Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общие принципы строения сенсорных системСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Психическая деятельность человека — это работа двух механизмов: «...механизма образования временных связей между агентами внешнего мира и деятельности организма, или механизма условных рефлексов... и механизма анализаторов, т. е. таких приборов, которые имеют своей целью анализировать сложность внешнего мира, разлагать его на отдельные элементы и моменты»**. В современной физиологии восприятия употребляются два близких по смыслу понятия: анализатор и сенсорная система. * Дельгадо X. Мозг и сознание. М., 1971. С. 59. * Павлов И. П. Полное собрание сочинений: В 6 т. М.; Л., 1949. Т. III, кн. 1. С. 209. Термин «анализатор» был введен в физиологию И. П. Павловым в 1909 г. Анализатор — единая функциональная система, начинающаяся рецепторами и заканчивающаяся в клетках коры больших полушарий, специально приспособленная к восприятию и анализу раздражителей из внешней или внутренней среды, формированию ощущений и общего представления о предмете. Сенсорной системой называют анализатор с дополнительными анатомическими образованиями, которые обеспечивают передачу энергии раздражителя к рецепторам. Все анализаторы и сенсорные системы состоят из трех тесно связанных между Периферический отдел анализатора — рецепторы, эволюционно приспособленные для восприятия раздражителя определенной природы. Так, рецепторы, расположенные в сетчатке глаза, способны реагировать на ничтожно малую величину светового излучения. Рецепторы внутреннего уха воспринимают воздействие, оказываемое вибрационным смещением'.порядка нескольких ангстрем. Периферический отдел сенсорной системы включает в себя совокупность рецепторов и дорецепторного звена — вспомогательных образований, которые облегчают восприятие раздражителя. Рецепторы йдорецепторные структуры образуют специальные органы — органы чувств. Например, периферический отдел зрительной сенсорной системы — глаз. Он включает дорецепторное звено — оптическую систему и рецепторы сетчатки — палочки и колбочки. Пороговые раздражители вызывают изменение электрических свойств мембраны рецептора и возникновение биоэлектрического (рецепторного) потенциала, или нервного импульса, который затем по нервным волокнам передается в ЦНС.
Информация о раздражителе передается в ЦНС главным образом при помощи частотного (сенсорного) кода. В зависимости от биологического значения, силы и длительности действия стимула рецепторы по-разному формируют нервные биотоки, несущие информацию в виде импульсов разной частоты. Проводниковый отдел анализатора (сенсорной системы) представлен чувствительным нервом и рядом подкорковых ядер, через которые проходит информация от рецепторов в кору больших полушарий. В пределах ЦНС в проводниковом отделе различают специфическую и неспецифическую части. Специфическая часть проводникового отдела (специфический путь) для каждого анализатора индивидуальная. По этому пути распространяется информация в виде частотного кода, воспринятая рецепторами данного анализатора. Неспецифическая часть проводникового отдела (неспецифический путь) общая для всех анализаторов, она представлена системой ядер ретикулярной формации, куда поступает информация, воспринятая рецепторами любого анализатора. Посредником, в котором сходятся все раздражения от внешнего и внутреннего мира, является расположенный в промежуточном мозге таламус. Сенсорные
сигналы, видоизменяясь в таламусе и получая соответствующую эмоциональную окраску, направляются к подкорковым и корковым центрам, чтобы организм смог адекватно приспособиться к меняющейся среде. Различают специфические и неспецифические ядра таламуса. Специфические ядра таламуса являются компонентами специфических путей анализаторов. Они своими волокнами достигают первичных (специфических) сенсорных областей коры больших полушарий и образуют синапсы на ограниченном числе ее клеток. При раздражении специфических ядер одиночными электрическими импульсами в соответствующих областях коры больших полушарий быстро (через 1-6 мс) возникает реакция в виде первичного ответа. Таким образом, без распространения нервного импульса по специфическому пути невозможно возникновение специфических ощущений.
Неспецифические ядра таламуса являются частью ретикулярной формации. Через них проходит неспецифический путь анализаторов. Импульсы от неспецифических таламических ядер поступают одновременно в разные участки коры больших полушарий. Ответная реакция возникает почти на всей поверхности коры, диффузно, но позже, лишь через 10-50 мс. Регистрируемые в клетках коры потенциалы носят волнообразный характер. Импульсы от рецепторов различных анализаторов, идущие через структуры неспецифического пути, обеспечивают как длительную, так и кратковременную активацию клеток коры больших полушарий, чем облегчают деятельность корковых нейронов при поступлении к ним импульсов от специфических ядер. Следовательно, распространение нервных импульсов по неспецифическому пути необходимо для поддержания оптимального уровня возбудимости коры, ее тонуса, без которого невозможна сознательная психическая деятельность человека. Центральный отдел анализатора (сенсорной системы) представлен сенсорной областью коры больших полушарий, куда приходят афферентные волокна восходящих сенсорных путей. И. П. Павлов различал в центральном отделе каждого анализатора ядерную и периферическую зоны. В современной физиологии в ядерной зоне анализаторов выделяют первичную Сенсорный код от рецепторов передается по проводниковому отделу в первичную кору данного анализатора. В первичной коре каждая группа нейронов получает информацию по топическому принципу, т. е. от строго определенной группы периферических рецепторов, поэтому первичную сенсорную кору называют проекционной. Здесь возникает первичный сенсорный ответ — результат высшего наиболее тонкого анализа, осуществляемого корой головного мозга. Вследствие такого анализа формируются ощущения, на основе которых появляется возможность узнавания того или иного предмета внешнего мира. Ощущение — отражение в коре головного мозга отдельных свойств предметов объективного мира, возникающее в результате непосредственного воздействия их на рецепторы. Ощущение является базовым психическим процессом, Первичная слуховая кора в верхней височной извилине Верхняя височная извилина
Средняя височная извилина - первичные поля Рис. 5.1. Карта полей коры головного мозга (латеральная поверхность большого полушария) который лежит в основе всех видов сознательной психической деятельности. Ощущение — это исходный и неразложимый элемент познания. Особенность ощущений заключается в их модальности. Ощущения различаются по качеству, они не сравнимы между собой (осязательные, зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, болевые, мышечно-суставные и др.). Например, в первичной зрительной коре формируются ощущения цвета, линии, движения и т. д. Таким образом, в первичной зоне каждого анализатора формируются ощущения одной модальности. По своим физиологическим механизмам ощущение является целостным рефлекторным актом, объединяющим прямые и обратные связи в работе периферических и центральных отделов анализаторов.
Многообразие ощущений отображает качественное многообразие мира. Теория отражения рассматривает ощущения как копию действительности, как субъективный образ объективного мира. Будучи источником знаний человека об объективном мире, ощущения входят в качестве элемента в целостный процесс познания, включающий восприятие, которое является более сложным, наглядно образным отражением предметов и явлений, представлений, понятий. Вторичная сенсорная кора анализаторов располагается вокруг первичной коры, и тесно связана с ней анатомически и функционально. Поэтому вторичную
кору называют проекционно-ассоциативной. Ее площадь превышает площадь первичной сенсорной коры, а функции заключаются в объединении, синтезе информации, подвергшейся анализу в первичной коре. Результатом такого синтеза является формирование на основе ощущений мономодальных (однокачественных) образов (зрительных, слуховых, обонятельных и т. п.). Именно во вторичной коре анализаторов осуществляются начальные этапы восприятия. Восприятие — психический процесс, заключающийся в формировании целостного субъективного образа предмета, который непосредственно воздействует на рецепторы анализаторов. Последующие, более сложные, этапы восприятия реализуются третичной сенсорной корой. Третичная сенсорная кора (ассоциативная) является межанализаторной, так как в ней интегрируется возбуждение, приходящее из разных анализаторов, и оно сличается с эталоном, сформированным на основе прошлого опыта. Результатом такой интеграции является формирование комплексных образов, которые включают в себя зрительные, слуховые, обонятельные и другие компоненты, опознание стимулов, определение их значимости. Способность узнавания вырабатывается через условный рефлекс и совершенствуется по мере усложнения условнорефлек-торной деятельности. В третичной коре также происходит сравнение целостных образов, установление их взаимоотношений в пространстве и времени (меньше — больше; ближе — дальше; раньше — позже и т. п.). Результатом такой деятельности является формирование целостного представления об окружающем мире. Таким образом, анализ внешних сигналов начинается в рецепторе и параллельно с синтезом продолжается на разных уровнях ЦНС. Это касается в равной степени безусловно- и условнорефлекторных процессов. Однако для последних существенное значение имеет участие коры больших полушарий, где происходит окончательный, наиболее точный и тонкий анализ и синтез раздражителей.
5.2. СВОЙСТВА АНАЛИЗАТОРОВ Особенностью анализаторов является их приспосабливаемость к действию постоянных раздражителей, или адаптация. Адаптация возникает в результате снижения уровня чувствительности или его повышения. При продолжительном действии раздражителя чувствительность анализатора может снижаться или совсем исчезать. Благодаря такой адаптации мы не чувствуем прикосновения одежды, обуви, очков и т. д. Другая разновидность адаптации характеризуется повышением чувствительности к действию слабых раздражителей. Например, привыкание глаза к темноте при переходе из ярко освещенной комнаты в полутемную. Впечатление полной темноты, возникающее в первый момент, проходит, уступая место способности различать предметы и свободно ориентироваться. Аналогичная адаптация наблюдается и при действии шума или запахов. Привыкание к действию раздражителя — общее свойство большинства анализаторов. Исключение составляют интерорецепторы, от сохранения их чувствительности зависит поддержание постоянства многих параметров внутренней среды организма. Поэтому адаптация этих рецепторов может стать серьезной угрозой для жизнедеятельности организма. Механизмы адаптации связаны с физиологическими процессами, протекающими в периферических и мозговых концах анализаторов. В основе адаптации лежат колебания лабильности нейронов головнйго мозга, которые регулируют воз-' будимость рецепторов. В процессах «настройкд» возбудимости рецепторов участвуют также симпатическая нервная система, обладающая адаптационно-трофическим влиянием, и ретикулярная формация. '.:'•■' Если регистрировать импульсы с нервов, проводящих возбуждение от ре Адаптация может сознательно повышаться Или снижаться. Например, ребенок, в руках которого находится какой-то мелкий предмет, в силу наступившей адаптации нередко теряет его. Повышение возбудимости коры, наступающее в результате обнаружения потери, предупреждает развитие адаптации при повторном получении данного предмета. Для различных рецепторов скорость адаптации различна. Так, для рецепторов, воспринимающих прикосновение к коже, скорость наибольшая, для рецепторов мышц — наименьшая. Малая скорость адаптации мышечных рецепторов позволяет человеку совершать четкие и координированные движения. Медленнее всего адаптируются рецепторы кровеносных сосудов и легких, обеспечивая тем самым постоянную рефлекторную саморегуляцию кровяного давления и дыхания. Адаптация быстро возникает после начала раздражения и быстро исчезает после его окончания. В процессе взаимодействия организма с окружающей средой реализуется еще одно свойство анализаторных систем — их тренировка. Анализаторы приобретают способность к более сложному восприятию. Тонкость и точность восприятия определяется рядом факторов, важнейшими из них являются увеличение площади зоны восприятия и усложнение функции специфической сенсорной зоны коры больших полушарий. Установлено, что площадь проекции отдельных рецепторных областей в коре головного мозга зависит от степени профессиональной тренировки. Так, у композитора наиболее развита слуховая зона, а у художника — зрительная и т. д.
Большую роль в обеспечении тонкости восприятия раздражителя играют механизмы, которые дифференцируют сенсорный код. Данные механизмы позволяют нервной системе исключить несущественную информацию о раздражители и сосредоточиться на наиболее важных его свойствах. Способность к подобной «фильтрации» не является врожденной, она специально тренируется.
J 09 Не каждый раздражитель, воздействующий на рецепторные окончания, способен вызвать ощущение. Минимальная сила раздражителя (нижний порог ощущения) тем меньше, чем более тренирован анализатор. В процессе тренировки повышается возможность улавливать минимальную разницу в интенсивности двух однородных раздражителей. Поэтому при направленном воздействии на анализаторы ребенка он может более полно и совершено воспринимать происходящие вокруг события, открывать прекрасное и удивительное, скрытое для несовершенных, нетренированных анализаторов. Особенно данная способность увеличивается в процессе учебы и труда. ВИДЫ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ, ИХ ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ В современной физиологии нет единой классификации сенсорных систем (анали Издавна было принято выделять пять видов чувств: зрение, слух, обоняние, осязание и, соответственно, пять органов чувств: глаз, ухо, нос, язык, кожа. Следовательно, по видам чувствительности различали зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую, кожную (тактильную) сенсорные системы. Но кроме перечисленных пяти видов чувств у человека есть чувство равновесия (положения в пространстве), мышечно-суставное (кинестетическое*) и интероцептивное (возникающее при раздражении рецепторов внутренних органов) чувства, которым в свою очередь соответствуют вестибулярная, мышечная м висцеральная сенсорные системы. Поскольку кожные, мышечно-суставные и висцеральные ощущения тесно взаимосвязаны и проецируются в близко расположенных областях коры больших полушарий, эти ощущения образуют единую кожно-мышечную, или общечувствительную (соматосенсорную), сенсорную систему. В зависимости от способа взаимодействия рецептора с раздражителем выделяют контактные (вкусовые, обонятельные, кожно-мышечные) и дистантные (вестибулярные, слуховые, зрительные) сенсорные системы. Деятельность всех сенсорных систем важна для сохранения целостности организма в его взаимодействии с разнообразной, меняющейся внешней средой, но для человека, в связи с развитием его социальных функций, большое значение приобретают зрительный и слуховой анализатор. Подавляющая часть всей информации из окружающего мира (примерно 90 %) поступает в наш мозг через зрительные и слуховые каналы, поэтому для нормального физического и психического развития детей и подростков особое значение имеют органы зрения и слуха. * Кинестетическое чувство, кинестезия (греч. kivsco — двигать, прикасаться, cu08r]cric, — чувство, ощущение) — так называемое «мышечное чувство», чувство положения отдельных частей тела и его перемещения. Ниже рассматриваются кожно-мышечная, вкусовая, обонятельная, вестибулярная, зрительная, слуховая сенсорные системы (анализаторы). 5.3.1. Кожно-мышечная сенсорная система (соматосенсорная система) Периферический отдел кожно-мышечной сенсорной системы представлен разнообразными рецепторами, которые можно классифицировать по месту расположения и характеру воспринимаемого раздражителя. По месту расположения выделяют кожные, висцеральные (рецепторы внутренних органов) и проприорецеп-торы (рецепторы мышц, сухожилий и суставов); по характеру воспринимаемого раздражителя — механорецепторы, терморецепторы, хеморецепторы и ноцицеп-торы (рецепторы боли). Органом чувств этой сенсорной системы является поверхность тела человека, его мышцы, суставы и внутренние органы. Проводниковый отдел представлен-многочисленными афферентными волокнами, нейронами спинного мозга, ядрами продолговатого мозга и таламуса. Центральный отдел расположен в теменнрй доле: первичная кора — в зад-нецентральной извилине, вторичная — в верхнетеменной дольке (см. рис. 5.1). Рецепторы разных частей тела топически (точечно) проецируются на поверхность постцентральной извилины. Поэтому над ее поверхностью можно изобразить «чувствительного гомункулуса», отражающего взаимное расположение представительств рецепторов разных органов в первичной коре этого анализатора (рис. 5.2). В верхней части находится проекция рецепторов ног и туловища, далее — рук, еще ниже головы. Величина проекционных зон неодинакова, она пропорциональна значению функций, выполняемых данным органом. Возрастные особенности. Кожно-мышечный анализатор развивается достаточно быстро: свободные нервные окончания в коже появляются очень рано — на 8 неделе эмбрионального развития. Проприорецепторы развиваются с 3,5-4 месяцев эмбриональной жизни, к моменту рождения они в основном сформированы. Однако полностью как кожные, так и проприорецепторы формируются к 7-14 годам. Миелинизация проводящих путей наиболее активно происходит с 8-9 месяцев эмбриогенеза до конца первого года жизни. Лишь с миелинизацией волокон кожно-мышечного анализатора становится возможна функция ходьбы. Из всех видов кожно-мышечной чувствительности раньше всего развивается тактильная чувствительность: уже у 8-недельного плода регистрируются двигательные реакции на прикосновение к коже. К рождению степень тактильной чувствительности близка к чувствительности взрослого, но она продолжает повышаться до 17-20 лет. Условные рефлексы на прикосновения вырабатываются с 2 месяцев жизни.
ПО 5.3.2. Вкусовая сенсорная система В процессе эволюции у человека и высших животных сформировалась вкусовая сенсорная система как механизм выбора или отвергания пищи. Вкусовые ощущения возникают в результате химического раздражения вкусовых рецепторов различными веществами. Их возбуждение запускает сложную цепь реакций в разных отделах мозга, приводящих к активации желез органов пищеварения или к удалению вредных для организма веществ, попавших в рот с пищей. Периферический отдел вкусовой сенсорной системы представлен вкусовыми почками (около 2000), которые расположены в эпителии желобковых, листовидных и грибовидных сосочков языка, а также в слизистой неба, зева и надгортанника. Хемо-рецепторы — вкусовые клетки — расположены на дне вкусовой почки. Они покрыт1 ■ микроворсинками, вступающими в контакт с растворенными в воде веществами. Проводниковый отдел этой сенсорный системы состоит из тройничного Центральный отдел вкусового анализатора расположен в эволюционно древних образованиях больших полушарий. К ним относится кора гиппокампа (аммо-нова рога), парагиппокампа и крючка, а также латеральная часть постцентральной извилины (рис. 5.3). Рис. 5.2. Корковый центр общей чувствительности (чувствительный «гомункулус») Температурная чувствительность хорошо развита к моменту рождения, новорожденный реагирует на холодовые реакции гримасой неудовольствия, криком. Тепло действует успокаивающе. Но терморегуляция развита слабо, поэтому высок риск нарушения здоровья ребенка при его переохлаждении или перегревании. Проприоцептивная чувствительность развивается медленнее, чем выше описанные виды чувствительности. В 1,5-2 месяца младенец осуществляет лишь грубый анализ сигналов, о чем свидетельствует малая точность движений: 80-140°. Точность движений возрастает к 3 месяцам жизни, когда появляются координированные движения рук. Несмотря на то, что болевые реакции можно вызвать даже у плода, болевая чувствительность у ребенка остается ниже, чем у взрослого, до 6-7 лет. Такая особенность увеличивает риск травматизации детей. Таким образом, кожно-мышечная сенсорная система достаточно хорошо развита уже к моменту рождения. Эту особенность необходимо учитывать при воспитании ребенка. Массаж, физические упражнения, воздушные и водные процедуры вызывают раздражение кожных и проприорецепторов и создают мощный поток нервных импульсов, который через неспецифический путь активирует все области коры больших полушарий, обеспечивая тем самым необходимые условия для успешной выработки условных рефлексов и развития психической деятельности ребенка. Ножка Парагиппокамп ^° гиппокампа Рис. 5.3. Свод мозга и гиппокамп
8 Возрастная анатомия Возрастные особенности. Вкусовые луковицы начинают формироваться на третьем месяце внутриутробного развития, поэтому новорожденный уже реагирует на четыре вида вкусовых раздражителей: сладкое, кислое, горькое, соленое. Возбудимость вкусового анализатора у детей ниже, чем у взрослых, а латентный период ответной реакции на вкусовые раздражители — дольше. Поэтому у детей первых лет жизни повышен риск отравления недоброкачественной пищей, лекарствами с неприятным вкусом и т. п.
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 692; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.221.171 (0.012 с.) |