Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика изучения коллективных отношений
.Успешная адаптация ребенка к школе также во многом зависит от готовности участвовать в общественно полезных делах коллектива, желания помогать окружающим, делиться с ними своими достижениями и неудачами. Для изучения коллективных отношений используется методика изучения коллективных отношений, которая состоит из рассказов-коллизий. В них описываются различные ситуации из повседневной жизни детей. Особенно большой интерес у детей вызывают рассказы из жизни школьников. Рассказы-коллизии провоцируют определенное проявление коллективизма: ■ ответственное отношение к задачам коллектива; ■ готовность к выполнению общественных поручений; ■ доброжелательное отношение к успехам своих друзей; ■ отзывчивость, сострадание, доброту. В рассказах-коллизиях сюжет обрывается в тот момент, когда герой оказывается перед выбором: поступить в интересах коллектив.а товарищей или в своих личных интересах. Прослушав очередной сюжет, ребенок должен закончить его, сказав, как, по его мнению, поступит герой. Эмоциональная заинтересованность ребенка в судьбе героя приводит к тому, что он идентифицирует данного героя с собой и приписывает ему свои отношения. Рассказ 1. Учительница попросила Сережу после уроков навестить своего друга Мишу. Он уже неделю болеет ангиной. — Конечно, Нина Петровна, — сказал Сережа, — я сегодня же к нему схожу.
Когда после уроков Сережа пришел домой, мама напомнила, что они идут к тете Вере надень рождения. — Да, — вспомнил Сережа, — мы же давно собирались к тете Вере. Там будет мой И Сережа решил... Рассказ 2. Однажды учительница Анна Ивановна сказала, что сегодня все ученики будут выполнять важное задание: она будет диктовать буквы, а все должны их писать. Саша очень старался, и ему казалось, что он написал букву «А» хорошо. Но когда он заглянул в тетрадь своей соседки Лены, то увидел, что у нее написано значительно лучше. «Значит, ее опять будет хвалить Анна Ивановна, а меня нет», — подумал Саша. — Теперь напишите большое «3», — сказала Анна Ивановна. Вдруг Саша видит, что
Саша решил... Результаты оцениваются по 5-балльной шкале от 0 до 5 включительно. Общая оценка выставляется по количеству предложенных данным учеником концовок, отражающих черты коллективизма героя. Например, если на 5 рассказов-коллизий ребенок дал 5 ответов, отражающих коллективистскую направленность героя, ему ставят 5 баллов. Если же ученик не дал ни одного подобного ответа, он получает 0 баллов. Полученные оценки учитель может проанализировать по трем типам качеств: коллективистские, индивидуалистические и компромиссные. Коллективистские качества свидетельствуют о том, что ребенок руководствуется общественными мотивами. Его отношение к отдельным людям и коллективу основано на дружеской взаимопомощи, сознательном и добровольном подчинении личных интересов общественным, на уважении мнения коллектива и ответственности перед ним за свои поступки. Например: «Сережа решил проведать больного друга»; «Саша решил помочь Лене написать правильно, чтобы ее похвалили». Индивидуалистические качества характеризуются преобладанием мотивов, связанных с получением личного удовольствия. Ребенок, противопоставляя себя коллективу, сознательно принимает решение действовать в своих интересах, подчиняя, таким образом, общественные интересы личным. Например: «Саша обрадовался, что у него будет лучше и учительница его похвалит». Ребенок вполне может осознавать коллизию, представленную в рассказе, понимать, какой в данной ситуации необходимо сделать выбор, но принять другое решение, объяснимое только его эгоистическими намерениями: «Саша решил сказать Лене, что она неправильно пишет. А я бы не говорил». Компромиссные качества демонстрируют столкновение разных по силе коллективистских и индивидуалистических мотивов. Ребенок уже осознает важность требований коллектива, однако ему трудно преодолеть свои личные желания, в результате он не может отдать предпочтение тому или иному решению и пытается их совместить. Пример: «Нужно, чтобы мама позвонила тете Вере, чтоб она сама к нам
рришла с тортом, а Сережа в это время быстро навестит своего друга Мишу и вернется домой пить чай с тортом». Таким образом, можно выявить три группы детей: 1. дети с развитым чувством коллективизма; 2. дети, у которых ярко выражена индивидуалистическая направленность; 3. дети, развитие личности которых характеризуется наличием разнонаправленных мотивационных тенденций: коллективистской и индивидуалистической одновременно..;'■• ' Результаты по изучению коллективных отношений могут служить для воспитателей и родителей важным ориентиром при формировании нравственных качеств учащихся.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.212.102.174 (0.014 с.) |