Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Физиологические основы эмоцийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Эмоции возникли в процессе эволюции человека и животных, им принадлежит важная роль в формировании поведенческих реакций, стремлений и удовлетворении потребностей организма. Эмоция — особая форма психической деятельности, которая в виде непосредственного переживания отражает не объективные явления, а субъективное к ним отношение. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают значимость действующих на индивид объектов и ситуаций, степень их соответствия потребностям субъекта. Эмоции выполняют связующую функцию между действительностью и потребностями. Слово «эмоция» (лат. emovere — возбуждать, волновать) начали употреблять в XVII в., говоря о чувствах (радости, желания, боли и т. д.) в отличие от мыслей. -И. П. Павлов считал, что эмоции возникают при переделке динамического стереотипа. Взгляды И. П. Павлова на механизм эмоций получили развитие в биологической теории эмоций П. К. Анохина (1964) и информационной теории эмоций П. В. Симонова (1970). Согласно потребностно-информационной теории П. В. Симонова, «эмоция есть отражение мозгом человека и высших животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую субъект непроизвольно оценивает на основе врожденного и ранее приобретенного индивидуального опыта»*. Согласно этой теории, правило возникновения эмоций выражается следующей структурной формулой: Э=/{Л(йн-Ис)Ь где Э — эмоция, ее степень и знак; П — сила и качество актуальной потребности; Ин — информация о средствах, необходимых для удовлетворения потребности; * Симонов В. П. Мотивированный мозг. М., 1987. С. 63. Ис — информация о существующих средствах, которыми реально располагает субъект; Ин - Ис — оценка вероятности (возможности) удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта. Положительные эмоции возникают при избытке имеющейся информации (Ис) по сравнению с необходимым (Ин) и ранее существующим прогнозом или при возрастании вероятности достижения цели. Естественно, что отрицательные эмоции возникают в противоположной ситуации: Ис < Ин. Согласно биологической теории эмоций П. К. Анохина, отрицательные эмоции возникают тогда, когда система (организм) не может достичь полезного для себя приспособительного результата, а положительные — в случае достижения такого полезного результата. В основе этой теории лежит представление о функциональной системе.
Структура функциональной системы сложна, она включает: ■ афферентный синтез; ■ принятие решения; " акцептор результатов действия; ■ эфферентный синтез (или программу действия); ■ формирование самого действия и оценку достигнутого результата (рис. 6.1). Системообразующим фактором, определяющим начало функционирования системы, является потребность, или мотивация. Процессы афферентного синтеза, охватывающие мотивационное возбуждение, пусковую (временную) и обстановочную афферентацию, аппарат памяти, реализуются с помощью специального механизма, который обеспечивает необходимый для этого тонус коры больших полушарий и других структур мозга. Этот механизм регулирует и распределяет активирующие и инактивирующие влияния,
НЕРВНЫЙ ЦЕНТР
исходящие из лимбической и ретикулярной систем мозга. Поведенческим выражением активации в ЦНС, создаваемой специальным механизмом, являются ориентировочно-исследовательские реакции и поисковая активность человека. Завершение стадии афферентного синтеза сопровождается переходом в стадию принятия решения, в которой определяется тип и направленность поведения. Принятие решения реализуется через специальный поведенческий акт — формирование аппарата акцептора результатов действия. Это аппарат, программирующий результаты будущих событий. В нем актуализирована врожденная и индивидуальная память животного и человека в отношении свойств внешних объектов, способных удовлетворить возникшую потребность, а также способов действия, направленных на достижение или избегание целевого объекта. Нередко в этом аппарате запрограммирован весь путь поиска во внешней среде соответствующих раздражителей.
Благодаря аппарату акцептора результатов действия, в котором программируются цель и способы поведения, организм может сравнивать их с поступающей афферентной информацией о результатах и параметрах совершаемого действия, т. е. с обратной афферентацией. Именно результаты сравнения определяют последующее поведение. Если сигнализация о совершенном действии полностью соответствует информации, содержащейся в акцепторе результатов действия, то поисковое поведение завершается: соответствующая потребность удовлетворяется. Если же реальный и ожидаемый результаты не совпадают, то появляется ориентировочно-исследовательская деятельность. Афферентный синтез перестраивается, принимается новое решение, создается новый акцептор результатов действия и строится новая программа действий. Это происходит до тех пор, пока результаты поведения не станут соответствовать параметрам нового акцептора результатов действия. И тогда поведенческий акт завершается последней стадией — удовлетворением потребности. Таким образом, эмоции возникают как результат соотнесения потребности организма с возможностью ее удовлетворения. Если полезный приспособительный результат больше потребности (мотивационного возбуждения и эталона, сформированного в акцепторе результатов действия), то возникает положительная эмоция, если меньше — отрицательная. Если результат соответствует потребности, то возникает состояние физиологического комфорта. Эмоциональные зоны находятся в промежуточном мозге и в некоторых древних отделах больших полушарий — лимбической системе. Наиболее тесно связаны с эмоциональным поведением гипоталамус и пояс ная извилина. Кроме того, многие структуры мозга, не входящие в состав лимбической системы, также сильно влияют на эмоциональное поведение. Среди них особая роль принадлежит миндалине, а также лобной и височной долям коры головного мозга. Миндалина расположена в коре, в основании височной доли. Доказано отношение миндалины к агрессивному поведению, поскольку после ее удаления агрессивные реакции исчезают. Эмоциональные функции миндалины реализуются на сравнительно поздних этапах поведения, когда актуализированные потребности уже трансформировались в соответствующие эмоциональные состояния. Миндалина взвешивает конкурирующие эмоции, порожденные конкурирующими потребностями, и тем самым определяет выбор поведения. В регуляции эмоций большое значение имеет кора больших полушарий. Поражение лобных долей коры приводит к глубоким нарушениям эмоциональной сферы человека. Преимущественно развиваются два синдрома: эмоциональная тупость и растормаживание эмоций и влечений. При этом в первую очередь нарушаются эмоции, связанные с сознательной деятельностью, социальными отношениями, творчеством. Билатеральное (двустороннее) удаление у обезьян ви сочных полюсов ведет к подавлению их агрессивности и страха. Эффект сходен с разрушением миндалины. Передняя доля лимбической коры контролирует эмоциональные интонации, выразительность речи у человека. После двустороннего кровоизлияния в этой зоне речь человека становится монотонной. Поясная извилина имеет двусторонние связи со многими подкорковыми структурами (перегородкой, верхними буграми четверохолмия и др.), а также с различными областями коры в лобных, теменных и височных долях. Ее связи более обширны, чем у какого-либо другого отдела мозга, так как она выполняет функцию высшего координатора различных систем мозга, вовлекаемых в формирование эмоций.
Таким образом, можно выделить две группы центров регуляции эмоций. Первая группа — подкорковые центры, расположенные в промежуточном мозге и ответственные главным образом за биологические эмоции. Вторая группа — корковые центры, участвующие в проявлении социальных эмоций. Изучение функций левого и правого полушарий обнаружило существование эмоциональной асимметрии мозга. Левое полушарие ответственно за положительные эмоции, а правое — за отрицательные. Правостороннее поражение сочетается с легкомыслием, беспечностью, а поражение левого — с тревожностью и озабоченностью. Возникающие под влиянием алкоголя эмоциональные состояния благодушия, безответственности, беспечности связаны с его воздействием на правое полушарие мозга. Распознавание мимики в большей степени связано с функцией правого полушария. Повреждение височной доли, особенно справа, нарушает различение эмоциональной интонации речи. При выключении левого полушария распознавание эмоциональной окраски голоса улучшается. Поражение левого полушария делает ситуацию непонятной, не поддающейся логическому осмыслению и словесному описанию и, следовательно, эмоционально отрицательной. При выключении правого полушария ситуация кажется простой, ясной, понятной, что вызывает преобладание положительных эмоций. У людей с поражением правого полушария плохое чувство юмора. Когда им предлагают выбрать самую смешную из предлагаемых сюжетных картинок, они готовы смеяться по поводу каждой. У людей с левосторонним поражением чувство юмора почти не нарушено. Большое значение в формировании эмоций у человека имеет сенсорная информация: сенсорное голодание вызывает эмоциональные расстройства. Прояв- дение эмоций всегда связано с изменением деятельности вегетативных органов, двигательной сферы, нервных структур и эндокринных желез. Функции эмоций Выделяют несколько функций эмоций: отражательную (оценочную), побуждающую, подкрепляющую, переключательную, коммуникативную. Отражательная функция выражается в обобщенной оценке событий. Обобщение всех видов деятельности организма заключается в определении локализации вредного воздействия. Примером может служить поведение человека, получившего травму конечности: ориентируясь на бояь, он немедленно находит такое положение для ноги, которое уменьшает болевые ощущения.
•Эмоциональные оценочные способности человека формируются не только на основе его индивидуального опыта, но и в результате эмоциональных сопереживаний, возникающих в общении с другими людьми, в частности, через восприятие произведений искусства. Эмоция выявляет зону поиска, где будет найдено решение задачи по удовлетворению потребности. Потребность — это та нужда, которую время от времени испытывает организм и которую он стремится устранить через поведение. Актуализация любой потребности побуждает к овладений предметом, способным удовлетворить данную потребность. Таким образом, появление потребности — причина любого целенаправленного поведения человека. Эмоциональное переживание содержит образ предмета удовлетворения потребности и свое пристрастное отношение к нему, что и побуждает человека к действию. Подкрепляющая функция. Образование всякого условного рефлекса требует значительного подкрепления. Например, у сытого животного нельзя выработать условный пищевой рефлекс, так как у него будет отсутствовать потребность в пище, являющейся подкреплением. Реальным подкреплением при выработке пищевого условного рефлекса является награда (поощрение). Получение награды животным ассоциируется с возникновением положительных эмоций. В этом и состоит подкрепляющая функция эмоций. Переключательная функция эмоций обеспечивает способность переключаться с одних действий на другие. Особенно ярко она проявляется при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность. Так, в экстремальных условиях может возникнуть противоречие между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать определенной этической норме. Противоречие выражается в форме борьбы между страхом и чувством долга, страхом и стыдом. Исход зависит от силы побуждений, личностных установок. Коммуникативная функция эмоций позволяет человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к явлениям, объектам и т. д. Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации являются «языком человеческих чувств», средством сообщения не столько мыслей, сколько эмоций.
14.5 Известно, что существуют полярные (противоположные) эмоции. Например, радость и печаль, гнев и страх, интерес и отвращение, стыд и презрение. В ходе эволюции мимические сигналы развились в систему, позволяющую передавать информацию о намерениях или состоянии индивида и таким образом повышающую бдительность другого существа в окружающей его среде. Например, испуганное лицо сигнализирует об опасности. Основные эмоции человека Интерес — наиболее часто испытываемая положительная эмоция, вызывается новизной объекта и пробуждает у человека желание исследовать, вмешаться, расширить опыт посредством включения новой информации. При интенсивном интересе человек чувствует себя воодушевленным и оживленным. Именно такое оживление обеспечивает связь интереса с познавательной или двигательной активностью. Субъективное переживание интереса чаще всего сопровождается эмоциями удовлетворения и радости.
Интерес является необходимым фактором для нормального течения процесса восприятия. Без интереса развитие мышления было бы серьезно нарушено. Отсутствие интереса угрожает развитию интеллекта не меньше, чем разрушение тканей мозга. Интерес — одна из фундаментальных врожденных эмоций у нормального, здорового человека и преобладает над другими эмоциями. Интерес характерен для деятельности ребенка с момента рождения. Радость — эмоция незапланированная, абсолютно неожиданная и возникает всякий раз, когда человек получает приятную для него информацию. Выражение радости на лице универсально и легко узнается всеми народами. Биологическое и эволюционное значение этой эмоции заключается в облегчении и усилении социальных связей. Радость предполагает освобождение от отрицательных эмоций, разрушающих организм. Состояние радости может изменять процесс ощущения и восприятия. Все сенсорные ощущения кажутся при этом более приятными: розы краснее, небо голубее и т. д. Удивление. Внешней причиной удивления является внезапное и неожиданное событие, например, появление друга, различная до сих пор неизвестная информация и т. д. Ощущение удивления длится недолго, оно сравнимо со слабым ударом электрического тока. В момент удивления возникает состояние неопределенности. Функция удивления состоит в подготовке человека к новым и внезапным событиям: нервная система выводится из того состояния, в котором она в данный момент находится, нервные пути освобождаются для новой активности. Большинство людей оценивают удивление как положительное переживание. Способность переживать удивление многие исследователи связывают с уровнем развития познавательных способностей и интеллекта. Горе, страдание возникает как результат продолжительного воздействия сверхсильной неблагоприятной ситуации. Это может быть боль, разочарование, неудача, потеря. Страдание может быть вызвано воспоминаниями или предвидением условий, при которых оно может возникнуть. Горе — обычно это реакция на потерю или расставание с любимыми людьми. Отчуждение от других людей (психологическое или физическое) является одной из основных и наиболее частых причин страдания. Быть одиноким и ощущать страдания можно даже в толпе людей. Причиной страдания может стать неудача, как реальная, так и воображаемая. Страдающий человек часто плачет, благодаря чему состояние его облегчает Гнев может проявляться не только чувством "физического или психического Разгневанный,человек ощущает себя сильным И энергичным, чувствует потребность в физическом действии, так как происходит резкая мобилизация энергии. Гнев оценивается людьми как неприятная эмоция, потому что в состоянии гнева человек может потерять контроль над своимидгействиями и это впоследствии приводит к чувству вины или страдания. В процессе антропогенеза гнев имел большое значение для выживания, поскольку он позволял быстро мобилизовать энергетические ресурсы индивида и сделать его готовым к активной самообороне. С развитием цивилизации значение защитной функции гнева снизилось. Но небольшой, регулируемый гнев может быть источником психологической силы (веры в себя), которая необходима, например, если приходится защищать себя. Неспособность выразить справедливый гнев может мешать ясному мышлению, ухудшать отношения и приводить к психическим расстройствам. Отвращение — отрицательное эмоциональное состояние. Отвращение вызывают объекты (люди, обстоятельства), соприкосновение с которыми (физическое взаимодействие, общение) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта. Отвращение в сочетании с гневом может мотивировать агрессивное поведение. Человек Хочет устранить объект отвращения или отстраниться от него. Отвращение может быть направлено на идею или на личность, включая свою собственную. В последнем случае оно приводит к снижению самооценки и вызывает самоосуждение. Презрение, так же как гнев и отвращение, является отрицательным чувством. Человек относится враждебно к тому, кого (что) он презирает, и ощущает свое превосходство над данным объектом. Враждебность — пусковой механизм для развития агрессии. Однозначно оценить агрессию как положительное или отрицательное поведение человека невозможно. В некоторых случаях агрессивность играет конструктивную роль, например,
10 Возрастная анатомия при преодолении препятствия, которое создает угрозу жизни и здоровья человека. Отрицательное значение агрессия приобретает тогда, когда она связана с чувством безысходности и отчаяния. Задача родителей — не подавлять агрессию ребенка, а научить его различать конфликтные ситуации, предварительно дав возможность эмоционально отреагировать на замещающий объект (например, ударить стул). Страх как эмоция имеет природные врожденные факторы. Страх одиночества, высоты, боли, неизвестности является естественным, и это чувство остается с человеком на протяжении всей жизни. Люди по-разному переживают чувство страха. Все зависит от того, ощущал ли себя ребенок в детстве защищенным или его жизнь была под угрозой. Страх — очень сильная эмоция, которая ограничивает и замедляет восприятие, мышление, поведение. Страх делает поведение человека скованным и несвободным, человек чувствует неуверенность, незащищенность и нависшую угрозу. Субъективное переживание страха может варьировать — от неприятного предчувствия до ужаса. Стыд и застенчивость возникают только при эмоциональном контакте с другими людьми, чьи мнения и чувства наиболее значимы для человека, при нарушении социальных и моральных норм. Эти эмоции делают человека восприимчивым к чувствам и оценкам окружающих. Стыд является одним из регуляторов социального поведения человека в обществе, способствует развитию его навыков и умений. Стыд и застенчивость переживаются по-разному в зависимости от индивидуальных особенностей (врожденных и приобретенных) субъекта. Человек начинает испытывать стыд, если его собственное «Я» создает чувство неудачи, поражения. Некоторые люди стыдятся, когда их хвалят. Вина — эмоциональное переживание, которое является следствием социализации и выполняет функцию упрочения социальных норм. Чувство вины развивается при условии принятия человеком определенных моральных ценностей, усвоения чувства моральной обязанности и верности следования этим ценностям, а также достаточной способности к самокритике. Самооценка правильности поведения зависит от нравственных, культурных, идеологических, этических и других ценностей и норм того общества, в котором человек воспитывается. Вина возникает в ситуациях, в которых человек чувствует личную ответственность за свои «неправильные» поступки. Чувство вины резко подавляет все остальные эмоции и нарушает общение человека с другими людьми. Вина тяжело отражается на разуме. В то время как стыд временно затмевает мышление, вина заставляет человека в воображении вновь и вновь возвращаться к неприятной ситуации, «гложет» его. Это может послужить причиной формирования невроза или психических нарушений.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 491; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.36.4 (0.018 с.) |