создает фундаментальное учение о границах человеческого разума, ставшее методологической основой современного агностицизма - течения, отвергающего полную познаваемость мира человеком.

Гегелем (1770 - 1831) создается диалектический метод, основанный на рассмотрении противоречий, управляющих миром. Пользуясь диалектическим методом, Гегель разработал универсальное объективно-идеалистическое учение о бытии.

Учения Канта и Гегеля дали начало многим философским направлениям. Наиболее влиятельными из них стали позитивизм, призывавший науку отказаться от создания теорий и сосредоточить усилия на констатации опытных фактов, и марксизм - опирающееся на диалектический метод материалистическое учение о бытии. Социально-философские теории стали лицом философии XIX в.

Возвращение философии к предметному изучению проблем человека происходит в философии ХХ в. Ведущую роль в этом процессе сыграла русская религиозная философия конца XIX - начала ХХ вв., получившая название Русского религиозно-философского ренессанса. Учения Владимира Соловьева (1853 - 1900), Николая Бердяева (1874 - 1948), Павла Флоренского (1882 - 1937) обогатили мировую философскую мысль новыми гуманистическими идеями, призывая к возрождению антропного (человековедческого) принципа в объяснении мира.

Учения русских философов-идеалистов начала ХХ в. были развиты представителями экзистенциализма - направления европейской философии, в центре внимания которого находилась проблема сущности человеческой жизни.

Другими влиятельными направлениями философской мысли в ХХ в. стали неопозитивизм, разрабатывавший проблему соотношения научного знания и его выражения средствами языка, и структурализм, абсолютизировавший значимость структуры объектов при их исследовании.

Современная философия - это развитая сеть философских знаний, научных организаций, учебных дисциплин, это влиятельное сообщество профессионалов, деятельность которых организует общий ход развития науки. Философские знания - основа современного образования, науки и культуры.

Философия древнего востока

Философия Востока, в основе которой лежат направления мышления, порожденные индийской и китайской культурами, носит название Древней. Восточную философию нельзя уподобить некоему набору догм или историческому памятнику, не поддающемуся трансформации. Напротив, обращение к философии Индии и Китая - это обращение к изначальной сущности человека. Человек не только для окружающих, но подчас и для самого себя остается нераскрытым, загадочным по глубине и непостижимости внутреннего мира.

Восток привлекает к себе своей экзотичностью. Поскольку Восток интуитивно сильнее и богаче в понимании единства природных и социальных процессов, многогранности проявления интеллектуальных и физических возможностей человека.

Однако, такой подход выглядит односторонне, так как предполагает недостаточную разработку онтологических проблем, например, в античной философии, не менее древней, чем индийская и китайская.

Проблема заключается еще и в том, что компаративистский метод пытается примирить восточные и западные типы философствования, когда восточную философию представляют собственно древние тексты буддизма, даосизма, конфуцианства, а западную - философская рефлексия европейских мыслителей преимущественно XX века.

Особенности древневосточной философии: 1) глубокая разработка проблем мистического познания; 2) тесная связь с социально-политическими реалиями; 3)в основе нравственной культуры взаимоотношений человека с окружающим миром (обществом и природой) - идеи космизма.

Конечно, философию нельзя рассматривать в отрыве от тех культурных традиций, в которых она возникает и развивается. Философия, по определению обладая степенью максимальной обобщенности, является теоретическим выражением образа жизни и в целом отражает мировоззрение, присущие именно Древней Индии или Древнему Китаю. Поэтому вполне возможно говорить о самостоятельных древневосточных культурно-психологических традициях, на основе которых складывались определенные нравственные, религиозно-философские, социально-политические нормы. Древневосточная философия основана на культурных ценностях традиционного общества, которые проявлялись в стереотипах мышления. Ведь какова модель мира, таков и способ мышления и наоборот, когда в соответствии с умонастроением человек действует и строит отношения с окружающим миром. И востоковед Л.С.Васильев говорит о таких складывающихся веками и прошедших через множество поколений стереотипах, как: 1) пиетет перед мудростью древних, давших образец социальной гармонии; 2) принцип стандартных ситуаций, когда даже правитель принимал решение в рамках предложенных традиций; 3) принцип монизма мира: центр везде, в каждой точке, ничто не раздельно , не автономно;4) принцип подчинения желаний и эмоций разуму.

Эти и ряд других стереотипов мышления могли возникнуть только из определенного способа решения проблем мироздания, а именно: не боги или бог творят мир, а стоящая вне феноменального мира высшая сила создает все, включая богов. В Индии эта сила называется брахман, в Китае - дао.

Таким образом, высшая реальность, лежащая в основе многообразия всех вещей и явлений и объединяющая их, выступает в роли Абсолюта как самой природы с ее вечными и вездесущими законами.

Философия Древнего Востока и зафиксировала такую целостность мировосприятия, показала взаимосвязь и взаимообусловленность природы и человека. Человек как одно из равновеликих проявлений мира может ощутить свою исходную сопричастность к природе, следуя принципам несуетливости, неспешности естественности. В религиозно-философских трактатах показано не только как формируются нравственные ориентиры, но и как это влияет на самочувствие и судьбу каждого отдельного человека.

Согласно восточной традиции, придает ценностный смысл, направляет, ведет людей в мире истинного знания определенная высокодуховная личность Учителя как носителя скрытого, незафиксированного, но существенного содержания о жизненных ценностях, не связанных с удовлетворением непосредственных потребностей. Беседы с Учителем важны для того, чтобы с помощью высокого духовного наставника достичь состояния мокши, нирваны, дао - состояния покоя, умиротворенности, целостности.

Осознавшему иллюзорность и относительность мира физических явлений ничто не мешает видеть вещи такими, какие они есть, проникнуться состраданием. Следовательно, путь к истинному гуманизму - свобода индивидуального, свобода каждого, которая дается духовной работой над самим собой и победой над своими страстями и страхами. Поэтому для различных философских направлений Древнего Востока проблемы познания отождествлялись с нравственным совершенствованием человека.

Восточная философия предлагает путь самосовершенствования, самоуглубления, путь к душе, восхождение к себе. Такой серьезный подход к внутренней субъективной жизни духа, мышления требует от человека высокой индивидуальной ответственности не только за поступки, но также за помыслы и речи.

Философские учения Древнего Востока интересны не только своей мистической стороной. Желание находиться в порядке, ощущать состояние душевного покоя и стабильности в реальной жизни; вопросы устройства общества с помощью традиционных ценностей - это тоже проблемы, с которыми сталкивается и пытается решить древневосточная философия.

Главная особенность восточной философской традиции - в обращении к человеку, в постоянном и пристальном внимании к его внутреннему состоянию. Ведь гармонию постигают постольку, поскольку носят ее в себе.

Билет 34

Рациональное иррациональное в познавательной деятельности

Структура иррационального: вера, интуиция, здравый смысл, воображение, бессознательное.

Основатель иррационализма – древнегреческий философ Плотин

Антитеза рационального – одностороннее понимание самой рациональности.

Открытая рациональность – способность рациональности к самокритике, принятию новых идей.

Виды рациональности: логическая, эмпирическая, оперативная, нормативная

Рациональность (лат. - разум), придающая решающее значение мышлению (рассудку и разуму), многообразна по своим формам, одной из которых является научная рациональность. Для последней - в отличие от других ее форм - характерно «понятийное творчество», работа с идеализированными объектами, акцентирование внимания на собственно познавательной, когнитивной (лат. - знание, познание) стороне постижения мира, а не на эмоциях, страстях, личных мнениях и т.п. В современной философии науки научная рациональность чаще всего понимается как совокупность норм, идеалов и методов, характеризующих научное исследование в целом, разрабатываются различные модели научной рациональности - индуктивистская, дедуктивистская, эволюционная, реалистическая и др. Таким образом, познавательная деятельность человека сформировалась до возникновения науки как специфического способа духовного освоения действительности. Однако если в других формах духовной деятельности когнитивный элемент имел подчиненное значение, то в науке он становится основным, определяющим все другие ее стороны (социальную, культурную, нравственную и др.).

Особенность современного научного познания состоит в усилении интереса к основаниям и предпосылкам знания.

Сегодня иррациональные знания понимаются как интуитивные, схватываемые фантазией, чувством, как неосознаваемые грани самого разумного. В науке иррациональное предстает в науке как не принявшие рациональные, логически определенные формы знания.

Иррациональное очень часто имеет форму неявных, скрытых компонент знания, которые выражаются либо в личностном неявном знании, либо в различных формах бессознательного, оказывающих существенное влияние на познавательную и исследовательскую деятельность ученого.

Неявные формы в научном знании – традиции, обычаи повседневности, здравого смысла, предмнения, предзнания, предрассудки.

Неявное знание м.б. понято как неосознанная и невысказанная форма сознания и самосознания субъекта, как важная предпосылка и условие общения, познания и понимания.

Однако не всякое выраженное знание м.б. неявное. Знание м.б. объективировано неязыковыми средствами, например, в деятельности, жестах, мимике, танца, музыки.

Существование неявного знания, молчаливого знания означает, что человек знает больше, чем он может сказать.

В настоящее время усиливается интерес к проблеме иррационального, т. е. того, что лежит за пределами досягаемости разума и недоступно постижению с помощью известных рациональных средств, но вместе с тем все более укрепляется убеждение в том, что наличие иррациональных пластов в человеческом духе порождает ту глубину, из которой появляются все новые смыслы, идеи, творения. Взаимопереход рационального и иррационального — одно из фундаментальных оснований процесса познания.

Понятие рациональности включает в себя разумность, целесообразность, систематичность, согласованность и упорядоченность, передаваемость и логичность суждений, действий, поведения. Существует рассудочная рациональность (жестко следующая нормам, правилам) и разумная рациональность (критически анализирующая все правила). Одна из особенностей современного научного и философского познания состоит в существенном возрастании саморефлексии науки. Наука стремится осмыслить диалектику рационального и иррационального в научном знании и деятельности. В результате обнаруживаются почти не фиксируемые ранее компоненты знания, особенно дологического и интуитивного плана. Иррациональное лишается своей отрицательной оценки,понимается как интуитивные, схватываемые фантазией, чувством, неосознаваемые грани самого разума. Иррациональное присутствует как необходимый творческий компонент познавательной деятельности.

Рациональное познание протекает в двух основных формах: рассудка и разума. Рассудочное познание оперирует понятиями, но не вникает в их природу и содержание. Рассудок действует в пределах заданной схемы, шаблона. Рассудочная деятельность не имеет собственной цели, а исполняет заранее заданную цель. Разумное познание предполагает оперирование понятиями и исследование их собственной природы. В отличие от рассудка разумная деятельность целенаправлена. Рассудок и разум являются двумя необходимыми моментами рационального познания. Мышление должно быть и рассудочным, и разумным, так как переход от одной системы знания к другой осуществляется посредством разума, который генерирует новые идеи, выходящие за границы существующего знания. Но деятельность разума относительна, так как, ломая старую систему знания, разум сам создает основы для возникновения новой системы и её логики, развитие которой в дальнейшем определяется рассудком. Проблема рационального в познании и проблема выяснения значения и роли разума по отношению к бытию, цели, общественному и историческому развитию трансформировалась в определение смыслов рациональности. Рациональность здесь выступает как определеннная культурная ценность, реализуемая в определённых нормах человеческого поведения Наибольшее распространение получило представление о рациональности, которое сводит ее к научности (идеал рациональности - научная деятельность). Именно процесс научного познания как основанного на единстве чувственного и рационального, опирающегося на доказательность и подтверждаемость результатов познания, стремящегося к установлению абсолютной истины, оказывается соответствующим стандартам рациональности. Иррационализмом в широком смысле принято называть те ф. учения, которые ограничивают или отрицают решающую роль разума в познании, выдвигая на первый план иные виды человеческих способностей - инстинкт, интуицию, непосредственное созерцание, озарение, воображение, чувства и т. д.

Иррациональное - это философское понятие, выражающее неподвластное разуму, неподдающееся рациональному осмыслению, несоизмеримое с возможностями разума. В рамках классического рационализма зарождается представление об особой способности интеллектуальной деятельности, получившей название интеллектуальной интуиции. Благодаря интеллектуальной интуиции, мышление, минуя опыт, непосредственно постигает сущность вещей. Проблема соотношения знания и веры, рационального и иррационального, в более узком значении - науки и религии имеет давнюю историю. В размышлениях философов разных направлений и ученых конца ХХ века все чаще можно встретить рассуждения о том, что научной мысли нужна вера, как правой руке левая рука, и неумение работать обеими руками не следует считать особым преимуществом. Обосновывается это тем, что в научном и в религиозном познании задействованы в принципе разные структуры человеческого существа. В науке человек действует как "чистый ум"; совесть, вера, любовь, порядочность - все это "подмога" в работе ума ученого. Но в религиозно-духовной жизни ум - это рабочая сила у сердца. О. Конт утверждал, что знание и вера не мешают друг другу, и ни одна из них не может заменить или уничтожить другую, так как в "глубине" знание и вера образуют единство. В настоящее время усиливается интерес к проблеме иррационального, то есть того, что лежит за пределами досягаемости разума и недоступно постижению с помощью известных рациональных (научных) средств, и укрепляется убеждение в том, что наличие иррациональных пластов в человеческом духе порождает ту глубину, из которой появляются все новые смыслы, идеи, творения. Взаимный переход рационального и иррационального - одно из фундаментальных оснований процесса познания. Рациональное (мышление) взаимосвязано не только с чувственным, но и с другими - внерациональными - формами познания.

Вера и знание

Проблема взаимоотношений знания и веры имеет давнюю историю. Она активно обсуждалась в средневековой схоластической философии. Так, уже Тертуллиан открыто выступал против разума, провозглашал парадоксальный тезис: "Верую, потому что абсурдно". Августин Блаженный утверждал, что задача богословия - познать в свете разума то. что уже принято верой. Ансельм Кентерберийский заменил изречение Тертуллиана своей компромиссной формулой: "Верю и понимаю". Фома Аквинский говорил о гармонии между верой и знанием при приоритете веры.

Ф. Бэкон, выдвинув лозунг "Знание - сила", указывал, что истину надо искать в данных опыта и наблюдений, а не в потемках схоластики и в цитатах из священных книг. Уже в начале XX в. католическая церковь выдвигала положение о том, что вера не должна быть слепым движением души и что не может быть никакого действительного расхождения веры и знания, разума, так как все знания произошли от бога. Например, папа Пий XII неоднократно выступал с заявлениями о том, что "церковь - друг науки", отмечая, однако, что церкви приходится вмешиваться в науку, чтобы предостеречь ее от ошибок против веры.

Проблема соединения веры и знания, богословия и науки занимает важное место в одном из влиятельных направлений современной философии - неотомизме, представители которого стремились в едином синтезе объединить веру и разум. Основная задача философии усматривается в рациональном раскрытии и оправдывании истин теологии. При этом она должна ориентироваться на собственные критерии рациональности и направляться в конечном счете "светом веры".

Целостность человеческого знания предстает в гносеологии неотомизма как обладающая иерархическим строением и отнюдь не противоречащая откровению веры. Так, Ж. Маритен, доказывая необходимость гармонии разума и веры, считал плодотворным главенство теологии и метафизики над конкретными областями теоретического разума, ратовал за возрождение религиозно ориентированной философии природы.

Французский ученый, философ и теолог Тейяр де Шарден пытался создать "научную феноменологию", которая синтезировала бы данные науки и религиозного опыта для раскрытия содержания эволюции Вселенной, приведшей к появлению человека. Этот процесс подчинен, с его точки зрения, своему регулятору и своей конечной цели -"точке Омега", воплощением которой является Христос. Идею единения науки и мистики он считал панацеей от всех бед современного человечества. Важнейшее условие реализации этой идеи - технический прогресс и развитие экономики. Но решающую роль, по мнению Тейяра, должен сыграть духовный фактор - ясная и сознательная вера в наивысшую ценность эволюции.

Оригинальные идеи о соотношении знания (истины) и веры высказывал Б. Рассел. Он понимал веру как совокупность связанных между собой состояний организма, полностью или частично имеющих отношение к чему-то внешнему. Среди различных видов веры британский философ выделял воспоминание, ожидание, веру нерефлекторную и проистекающую из сознательного вывода и др. Истина же есть свойство веры и как производное - свойство предложений, выражающих веру. Всякая вера, по мнению Рассела, "имеет изобразительную природу", соединенную с чувством одобрения или неодобрения. В случае одобрения она "истинна", если есть факт, имеющий с изображением, в которое верят, такое же сходство, какое имеет прототип с образом. В случае неодобрения она "истинна", если такого факта нет. Вера, не являющаяся истинной, называется ложной.

Вопрос о вере, о ее соотношении с разумом (знанием) занимал большое место в русской религиозной философии, одно из важнейших понятий которой - "цельное знание". Идеал цельного познания как органического всеобъемлющего всеединства привлек многих русских мыслителей, начиная с А. С. Хомякова и Вл. Соловьева. Они считали, что цельная истина раскрывается только цельному человеку. Только собрав в единое целое все свои духовные силы - чувственный опыт, рациональное мышление, эстетический и нравственный опыт, а также - что очень важно - религиозное созерцание, человек начинает понимать истинное бытие мира и постигает сверхрациональные истины о боге.

Русские философы исходили из того что вера - важнейший феномен внутреннего, духовного мира человека, непосредственное принятие сознанием смысложизненных положений как высших истин, норм и ценностей. Она основывается на авторитете, на внутреннем чувстве (интуиции), на уважении к чужому опыту и традиции. Вера в объективное значение абсолютных ценностей есть религия (С. Л. Франк). Но и в атеистическом гуманистическом сознании вера как убежденность в справедливости, правоте целей и реальности их достижения является необходимым условием и могучим стимулом творчества, прогресса. Такая вера (в отличие от слепой веры, или фанатизма) не только не противостоит и не противоречит разуму, но и открывает простор для активной деятельности сознания.

Соотнося веру с разумом, со знанием, русские мыслители понимали последнее как целостное всеединство, которое образуется как синтез эмпирического познания (опытные науки), отвлеченного мышления (философия) и веры (теология). Оно не может носить только теоретический характер, а должно отвечать всем потребностям духа, удовлетворять высшим стремлениям человека в воле, разуме и чувстве.

Развивая идею о всестороннем синтезе теологии, философии и науки, Вл. Соловьев обращает внимание на то, что этот "великий синтез" не есть чья-то субъективная личная потребность, а имеет определенные объективные основания. Они обусловлены, по его мнению, как недостаточностью эмпирической науки и бесплодностью чисто отвлеченной философии, так и невозможностью возврата к теологической системе в ее прежней исключительности. Необходимость данного синтеза диктует сам реальный жизненный процесс, осмысленный человеческим разумом.

И. А. Ильин подчеркивал, что знание и вера совсем не исключают друг друга. С одной стороны, потому что положительная наука, если она стоит на высоте, не преувеличивает ни своего объема, ни своей достоверности и совсем не пытается судить о предметах веры (к примеру - "Бог есть" или наоборот "Бога нет"). Ее граница - чувственный опыт, ее метод - объяснить все явления естественными законами и стараться доказать каждое свое суждение. Она, согласно И. А. Ильину, держится за этот опыт и за этот метод, отнюдь не утверждая, что они всеобъемлющи и неисчерпываемы, и отнюдь не отрицая того, что можно достигнуть истины в другой области при помощи другого опыта и другого метода.

С иной стороны, как отмечает русский мыслитель, настоящая вера вырастает именно из этого другого опыта и идет своим особым путем (методом), не вторгаясь в научную область, не вытесняя и не заменяя ее. Тот, кто полагает, что вера есть нечто произвольное, несерьезное и безответственное и что веровать можно только без всяких оснований в недостоверное и выдуманное - тот, убежден И. А. Ильин, жестоко ошибается.

Рассматривая взаимоотношения веры и знания, Н. А. Бердяев отмечал, что они не мешают друг другу, и ни одна из них не. может заменить или уничтожить другую. Русский философ утверждал беспредельность знания и веры, полное отсутствие их взаимного ограничения. Научное знание, как и вера, есть проникновение в реальную действительность, но частичную, ограниченную. Наука верно учит о законах природы, но она, по мнению Бердяева, некомпетентна в решении вопроса о вере, откровении, идее и т.п.

Отличая веру, на которой покоится знание, от религиозной веры, философ указывает, что знание предполагает веру (в обоих аспектах), оказывается формой веры. "В глубине" знание и вера одно: знание есть вера, вера есть знание - и то и другое образуют единство, но все же эти два феномена различаются.

Поскольку, по Бердяеву, полнота "живого опыта" дана лишь в мистическом восприятии, то без "религиозного питания", без непосредственной интуиции философия чахнет и превращается в паразита. Она должна питаться и опытом научным и опытом мистическим. Более того, он считает, что и наука и философия должны подчиниться "свету религиозной веры" не для упразднения своих истин, а для просветления этих истин в полноте знания и жизни.

Усиление роли религии в современном обществе активизировало внимание исследователей к вопросу о соотношении науки и религии, знания и веры. Последняя имеет два значения: уверенность (доверие, убежденность) - то, что еще не проверено, не доказано в данный момент, и религиозная вера. Контроверза знания и религиозной веры может вылиться в одну из трех основных позиций:

а) абсолютизация знания и полная элиминация веры;

б) гипертрофирование последней в ущерб знанию; в) попытки совмещения обоих полюсов - в особенности, современная философия религии.

Ее представители стремятся дать философский анализ религиозных верований, обосновать их эпистемологический статус, определить условия их рациональности и истинности, эксплицировать смысл религиозного языка, охарактеризовать природу и функции религиозного (особенно мистического) опыта, установить возможные "модели веры" и т.д.

Вместе с тем следует иметь в виду, что "вера - это не только основное понятие религии, но и важнейший компонент внутреннего духовного мира человека, психический акт и элемент познавательной деятельности. Она обнаруживает себя в непосредственном, не требующем доказательств принятии тех или иных положений, норм, истин. Как психологический акт вера проявляется в состоянии убежденности и связана с чувством одобрения или неодобрения... Если вера отрывалась от религиозной принадлежности, то в составе познавательного процесса она обозначала убежденность в правоте научных выводов, уверенность в высказанных гипотезах, являлась могучим стимулом научного творчества" [1].

1 Лешкевич Т. Г., Мирская Л. А. Философия науки: интерпретация забытой традиции. Ростов н/Д, 2000. С. 147-148.

В размышлениях философов разных направлений и ученых конца XX в. можно встретить рассуждения о том, что научной мысли нужна вера, как правой руке левая, и неумение работать обеими не следует считать особым преимуществом. Обосновывается это тем, что в научном и в религиозном познании задействованы в принципе разные структуры человеческого существа. В науке человек действует как "чистый ум"; совесть, вера, любовь, порядочность - все это "подмога" в работе ума ученого. Но в религиозно-духовной жизни, напротив, "ум - это только рабочая сила у сердца".

В современной, постнеклассической науке все чаще высказываются идеи о необходимости учета многообразного духовного опыта человечества - в том числе и религиозного. Предпринимаются попытки со стороны некоторых зарубежных и отечественных ученых широкого целостного мировоззренческого осмысления действительности, связав "строгие науки" (математику, теоретическую физику и др.) с философией, психологией, религиоведением и мистикой.

Понимание и объяснение

Понимание и объяснение

Сущность понимания.

Объяснение – процедура понимания.

Понимание и знание.

Понимание и смысл

Взаимосвязь понимания и объяснения.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.91.79.74 (0.031 с.)