Возрастные физиологические особенности обмена веществ и энергии. Терморегуляция 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возрастные физиологические особенности обмена веществ и энергии. Терморегуляция



В организме человека происходит постоянное обновление клеточных структур,
синтезируются и разрушаются различные химические соединения. Совокупность
всех химических реакций, протекающих в организме, называется обменом веществ
(метаболизмом). ■-);■

В процессе индивидуального развития-ччеловека обмен веществ и энергии претерпевает ряд количественных и качественных изменений, прежде всего су­щественно меняется соотношение между двумя фазами метаболизма: ассимиля­цией и диссимиляцией. Ассимиляция — процесс усвоения организмом внешних веществ, в результате этого процесса вещества становятся составной частью жи­вых структур и откладываются в виде запасов в организме.

Диссимиляция — процесс распада органических соединений на простые ве­щества, в результате происходит выделение энергии, которая необходима для жиз­недеятельности организма.

Обмен веществ происходит в тесной связи с окружающей средой. Для жиз­недеятельности необходимо поступление в организм из внешней среды белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и воды. Количество, свойства и соотношение этих элементов должны соответствовать состоянию организма и условиям его существования. Например, если пищи поступило больше, чем необ­ходимо, человек прибавляет в весе, если меньше — теряет вес.

Главными особенностями обмена веществ у детей являются: ■ преобладание процессов ассимиляции над процессами диссимиляции; высокий основной обмен; повышенная потребность в белках; положительный азотистый баланс.

Обмен белков

Белки, или протеины, являются главной составной частью всех органов и тканей организма, с ними тесно связаны все жизненные процессы — обмен веществ, со­кратимость, раздражимость, способность к росту, размножению и мышлению.

Белки составляют 15-20 % общей массы тела человека (жиры и углеводы вмес­те — лишь 1-5 %). Белки поступают с пищей и относятся к незаменимым компо-


 




нентам рациона. Биологическая активность других пищевых веществ проявляете только в присутствии белков.

Основные функции белков:

■ пластическая — участие в построении новых клеток и тканей, обеспечение
роста и развития молодых растущих организмов и регенерация изношенных
отживших клеток в зрелом возрасте;

" защитная — из белков пищи синтезируются антитела, обеспечивающие им­мунитет к инфекциям;

■ ферментативная — все ферменты являются белковыми соединениями;

■ гормональная — инсулин, гормон роста, тироксин, тестостерон, эстрогены и многие другие гормоны являются белками;

■ сократительная — белки актин и миозин обеспечивают мышечное сокращение;

■ транспортная — содержащийся в эритроцитах белок гемоглобин переносит кислород, белки сыворотки крови участвуют в транспорте липидов, углево­дов, некоторых витаминов, гормонов;

■ энергетическая — обеспечивают организм необходимой энергией.
Показателем уровня белкового обмена является азотистый баланс, он определя­
ется по результатам сравнения количества азота, поступившего с пищей и выве­
денного из организма. Азотистый баланс — это разность между потребленным с
пищей азотом и азотом, выделенным из организма (с мочой, калом и микропоте­
рями). Различают три вида азотистого баланса: азотистое равновесие, положитель­
ный и отрицательный азотистый баланс.

Азотистое равновесие — равенство количества поступившего с пищей и вы­деленного из организма азота.

Положительный азотистый баланс означает, что с пищей азота поступает больше, чем выводится из организма, характеризует накопление белка (азота) в организме. Задержка азота физиологична для детей, беременных и кормящих женщин, после голодания и т. д.

Отрицательный азотистый баланс — преобладание азота, выделенного из ор­ганизма, над азотом, который поступил с пищей; свидетельствует о потере собст­венных белков тканями организма. При этом источником свободных аминокислот становятся белки плазмы крови, печени, слизистой оболочки кишечника, мышеч ной ткани, что позволяет достаточно долго поддерживать обновление белков мозга и сердца. Отрицательный азотистый баланс наблюдается при голодании, недостатке в пище полноценных белков, ряде заболеваний, при травмах, ожогах, после опера­ций и пр. Длительный отрицательный азотистый баланс приводит к гибели.

Для раннего этапа развития организма характерен положительный азотис­тый баланс, зрелого возраста — азотистое равновесие, а для старости преимуще­ственно — отрицательный азотистый баланс.

В организме ребенка интенсивно происходят процессы роста и формирова­ния новых клеток и тканей. Поэтому потребность в белках у ребенка значительно выше, чем у взрослого.


В зависимости от возраста и массы тела количество белка в рационе ребенка оджно составлять: 1-3 года — 55 г, 4-6 лет — 72 г, 7-9 лет —- 89 г, 10-15 лет —100-1 Об г (норма взрослого).

За счет белков пищи должно покрываться приблизительно 10-15 % общего гуточного количества калорий.

Баланс и задержка азота в организме в организме ребенка зависит от его ин­дивидуальных особенностей, определяемых типом ВНД. У детей с преобладанием Процессов возбуждения над процессами торможеЦия задержка азота менее выра­жена, чем у детей с преобладанием процессов торможения. Самые высокие пока­затели задержки азота отмечаются у детей с уравновешенными процессами ВНД. Имеет значение не только количество, но и качество вводимого белка.

Соотношение белков, жиров и углеводов в пище ребенка должно составлять 1:1:4, в этих условиях азот максимально задерживается в организме.

В моче у новорожденного меньше азота мочевины, больше азота аммиака и азота мочевой кислоты. В период новорожденное™ аминокислоты составляют 10 % общего азота мочи, в то время как у взраслог»,— лишь 3-4 %. Особенностью белкового обмена детей является постоянное наличие в их моче креатина.

Одним из показателей нарушения белкового обмена у детей является накоп­ление остаточного азота в крови. У здоровых детей, от 3 мес. до 3 лет остаточный азот в крови колеблется в пределах от 17,69 до 26,15 мг (12,63-18,67 ммоль/л).

8.5.2. Обмен углеводов

Углеводы составляют основную часть пищевого рациона и обеспечивают 50-60 % его энергетической ценности. Содержатся углеводы главным образом в расти­тельных продуктах.

В организме человека углеводы могут синтезироваться из аминокислот и жи­ров, поэтому они не относятся к незаменимым факторам питания. Минимум по­требления углеводов соответствует примерно 150 г/сут. Депонируются углеводы в организме ограниченно и запасы их у человека невелики.

Основные функции углеводов: " энергетическая — при окислении 1 г усвояемых углеводов в организме выде­ляется 4 ккал;

пластическая — входят в состав структур многих клеток и тканей, участвуют в синтезе нуклеиновых кислот (в сыворотке крови поддерживается постоян­ный уровень глюкозы, гликоген есть в печени и мышцах, галактоза входит в состав липидов мозга, лактоза содержится в женском молоке и т. д.); регуляторная — участвуют в регуляции кислотно-щелочного равновесия в ор­ганизме, препятствуют накоплению кетоновых тел при окислении жиров; защитная — гиалуроновая кислота препятствует проникновению бактерий через клеточную стенку; глюкуроновая кислота печени соединяется с токси­ческими веществами, образуя нетоксичные сложные эфиры, растворимые в воде, которые выводятся с мочой; пектины связывают токсины и радионук­лиды и выводят их из организма.


Кроме того, углеводы тонизируют ЦНС, обладают биологической активностью —. в комплексе с белками и липидами образуют некоторые ферменты, гормоны, сли­зистые секреты желез и др. Пищевые волокна являются физиологическими сти­муляторами двигательной функции желудочно-кишечного тракта.

Углеводы в организме ребенка выполняют не только энергетическую функцию, но и играют важную пластическую роль при создании основного вещества соедини­тельной ткани, клеточных оболочек и др. Обмен углеводов в организме ребенка ха­рактеризуется гораздо большей интенсивностью, чем обмен углеводов в организме взрослого. Необходимое количество сахара в крови у детей натощак в мг %:

Новорожденные 30-50

Грудные 70-90

Более старшие 80-100

12-14 лет 90-120

Углеводный обмен у детей характеризуется высокой усвояемостью углеводов (98-99 %) независимо от способа вскармливания. В детском организме ослаблено об­разование углеводов из белков и жиров, так как для роста необходим усиленный расход белковых и жировых запасов организма. Углеводы в организме ребенка де­понируются в меньшем количестве, чем в организме взрослого. Для детей раннего возраста характерно быстрое истощение углеводных запасов печени.

Суточная потребность в углеводах у детей высокая и составляет в грудном возрасте 10-12 г на 1 кг массы тела в сутки. В последующие годы количество уг­леводов, в зависимости от конституционных особенностей ребенка, колеблется от 8-9 г до 12-15 г на 1 кг массы тела в сутки. В первом полугодии жизни ребенок получает нужное количество углеводов в виде дисахаридов. С 6 мес. возникает потребность в полисахаридах.

Суточное количество углеводов, которое дети должны получать с пищей, значи­тельно увеличивается с возрастом:

■ от 1года до 3 лет — 193 г;

■ 4-7 лет — 287,9 г;

■ 8-13 лет —370 г;

■ 14-17 лет —470 г.

Обмен жиров

Жиры, или липиды, относятся к основным пищевым веществам и являются важ­ным компонентом питания. Жиры подразделяют на нейтральные (триглицериды) и жироподобные вещества {липоиды).

Жиры в организме человека выполняют следующие основные функции:

■ служат важным источником энергии, превосходящим в этом плане все пище­
вые вещества, — при окислении 1 г жира образуются 9 ккал (37,7 кДж);


» входят в состав всех клеток и тканей;

■ являются растворителями витаминов A, D, Е, К;

■ поставляют биологически активные вещества — ПНЖК, фосфатиды, стери-ны и др.;

■ создают защитные и термоизоляционные покровы — подкожный жировой слой предохраняет человека от переохлаждения;

■ улучшают вкус пищи;

■ вызывают чувство длительного насыщения. '■:

)Киры могут образовываться из углеводов и белков, но в полной мере заменяться ими не могут.

Жиры в организме ребенка выполняют энергетическую и пластическую фу< кцию. Обмен жира у детей характеризуется неустойчивостью, быстрым истоще­нием жировых депо при недостатке в пище углеводов или их усиленном расходе.

С жирами пищи в организм поступает ряд^жирных кислот, среди них три био­
логически ценные жирные кислоты: линолевая", линоленовая и арахидоновая. Эти
кислоты необходимы для обеспечения нормального роста и функционирования
кожи. С жирами в организм поступают растворимое в них витамины A, D, Е, К,
необходимые для роста и развития ребенка. Г ■

При составлении пищевого рациона детей нужно учитывать не только коли­чество, но и качество входящих в него жиров. Без жиров невозможна выработка общего и специфического иммунитета.

Потребность в жире с возрастом меняется. Грудные дети должны больше потреблять жиров. В этот период за счет жира покрывается 50 % всей калорий­ной потребности. Дети, находящиеся на грудном вскармливании, усваивают 96 % жира, дети, находящиеся на смешанном и искусственном питании, — 90 %.

С возрастом увеличивается суточное количество жира, которое необходимо для нормального развития детей. От 1-3 года ребенок должен получать в сутки 32,7 г, 4-7 — 39,2 г, 8-13 лет — 38,4 г, 14-17 лет — 47 г, что примерно соответствует норме взрослого человека — 50 г.

Правильное расщепление жиров возможно при условии надлежащей корре­ляции жиров с другими питательными ингредиентами. При питании детей ран­него возраста особенно следует выдерживать соотношение между жирами и уг­леводами 1:2.

Обмен воды

Вода входит в состав всех клеток и тканей организма, служит наилучшим раст­ворителем для многих биологически важных веществ, обеспечивает течение ме­таболических процессов, участвует в теплорегуляции, растворяет конечные про­дукты обмена веществ и способствует их выведению органами выделения.

Организм ребенка отличается от взрослого гидролабильностью, т. е. способ­ностью быстро терять и быстро накапливать воду. Существует связь между энер-

14 Возрастная анатомия


гией роста и содержанием воды в тканях. Суточная прибавка в весе у детей грудн< го возраста составляет 25 г, на долю воды приходится 18 г, белка — 3 г, жира — 3 и 1 г приходится на долю минеральных солей.

Чем младше ребенок и быстрее он растет, тем больше у него потребность в воД| Потребность в воде на 1 кг массы тела:

Возраст • Количество воды, мл
Новорожденные 150-200

Грудные 120-130

1 год 90-100

12-13 лет 40-50

Суточная потребность в воде:

Возраст, лет Количество воды, мл

800 950 1200 1350 1500

2-4

5-6

7-10

11-14

В раннем возрасте даже при небольших изменениях в каком-либо звене водного обмена нарушается его регуляция, в результате могут возникнуть патологические явления. Например, у детей наблюдается «лихорадка от жажды» вследствие уси­ления распада белка из-за недостатка воды в организме.

Потеря организмом 10 % воды отрицательно сказывается на жизнедеятель­ности и приводит к сгущению крови, нарушению кровотока, сдвигам психическо­го состояния, судорогам. Снижение количества воды на 20 % ведет к смерти.

8.5.5. Обмен минеральных веществ

Минеральные вещества относятся к жизненно необходимым компонентам пита­ния и обеспечивают поддержания гомеостаза. Минеральные вещества выполняют следующие основные функции:

■ формируют ткани, особенно велика их роль в построении костной ткани, где преобладают фосфор и кальций (пластическая функция);

■ участвуют во всех видах обмена веществ;

 

■ поддерживают осмотическое давление в клетках и межклеточных жидкостях; * обеспечивают кислотно-щелочное равновесие (состояние) в организме;

■ усиливают иммунитет;

■ активируют гормоны, витамины, ферменты;

■ способствуют кроветворению.


сез минеральных веществ невозможна нормальная функция нервной, сердечно-с0судистой, пищеварительной, выделительной и других систем.

Как правило, употребляемые в пищу вещества животного и растительного лроисхождения содержат в достаточном количестве все необходимые растуще­му организму минеральные вещества. Только поваренная соль добавляется при рациональном приготовлении пищи.

У детей баланс минерального обмена положительный, это связано с ростом организма и, в первую очередь, костной ткани. У новорожденного количество ми­неральных веществ составляет 2,55 % массы тела, у взрослого — 5 %.

Баланс отдельных минеральных веществ зависит от возраста ребенка, его ин­
дивидуальных особенностей и времени года. К'''"

Для растущего организма большую роль играет кальций. Оптимальное обес­
печение организма кальцием требуется на протяжении всей жизни человека. Осо­
бенно важен кальций в период интенсивного роста, так как является необходимым
условием нормального развития скелета, достижения им необходимой прочности
и сохранности., -v

Недостаток потребления кальция в детском и подростковом возрасте пре­пятствует достижению оптимальной массы и прочности костей, тем самым по­вышая риск развития остеопороза. Дефицит кальция увеличивает опасность ра­хита у детей, нарушает развитие скелета и зубов, повышает риск сердечно-сосу­дистых заболеваний.

Щитовидная и околощитовидная железы регулируют обмен кальция, поддер­живая постоянный уровень его в крови и обеспечивая организм нужными коли­чествами при возможных колебаниях.

Для нормального развития костей необходим также фосфор. Этот элемент ну­жен не только для роста костной ткани, но и для нормального функционирования нервной системы, большинства железистых клеток и других органов. С возрастом относительная потребность в фосфоре уменьшается. Оптимальное соотношение между концентрацией солей кальция и фосфора для детей дошкольного возраста составляет 1:1; в возрасте 8-10 лет — 1:1,5; в подростковом возрасте —1:2. При таких соотношениях развитие скелета протекает нормально. При отсутствии или недостатке витамина D понижается активность фосфатазы, уменьшается отложе­ние в костях фосфорнокислых солей кальция, развивается рахит.

Наиболее опасен избыток фосфора для детей в первые месяцы жизни, почки которых не справляются с его выведением. Это приводит к повышению в их кро­ви фосфора и уменьшению кальция, а в дальнейшем к развитию мочекаменной болезни.

Калий имеет важное значение для внутриклеточного обмена. Он необходим Для нормальной деятельности мышц, в частности, усиливает работу сердца, при­нимает участие в обмене углеводов, жиров, белков. Дети получают с пищей калия Меньше, чем взрослые, и меньше его выделяют. Дефицит калия в организме сопро­вождается вялостью, апатией, сонливостью, снижением тонуса мышц, аритмией сердечных сокращений, снижением АД.



I


Железо входит в состав гемоглобина. У детей потребность в железе больще чем у взрослых. Из-за дефицита железа в организме развивается железодефицит.' ная анемия, быстрая утомляемость, мышечная слабость, сниженная умственная и физическая работоспособность.

Для нормального развития ребенка в его организм с пищей должны посту, пать все необходимые микроэлементы: медь, цинк, марганец, магний, фтор и др Грудной ребенок получает их с молоком матери.

Нормы и режим питания детей

При составлении пищевых рационов следует учитывать количественный и каче­ственный подбор питательных веществ. Важно, чтобы в пище были все необходи­мые вещества: белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли и витамины. Для детей младшего школьного возраста наилучшим считается соотношение белков, жиров и углеводов 1:1:6, для детей более раннего возраста —1:2:3, для взрос­лых — 1:1:4. В табл. 8.1 приведены суточные нормы белков, жиров и углеводов, которые необходимы для организации рационального питания детей. Пища долж­на быть достаточной по объему и калорийности, т. е. должна вызывать чувство сытости и покрывать все энергетические затраты организма.

Большое значение имеет режим питания детей. У школьников должен быть
четырехразовый прием пищи со следующим распределением общего количества:
завтрак — 30 %, обед — 40-45 %, полдник — 10 %, ужин — 20 %. Чем младше ре­
бенок, тем приемы пищи должны быть чаще: у грудного ребенка 6-7 раз в сутки,
у дошкольников — 5 раз. i

зозраст
Общее количество

Таблица 8.1 Суточные нормы белков, жиров и углеводов в пище детей и подростков (в г)

Жиры

Углеводы

Животного происхождения

 

До 2-3 мес. 8-10 8-10 25-30 50-55
5-6 мес. 12-15 12-15 35-40 60-75
1-1,5 года 45-48   40-50 90-120
3-4 года 60-63   60-70 180-230  
5-7 лет 72-75   75-80 250-300  
8-11 лет 75-95   80-95 350-380  
12-14лет 90-110   90-110 380-400  
15-16 лет 100-120   90-110 420-450  
                   

Употребление перед сном богатой белками пищи неблагоприятно сказывается „а пищеварении детей, поскольку такая еда дольше задерживается в желудке и для ее переработки требуется большее количество пищеварительных соков. Она повы­шает возбудимость нервной системы, а это в свою очередь препятствует быстрому наступлению глубокого сна. Поэтому ужин для детей должен быть малообъемный, из легких овощей и молочных блюд, за 1,5-2 часа до сна.

Нарушение полноценного рационального питания приводит к различным за­
болеваниям. Основы рационального питания разрабатываются специалистами по
гигиене питания и диетологии. S

Д.5.7. Обмен энергии

Обмен энергии — превращение потенциальной энергии питательных веществ в тепло и работу. Около 15 % общего расхода энергии у ребенка тратится на рост и отложение веществ. У него меньше, чем у взрослого, расходуется энергии на мышечную работу (15 %) и несколько больше анергий ребенок теряет с экскре­ментами. В раннем возрасте особенно велики затраты Энергии на крик и плач, при которых расход энергии может повышаться на 100 и дзже 200 %. Общий расход энергии у детей представлен в табл'.г8.2.

Величина основного обмена у детей больше, чем у взрослых. Это обусловлено:

■ интенсивностью роста, напряженностью процессов синтеза;

■ свойствами молодых тканей, которые обладают более интенсивным метабо­лизмом по сравнению с тканями взрослого;

■ относительно большей поверхностью тела у детей.

У новорожденных обмен веществ низкий из-за недостаточного функционирова­ния щитовидной железы. Однако уже со второй половины первого года жизни основной обмен постепенно нарастает и к 1-2,5 годам достигает максимальной величины, после чего начинает постепенно снижаться, приближаясь к основному обмену взрослого.

Интенсивность основного обмена у ребенка зависит от возраста, пола, веса, роста, работы желез внутренней секреции, конституции, условий жизни и др. В течение первого полугодия жизни у девочек и мальчиков основной обмен поч-

этаблица 8.2. Распределение суточного расхода энергии у детей (в %)

 

    'Возраст, мес.  
Показатель ДоЗ 4-6 | 7-9 10-12
j Основной обмен   44 52  
Рост   28 13  
: Поддержание температуры   28 35  

 




ти одинаков, но уже во втором полугодии жизни суточный основной обмен v мальчиков несколько превышает обмен девочек. В 12-13 лет девочки по энерщ,. основного обмена оказываются впереди мальчиков. В зрелом возрасте основной обмен у мужчин выше, чем у женщин. Основной обмен у каждого отдельного субъекта отличается постоянством и колеблется в пределах ±10 %.

Основной обмен на 1 кг массы тела в сутки:

 

Возраст ккал кДж
Новорожденные. 38-42  
1,5 года 56-60  
7 лет    
12 лет    
Взрослый    

Общий расход энергии, рассчитанный на 1 кг массы тела, претерпевает возраст­ные изменения. Суточный расход энергии у детей первого года жизни:

 

Возраст ккал кДж
До 3 мес. .. 120 502,1
4-6 мес.   451,9
7-9 мес.   439,3
10-12 мес. ПО 460,2

Суточный расход энергии в пределах определенной возрастной группы подвер­жен большим индивидуальным колебаниям, как в покое, так и при различных ви­дах деятельности. Это связано с различиями в физическом развитии детей, состо­янием их эндокринной и нервной систем, интенсивностью движений, труда и пр. Суточный расход энергии одного и того же ребенка в отдельные дни не одинаков и зависит от общего состояния ребенка, времени, затрачиваемого на мышечную деятельность.

8.5.8. Особенности терморегуляции у детей

Терморегуляция — совокупность физиологических процессов в организме челове­ка, которые направлены на поддержание постоянной температуры тела.

Основной особенностью системы терморегуляции у детей является недостаточ­ность ее регуляторных процессов. Механизмы терморегуляции у детей несовер­шенны вследствие:

" неразвитого центра химической терморегуляции;

■ несовершенных механизмов теплоотдачи — недостаточно развиты сосудо-двигательные реакции, регулирующие кровоснабжение кожи — и, следова­тельно, теплоотдачу;

■ большой удельной поверхности тела ребенка — чем моложе ребенок, тем боль­шая поверхность тела приходится на единицу массы. Так как величина тепло-


отдачи зависит от величины поверхности тела, то у детей этот процесс проис­ходит более интенсивно по сравнению с взрослыми, следовательно, потреб-(ность в образовании тепла у детей выше, чем у взрослых; особенностей строения кожи как периферического аппарата физической тер­морегуляции — обильное кровоснабжение, тонкие эпидермальный и роговой слои, слабо развитые потовые железы.

Усиление теплопродукции при охлаждении или ее ослабление при нагревании (хи­мическая терморегуляция) наблюдается уже у грудных детей. При увеличении теп­лопродукции у детей грудного возраста отсутствует терморегуляторная реакция дрожания. Усиление теплопродукции мышц при •охлаждении достигается посред­ством повышения так называемого терморегуляторного тонуса. У новорожден­ных важным источником тепла является бурая жировая ткань.

Механизм отдачи тепла (физическая терморегуляция) у новорожденного и
грудного ребенка развиты недостаточно, поэтому, очень легко происходит столь
опасное для ребенка перегревание. "^

У новорожденных уже осуществляется рефлекторная регуляция просвета кож­ных сосудов: сосуды кожи сужаются при холодном воздействии, как на месте ох­лаждения, так и на симметричном участке кожи. Однако время латентного периода реакции достаточно велико, а интенсивность ее низка.

Таким образом, в раннем возрасте основным механизмом, поддерживающим постоянство температуры тела, является химическая терморегуляция. С возрас­том увеличивается роль физической терморегуляции. Девятилетний возраст яв­ляется границей перехода от одного типа поддержания постоянства температуры тела к другому.

После 1-1,5 лет до 4-5 лет отмечается большой поток тепла через единицу поверхности тела: скорость роста детского организма замедляется, но интенсив­ность основного обмена еще высокая. Высокий уровень теплопродукции в этом возрасте компенсирует слабые возможности физической терморегуляции. В 6-7 лет увеличиваются возможности физической терморегуляции и снижается роль химической.

В препубертатный период (10 лет для девочек и 11-12 лет для мальчиков) в результате гормональных перестроек снижаются возможности физической тер­морегуляции и возрастает роль химической терморегуляции. Физическая термо­регуляция совершенствуется тем интенсивнее, чем раньше начались закаливаю­щие мероприятия.

Из-за несовершенства механизмов терморегуляции организм ребенка отлича­ется термолабильностью (неустойчивостью температуры), которая резко выраже­на у детей раннего возраста. Так, прием пищи, беспокойство, движения, сон, голод, случайные охлаждения сказываются на их температурной кривой. С 6-10 месяцев колебания температуры тела становятся меньшими.

Плод способен к самостоятельной теплопродукции, поэтому температура тела У новорожденных обычно на 0,1-0,6 °С выше ректальной температуры матери. Че-


 




рез 30-60 мин после рождения температура тела у ребенка заметно снижается ц через 2-3 часа падает на 2,0-2,5 °С. У здоровых детей температура вновь повыща. ется через 12-24 часа (иногда через 2-3 дня) достигает 36,0-37,0 °С. В течение еще нескольких дней температура у новорожденных носит несколько беспорядочный характер. Причинами первоначального снижения температуры тела у новорож­денных является резкое изменение температуры окружающей среды, а также еще не установившаяся физическая термориуляция.

Для грудного ребенка не характерна монотермия. Средние колебания разни­цы между максимальной и минимальной температурами в течение суток у но­ворожденных равны приблизительно 0,4 "С, а у детей более старших колебания температуры могут доходить до 1 "С.

Новорожденный легко переносит снижение температуры тела на 3-4 "С, но тяжело — повышение. Перегревание у ребенка наступает быстро. Если темпера­тура повышается более чем на 2 "С, то это вызывает не только болезненное состо­яние, но и предоставляет опасность для жизни, поскольку сосудистые реакции происходят как на согревание, так и на локальное охлаждение кожи.

Постепенно сосудистые реакции становятся более совершенными — сокра­щаются их латентный период, продолжительность, скорость возвращения к ис­ходному уровню. Но даже к 12-летнему возрасту они не достигают уровня разви­тия взрослых.

Имеются определенные возрастные особенности физической регуляции. Меж­ду величиной температуры кожи и возрастом существует обратная зависимость: чем младше возраст человека, тем выше температура кожи. У лиц женского пола в воз­расте 8-12 и 18-25 лет температура кожи выше, чем у мужчин. В возрасте 1-3 года, 4-7 лет половые отличия в температуре кожи не проявляются. Скорость восста­новления температуры кожи после местного охлаждения у лиц младшего возраста выше, чем у старших возрастов.

В адаптации к температурным воздействиям большое роль играет закали­вание, т. е. упражнение, тренировка сосудистых и нейрогуморальных процессов (холодное обтирание, купание, воздушные ванны и др.).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Значение ССС, ее строение и функции.

2. Основные онтогенетические направления в развитие ССС: изменение структу­ры, функциональных параметров, ЧСС, артериального давления и т. д.

3. Особенности ССС плода.

4. Особенности ССС новорожденного.

5. Особенности ССС детей.

6. Особенности ССС подростков.

7. Строение и функции органов дыхания человека.

8. Особенности дыхания плода и новорожденных.


9. Основные онтогенетические направления в развитие дыхательной системы: из­
менение частоты и глубины дыхания, жизненной емкости легких в зависимости
от пола, тренированности детей.

10. Возрастные особенности регуляции дыхания.

11. Значение пищеварительной системы, ее строение и функции.

12. Особенности пищеварения в полости рта у детей и подростков.

13. Особенности пищеварения в желудке у детей/и подростков.

14. Особенности пищеварения в кишечнике у Детей и подростков.

15. Особенности всасывания у детей.?'">"

16. Нормы и режим питания детей.

17. Значение мочевыделительной системы, ее строение и функции.

18. Возрастные морфофункциональные изменения мочевыделительной системы.

19. Регуляция мочеотде/гения, энурез у детей. ;'

20. Понятие ассимиляции и диссимиляции. ' -v*

21. Особенности белкового, углеводного и жироврго обмена у детей и подростков.

22. Возрастные изменения основного обмена. Половые различия в общем суточ­ном расходе энергии.

 

23. Формирование потовых и сальных желез в онтогенезе.

24. Терморегуляция у детей.


Глава 9

ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ (КОНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ) ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА

Конституция — это совокупность морфологических и функциональных осо­бенностей организма, сложившихся на основе наследственных и приобретенных свойств и определяющих его дееспособность и реактивность, т. е. характер реаги­рования на различные воздействия. Поскольку организм — целостная структура, то необходимо выявить все межсистемные взаимосвязи для установления согла­сованности друг с другом морфологического, физиологического, биохимического, иммунологического, психического и других параметров организма. Конституция человека — интегральная биопсихическая характеристика организма, которая от­ражает его индивидуальность. При этом каждая личность проходит определен­ный путь в своем становлении, реализуя наследственные потенции в конкретных условиях окружающего мира.

Каждому типу конституции присущи характерные особенности не только в антропологических показателях, но и в деятельности нервной и эндокринной сис­тем, метаболизме, структуре и функциях внутренних органов. Конкретные типы конституции характеризуются различными особенностями иммунитета, предрас­положенностью к инфекционным и неинфекционным заболеваниям.

В процессе исторического развития общества в результате естественного от­бора и постоянной адаптации к меняющимся условиям среды обитания форми­ровались определенные конституциональные типы.

Подход к изучению типов конституции не должен быть оценочным, так как ни один из типов не является ни хорошим, ни плохим. Каждый тип оправдан и биоло­гически, и социально. В обществе должны быть представители различных консти­туциональных типов, что является гарантией устойчивого развития социума.

Конституциональный тип свидетельствует о том, какой образ жизни преду­смотрела природа для конкретного индивида. Понимание сильных и слабых сто­рон разных типов дает возможность выбрать соответствующий подход к режиму, питанию, поведению, профилактике и лечению заболеваний, профессиональной и спортивной ориентации, образовательной программе и образу жизни для каж­дого отдельного человека.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 3857; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.136.235 (0.103 с.)