ТОП 10:

Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение.



Познание, мышление — это всегда искание и открытие нового, поиски ранее не изведанных подходов и ре­шений, активное достижение истины, активная (а не созерца­тельная, пассивная) деятельность субъекта в любой ее форме. Творчество — процесс человеческой деятельности, созда­ющий качественно новое, никогда ранее не бывшее — матери­альные и духовные ценности.

Творчествопредставляет собой возникшую в труде способность человека из определенного материала созидать (на основе познания объективных законо­мерностей) новую действительность (в любой ее форме), удов­летворяющую многообразным общественным потребностям.

Творчес­кое познание невозможно без самостоятельности мышления, его критичности и самокритичности, гибкости мышления, уме­ния делать выводы из допущенных ошибок, мыслить быстро (но не скоропалительно), отделять существенное от несуще­ственного и самостоятельно приходить ко всё новым и новым выводам и обобщениям.

Практика— это целостная органическая система совокупной материальной деятельности человечества во всем его историческом развитии, всегда осуществляющаяся в опре­деленном социокультурном контексте. С введением практики в теорию познания было установлено, что человек познает реальный мир не потому, что предметы и явления этого мира пассивно воздействуют на его органы чувств, а потому, что он сам активно и целенаправленно воздействует на окружающую его действительность и в ходе ее изменения познает ее. Практика — специфически человеческая форма деятельности, в процессе которой человек создает но­вую реальность — мир материальной и духовной культуры, новые условия своего существования, которые не даны ему природой в готовом виде («вторая природа»). Практика и по­знание — две взаимосвязанные стороны единого историческо­го процесса, но решающую роль здесь играет практическая де­ятельность.

Вера. Существует несколько типов вер. Среди религиозных типов вер можно выделить два основных ее вида: экзотическо-магический (иррациональный) и этический, гуманистическо-рационалистический (см.: Э.Фромм). В чистом виде они почти не встречаются, но как полюса широкого спектра типологии явно существуют. Здесь речь будет идти о втором типе веры, к которому относится христианство. В христианстве отношения человека с другим человеком (ближним) не менее важны, чем отношения с Богом. Христианство в евангельском изложении есть этически акцентированная религия (вера). Ориентация на глубинную сущность человека делает проблематичным квалификацию христианства как “религии”. “Религия” предполагает опосредованную связь с Высшим началом, а в христианстве есть Откровение, которое проникает тайники души человека.

Под знаниемв наше время обычно понимается достоверная (проверяемая) информация, которую эмпирическими методами с последующей рациональной обработкой результатов добывает наука (эксперимент. физика). На основании этой информации можно что-то создавать, конструировать.

Истина при этом понимается не как Логос, а как достоверность. В эпоху модернизма истине надо не приобщаться, ее надо создавать. Истина разбилась на множество малых истин, под которыми стали пониматься артефакты, полезность которых можно проверить. В основе модного ныне постмодернизма лежит старый релятивизм, которого теперь вовсе не нужно стесняться. В основе научной методологии лежит повторяемость и наблюдаемость эксперимента. Данные науки (если не считать пограничные области) принимаются всеми психически нормальными людьми. Но наука дорого платит за достоверность и точность поставляемой информации. Объектами ее изучения являются феномены носящие материальный характер, предметы, обладающие характеристикой измеримости. Поэтому наука, как таковая, тяготеет к материализму. Методологией научного познания остается рационализм с его `aqnk~rhqrqjni претензией на полную доказательность.

Понимание— основная категория философской герменевтики, или теории и практики истолкования текстов. Понима­ние относится к процедурам функционирования научного зна­ния. Понимание выступает в двух ракурсах: как приобщение к смыслам человеческой деятельности и как смыслообразование. Понимание связано с погружением в мир смыслов другого человека, постижением и истолкованием его мыслей и переживаний. Этот процесс происходит в условиях общения, комму­никации и диалога.

Понимание неотделимо от самопонимания и происходит в стихии языка. Процедуру понимания не следует квалифицировать как чисто иррациональный акт, нельзя смешивать с «оза­рением», «инсайтом», интуицией, хотя все это есть в акте по­нимания.

Объяснение— важнейшая функция научного познания, цель которой — выявление сущности изучаемого предмета, подведение его под закон с выявлением причин и условий, источни­ков его развития и механизмов их действия. Объяснение спо­собствует уточнению и развитию знаний, которые использова­лись в качестве основания объяснения.

В современной методологии широкой известностью пользуется дедуктивно-монологическая модель научного объяснения, в которой объясняемое явление подводится под определенный закон. В качестве законов рассматриваются не только первич­ные, но и функциональные, структурные и другие виды регу­лярных и необходимых отношений.

В области социально-гуманитарных наук используется так называемое рациональное объяснение, когда при объяснении поступка некоторой исторической личности анализируются мотивы, которыми она руководствовалась, стремясь показать, что в свете этих мотивов поступок был рациональным.

Существует телеологическое (интенциональное) объяснение, которое указывает не на рациональность отсутствия, а на цель, которую преследует индивид, осуществляющий действие.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.145.38.157 (0.005 с.)