Закономерности исторического процесса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Закономерности исторического процесса



азвитие человека, его сущностных сил подчинено целому ряду закономерностей. К важнейшим из них относят пять закономерностей. Первой закономерностью исторического процесса, как процесса развития человеческой сущности, является открытое Марксом умножение, возвышение сущностных сил человека, включающее в себя не только количественный рост, но прежде всего качественное усложнение, ибо их предметом становятся все более сложные производимые человеком условия.

Вторая закономерность исторического процесса заключается в опережающем развитии способностей, служащих основным источником общественного богатства. По Марксу, богатство страны в большей мере проявляется в превосходстве мастерства и знаний, приобретаемых длительным навыком и опытом для того, чтобы изобрести и сделать больше. Труд как процесс связан прежде всего с реализацией способностей, обладающих наиболее сильной тенденцией к саморазвитию, с присоединением к силам человека сил природы. Необходимость превышения способностями потребностей или, иначе, опережающего развития способностей, выступает поэтому в качестве важнейшего фактора прогрессивного развития индивида и общества, качественного усложнения производительных сил (человека и техники). Более того, ни индивидуальный прогресс, ни тем более социальный был бы невозможен без определяющего развития общей способности к труду, заключающей в себе основной импульс к творчеству, ибо одним из важнейших противоречий развития труда является противоречие между способностью к труду вообще (общей способностью) и способностью к конкретным видам труда (частными способностями). Диалектика общей и частных способностей к труду состоит в том, что общая способность развивается на базе частных способностей и наоборот, но примат принадлежит первой.

Третья закономерность состоит в противоречивом и скачкообразном росте свободы развития сущностных сил человека в ходе исторического процесса, в превращении несвободного способа их развития в свободный. Эти способы различаются по трем основным признакам: 1) характеру связей способностей и потребностей — непосредственному и опосредованному, 2) воспроизведению человека во всей его полноте или ограниченному рамками той или иной формы эксплуатации, 3) возможности развития всех и каждого или меньшинства индивидов за счет большинства.

Четвертая закономерность исторического процесса — его аккумулятивный характер. Эта закономерность служит проявлением всеобщей диалектической закономерности аккумулятивного развития материи. В “Капитале” Маркс показал, что объективной основой истории общества выступает аккумулятивный характер развития труда, выражающийся в росте богатства содержания при переходе от простого (ручного) труда к более сложному, машинному, и далее к автоматизированному труду. Точно так же, как сложный труд включает в себя простой, способность к более сложному труду содержит в себе способность к менее сложному труду, но не сводится к ней. Так, способность к машинному труду снимает в себе способность к ручному труду (которая есть накопленная из поколения в поколение и передаваемая по наследству от отца к сыну специальная сноровка), но качественно отличается от нее, ибо машина функционирует только “в руках непосредственного обобществленного или совместного труда” (Маркс). С усложнением труда, переходом его от одного вида к другому происходит и усложнение потребности в нем. Удовлетворение ее в процессе труда рождает потребность в более сложном труде. Возрастание способности к труду, таким образом, приводит к возвышению потребности в нем, к формированию более богатой системы потребностей в целом.

История общества, следовательно, есть не простая смена поколений, а процесс обогащения, усложнения сущностных сил человека, наполнения их все более богатым содержанием. Благодаря этому каждый последующий шаг исторического действия становится более эффективным, мощным, что и обусловливает ускоренное развитие общества. Усложнение средств труда есть следствие развития богатства человеческой природы, а не его причина. Чем сложнее техника, тем больше опыта, знаний, искусства работника аккумулировано в ней. Поэтому усложнение сущностных сил человека вызывается накоплением не только живого, но и овеществленного труда — используемых в нем средств труда. Повышение производительности труда невозможно без постоянного возрастания способностей человека и совершенствования средств труда.

Пятой закономерностью истории как развития человеческой сущности является возрастание от формации к формации степени индивидуализации сущностных сил человека. Будучи родовыми свойствами, они непосредственно принадлежат индивидам, а не коллективам людей и в этом смысле всегда имеют индивидуальный характер. В “Капитале” Маркс описывает индивидуальный труд, индивидуальное потребление, индивидуальную рабочую силу, индивидуальную стоимость и т.д. Он показывает, что производство стоимости, субстанцией которой является абстрактный труд, осуществляется отдельным индивидом, противостоящим в качестве наемного рабочего капиталу. Однако это “частный” индивид, который “живет какой-то одной частью своей сущности” в силу того, что его труд не имеет целостного характера. Исторический процесс, таким образом, выступает с одной из важнейших сторон как процесс развития индивида, процесс индивидуализации его сущностных сил. Общественная история и есть история индивидуального развития людей, но в антагонистических формациях она обеспечивается и осуществляется “ценой колоссального расточения сил отдельного индивидуума” (Маркс).

Закономерности развития сущностных сил человека раскрывают внутренний механизм общественного развития, который выражается в соотношении производительных сил и производственных отношений, экономического базиса и надстройки. От уровня реализации и развития способностей и потребностей зависят тип труда, его разделение и кооперация, а также порождаемая им социально-экономическая структура общества в целом с соответствующей ей духовной культурой. Существование общих закономерностей развития сущности человека и истории есть следствие ее единства. Последнее выражается прежде всего в трех взаимосвязанных сущностных моментах: труде, собственности, мышлении, при примате первого. Свобода, в которой иногда усматривают главный сущностный признак человека, зависит в первую очередь от содержания труда. Пока труд диктуется нуждой, не свободен от физических потребностей людей и в большей мере направлен на их удовлетворение, об истинной свободе не может быть и речи. Только тогда, когда он будет направлен непосредственно на развитие каждого индивида (а не меньшей их части), их индивидуальности во всем ее богатстве, произойдет скачок из “царства необходимости в царство свободы”.

Труд как самовозрастающий процесс является основой социального прогресса вообще, нравственного, политического, духовного в частности. Социальный прогресс осуществляется не автоматически, фатально, а творится, производится человечеством в процессе труда. Будучи существами деятельными, производящими, индивиды творят бытие, которого ранее не было. Создавая новые формы общественного бытия, новые объекты “второй природы”, человечество в ходе социального прогресса создает и новые законыприродного и общественного бытия на основе всеобщих и общесоциологических законов. Хотя появление нового первоначально происходит нередко в стихийной форме, в основе исторического процесса лежит не случайность, а необходимость, или историческая закономерность: он осуществляется индивидами в соответствии с логикой, законами развития природы и их собственной универсальной сущности.

В



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 2357; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.42.157 (0.039 с.)