Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные ступени исторического процесса

Поиск

Первобытно-общинная формация — первая ступень развития сформировавшегося общества (от завершения социогенеза до начала становления классов и государства). В развитии первобытного человека выделяют две основные стадии: дикость и варварство. Они различаются степенью развития сущностных сил (природных и социальных), что нашло выражение в характере труда и его производительности, природе собственности, духовной культуре, в первую очередь в мировоззрении. На стадии дикости люди производили простейшие орудия труда и с их помощью присваивали средства к жизни, в силу чего их образ жизни часто называют присваивающим. Основными способами добывание пищи были охота, собирательство, рыболовство. Разделение труда существовало лишь между полами.

По сравнению с современным человеком, собиратель и охотник были знатоками природы, что способствовало выработке ими все более разнообразного и гибкого поведения. Согласно антропологическим исследованиям корни успеха собирателей и охотников лежат в неизменно возраставшей способности к объединению усилий, укреплению общественного образа жизни в составе кочевого племени, включавшего несколько семей (до 50 человек). Для эпохи дикости лук и стрела были решающим орудием. На первой стадии обмен мог происходить лишь случайно и только внутри племени (так, особое искусство в изготовлении оружия и орудий могло вести к временному разделению труда и обмену). Знания и навыки редко выходили за рамки одного племени, а внутри его передавались от поколения к поколению преимущественно в устной форме. С гибелью вождя племени утрачивались наиболее ценные знания и умения. Многие их них приходилось осваивать заново. Из-за нехватки подлинного, основанного на опыте, знания человек прибегал к сверхъестественным объяснениям, мифам и магии. Мифология как способ объяснения природной и социальной действительности доминирует в духовной культуре первобытного общества и включает в себя зачатки не только религии, но и философии, искусства.

Для второй стадии характерным является приручение и разведение животных и возделывание растений, в первую очередь злаков161. При этом вследствие различия природных условий на востоке (так называемый “Старый свет”) начинают с приручения животных, на западе — с возделывания съедобных растений. Поэтому восточный материк обладал почти всеми поддающимися приручению животными и всеми пригодными для разведения видами злаков, кроме одного; западный же материк, Америка, из всех поддающихся приручению млекопитающих — только ламой, да и то лишь в одной части юга, а из всех культурных злаков только одним, но зато наилучшим — маисом. Приручение и разведение скота, образование крупных стад вело к пастушеской жизни, характеризующейся новыми средствами к жизни и большей избыточностью труда. Это привело к первому общественному разделению труда отделению скотоводства от земледелия и сделало возможным регулярный обмен между племенами. Скот стал товаром, посредством которого оценивались все другие товары, и приобрел функцию денег. Весь избыток, который давало скотоводство, принадлежал мужчине, что обусловило его господство в доме, самостоятельность семьи и обеспечило переход от матриархата к патриархату.

Если на первой стадии первобытно-общинной формации человек при помощи созданных им орудий лишь присваивал средства к жизни, которые находил в готовом виде в природе, то с развитием земледелия и скотоводства, взяв под свой контроль определенные природные процессы, он начал их производить. В результате от распределения в соответствии с полом и возрастом (мужчины, нуждающиеся в большем количестве пищи, чем женщины, старики и дети, получали большие доли продукта) стали переходить к трудовому способу распределения, что привело к формированию обобществленной (семейной) собственности, противопоставлению семьи роду. Обрабатываемая земля (зерно сначала производилось пастушескими племенами для скота, затем оно становится пищей и для человека) передается в пользование вначале роду, потом домашним общинам и, наконец, отдельным лицам. В сфере изготовления орудий труда особо важное значение приобрели плавка металлических руд и обработка металлов, самыми важными из которых были медь и олово, а также выплавляемая из них бронза. Применение наряду с механическими более сложных физических, химических и других свойств вещей способствовало значительному росту сущностных сил человека и, соответственно, изменению качества и количества труда, его дифференциации и специализации. Изготовление кремниевого топора требовало нескольких месяцев напряженного труда, из меди или бронзы его изготовить значительно легче и быстрее. Но бронза не смогла вытеснить каменные орудия труда.

Рост избыточности труда способствовал становлению раннеклассового общества. Шумерская и египетская цивилизации возникли в меднокаменном веке (в 4 тыс. до н.э.) в междуречье Тигра и Евфрата и долине Нила, индийская и китайская — в бронзовом веке (в 3 и 2 тыс. до н.э.) в долинах Инда и Хуанхэ. Чаще всего их характеризуют как общество с азиатским способом производства, представляющим собой своеобразную систему земледельческих общин, объединенных государством. Земледельческая община сочетала в себе общую собственность на землю, коллективный труд с зародышем частной собственности в виде дома и приусадебного участка отдельной семьи. Системы земледельческих общин, как правило, возникали в долинах больших рек, где борьба с наводнениями и ирригация были непременными условиями земледелия. Образовавшиеся на этой основе государства, взимая натуральную ренту, присваивали прибавочный продукт и тем самым обеспечивали себе верховную собственность на землю и воду; в их руках сосредоточивалась также и торговля. Дуализм земледельческой общины, ее переходный характер, слабое развитие товарного производства и классовой дифференциации обеспечивали ей высокую жизнеспособность.

Билет 43

Философская антропология

В силу своей сложности, многогранности и научной значимости проблема человека является универсальной. Поэтому человек - объект изучения многих наук. Каждая частная наука, непосредственно изучающая человека (анатомия, психология, педагогика, этика, антропология, медицина, этнография, физиология высшей нервной деятельности и др.), рассматривает его в разных аспектах, под углом зрения предмета данной науки. Философия, обобщая данные частных наук, выводит общее, фундаментальное знание о человеке. Раздел философии, в рамках которого исследуются проблемы человека, получил название «философская антропология».

Философская антропология - учение о наиболее общих и существенных объективно-научных и ценностных аспектах человека как природном и социальном существе. В европейской философии начала и середины ХХ в. существовало учение, которое также называлось философской антропологией. Его представители М. Шелер, Г. Плеснер, Э. Ротхакер и другие достаточно механистически и биологизаторски рассматривали человека, его сущность и структуру. К настоящему времени она потеряла многих своих сторонников и не имеет авторитета ни в Германии, где зародилась, ни в других странах.

Современная философская антропология исследует человека как одну из форм бытия, наряду с бытием природы и бытием общества. Это комплексное, многоаспектное учение, которое развивается многими философскими школами и направлениями.

Целью философского исследования человека является создание основного содержания всеобщей концепции человека. Философская антропология выступает теоретической и методологической основой конкретных наук, изучающих человека. Главная особенность философского знания о человеке и его основное назначение - обеспечить теорию и практику необходимыми знаниями, наиболее обобщенным видением человека. Философское знание о человеке отличается и тем, что в нем соединяется вечное, вневременное и исторически конечное, актуальное. Это обусловлено тем, что ядром философского знания о человеке являются вечные проблемы человеческого бытия.

Современная философская антропология решает следующие проблемы:

- выясняет связи данной концепции человека с социологической, социально-психологической, этической и другими конкретными теориями о человеке;

- исследует соотношение между материальной организацией космоса (природы) и человека, их взаимообусловленное существование и развитие;

- изучает место человека в мире, смысл его жизни, соотношение смерти и бессмертия человека;

- объясняет происхождение человека и общества на Земле в процессе эволюции неживой и живой природы, особенно – высших животных;

- анализирует деятельностную сущность человека, его свободу и ответственность, идеалы и ценности;

- обобщает данные частных наук о современной эволюции человека, его жизнедеятельности, роли во Вселенной, общественном прогрессе;

- аргументирует гуманистический характера человека и общественного развития и др.

Таким образом, философская антропология описывает природу и сущность человека, его другие характеристики в понятиях всеобщего и общесоциологического, в единстве существования человека как природного и социального существа, как уникальной формы бытия.

Философская антропология



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 830; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.215.30 (0.011 с.)