Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
II. Внеутробный I (от рождения до смерти)Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
! 1. Новорожденный (0-10.дней) 2.Грудной j (10дней-1 год) : 3. Раннее детство (1-3 года) .•■•;,. Критерии Оплодотворение, образование зиготы Питание за счет слизистой матки, формирование плаценты Питание через плаценту и из околоплодных вод Развертывание во времени генетической программы развития и деградации с учетом факторов внешней среды Формирование легочного газообмена. Вскармливание молозивом Молочное питание. Реализация и закрепление сидения и стояния Освоение локомоторных актов (ходьба, бег). Овладение речью Основные морфо-функциональные изменения Армирование организма из зиготы. Быстрый рост и дифференцировка клеток и тканей, органов и систем. Питание за счет материнского организма Критические периоды: 7-12 день-период имплантации; 3-6 неделя - образование зачатков органов; 8 недель - начало функционирования сердца Критические месяцы: 3 мес. - формирование плаценты и костно-мозгового кроветворения, образуются зачатки коры головного мозга; 6 мес. - все органы в основном сформированы; конец 9 мес. - плод занимает постоянное положение Дальнейший рост и развитие организма Адаптация к новым условиям существования сопровождается физиологической потерей веса (восстанавливается к концу периода), физиологической желтухой,'заживлением пупочной ранки. Начинает функционировать дыхательная система, изменяется характер питания. Включаются механизмы терморегуляции. Взаимосвязь с окружающей средой осуществляется на основе безусловных рефлексов. Образуются условные рефлексы на время кормления и положение при кормлении Интенсивный рост. Формирование изгибов позвоночника. Прорезывание первых молочных зубов. Развивается деятельность всех органов чувств. Формируются положительные эмоции. Начинается развитие внимания, памяти, мышления на основе условных рефлексов. Высокая ранимость организма и низкая сопротивляемость к различным острым заболеваниям Интенсивно развиваются системы организма, совершенствуются движения. Формируется большое количество условных рефлексов и динамических стереотипов, но они недостаточно устойчивы из-за большой активности подкорковых отделов. Совершенствуется высшая нервная деятельность, увеличивается работоспособность, быстро развивается речь. Сопротивляемость организма к болезнетворным воз-
ШШт-^
ствуют о снижении резервных возможностей той системы, по отношению к кото- Первый критический период наблюдается в возрасте от 1 до 3,5 лет, т. е. в то рой использована нагрузка. По величине сдвига и длительности его сохранения время, когда ребенок начинает активно двигаться, больше общаться с внешним ми-можно судить о степени снижения резервов организма, т. е. уменьшении уровня ром. В этот период интенсивно формируются речь и сознание ребенка. При этом здоровья. Например, содержание сахара в крови натощак в состоянии предболез- повышаются и воспитательные требования к нему, что в совокупности приводит к ни (диабета) обычно соответствует среднестатистической норме покоя, однако напряженной работе физиологических систем организма. В результате перенапря-после применения «сахарной нагрузки» концентрация глюкозы в крови повыша- жения нервной системы может нарушиться психическое развитие ребенка, про-ется в большей степени и на более продолжительный период времени, чем у здо- явиться различные психические заболевания. ровых людей. Разработаны различные функциональные нагрузки, позволяющие Второй критический период совпадает «.началом школьного обучения и при- Таким образом, понятие нормы должно быть комплексным и учитывать кон- дает двигательная активность и пр. Учителя и родители должны особенно бережно наибольшее количество транспортных несчастных случаев, и разъяснение дет>, Переход от одного возрастного периода к последующему является переломным Третий критический период (10-15 лет)связан с половым созреванием, пере- этйпом индивидуального развития, или критическим периодом. В целом крити- стройкой работы желез внутренней секреции и изменением в организме гормо-ческие периоды характеризуются повышенной чувствительностью к действию нального баланса. Нервная система подростков особенно ранима, поэтому воз-как позитивных, так и негативных факторов. Эти периоды существенно влияют можно возникновение нервных расстройств и психических заболеваний, на последующие этапы развития организма и на весь жизненный цикл человека. В критические периоды у детей недостаточно энергетических ресурсов для Периоды наибольшей чувствительности к воздействию факторов внешней ере- обеспечения адаптационных процессов, вследствие чего увеличивается риск воз-
Факторы среды, оптимально воздействующие на определенном этапе развития Учет критических периодов способствует успешному применению целена-организма, в другие периоды могут быть нейтральными или отрицательными. От- правленных педагогических воздействий, оптимизирует процессы обучения и вос-мечается различная относительная значимость наследственных и средовых факто- питания-ров в те или иные периоды роста и развития организма человека. Так, наследственные факторы играют большую роль с периода новорожденности до препубертат- и п НЕПРЕРЫВНОСТЬ ного, в период полового созревания их роль снижается, затем вновь повышается. у, ысрдпипМЕРНОСТЬ РОСТА И РАЗВИТИЯ Для пубертатного периода характерно влияние факторов внешней среды. Чувствительность организма к воздействию экологических факторов — эко- Процесс онтогенеза происходит в результате роста и развития организма челове- В критические периоды равновесие развивающихся систем нарушено, т. е. Под термином рост понимают количественные изменения длины, объема и
В постнатальном развитии организма выделяют три критических периода. Нервная ткань) — за счет увеличения размеров самих клеток. Такое определение 2 Возрастная анатомия процесса роста исключает те изменения массы и размеров тела, которые могуоериоды интенсивного роста сменяются периодами усиленного развития: 1-4 го-быть обусловлены жироотложением или задержкой воды. Более точный показаца; 8-Ю лет; 14-20 лет. тель роста организма — это повышение в нем общего количества белка и увели Периоды интенсивного роста совпадают с критическими периодами. В эти воз- Развитие — качественные изменения в организме, заключающиеся в усложвызвать нарушения в состоянии здоровья, Рост и развитие — две составляющие единого процесса. Они взаимосвязаны В организме ребенка наиболее быстро развиваются и совершенствуются те взаимообусловлены и осуществляются постоянно. Рост и развитие — процессьорганы, интенсивное функционирование которых в данный период жизненно ненепрерывного скачкообразного перехода количественных накоплений в новые каобходимо. Например, сердце функционирует уже на третьей неделе пренатального чественные свойства. Постепенные количественные изменения, происходящие вразвития, а почки формируются значительно позднее и начинают активно функ-процессе роста организма, приводят к проявлению у ребенка новых качественныщионировать только у новорожденного-ребенка. Половые органы усиленно растут особенностей. Например, формирование двигательных функций ребенка связанов период полового созревания, а лимфатическая ткань к этому возрасту уже закан-с созреванием нервно-мышечного аппарата: увеличивается мышечная масса и из-чивает свое развитие. меняются свойства мышечной ткани; улучшается проведение нервных импульсов Причиной гетерохронности являются различная скорость созревания.нервных
В свою очередь качественное совершенствование двигательных функций ре-том, что структуры, составляющие к моменту рождения ребенка функционалъ- всех мышц лица ускоренно развиваются мышцы рта, с помощью которых проис Рост и развитие некоторых частей тела, а также органов и физиологических сис_ИМ0Деиствие с внешней средой. „,„, - Формирование функциональных систем у детей происходит намного рань- тем детей и подростков, происходит разновременно и неравномерно, т. е. гете- г у vj "■ / «г, «г ше, чем это им требуется. Опережающее развитие функциональных систем — это В разные периоды онтогенеза рост имеет неодинаковую интенсивность. ФазыСВОеобРазная «страховка». Например, даже в случае преждевременных родов но- Гетерохрония может выражаться в усиленном развитии организма — аксе- 1. от рождения до 1 года — длина тела ребенка увеличивается на 50 %, a Muccaretardation — замедление). тела утраивается; Существует два вида акселерации: акселерация эпохальная и внутригруп- 2. с б до 8 лет — ростовой скачок — за 1 год длина тела может увеличиться наПовая. 7-8 см; ' __________ 3. с 11 до 13 лет — увеличение длины тела за 1 год составляет 10-12 см. * Системогенез — формирование функциональных систем организма в онтогенезе. Эпохальная акселерация представляет собой ускорение физического развития современных детей и подростков в сравнении с предшествующими поколениями. При массовых исследованиях физического развития детей различного возраста выявлено, что показатели многих функциональных систем современных детей значительно превышают таковые у детей 30-50 лет назад. Длина тела новорожденных увеличилась на 2-2,5 см, а масса — на 0,5 кг; у 15-летних— на 6-10 см и 3-10 кг соответственно. Сократилась продолжительность роста: в настоящее время рост девушек и юношей в среднем заканчивается к 16-19 годам, а 50 лет назад люди достигали максимального роста в возрасте 25-26 лет. Акселерация стимулирует и психическое развитие детей. Под внутригрупповой акселерацией понимают ускорение физического развития отдельных детей и подростков в определенных возрастных группах. В настоящее время увеличивается количество высокорослых и низкорослых детей, это обусловлено как внешними, так и внутренними факторами. У высокорослых детей энергия в большей степени расходуется на количественное увеличение различных структур и в меньшей степени — на их качественное преобразование. Как правило, у акселерированных детей рост и развитие сердца отстают от роста тела. В результате нарушается его нормальная деятельность, создаются предпосылки для развития сердечно-сосудистых заболеваний. Дети-акселераты чаще страдают различными нарушениями опорно-двигательного аппарата. Ускорение и замедление психического развития выявляются при изучении психофункциональных показателей: памяти, абстрактного мышления, развития речи, внимания, умственной работоспособности и т. д. По степени выраженности этих показателей выделяют три группы детей: зрелые, среднезрелые и незрелые. Ребенок с ускоренным психическим развитием испытывает недостаток информации в школе. Он постепенно становится средним учеником. Ребенок, отстающий в психическом развитии, испытывает информационную перегрузку, которая ведет к нарушению в деятельности нервной системы. Такой ребенок, как правило, становится неуспевающим. В учебном процессе необходимо учитывать биологические и психические особенности таких детей. Биологические механизмы акселерации пока не выяснены. Существуют различные гипотезы о причинах ее возникновения: " широкая миграция современного населения и, как следствие, увеличение количества смешанных браков; ■ урбанизация населения (увеличение городского населения) и стимулирующее влияние условий городской жизни на темпы физического развития; ■ увеличение уровня радиации на Земле; ■ улучшение социальных условий жизни населения промышленно развитых стран. Явления акселерации и ретардации требуют пересмотра методов обучения, изменения форм полового, физического и эстетического воспитания. Определение степени умственного развития детей перед поступлением в школу необходимо для дифференцированного обучения, которое может осуществляться с использованием индивидуальных программ или в специализированных классах. БИОЛОГИЧЕСКАЯ НАДЕЖНОСТЬ Организм, взаимодействуя с окружающей средой, имеет механизмы, которые обеспечивают его жизнеспособность. В процессе филогенеза (историческое развитие того или иного вида) был создан своеобразный резерв у организма, который составляет так называемую биологическую надежность организма. Биологическая надежность присуща как всему организму в целом, так и его Биологическая надежность одних систем обеспечивается дублированием органов (парные почки, легкие, глаза и т. д.); других — взаимозаменяемостью (потеря зрения приводит к обострению слуха и тактильной чувствительности). Важной особенностью биологической надежности является то, что в нормальных условиях организм и все его системы функционируют не на пределе своих возможностей, а сохраняют определенный резерв, который может быть использован в экстремальных ситуациях. Например, в вентиляции легких участвует лишь 15 % легочной ткани, а при интенсивной физической работе — 25-30 %. В коре больших полушарий активны 4 % нервных клеток, что свидетельствует об огромных резервных возможностях нервной системы. Биологическая надежность наследственно закреплена и позволяет расширять или. снижать границы жизненных возможностей человека в зависимости от условий жизни. Так, закаливание организма расширяет резервные возможности температурной адаптации, а недостаточное питание детей приводит к нарушениям деятельности организма. За счет биологической надежности достигается экономизация функций организма. Организм в условиях покоя использует только часть своих функциональных возможностей для адаптации к различным воздействиям, сохраняя резерв для ответной реакции в экстремальных ситуациях. Например, максимальная частота сердечных сокращений у человека составляет примерно 170-180 циклов в 1 мин. В раннем возрасте частота сердечных сокращений у детей, даже в1 покое, равна 120-130 уд./мин, тогда как у взрослых нетренированных людей — 80 уд./мин, а у тренированных спортсменов — 60 уд./мин. Благодаря уменьшению частоты сердечных сокращений увеличивается резерв функциональных возможностей сердца. 1.6. АДАПТИВНОСТЬ Адаптация — свойство организма приспосабливаться к действию факторов окружающей среды. Различают адаптацию физиологическую и социальную. Физиологическая адаптация — совокупность функциональных реакций организма на неблагоприятные воздействия внешней среды, направленных на сохранение свойственного организму уровня гомеостаза (относительное физико-химическое постоянство внутренней среды организма). В настоящее время под адаптацией понимают формирование приспособительных реакций организма не только при действии неблагоприятных или экстремальных факторов среды, но и при действии обычных (не экстремальных) факторов. Любые приспособительные реакции в организме осуществляются под контролем ЦНС благодаря формированию специальных функциональных систем адаптации, которые включают корковые и подкорковые отделы головного мозга и эндокринные железы. При формировании защитных реакций организма в условиях экстремальных воздействий (стресса) особое значение имеет гипофиз и надпочечники, они синтезируют адаптивные гормоны. Социальная адаптация заключается в том, что человек должен приспосабливаться к действию факторов социальной среды и вырабатывать поведенческие реакции для данной социальной микрогруппы: семья, ясли, детский сад, школа и т. д. Адаптационные возможности детей и подростков существенно меньше, чем взрослого человека, поэтому учителям и родителям следует оберегать детей от резких изменений условий жизни, воздействия непривычных для них раздражающих факторов. Затрудняет адаптацию неблагополучный анамнез* ребенка: патологическое течение беременности у матери, неблагоприятные роды, частые заболевания ребенка, травмы головного мозга. Резко снижаются адаптационные возможности организма детей в критические периоды развития. Поступление детей в школу в корне меняет характер их жизни. Им приходится адаптироваться к школьной нагрузке — физической, умственной и эмоциональной. Проведение нескольких часов в день за партой в школе, дома за столом приводит к напряжению статических мышц, поддерживающих осанку. Незрелость опорно-двигательного аппарата детей младшего школьного возраста, а также недостаточное развитие координационных механизмов в коре головного мозга обусловливают несовершенство двигательной функции. Из-за недостаточной силы нервных процессов, преобладания процессов возбуждения над процессами торможения возможны неустойчивое внимание, ухудшение памяти и быстрое утомление. Многие школьники испытывают гиподинамию (уменьшение двигательной активности), которая ведет к ухудшению функций нервной системы, внутренних органов, костной и мышечной систем и нарушению осанки. * Анамнез — сведения о наследственности, перенесенных болезнях и условиях жизни больного как материал для диагноза. Адаптация первоклассников к школьной нагрузке протекает в три фазы. 1. Фаза ориентировочного приспособления — длится 2 недели и характеризуется повышением возбудимости детей, увеличением реактивности всех систем. У 40 % детей наблюдается повышенная двигательная активность. Учителю необходимо реализовать эту активность посредством проведения физкультминуток и организации перемен с максимальным пребыванием на свежем воздухе. 2. Фаза относительно устойчивого приспособления — длится до 6 недель. В эту фазу происходит постепенное привыкание детей к новым условиям, режиму. Однако это привыкание неустойчиво, шитому любые перегрузки могут привести к истощению организма, нарушению психики ребенка, агрессии, различным формам неврозов (боязнь шкоды, учителя, плохих отметок и т. д.). Установлено, что около 15 % детей не справляются со школьной нагрузкой, из-за чего возникают различные заболевания органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, инфекционные заболевания. В таком случае следует перевести. ребенка на индивидуальное обучение либо повременить с его обучением.. 3. Фаза неполного приспособления -^длится от 16 до 20 недель. Происходит тренировка всех систем организма, у ученика улучшается работоспособность, он овладевает навыками письма, чтения, счета. Развитие и длительность этой фазы зависят от условий, создаваемых педагогами и родителями. Рационально составленный режим дня, регулярное Полноценное питание и достаточный сон облегчают адаптацию детей к школьной нагрузке. Следует помнить, что ни одна схема режима дня не может быть универсальной, необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка. Поскольку адаптация младших школьников протекает на разных уровнях (нервно-психическом, двигательно-поведенческом, вегетативном, биохимическом и т. д.), то для оценки адаптации используют различные тесты и методики. Существует пассивная адаптация, которая заключается в избегании от воздействия факторов среды или подчинении им. Такое проявление адаптации неблагоприятно для дальнейшего развития ребенка и свидетельствует о необходимости коррекции условий его жизни.
|
|||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 444; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.4.70 (0.017 с.) |