Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Рынок: сущность, функции, структуры. Современные модели рынка.
Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, по- рядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка. Совокупность всех рынков, расчлененных на отдельные элементы на основе самых разнообразных критериев, образует систему рынков.
Существуют многообразные критерии для характеристики структуры и системы рынка: 1. По объектам: - рынок товаров и услуг (потребительский рынок) (включает рынки продовольственных товаров, рынки бытовых, коммунальных, транспортных услуг, рынок услуг культуры, образования, здравоохранения, рынок жилья); - рынок рабочей силы (развитие рынка рабочей силы предполагает признание за каждым индивидуумом права свободной продажи своей рабочей силы по собственному выбору, желанию и по рыночной цене на основе контракта между работником и нанимателем); - рынок средств производства (капитала) (рынок инвестиций представляет собой одну из разновидностей денежного рынка, в которой объектом рыночных отношений являются капиталовложения); - рынок ценных бумаг, валюты (до недавнего времени был пред- ставлен только куплей и продажей облигаций государственных займов, лотерейных билетов; в настоящее время проводится купля-продажа акций, облигаций,чеков и векселей.
Рынок денег и валюты практически официально в нашей экономике отсутствовал или носил теневой характер; нормальное функционирование этого рынка потребовало создания фондовых и валютных бирж, на которых продается и покупается валюта за рубли по мировому, государственному, свободному и акционному курсу); - рынок научно-технических разработок, патентов (переход к рыночной экономике дает основание рассматривать инновации как товар, который целесообразно продавать по рыночным ценам, что несомненно должно привести к ускорению научно-технического прогресса); - рынок информации (особый рынок, предметом купли-продажи здесь являются книги, газеты, картины, различного вида реклама и великое множество других предметов и видов деятельности, несущих людям необходимую информацию. Такой рынок у нас существует. Но если понимать информационный продукт в широком смысле слова, включая в него и интеллектуальный, т.е. научный, культурный, духовный, образовательный продукт, то рынок подобной продукции только формируется. Определенное распространение получают в качестве объекта купли-продажи программы для ЭВМ); - рынок лицензий (объектом купли и продажи здесь служат па- тентные и беспатентные лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, промышленных секторов и коммерческих знаний, использование товарных знаков и т.д. Это торговля технологией) и др. 2. По субъектам: - рынок покупателей (на рынке покупателей предложение должно превышать спрос, тогда покупатель имеет возможность сравнить и оказать предпочтение тому или иному товару. Здесь имеет место конкуренция производителей, что характерно для современных развитых национальных и международных рынков); - рынок продавцов (рынок продавца характеризует значительное превышение спроса над предложением. Здесь главную роль играет ко- личество товаров и услуг, качеству уделяется минимальное внимание. Ни о предпродажном, ни о послепродажном сервисе не упоминается,все продается сразу, так как конкуренция между производителями отсутствует, товарный ассортимент беден); - рынок государственных учреждений (рынок государственных учреждений включает совокупность актов купли-продажи государственных организаций, федерального правительства, штатов, местных органов власти, закупающих или арендующих товары, необходимые им для выполнения своих основных функций по отправлению власти); - рынок промежуточных продавцов-посредников (рынок промежуточных продавцов выражает совокупность экономических отношений лиц и организаций, приобретающих товары для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя).
Развитый цивилизованный рынок требует и развитой инфраструктуры. Применительно к рынку как самостоятельной подсистеме инфраструктура - это совокупность организационно-правовых форм, опосредующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб,предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования. Основными элементами инфраструктуры современного рынка являются: - биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их органи- зационно оформленное посредничество; - аукционы, ярмарки и другие формы организационного не бир- жевого посредничества; - кредитная система и коммерческие банки; - эмиссионная система и эмиссионные банки; - система регулирования занятости населения и центры государ- ственного и негосударственного содействия занятости (биржи труда); - информационные технологии и средства деловой коммуника- ции; - налоговая система и налоговая инспекция; - система страхования коммерческого хозяйственного риска и страховые компании; - специальные рекламные агентства, информационные центры и агентства средств массовой информации; - торговые палаты, другие общественные, добровольные и госу- дарственные объединения (ассоциации) деловых кругов; - таможенная система; - профсоюзы работающих по найму; - коммерческо-выставочные комплексы; - система высшего и среднего экономического образования; - аудиторские компании (аудит - это комплексная ревизия финан- сово-хозяйственной деятельности фирмы, которая позволяет оценить ее возможности на рынке и в сфере бизнеса); - консультативные (консалтинговые) компании (по заказам пред- принимателей они консультируют по экономическим и юридическим вопросам); - общественные и государственные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности; - специальные свободные экономические зоны (в настоящее вре- мя используется несколько терминов, определяющих понятие «свобод- ные экономические зоны»: зоны свободного предпринимательства (ЗСП); зоны свободной торговли; экспортно-производственные зоны (ЭПЗ); производственные зоны в регионах; свободные порты; свободные банковские зоны).
Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, ее элементы не навязаны субъектам извне, они рождены самими рыночными отношениями. Функции инфраструктуры рынка следующие: - облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов; - повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности; - организационное оформление рыночных отношений; облегче- ние форм юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики. В экономической системе в целом взаимодействуют три само- стоятельные подсистемы. В зависимости от того, какая подсистема занимает наибольший удельный вес, характеризуется и вся экономическая система: если преобладает рынок, то и система рыночная, так возникает рыночная экономика; если преобладает государство, то и система административно-командная; если преобладает натуральное хозяйство, то такова и систе- ма в целом.
На рынке как самостоятельной подсистеме имеют место: - отношения производства (продолжение производства в сфере обращения), распределения (по доходам рыночных субъектов), обмена (собственно акты купли-продажи) и потребления; - отношения собственности, реализация экономических интере- сов и организация рыночной деятельности; - отношения регулирования экономики, конкуренции и др. Сущность рынка Находит свое выражение в его главных экономических функциях. Экономическая функция - это основное назначение, которое призвана выполнять данная категория, отражающее ее сущность. К числу важнейших функций относятся: - функция саморегулирования производства, предполагающая согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, а также поддержание сбалансированности спроса и предложения по объему и цене; - стимулирующая функция, состоящая в побуждении производителей к созданию новой продукции с наименьшими издержками на условную единицу и максимумом прибыли; - регулирующая функция, предполагающая обеспечение определенной пропорциональности в производстве и обмене между регионами и сферами национального хозяйства; - функция экономичности, предполагающая сокращение издержек обращения в сфере потребления и соразмерность спроса и величины заработной платы труда отдельного производителя с общественным эталоном при соизмерении затрат и результатов, а также выявлении ценности товара; - функция демократизации хозяйственной деятельности, состоящая в освобождении общественного производства от нежизнеспо- собных его элементов, что впоследствии ведет к дифференциации това- ропроизводителей-конкурентов. Из сущности рынка, рыночных функций логически вытекает его роль в процессе общественного воспроизводства. Понятия «функция» и «роль» рынка тесно связаны между собой. Функция и роль - это как бы ступени познания одного и того же объективного процесса. Функция непосредственно выражает сущность явления и определяет роль катего- рии, которая ее осуществляет. Роль рынка в общественном производстве сводится к следую- щему: - выдавать сигнал производству, что, в каком объеме и какой структуре следует производить с помощью обратных первичных связей; - уравновешивать спрос и предложение, обеспечивать сбалансированность экономики; - дифференцировать товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса; - «санитарная» роль рынка сводится к вымыванию неконкуренто- способных предприятий и свертыванию устаревших производств. Такова сущность рынка как политэкономической категории. Но проблема рынка гораздо сложнее.
Рынок - это не только общеэкономи- ческая категория, присущая в той или иной степени всем этапам развития цивилизации, но это одновременно сложное социально- философское понятие. Оно вовсе не ограничивается экономической сферой. Как результат естественно-исторического развития человече- ского общества рынок включает обязательно исторические, националь- ные, культурные, религиозные, психологические особенности развития народов, вобравших в себя все богатства многовековых традиций со- вместного устройства культурной и экономической жизни. Это опреде- ляет особенности современного рынка и рыночной системы в различ- ных странах. Рынок имел место во всех цивилизациях, но его роль в них значительно различается. И то, что рыночные отношения и сегодня да- леки от совершенства, свидетельствует о том, что в природе совершен- ство вообще недостижимо. Основной характеристикой конъюнктуры рынка является степень сбалансированности спроса и предложения.Она проявляется в поведении цен, скорости оборачиваемости товаров. Эта оценка позволя- ет определять тип конъюнктуры. Различают благоприятный или небла- гоприятный типы конъюнктуры. При благоприятной конъюнктуре достигается сбалансированность спроса и предложения, цены удерживаются на стабильном уровне. При неблагоприятной конъюнктуре спрос отстает от предложения, что приводит к росту товарных запасов, замедлению оборачиваемости товаров, наблюдаются затруднения в сбыте товаров. При изучении конъюнктуры рынка ведутся систематические наблюдения за всеми экономическими показателями, изменение которых показывает сдвиги в соотношении спроса и предложения, а также позволяет анализировать причины этих изменений. После переработки информации составляется аналитический документ, который называется конъюнктурным обзором.
Спрос и предложение, их факторы и эластичность либо неэластичность являются основными категориями экономического анализа функционирования рыночного механизма.
|