Целостность и фазность (этапность) онтогенеза 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Целостность и фазность (этапность) онтогенеза



Онтогенез, с одной стороны, это целостный, с другой, — фазовый процесс. Каж­дая фаза, или этап, представляет собой закономерный качественный период, ко­торый протекает в определенных условиях.

Общепринятой классификации возрастных периодов нет. Одни исследова­тели за основу классификации возрастных периодов берут созревание половых желез, скорость роста и дифференцировки тканей и органов, другие — уровень созревания костей или степень развития ЦНС. Существующая в настоящее время возрастная периодизация с выделением периодов новорожденное™, ясельного, дошкольного и школьного возрастов отражает скорее систему детских образова­тельных учреждений, нежели системные возрастные особенности.

Распространена также схема возрастной периодизации, рекомендованная Симпозиумом по проблеме возрастной периодизации в Москве (1965 г.) (табл. 1.1). Данная классификация возрастных периодов основана на половых особенностях развития человека, а также связи календарного возраста с биологическим. Ка­лендарный (паспортный) возраст — это возраст, измеряемый по стандартному календарю. В большинстве стран календарный возраст регистрируется с момен­та рождения. В странах Востока дополнительно учитывается и период развития человека до рождения, там считается, что «истинное рождение» человека про­исходит в момент зачатия, а появление новорожденного — это лишь окончание первого этапа развития организма человека.

Биологический возраст отражает степень биологического и социального раз­вития человека на каждом возрастном этапе. В разные периоды онтогенеза приме­няют разные методики определения биологического возраста. Например, до 1 года о степени развития ребенка косвенно судят по увеличению массы тела. В последу­ющие периоды критериями биологической зрелости служит количество прорезав­шихся постоянных зубов (табл. 1.2). Меньшее, чем указано в табл. 1.2, количество

* Гомеостаз — совокупность скоординированных реакций, обеспечивающих поддержа­ние или восстановление постоянства внутренний среды организма.


 

Возрастной период

Таблица 1.1. Возрастная периодизация жизненных циклов человека

Новорожденный Грудной возраст

периода

1-10дней

раннее первое

10дней-1 год

1 -3 года

4-7 лет

Детство

мальчики девочки
второе
13-16 лет 12-15 лет
мальчики девочки

8-12 лет 8-1 1 лет

юноши девушки
17-21 год 16-20 лет

Подростковый возраст Юношеский возраст

мужчины женщины
22-35 лет 21-35 лет
Зрелый возраст
36-60 лет 36-55 лет
мужчины женщины

I период

II период

61-74 года 56-74 года 75-90 лет 90 лет и более

мужчины женщины

Пожилой возраст

Старческий возраст Долгожители

Таблица 1.2 Средние темпы прорезывания постоянных зубов

 

 

 

 

  | Количеств Мальчики 7 постоянных зубов  
Возраст (лет)   Девочки  
    0-1     0-2  
5,5   0-3     0-4  
    1-4     1-5  
6,5   2-8     3-9
    6-10     6-11
^:!::::::: «: \г - ■ с ^: ^ ,..-.-■ а^кй;*.... aw.   :::: j.:>.-'^)&-*,'   ' Vfcirfii

 




Таблица 1.3. Возрастная динамика пропорций тела

 

  Среди ие темпы развития i  
........ \........!.. Мальчики   Девочки  
  49,4-45,0   48,1-44,5  
5,5 47,9-44,3   46,7-43,2  

6 46,6-43,1 45,7-42,1

6,5 45,4-41,9 44,9-41,6

7 44,7-41,3 43,9-39,7

прорезавшихся постоянных зубов свидетельствует об отставании биологическо­го возраста по отношению к календарному, а при большем — об опережении.

Критерием биологического возраста являются определенные пропорции тела: (ОГ/Ь)хЮ0, где ОГ — окружность головы, L — длина тела (табл. 1.3).

Если индивидуальные значения пропорций тела больше приведенных в табл. 1.3 показателей, это свидетельствует об отставании темпов биологического развития, если ниже — об опережении темпов. Биологический возраст считается отстающим от паспортного, если два показателя из трех (длина тела, зубной возраст, пропорции тела) оказываются меньше средних данных.


Рис. 1.1. Филиппинский тест

Косвенным показателем биологической зрелости детей дошкольного возраста (5-6 лет) считается филиппинский тест (впервые был применен антропологами при обследовании большой группы детей на Филиппинах). Если ребенок пальца­ми правой руки, положенной на голову при ее вертикальном удержании (рис. 1.1), может дотронуться до левой мочки уха, то это свидетельствует о биологической зрелости организма.


У детей 11-17 лет показателем биологического возраста является степень по­лового созревания (формирование вторичных половых признаков в определен­ной последовательности).

Любая возрастная периодизация довольно условна, но она необходима для учета меняющихся в процессе онтогенеза физиологических и морфологических свойств организма детей, разработки научно обоснованной системы охраны здо­ровья детей, создания таких приемов воспитания и обучения, которые соответст­вовали бы каждой возрастной группе. "-'

В таблице 1.4 представлена медико-биологическая классификация возраст­ных периодов детства, где рассматривается внутриутробный период развития, а также указан уровень развития детей на каждом этапе онтогенеза в зависимости от биологических и социальных факторов.

Норма является одним из критериев развития организма. Долгое время нор­
ма рассматривалась как среднестатистическая величина, полученная в состоянии
покоя организма без учета его индивидуальных особенностей, — норма покоя. На­
пример, нормальным считается: <;..

■ кровяное давление 110-130/70-80 мм рт. ст.;

■ частота сердечных сокращений — 60-80 уд./мин;

■ концентрация Na в плазме крови — 130-140 ммоль/л и т. д.

В настоящее время более распространено понятие индивидуальной нормы, т. е. то оптимальное функционирование организма, которое формирует гомеостаз с учетом возраста, пола, биологического (конституционального) типа, климатогео-графической зоны проживания, экологических факторов среды. Так, в 7-летнем возрасте 85 % девочек, проживающих в Новосибирской области, имеют более вы­сокие показатели школьной зрелости (внимание, умственная работоспособность, произвольность психических процессов и т. д.), чем большинство мальчиков того же возраста этого региона. На крайнем Севере (г. Норильск) у детей 7 лет показа­тели школьной зрелости ниже, чем в средней полосе Западной Сибири.

Необходимо также оценивать показатели нормы в соответствии с конститу­циональными особенностями индивидуума, т. е. наследственно формирующи­мися чертами, признаками, определяющими тип физического развития, высшей нервной деятельности, темперамент и т. д. Например, можно спрогнозировать рост ребенка по данным его родителей:

рост ребенка = (рост матери + рост отца) / 2 + 10 см (+10 см для мальчиков, -10 см для девочек).

В физиологии и медицине все более широко применяются нагрузочные про­бы для определения нормы реагирования организма и его систем, а также оценки резервных возможностей. Если в состоянии покоя, благодаря компенсации со сто­рон;,: других систем и включению «резервных мощностей» организма, нарушения могут не диагностироваться, то в условиях повышенных требований к организму, созданных нагрузкой, проявляются гомеостатические сдвиги, которые свидетель-



Таблица 1.4. Медико-биологическая классификация возрастных периодов детства


Таблица 1.4. Медико-биологическая классификация возрастных периодов детства (окончание)


 


Возрастной период

I. Внутри­утробный (40 недель)

1. Эмбриональный (8 недель)

2. Плацентарный (32 недели)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 475; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.15.34 (0.009 с.)