Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общее понятие об эмоциях и чувствах. Функции эмоций.

Поиск

 

Эмо́ция — психический процесс[1] средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям. Эмоции отличают от других видовэмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений[2]. Эмоции, как и многие другие психические явления, изучены слабо и понимаются разными авторами по-разному, поэтому вышеприведённое определение нельзя считать ни точным, ни общепринятым

Чу́вство — эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам. Чувства отличают от аффектов, эмоций и настроений[1].

Регулятивная функция эмоций выражается в том, что эмоции помогают осознать различие между текущей мотивацией и внутренними представлениями о ситуации и являются основным элементов регулировки поведения и психической деятельности человека.

Оценочная функция эмоций. Эмоция позволяет мгновенно проанализировать смысл ситуации или изолированного раздражителя для человека. Оценка на уровне эмоций опережает сознательную обработку информации и «адресует» ее в определенном направлении.

Мобилизующая функция. Она первоначально проявляется на уровне физиологии: выброс адреналина в кровь при страхе улучшает беговую способность (чрезмерный адреналин может дать обратный эффект – ступор), а при тревоге снижение порога ощущений поможет различить угрожающие стимулы. Вместе с тем, при сильных эмоциональных нагрузках наблюдается явление «сужения сознания», которое заставляет организм направить все силы на преодоление неблагоприятной ситуации.

Адаптивная функция эмоций и чувств. Образующаяся ассоциативная нить между негативной эмоцией и типом ситуации препятствует повторению подобных ошибок в дальнейшем. Позитивные эмоции, наоборот, фиксируют приемлемую модель поведения. Эта функция очень важна, когда отсрочена адаптивная модель поведения. Она играет автономную роль в стимулировании поведения живой особи.

Коммуникативная функция эмоций. Выразительное проявление эмоций делает понятными их социальному окружению. Некоторые эмоции вызывают проявление альтруизма у окружающих. Например, матери чувствуют, когда ребенок плачет именно от боли и скорее приходят на помощь. Эмоции очень «заразительны», эмоциональное состояние может передаваться окружающим, как раз, потому что человеку понятны переживание другого человека, и он может примерить их на себя. Это можно наблюдать, когда человек из компании начинает хохотать по какому-то поводу, остальные просто подхватывают веселье. Коммуникативная функция эмоций выполняет также важную роль и в развитии маленьких детей, которые еще не разговаривают, для них это часто единственный возможный способ поддержание связи с окружающим миром.

Сигнальная функция эмоций состоит в том, что в череде простых ситуаций они автоматически, элементарно, быстро сигнализируют о происходящем внутри или вокруг нас.

Функция дезорганизации. Сильные эмоции могут нарушить эффективный ход деятельности. Аффект иногда полезен, когда необходимо мобилизовать все физические силы. Но длительное воздействие интенсивной эмоции провоцирует состояние дистресса, который, впоследствии приводит к нарушению здоровья и поведения.

Функция компенсации дефицита информации.функции эмоций и чувств Бывает, что человек не может сделать прогноз относительно чего-либо из-за дефицита информации, при этом он может ориентироваться на чувства – взять «эмоциональный аванс». Если необходимой информации недостаточно – возникают негативные эмоции, что снижает значимость потребности. Достаточное количество информации обуславливает положительные реакции и увеличивает значений желаемого.

Функция следообразования. Эта эмоция появляется, когда событие уже произошло, и принимать меры уже поздно. Аффекты, возникающие в подобных обстоятельствах, как бы помечают ситуацию, создают опасливость относительно нее. Таким образом эмоции выполняют функцию «предупреждения» уберегая человека от следующих подобных ошибок.

 

 

Классификация чувств и эмоций

Эмо́ция — психический процесс[1] средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям. Эмоции отличают от других видовэмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений[2]. Эмоции, как и многие другие психические явления, изучены слабо и понимаются разными авторами по-разному, поэтому вышеприведённое определение нельзя считать ни точным, ни общепринятым

Чу́вство — эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам. Чувства отличают от аффектов, эмоций и настроений[1].

Классификация эмоций

эмоциональных состояний: радость, интерес, удивление, гнев, страдание, отвращение, страх, презрение, стыд, вина.

Все эти эмоции необходимы человеку, так как они являются своеобразными сигналами, которые оповещают нас о том, какой является для нас сложившаяся ситуация, положительной или отрицательной. Например, если человек испытывает отвращение, то он фактически получает сигнал о том, что некая ситуация для него опасна или губительна, не обязательно физически, возможно, ситуация разрушает его морально, а это не менее, а иногда и более важно.

можно, ситуация разрушает его морально, а это не менее, а иногда и более важно.

классификация эмоций и чувств

Некоторые исследователи выделяют следующие виды эмоций:

Негативная; Позитивная; Нейтральная.

Классификация чувств

Кроме классификации эмоций в психологии есть и квалификация чувств. В нее входят три основные группы чувств, моральные или нравственные, интеллектуальные и эстетические. К первой группе относятся все чувства, которые испытывает человек при сравнении реально происходящих событий с теми ценностями, которые были воспитаны и преподаны нам обществом. Допустим, если человек видит, что кто-то мусорит на улице, в зависимости от привитых ему в детстве понятий, он может испытывать стыд, возмущение, злость.

Вторая группа чувств это своего рода переживания, связанные с процессом познавательной деятельности человека. Например, человек может испытывать интерес или раздражение при изучении какого-то предмета. Данные чувства могут как помочь человеку в процессе обучения, так и помешать ему в этом процессе, научно доказано, что человек испытывающий интерес к изучаемому предмету намного быстрее запоминает информацию, у него увеличивается продуктивность мышления. Именно поэтому грамотные педагоги всегда стараются привить детям любовь к своему предмету и вызвать у них интерес.

Третья группа чувств представляет эмоциональное отношение человека ко всему тому прекрасному, что он может видеть. При этом человек может испытывать вдохновение или восторг. Виды чувств

Моральные (нравственные) чувства Интеллектуальные чувства Эстетические чувства

33 Формы переживания чувств
Чу́вство — эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам. Чувства отличают от аффектов, эмоций и настроений[1].

Общепринятым является выделение следующих форм переживания чувств: чувственный тон, эмоциональное состояние, настроение, страсть, стресс, аффект.

Чувственный тон – эмоциональная окраска ощущения, восприятия, мышления, речи и т.п. В некоторых случаях эмоциональная окраска восприятия оказывается врожденной. Например, некоторые запахи, боль отличаются ясно выраженным неприятным чувственным тоном. Но в большинстве своем чувственный тон социален, т.е. является следствием прошлого опыта (приятный собеседник, нежная листва и т.п.).

Эмоциональное состояние – непосредственное переживание какого-либо чувства, например наслаждение от хорошей музыки. Эти состояния могут быть стеническими или астеническими, полезными или отрицательно влияющими на человека.

Настроение – общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного промежутка времени психические процессы и поведение человека. Настроение в ервую очередь зависит от мировоззрения человека, его социальной деятельности и направленности в целом, однако оно может быть связано и с состоянием здоровья, временем года, погодой, окружающими условиями и т.п.

Страсть – стойкое и длительное проявление эмоций, являющихся доминирующим мотивом деятельности. Страсть может быть положительной или отрицательной. Положительной можно назвать страсть к учебе, профессиональному совершенствованию, обеспечивающую расцвет, развитие личности. Страстность в работе – важное эмоциональное качество учителя. Отрицательные страсти – алкоголь, наркотики, деньги, вещи. При наличии такого рода страстей человек теряет моральный облик, становится рабом своих вожделений.

Стресс – психическое состояние, вызванное экстремальными для данной личности условиями. Стресс имеет ряд проявлений: физиологические (изменение пульса, окраска кожных покровов, потоотделение, напряжение мышц) и психические (изменение эмоционально-моторной и эмоционально-сенсорной устойчивости, внимания, памяти, мышления, появление импульсивных действий и т.п.). В настоящее время общество проявляет повышенный интерес к стрессовым состояниям людей. Это определяется широким распространением профессий, связанных с высокой психической напряженностью.

Аффект – стремительно и бурно протекающая эмоция взрывного свойства, относительно кратковременная. Аффект имеет ярко выраженные внешние признаки: повышенную двигательную активность или, наоборот, атрофию движений («остолбенел» от радости). Аффект охватывает человека вследствие ослабления контроля сознания над протеканием эмоций (гнев, ярость, страх и т.п.).

Понятие о воле.

Во́ля — способность человека принимать решения на основе мыслительного процесса и направлять свои мысли и действия в соответствии с принятым решением

Одна из высших психических функций. Воля как активный процесс принятия решения противопоставляется пассивной неосмысленной реакции на окружающие раздражители — Слабости.

Понятие воли родилось в философии, где воля определяется как способность разума к самоопределению, в том числе моральному, и порождению специфической причинности.[2] Перейдя в психологию и неврологию, определение воли утратило моральный аспект и стало трактоваться только как психическая функция. Традиционное отнесение воли к высшим психическим функциям говорит о представлении о ней как о свойстве человека, но не животного, хотя некоторые исследования животных ставят данное представление под сомнение.

В самом общем смысле воля рассматривается в психологии как способность человека к сознательной саморегуляции. Воля необходима как для совершения действия, так или для отказа от него. Основной элемент воли — это акт осознанного принятия решения. Воля близка к понятию свободы в экзистенциальной психологии в том плане, что человек, который принимает такое осознанное решение должен оторваться от сиюминутной ситуации и либо обратиться к своему отношению к себе, своим ценностям, либо обратиться к воображению, логике и смоделировать последствия предполагаемого действия.

В более общем философско-психологическом понимании воля представлена у С. Л. Рубинштейна. Рубинштейн пишет: «действия, регулируемые осознанной целью и отношением к ней как к мотиву, — это и есть волевые действия»[3]. Данное определение позволяет чётко отделить понятие воли от понятия желания, понятия мотивации. В этом определении наблюдается отрыв от сиюминутной ситуации в виде наличия отношения к цели, её осознания. Также важно соотношение мотива и цели. В случае, когда цель и мотив совпадают, по крайней мере, в сознании субъекта, субъект полностью управляет своей деятельностью, она не носит спонтанный характер — в деятельности имеет место воля.

Некоторые психологи смешивают понятие воли как психической функции со способностью человека стремиться к достижению цели, в результате чего можно встретить такие определения: «Воля — сознательная регуляция субъектом своей деятельности и поведения, обеспечивающая преодоление трудностей при достижении цели…»[4].

В социологии также имеет место понятие воли. Социолог Ф. Н. Ильясов, например, определяет волю как «способность субъекта создавать иерархизированную систему ценностей и прикладывать усилия для достижения ценностей более высокого порядка, пренебрегая ценностями низкого порядка»[5].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 728; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.23.138 (0.008 с.)