ТОП 10:

Закономерности исторического процесса



азвитие человека, его сущностных сил подчинено целому ряду закономерностей. К важнейшим из них относят пять закономерностей. Первой закономерностью исторического процесса, как процесса развития человеческой сущности, является открытое Марксомумножение, возвышение сущностных сил человека, включающее в себя не только количественный рост, но прежде всего качественное усложнение, ибо их предметом становятся все более сложные производимые человеком условия.

Вторая закономерность исторического процесса заключается вопережающем развитии способностей, служащих основным источником общественного богатства. По Марксу, богатство страны в большей мере проявляется в превосходстве мастерства и знаний, приобретаемых длительным навыком и опытом для того, чтобы изобрести и сделать больше. Труд как процесс связан прежде всего с реализацией способностей, обладающих наиболее сильной тенденцией к саморазвитию, с присоединением к силам человека сил природы. Необходимость превышения способностями потребностей или, иначе,опережающегоразвития способностей, выступает поэтому в качестве важнейшего фактора прогрессивного развития индивида и общества, качественного усложненияпроизводительныхсил (человека и техники). Более того, ни индивидуальный прогресс, ни тем более социальный был бы невозможен без определяющего развития общей способности к труду, заключающей в себе основной импульс к творчеству, ибо одним из важнейших противоречий развития труда является противоречие между способностью к труду вообще (общей способностью) и способностью к конкретным видам труда (частными способностями). Диалектика общей и частных способностей к труду состоит в том, что общая способность развивается на базе частных способностей и наоборот, но примат принадлежит первой.

Третьязакономерность состоит в противоречивом и скачкообразномросте свободы развития сущностных сил человека в ходе исторического процесса, в превращениинесвободного способа их развития в свободный. Эти способы различаются по трем основным признакам: 1) характеру связей способностей и потребностей — непосредственному и опосредованному, 2) воспроизведению человека во всей его полноте или ограниченному рамками той или иной формы эксплуатации, 3) возможности развития всех и каждого или меньшинства индивидов за счет большинства.

Четвертаязакономерность исторического процесса — егоаккумулятивныйхарактер. Эта закономерность служит проявлением всеобщей диалектической закономерности аккумулятивного развития материи. В “Капитале” Маркс показал, что объективной основой истории общества выступает аккумулятивный характер развития труда, выражающийся в росте богатства содержания при переходе от простого (ручного) труда к более сложному, машинному, и далее к автоматизированному труду. Точно так же, как сложный труд включает в себя простой, способность к более сложному труду содержит в себе способность к менее сложному труду, но не сводится к ней. Так, способность к машинному труду снимает в себе способность к ручному труду (которая есть накопленная из поколения в поколение и передаваемая по наследству от отца к сыну специальная сноровка), но качественно отличается от нее, ибо машина функционирует только “в руках непосредственного обобществленного или совместного труда” (Маркс). С усложнением труда, переходом его от одного вида к другому происходит и усложнение потребности в нем. Удовлетворение ее в процессе труда рождает потребность в более сложном труде. Возрастание способности к труду, таким образом, приводит к возвышению потребности в нем, к формированию более богатой системы потребностей в целом.

История общества, следовательно, есть не простая смена поколений, апроцесс обогащения, усложнения сущностных сил человека, наполнения их все более богатым содержанием. Благодаря этому каждый последующий шаг исторического действия становится более эффективным, мощным, что и обусловливает ускоренное развитие общества. Усложнение средств труда естьследствие развития богатства человеческой природы, а не его причина. Чем сложнее техника, тем больше опыта, знаний, искусства работника аккумулировано в ней. Поэтому усложнение сущностных сил человека вызывается накоплением не толькоживого, но иовеществленного труда— используемых в нем средств труда. Повышение производительности труда невозможно без постоянного возрастания способностей человека и совершенствования средств труда.

Пятойзакономерностью истории как развития человеческой сущности является возрастание от формации к формации степенииндивидуализации сущностных сил человека. Будучи родовыми свойствами, они непосредственно принадлежат индивидам, а не коллективам людей и в этом смысле всегда имеют индивидуальный характер. В “Капитале” Маркс описывает индивидуальный труд, индивидуальное потребление, индивидуальную рабочую силу, индивидуальную стоимость и т.д. Он показывает, что производство стоимости, субстанцией которой является абстрактный труд, осуществляется отдельным индивидом, противостоящим в качестве наемного рабочего капиталу. Однако это “частный”индивид, который “живет какой-то одной частью своей сущности” в силу того, что его труд не имеет целостного характера. Исторический процесс, таким образом, выступает с одной из важнейших сторон как процесс развития индивида, процесс индивидуализации его сущностных сил. Общественная история и есть история индивидуального развития людей, но в антагонистических формациях она обеспечивается и осуществляется “ценой колоссального расточения сил отдельного индивидуума” (Маркс).

Закономерности развития сущностных сил человека раскрывают внутренний механизмобщественного развития, который выражается в соотношении производительных сил и производственных отношений, экономического базиса и надстройки. От уровня реализации и развития способностей и потребностей зависят тип труда, его разделение и кооперация, а также порождаемая им социально-экономическая структура общества в целом с соответствующей ей духовной культурой. Существование общих закономерностей развития сущности человека и истории естьследствиеее единства. Последнее выражается прежде всего в трех взаимосвязанных сущностных моментах:труде, собственности, мышлении, при примате первого. Свобода, в которой иногда усматривают главный сущностный признак человека, зависит в первую очередь от содержания труда. Пока труд диктуется нуждой, не свободен от физических потребностей людей и в большей мере направлен на их удовлетворение, об истинной свободе не может быть и речи. Только тогда, когда он будет направлен непосредственно на развитие каждого индивида (а не меньшей их части), их индивидуальности во всем ее богатстве, произойдет скачок из “царства необходимости в царство свободы”.

Труд как самовозрастающий процесс является основой социального прогресса вообще, нравственного, политического, духовного в частности. Социальный прогресс осуществляется не автоматически, фатально, а творится, производится человечеством в процессе труда. Будучи существами деятельными, производящими, индивиды творят бытие, которого ранее не было. Создавая новые формы общественного бытия, новые объекты “второй природы”, человечество в ходе социального прогресса создает и новые законыприродного и общественного бытияна основе всеобщих и общесоциологических законов. Хотя появление нового первоначально происходит нередко в стихийной форме, в основе исторического процесса лежит не случайность, анеобходимость, или историческая закономерность: он осуществляется индивидами в соответствии с логикой, законами развития природы и их собственной универсальной сущности.

В







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.48.224 (0.003 с.)