Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Физиологическое значение эмоций
Эмоции имеют важное значение в оптимизации деятельности животных и человека. Они могут изменять состояние всего организма. Отрицательные эмоции являются сигналом нарушения постоянства внутренней среды: человек теряет аппетит, L46 у него появляется бессонница, нарушаются ритмы сна и бодрствования, он часто плачет, становится раздражительным. Положительные эмоции — сильнейшее средство закрепления полезных для организма условно-рефлекторных реакций. Положительные эмоции способствуют концентрации всех резервов организма, необходимых для быстрейшего достижения полезного эффекта; человек успешно справляется с трудностями, может выполнить работу, которая кажется невероятной. Этому способствуют большие скрытые функциональные возможности организма человека. Положительные эмоции влияют на процессы обучения и воспитания ребен Развитие эмоций в постнатальном онтогенезе * ■ Эмоции начинают развиваться с рождения и первоначально выражаются как реакции насыщения, неудовлетворения и т. д. Эти низйше эмоциональные реакции практически не отличаются от эмоций животных, они связаны с деятельностью подкорковых нервных структур. Такой период продолжается примерно до 3 лет и характеризуется слабостью корковых нервных процессов и, соответственно, низким уровнем развития психики. В.возрасте 3-4 лет эмоции и чувства еще трудно различить, они возникают в составе мотивации как отражение определенного состояния внутренней среды, через возбуждение соответствующих рецепторов. На основе таких низших реакций у детей начинают развиваться высшие эмоции. По 'мере созревания высшей нервной структуры — коры головного мозга — происходит совершенствование психических процессов ребенка.
Важнейшее значение в развитии эмоций у детей имеет сенсорная и ориентировочная деятельность игры, восприятие игрушек и манипулирование ими, рисование, особенно велика роль общения со взрослыми. Период с 3 до 7 лет можно назвать возрастом афферентное™ с бурным, но не стойким проявлением эмоций; дети «эмоционально раздражимы», т. е. легко подвергаются влиянию эмоций других. В начале подросткового периода (10-12 лет) высшие эмоции приобретают ведущее значение. Окончательно они формируются к 20-22 годам, когда завершается созревание высших корковых отделов нервной системы. 6.2. ПАМЯТЬ Физиологические основы памяти Память — это способность клеток коры запечатлевать, хранить и по мере надобности воспроизводить информацию, полученную организмом в течение всей его жизни. Она лежит в основе сознательной деятельности человека, фиксации услов- но-рефлекторных связей в мозге, является необходимым элементом процессов мышления. Для педагогов познание механизмов памяти имеет особое значение, так как успехи в обучении и воспитании детей и подростков во многом определяются свойствами их памяти, являющейся одним из физиологических критериев способности ребенка к обучению. Изучение механизмов памяти позволяет понять многие ее физиологические и биохимические закономерности, которые можно с успехом использовать для совершенствования педагогической работы с детьми и подростками. Память складывается из трех основных процессов: запечатление (фиксация) информации, хранение и воспроизведение. Индивидуальные особенности памяти связаны преимущественно с фиксацией информации и ее воспроизведением, в то время как процессы хранения информации почти у каждого человека протекают длительно и надежно. Обычно наиболее чувствительным звеном является воспроизведение информации, именно этот процесс значительно изменяется с возрастом и нарушается при повреждениях мозга. Наименее уязвимым является процесс хранения информации. Большинство людей обладает громадным объемом памяти. В памяти человека хранится информация, полученная с помощью органов чувств, а также огромное множество программ поведения, управления органами и физиологическими системами, и поэтому границы памяти трудно определить.
Временная организация памяти Первоначально память рассматривали как два последовательных этапа — кратковременная память и длительная (долговременная) память, которые связаны процессами консолидации*. Последующее накопление фактических данных привело к усложнению данной схемы (рис. 6.2) посредством включения в нее сенсорной и промежуточной памяти. Сенсорная память представляет собой непосредственный след возбуждения в сенсорной системе от внешнего воздействия. В промежуточной памяти информация избирательно удерживается на время, которое необходимо для выполнения текущей деятельности. Сенсорная память связана с удерживанием сенсорной информации и служит для первичного анализа и дальнейшей обработки сенсорных событий. Во время такого анализа непрерывный поток сигналов организуется в отдельные информационные единицы, часть из них получает доступ (ввод) в долговременную память, где сохраняется неопределенно длительное время (на рис. 6.2 — пунктирная линия). Остальная информация устраняется из сенсорной памяти посредством спонтанного разрушения или «стирания» при поступлении новой. Из-за задержек и переключений в ЦНС сенсорный след занимает больше времени, чем само воздействие, его длительность составляет 0,1-0,5 с. Главной особенностью сенсорной памяти является почти неограниченная емкость, что позволяет эффективно * Консолидация — процесс перемещения введенной в мозг информации из кратковременной памяти в долговременную.
Рис. 6.2. Схема уровней памяти функционировать другим видам памяти через выбор, фиксацию и переработку наиболее важной для организма информации. Хранение в памяти отобранного материала определяется его характером. Невербальная (неречевая) информация из сенсорной памяти передается в промежуточную память, где она может храниться от нескольких минут до нескольких лет. Вербальная информация на несколько секунд поступает в кратковременную память, которая представляет собой своеобразную систему хранения с ограниченной емкостью. Вербальный материал требует более длительной «активации», закрепления и, лишь пройдя повторные циклы через кратковременную память, передается в промежуточную. Эффективность переноса возрастает с увеличением времени обработки информации в первичной памяти. Существенным фактором в организации промежуточной памяти является значимость информации для индивидуума. Эта особенность отражается в характере ошибок при вспоминании: если при считывании материала из кратковременной памяти ошибки заключаются в использовании близких звуков, то при извлечении его из промежуточной памяти — в использовании конструкций со сходным значением. В промежуточной памяти фиксируются пространственно-временные отношения элементов материала, поступающего на хранение. Наиболее прочно
удерживается информация в долговременной памяти, в ней фиксируются персональные данные, способность к чтению, письму, профессиональные навыки. Этот вид памяти более устойчив к повреждениям мозга.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 363; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.228.88 (0.015 с.) |