Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Постпозитивизм о сущности наукиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Цель изучения темы: Показать эволюцию позитивистской философии науки в последние десятилетия ХХ века, отличие различных подходов в рамках постпозитивизма друг от друга и их общие отличия от неопозитивизма. Основные вопросы темы: Отличия постпозитивизма от неопозитивизма (логического эмпиризма) – ориентация на анализ истории науки, преодоление демаркационизма, реабилитация философии, социально-культурные мотивы. Проблематика: теория научно-исследовательских программ (И. Лакатос), теория научных революций (Т. Кун), эпистемологический анархизм (П. Фейерабенд), тематический анализ науки (Дж. Холтон), неявное личностное знание (М. Полани). Постпозитивизм – общее название для обозначения концепций в области философии науки, пришедших на смену логическому эмпиризму. Постпозитивизм не представляет собой однородного философского течения, единой школы. Это название этапа в развитии философии науки, начало которого можно датировать рубежом 50-х – 60-х гг. Постпозитивизм – это совокупность методологических концепций, которые имеют общие черты, но и весьма активно критикуют друг друга. Представители постпозитивизма: И. Лакатос (1922-1974), Т. Кун (1922-1995), М. Полани (1891-1976), П. Фейерабенд (1924-1994), Дж. Холтон (род. 1922) и др. Основные сочинения: И. Лакатос. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М., 1995; Т. Кун. Структура научных революций. М., 1975; М. Полани. Личностное знание. М., 1985; П. Фейерабенд. Избранные труды по методологии науки. М., 1968; С. Тулмин. Человеческое понимание. М., 1984; Дж. Холтон. Тематический анализ науки. М., 1981. Логический эмпиризм ориентировался на уже полученное, готовое, выражение в знаковой форме знание. Образцом научности выступали теории математической физики. Всё научное знание должно обрести аксиоматическую или гипотетико-дедуктивную форму. Представители постпозитивизма объектом своего внимания сделали развитие знания, поэтому они обращаются к истории науки, к её динамике, а не к статике. Широко известны слова И. Лакатоса: «Философия науки без истории науки пуста; история науки без философии науки слепа». В постпозитивизме происходит изменение проблематики методологических исследований: логический эмпиризм акцент делал на анализ структуры научного знания, постпозитивизм делает акцент на различные аспекты развития знания. Так, в работах неопозитивистов длительное время обсуждали вопросы об эмпирическом базисе науки, его языковом выражении и логической связи с теоретическим уровнем знания. Для представителей постпозитивизма эти вопросы не в центре внимания. Постпозитивизм признает, что в истории науки имеет место не плавное постепенное накопление знаний (отказ от кумулятивизма). История науки выглядит более драматически: в ней неизбежны научные революции, когда происходит пересмотр значительной части ранее признанного и обоснованного знания. Научная революция означает не только пересмотр теорий, но и фактов, методов, мировоззренческих и методологических принципов. Для постпозитивизма характерен отказ от жестких оппозиций, разграничительных линий, имевших место в рамках неопозитивизма. Смягчается известное противопоставление эмпирического теоретическому знанию, фактов и теорий, контекста открытия контексту обоснования. Вместо противопоставления эмпирического знания, как надёжного, обоснованного, неизменного, теоретическому знанию, как ненадежному, необоснованному, изменчивому, постпозитивизм утверждает идею единства эмпирического и теоретического. Неопозитивизм – это разновидность эпистемологического фундаментализма, где резко отделяются факты науки, как надежный, устойчивый базис научного познания, от теорий, которые изменяются. В отличие от этого постпозитивизм отстаивает тезис о теоретической нагруженности фактов, о том, что факты строятся на основе теории, зависят от неё. Факты, устанавливаемые на основе одной теории, могут отличаться от фактов, открытых другой теорией. Хотя обе эти теории говорят об одной и той же предметной области. Важно отличие постпозитивизма от неопозитивизма в отношении к проблеме демаркации. Как известно, неопозитивизм полагал, что возможно и необходимо провести четкую границу между наукой и ненаукой, в частности, философией (метафизикой). Этот тезис основывался на принципе верификации и требовал устранения метафизики из науки. Постпозитивизм отказывается видеть жесткие границы между наукой и философией. Он признает осмысленность философских положений и неустранимость их из науки. Такая ориентация была заложена К. Поппером, который был переходной фигурой от логического эмпиризма к постпозитивизму (эвристическое значение философии для науки, концепция трех миров). Выражением отмеченной позиции является включение Т. Куном в парадигму метафизических утверждений, включение их И. Лакатосом в состав жесткого ядра научно-исследовательской программы, призыв П. Фейерабенда к отказу видеть существенные различия между наукой и философией. Принципиален для постпозитивизма его отказ от своеобразного глобализма в философии науки, обращение к анализу отдельных методологических проблем. Проблема отношения опыта и теории. Очевидна направленность на неё всего позитивизма: от закона подчинения воображения наблюдению к принципу верификации, фальсификационизму и его критике. Согласно И. Лакатосу с опытом должна сопоставляться не отдельная теория, а их совокупность, которую он называет научно-исследовательской программой (НИП). В теориях, которые её составляют, выделяется жесткое ядро. Факты, его не затрагивающие, но вступающие в конфликт с теориями, входящими в НИП, нейтрализуются. Способ нейтрализации – выдвижение вспомогательных гипотез, отказ от элементов теоретического содержания программы, находящимися за пределами её жесткого ядра. Тем самым формируется защитный пояс программы, обеспечивающий её динамику, которая не бесконечна. Тогда в дело вступают альтернативные или вновь построенные теории. Проблема соотношения эволюции науки и научных революций подробно рассмотрена Т. Куном. Принципиальна его антикумулятивистская установка и построение на этой основе теории научных революций, включающей в себя не только эпистемологический и методологический моменты (теория и факты, парадигма, нормальная наука, кризис и революция в науке), но и социально-культурные аспекты бытия науки (научное сообщество, подготовка научных кадров, фактор веры в утверждении новой парадигмы, отношение к ней сообщества ученых). Проблема структуры и динамики теоретического уровня научного знания (совместимость и соизмеримость научных теорий, их альтернативность – П. Фейерабенд). Место и роль методологического знания в развитии науки: эпистемологический анархизм П. Фейерабенда, принцип методологии – «Допустимо всё». Позиция, отвергающая претензии каких бы то ни было методологических схем (моделей, подходов) на диктат по отношению к реальной науке, на монопольное положение в философии науки. В рамках постпозитивизма утверждается (вышеотмеченная у Т. Куна и П. Фейерабенда) обращенность философии науки к социально-культурному контексту функционирования науки, социальным и психологическим аспектам бытия науки. П. Фейерабенд – место и роль науки в современном мире, критика «шовинизма науки», идея её равноправия с другими видами духовной культуры (позиция, не тождественная антисциентизму, но преодолевающая сциентизм). Дж. Холтон – т.н. тематический анализ науки (где «тема» - не проблема научного исследования, а глубинная установка сознания учёного на реализацию в науке той или иной методологической позиции – симметрия, функциональность, гармония, атомизм, системность и т.д.).Тема ученого (в смысле Дж. Холтона) позволяет понять механизм рождения нового знания. Такое знание часто появляется в результате научных дискуссий. Вспышки разногласий в науке, по мнению Л. Лаудана, являются её центральной интеллектуальной задачей. Понять динамику науки без обращения к её ценностному измерению невозможно. Механизм функционирования научного знания, его трансляция, коммуникация – предмет внимания М. Полани (концепция неявного личностного знания). Роль конвенций, принимаемых учеными, по отношению к фактам, противоречащим научным теориям (И. Лакатос). Многие отечественные специалисты в области философии науки утверждают исчерпанность возможностей постпозитивизма к концу ХХ века. Это так, если постпозитивизм понимать как локальную философскую школу, звено в эволюции форм позитивизма. Это так, если понимать постпозитивизм как реакцию (и только!) на неопозитивизм. Но это не так, если постпозитивизм выступает как этап в эволюции философии науки, как её состояние в последние десятилетия ХХ века. Проблематика постпозитивизма далеко не исчерпана. Более того, применительно к социальным и гуманитарным наукам она практически не разработана. Вопрос о возможностях и границах применения методологического арсенала постпозитивизма к этому кругу наук является актуальным. Отсутствие новой «большой», «глобальной» методологической концепции не может быть истолковано как недостаток, тем более как кризис позитивистской философии науки, а также философии науки в целом Билет 39
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.20.30 (0.009 с.) |