Причины и профилактика нарушений осанки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Причины и профилактика нарушений осанки



Появившиеся в детском возрасте отклонения в осанке могут в дальнейшем при­
вести к образованию стойких деформаций костной системы. Причин нарушений
осанки много: несоответствие мебели размерам ребекка, слабость мышц, низкая
двигательная активность, неправильная посадка за рабочим местом, юшение тя­
жести в одной руке, недостаточная освещенность рабочего места, плоскостопие
или разная длина конечностей и т. д. ', ;

Для профилактики нарушений осанки, следует регулярно проводить с детьми физические упражнения, подвижные игры, прогулки на свежем воздухе и пр. Нельзя допускать, чтобы дети лежали или спали в очень мягкой кровати, и при­том всегда на одном и том же боку. Нельзя до 3 месяцев жизни держать ребенка в вертикальном положении, до 6 — сажать, до -9-10 месяцев — надолго ставить на ножки. Не следует разрешать детям подолгу стоять с опорой на одну ногу, напри­мер, при катании на самокатах. Нужно.следить за тем, чтобы маленькие дети не сидели на корточках продолжительное время на одном месте, не ходили на боль­шие расстояния, не переносили тяжестей. -~

Одним из условий сохранения нормальной осанки является соблюдение ги­гиенических требований к школьной мебели (см. гл. 12).


Рис. 2.8. Отпечаток нормальной (я) и деформированной при плоскостопии (б) стопы

На формирование осанки сильно влияет форма стопы. При нормальной фор­ме стопы нога опирается на наружный продольный свод, а внутренний свод слу­жит рессорой, которая обеспечивает эластичность походки. Если мышцы, под­держивающие свод стопы, ослабевают, вся нагрузка ложится на связки, которые, растягиваясь, уплощают стопу (рис. 2.8). При плоскостопии нарушается опорная функция нижних конечностей, ухудшается их кровоснабжение, отчего появля-


ются боли, отечность, а иногда и судороги в ногах. Стопа становится потливой, холодной, синюшной. Уплощение стопы влияет на положение таза и позвоночни­ка. Дети, страдающие плоскостопием, при ходьбе широко размахивают руками, топают, подгибают ноги в коленях; походка их напряженная, неуклюжая. У таких детей быстрее снашивается обувь, особенно внутренняя сторона подошвы и каб­лука. К концу дня дети могут жаловаться на тесную обувь, поскольку под влияни­ем длительной дневной нагрузки стопа еще более уплощается, и, следовательно, удлиняется.

Условия, способствующие развитию плоскостопия, различны, например: за­болевание рахитом; общая слабость и пониженное физическое развитие; излиш­няя тучность, при которой на стопу постоянно действует чрезмерная весовая на­грузка; преждевременное (ранее 10-12 месяца жизни) длительное стояние и пере­движение на ногах; длительное хождение по твердому грунту (асфальту) в мягкой обуви без каблука и задников.

Для предупреждения плоскостопия рекомендуются умеренные упражнения для мышц ног и стоп, ежедневные ножные ванны, хождение босиком летом по рыхлой, неровной поверхности, так как при этом ребенок непроизвольно перено­сит тяжесть тела на наружный край стопы и поджимает пальцы, что способствует укреплению свода стопы. Следует внимательно относиться к подбору обуви для детей и при необходимости использовать ортопедические стельки.

Для детей с нарушенной осанкой и плоскостопием в занятия по физической культуре, включая утреннюю гимнастику, вводят специальные корригирующие упражнения.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Значение скелета. Отделы скелета.

2. Способы соединения костей.

3. Особенности химического состава костей детей. Роль питания в формировании костной ткани.

4. Возрастные особенности изменения скелета. Рост костей в длину и толщину.

5. Строение скелетных мышц, их классификация, свойства.

6. Особенности формирования скелетных мышц в онтогенезе.

7. Роль движений в физическом и психическом развитии детей и подростков. Вли­яние мышечной работы на функциональное состояние организма.

8. Физическое утомление.

9. Развитие у детей двигательной активности и координации движений.

 

10. Осанка. Виды осанки. Причины и профилактика нарушений.

11. Плоскостопие, причины и профилактика.


 


Глава 3

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ. РАЗВИТИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ В ОНТОГЕНЕЗЕ

Нервная система является основной регулирующей и координирующей системой организма. Она быстро и точно передает информацию ко всем органам и систе­мам, обеспечивает функционирование организма как единого целого.

С помощью нервной системы происходит прием и анализ разнообразных сигналов из окружающей среды и внутренних органов, формируются ответные реакции на эти сигналы. С деятельностью выс.цшхРтделов нервной системы связа­но осуществление психических функций: осознание сигналов окружающего мира, их запоминание, организация целенаправленного поведения, абстрактное мыш­ление и речь.

3.1. ОБЩИЙ ПЛАН СТРОЕНИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Нервная система в функциональном и структурном отношении делится на цент­ральную и периферическую нервную системы (рис. 3.1).

Центральная нервная система (ЦНС) — это совокупность нервных образо­ваний спинного и головного мозга, которая обеспечивает восприятие, обработку, передачу, хранение и воспроизведение информации с целью адекватной реакции организма на изменения окружающей среды, организации оптимального функци­онирования органов, их систем и организма в целом.

ЦНС человека представлена спинным и головным мозгом, которые имеют мор­фологическую и функциональную специфику. Однако у всех структур нервной системы есть ряд общих свойств и функций:

* нейронное строение, электрическая или химическая синаптическая связь меж­ду нейронами;

* образование локальных сетей из нейронов, которое реализует специфичес­кую функцию;

" множественность прямых и обратных связей между структурами;



               
 
   
     
 
     
 
 


Симпатическая часть

Головной мозг в способность нейронов к восприя-

тию, обработке, передаче, хранению информации;

Спинной мозг

■ преобладание числа нейронов для ввода информации над числом ней­ронов, выносящих информацию из ЦНС;

■ способность к саморегуляции;

■ функционирование на основе реф­лекторного доминантного прин­ципа.

Периферическая нервная система

Периферическая часть нервной системы состоит из нервов — пучков нервных во­локон, выходящих за пределы головного и спинного мозга и направляющихся к различным органам тела, а также нерв­ных узлов (ганглий) - скоплений нерв­ных клеток вне спинного и головного мозга.

Рис. 3.1. Нервная система человека

В зависимости от строения и ин­нервации* периферических структур различают соматический и вегетатив­ный отделы нервной системы. Первый иннервирует сокращения поперечно­полосатой мускулатуры и некоторых органов (языка, глотки, гортани и др.), обеспечивает чувствительность тела че­ловека. Второй регулирует деятельность внутренних органов и обмена веществ в соответствии с текущими потребностями организма.

Вегетативная нервная система в свою очередь подразделяется на два отдела: симпатический и парасимпатический (рис. 3.2). Все эти отделы подчинены высшим вегетативным центрам, расположенным в промежуточном мозге. С деятельностью этой нервной системы связаны рефлекторные реакции поддержания кровяного дав­ления на относительно постоянном уровне, тегшорегуляция, изменение частоты и силы сердечных сокращений при мышечной работе и другие процессы.

* Иннервация (лаг. in —- внутри и nervus -— нерв) — снабжение какого-либо органа или гкани нервными волокнами, обеспечивающими их связь с ЦНС.

 

Симпатический отдел способствует интенсивной деятельности организма, осо­бенно в экстремальных условиях. Парасимпатический отдел —- система «отбоя», ко­торая помогает организму восстановить истраченные ресурсы. Например, симпа­тический нерв ускоряет и усиливает работу сердца, а парасимпатический (блужда-


Рис. 3.2. Схема вегетативной нервной системы: 1 — глаз; 2 — слезная железа; 3 — дыхательные пути; 4 — подчелюстная железа; 5 — подъязычная железа; 6 — околоушная железа; 7 — сердце; 8 — трахея; 9 — пищевод, желудок; 10 — печень; U — поджелудочная железа; 12 — тонкая кишка; 13 — толстая кишка; 14 — почка; 15 -■ мочевой

пузырь; 16 — матка

ющий) тормозит; парасимпатический нерв вызывает сокращение кольцевой муску­латуры радужной оболочки глаза (сужение зрачка), а симпатический нерв — рас­ширение зрачка. Следовательно, симпатическая нервная система выполняет адап­тационно-трофическую функцию.

3.2. НЕРВНАЯ ТКАНЬ И ЕЕ СВОЙСТВА

Нервная ткань состоит из совокупности нейронов и глиальных клеток.

Нейрон

Нещ — основная структурно-функциональная единица нервной системы, кото­рая воспринимает раздражения, перерабатывает их и передает к различным орга­нам тела.


                         
   
   
     
 
 
     
     
 
     
 
 
 


Безмякотное волокно

Дендриты

С5>

Псевдоуниполярный (ложноодноотростчатый)

Униполярный (одноотростчатый)

Биполярный (двухотростчатый)

Мультиполярный (многоотростчатый)

Рис. 3.3. Виды нейронов

Нейроны представляют собой разнообразные по форме клетки (рис. 3.3), хотя по общему строению они не отличаются от строения любой другой клетки (рис. 3.4). Нейрон состоит из клеточной мембраны, ядра, ядрышка, клеточных ор­ганоидов. Особенностью строения нейронов являются большое количество кле­точных отростков и наличие в цитоплазме специфических образований: тигроид-ного вещества, или тигроидных гяыбок, и нейрофибрилл.

Тигроидное вещество содержит рибонуклеиновые кислоты (РНК)*, количе­ство которых увеличивается до полового созревания, а затем находится на отно­сительно постоянном уровне, если условия существования организма благопри­ятны. В экстремальных (стрессовых) ситуациях содержание РНК в тигроидном веществе может уменьшиться или полностью исчезнуть, что приведет к гибели нейрона.

Нейрофибриллы — длинные белковые молекулы, расположенные в теле и от­ростках нейрона, и исчезающие при его длительной работе. Они являются специ­фическими метаплазматическими образованиями и служат проводниками воз­буждений. В теле клеток они образуют сеть с вытянутыми петлями, а в отростках расположены параллельными рядами.

Нейрон имеет два вида отростков: аксоны и дендриты.

Длинный отросток аксон расположен в базальной части нейрона (см. рис. 3.4), его длина может достигать 1,5 м. Аксоны являются проводящей частью нейрона, они передают возбуждение от тела нервной клетки к другим нейронам и испол­нительным органам (мышцам, железам). Конец аксона сильно ветвится, образуя контакты со многими сотнями клеток.

Дендриты — многочисленные короткие ветвящиеся отростки, расположен­ные в различных частях нервной клетки. На дендритах имеются выросты — ши-

РНК — кислоты, которые реализуют генетическую информацию.


Рис. 3.4. Строение нейрона

пики. Строение дендритов определяет их специализированную роль в восприятии поступающих сигналов. Ветвистость дендритов и наличие шипиков значительно увеличивают поверхность дендрита в сравнении с телом клетки и создают усло­вия для расположения на них большого числа контактов с другими нервными клетками — синапсов. Дендриты одного нейрона контактируют с сотнями и ты­сячами других клеток.

Синапс — зона функционального контакта двух нейронов. На теле одного нейрона может быть 100 и более синапсов, а на дендритах — несколько тысяч.


Митохондрия Синаптическая бляшка

Синаптические пузырьки Синаптическая щель

Постсинаптическая мембрана

Пресинаптическая мембрана

Рецепторы Рис. 3.5. Строение синапса

Синапс образован двумя мембранами, — пресинаптической и постсинапти-ческой, между которыми имеется синаптическая щель (рис. 3.5). Пресинаптичес-кая мембрана находится на нервных окончаниях аксона, которые в ЦНС имеют


 




вид пуговок, колечек или бляшек. Постсинаптическая мембрана находится на те­ле или дендритах нейрона, к которому передается нервный импульс.

Закодированная в нервных импульсах информация передается с одного ней­рона на другой с помощью медиаторов — особых веществ, способных вызывать активное состояние других клеток постсинаптической мембраны. Медиатор рас­полагается в синаптических пузырьках в пресинаптической мембране. При воз­буждении нейрона медиаторы выходят в синаптическую щель, взаимодействуют с постсинаптической мембраной, изменяя ее проницаемость к ионам Na+, и вы­зывают возбуждение второго нейрона. Передача возбуждения происходит только в одном направлении — от пресинаптической мембраны к постсинаптической. К возбуждающим медиаторам относятся: ацетилхолин, адреналин или норадре-налин. Существуют также особые нейроны, синаптические окончания которых выделяют тормозные медиаторы, вызывающие торможение соседствующего ней­рона. К ним относятся гамма-аминомасляная кислота и глицин.

На каждой нервной клетке расположено множество возбуждающих и тормоз­ных синапсов, взаимодействие которых формирует окончательный ответ на при­шедший импульс.

Число и размеры синапсов в процессе постнатального развития человека значи­тельно увеличиваются. У взрослого человека на одном нейроне может быть 10 тыс. синапсов. Число межнейронных связей зависит от процессов обучения: чем интен­сивнее идет обучение, тем больше синапсов образуется.

Нервы и нервные волокна

Нервные волокна — отростки нервных клеток, покрытые оболочками (рис. 3.6). Тела нейронов и большая часть их дендритов сосредоточены в спинном и головном мозге. Некоторые нервные волокна имеют оболочку, состоящую из жироподобного вещества — миелина. Это вещество выполняет трофическую, защитную и электро­изолирующую функции. Волокна, покрытые миелином, называются мякотными, а не имеющие его — безмякотными. Скорость проведения возбуждения в мякотных волокнах достигает 120 м/с, в безмякотных — 1-30 м/с.

Сенсорный нейрон
Двигательный нейрон —
Рис. 3.6. Строение нервного волокна

Внутренние и наружные соединительно­тканные оболочки


На ранних этапах онтогенеза миелиновая оболочка отсутствует, она развива­ется в первые два-три года жизни, ее формирование зависит от условий жизни ребенка. В неблагоприятных условиях процесс миелинизации может замедлять­ся на несколько лет, что затрудняет управляющую и регулирующую деятельность нервной системы.

Объединяясь друг с другом, нервные волокна образуют нервы, которые в виде белых нитей видны невооруженным глазом. Нервы связывают все участки наше­го тела с центральными отделами нервной системы. Основная функция нервных волокон и нервов — проведение нервных импульсов.

Различают три вида нервов: •>,;..

1. чувствительные, или афферентные — проводят нервные импульсы в ЦНС (центростремительные нервы);

2. двигательные, или эфферентные — проводят нервные импульсы от ЦНС к периферическим органам (центробежные, нервы);

3. смешанные — состоят из чувствительных и двигательных волокон.

Глиальные клетки

Глиальные клетки (нейроглии) более многочисленны, чем нейроны, составляют половину объема ЦНС. Они способны к делению в течение всей жизни. По разме­ру глиальные клетки в 3-4 раза меньше нервных. Мембранный потенциал клеток нейроглии составляет 70-90 мВ. Глиальные клетки выполняют опорную, защит­ную, изолирующую, обменную (снабжение нейронов питательными веществами) функции.

В процессе развития человека соотношение между глиальными и нервными клетками значительно меняется. У новорожденного количество нейронов выше, чем глиальных клеток, к 20-30 годам их соотношение становится равным, после 30 лет количество глиальных клеток увеличивается.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 401; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.212.138 (0.056 с.)