Рынок: сущность, функции, структуры. Современные модели рынка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рынок: сущность, функции, структуры. Современные модели рынка.



Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, по-
рядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме
рынка.
Совокупность всех рынков, расчлененных на отдельные элементы на основе самых разнообразных критериев, образует систему рынков.

Существуют многообразные критерии для характеристики структуры и системы рынка:
1. По объектам:
- рынок товаров и услуг (потребительский рынок)
(включает рынки продовольственных товаров, рынки бытовых, коммунальных, транспортных услуг, рынок услуг культуры, образования, здравоохранения, рынок жилья);
- рынок рабочей силы
(развитие рынка рабочей силы предполагает признание за каждым индивидуумом права свободной продажи своей рабочей силы по собственному выбору, желанию и по рыночной цене на основе контракта между работником и нанимателем);
- рынок средств производства (капитала)
(рынок инвестиций представляет собой одну из разновидностей денежного рынка, в которой объектом рыночных отношений являются капиталовложения);
- рынок ценных бумаг, валюты (до недавнего времени был пред-
ставлен только куплей и продажей облигаций государственных займов, лотерейных билетов; в настоящее время проводится купля-продажа акций, облигаций,чеков и векселей.

Рынок денег и валюты практически официально в нашей экономике отсутствовал или носил теневой характер;
нормальное функционирование этого рынка потребовало создания фондовых и валютных бирж, на которых продается и покупается валюта за рубли по мировому, государственному, свободному и акционному курсу);
- рынок научно-технических разработок, патентов
(переход к рыночной экономике дает основание рассматривать инновации как товар, который целесообразно продавать по рыночным ценам, что несомненно должно привести к ускорению научно-технического прогресса);
- рынок информации
(особый рынок, предметом купли-продажи
здесь являются книги, газеты, картины, различного вида реклама и великое множество других предметов и видов деятельности, несущих людям необходимую информацию. Такой рынок у нас существует. Но если понимать информационный продукт в широком смысле слова, включая
в него и интеллектуальный, т.е. научный, культурный, духовный, образовательный продукт, то рынок подобной продукции только формируется. Определенное распространение получают в качестве объекта купли-продажи программы для ЭВМ);
- рынок лицензий (объектом купли и продажи здесь служат па-
тентные и беспатентные лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, промышленных секторов и коммерческих знаний, использование товарных знаков и т.д. Это торговля технологией) и др.
2. По субъектам:
- рынок покупателей
(на рынке покупателей предложение должно превышать спрос, тогда покупатель имеет возможность сравнить и оказать предпочтение тому или иному товару. Здесь имеет место конкуренция производителей, что характерно для современных развитых национальных и международных рынков);
- рынок продавцов
(рынок продавца характеризует значительное превышение спроса над предложением. Здесь главную роль играет ко-
личество товаров и услуг, качеству уделяется минимальное внимание.
Ни о предпродажном, ни о послепродажном сервисе не упоминается,все продается сразу, так как конкуренция между производителями отсутствует, товарный ассортимент беден);
- рынок государственных учреждений
(рынок государственных учреждений включает совокупность актов купли-продажи государственных организаций, федерального правительства, штатов, местных органов власти, закупающих или арендующих товары, необходимые им для выполнения своих основных функций по отправлению власти);
- рынок промежуточных продавцов-посредников
(рынок промежуточных продавцов выражает совокупность экономических отношений лиц и организаций, приобретающих товары для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя).

Развитый цивилизованный рынок требует и развитой
инфраструктуры.
Применительно к рынку как самостоятельной подсистеме инфраструктура - это совокупность организационно-правовых форм, опосредующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб,предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.
Основными элементами инфраструктуры современного рынка
являются:
- биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их органи-
зационно оформленное посредничество;
- аукционы, ярмарки и другие формы организационного не бир-
жевого посредничества;
- кредитная система и коммерческие банки;
- эмиссионная система и эмиссионные банки;
- система регулирования занятости населения и центры государ-
ственного и негосударственного содействия занятости (биржи труда);
- информационные технологии и средства деловой коммуника-
ции;
- налоговая система и налоговая инспекция;
- система страхования коммерческого хозяйственного риска и
страховые компании;
- специальные рекламные агентства, информационные центры и
агентства средств массовой информации;
- торговые палаты, другие общественные, добровольные и госу-
дарственные объединения (ассоциации) деловых кругов;
- таможенная система;
- профсоюзы работающих по найму;
- коммерческо-выставочные комплексы;
- система высшего и среднего экономического образования;
- аудиторские компании (аудит - это комплексная ревизия финан-
сово-хозяйственной деятельности фирмы, которая позволяет оценить ее
возможности на рынке и в сфере бизнеса);
- консультативные (консалтинговые) компании (по заказам пред-
принимателей они консультируют по экономическим и юридическим
вопросам);
- общественные и государственные фонды, предназначенные для
стимулирования деловой активности;
- специальные свободные экономические зоны (в настоящее вре-
мя используется несколько терминов, определяющих понятие «свобод-
ные экономические зоны»: зоны свободного предпринимательства
(ЗСП); зоны свободной торговли; экспортно-производственные зоны (ЭПЗ); производственные зоны в регионах; свободные порты; свободные банковские зоны).

Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер
деятельности рыночных субъектов, ее элементы не навязаны субъектам извне, они рождены самими рыночными отношениями.
Функции инфраструктуры рынка следующие:
- облегчение участникам рыночных отношений реализации их
интересов;
- повышение оперативности и эффективности работы рыночных
субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;
- организационное оформление рыночных отношений; облегче-
ние форм юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики.
В экономической системе в целом взаимодействуют три само-
стоятельные подсистемы.
В зависимости от того, какая подсистема занимает наибольший
удельный вес, характеризуется и вся экономическая система: если преобладает рынок, то и система рыночная, так возникает рыночная экономика; если преобладает государство, то и система административно-командная; если преобладает натуральное хозяйство, то такова и систе-
ма в целом.

На рынке как самостоятельной подсистеме имеют место:
- отношения производства (продолжение производства в сфере
обращения), распределения (по доходам рыночных субъектов), обмена
(собственно акты купли-продажи) и потребления;
- отношения собственности, реализация экономических интере-
сов и организация рыночной деятельности;
- отношения регулирования экономики, конкуренции и др.
Сущность рынка
Находит свое выражение в его главных экономических функциях.
Экономическая функция - это основное назначение, которое
призвана выполнять данная категория, отражающее ее сущность.
К числу важнейших функций относятся:
- функция саморегулирования производства, предполагающая согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, а также поддержание сбалансированности спроса и предложения по объему и цене;
- стимулирующая функция,
состоящая в побуждении производителей к созданию новой продукции с наименьшими издержками на условную единицу и максимумом прибыли;
- регулирующая функция,
предполагающая обеспечение определенной пропорциональности в производстве и обмене между регионами
и сферами национального хозяйства;
- функция экономичности,
предполагающая сокращение издержек обращения в сфере потребления и соразмерность спроса и величины заработной платы труда отдельного производителя с общественным эталоном при соизмерении затрат и результатов, а также выявлении ценности товара;
- функция демократизации хозяйственной деятельности,
состоящая в освобождении общественного производства от нежизнеспо-
собных его элементов, что впоследствии ведет к дифференциации това-
ропроизводителей-конкурентов.
Из сущности рынка, рыночных функций логически вытекает его
роль в процессе общественного воспроизводства. Понятия «функция» и
«роль» рынка тесно связаны между собой. Функция и роль - это как бы
ступени познания одного и того же объективного процесса. Функция
непосредственно выражает сущность явления и определяет роль катего-
рии, которая ее осуществляет.
Роль рынка в общественном производстве сводится к следую-
щему:
- выдавать сигнал производству, что, в каком объеме и какой
структуре следует производить с помощью обратных первичных связей;
- уравновешивать спрос и предложение, обеспечивать сбалансированность экономики;
- дифференцировать товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного
спроса;
- «санитарная» роль рынка сводится к вымыванию неконкуренто-
способных предприятий и свертыванию устаревших производств.
Такова сущность рынка как политэкономической категории. Но
проблема рынка гораздо сложнее.

Рынок - это не только общеэкономи- ческая категория, присущая в той или иной степени всем этапам развития цивилизации, но это одновременно сложное социально-
философское понятие. Оно вовсе не ограничивается экономической
сферой. Как результат естественно-исторического развития человече-
ского общества рынок включает обязательно исторические, националь-
ные, культурные, религиозные, психологические особенности развития
народов, вобравших в себя все богатства многовековых традиций со-
вместного устройства культурной и экономической жизни. Это опреде-
ляет особенности современного рынка и рыночной системы в различ-
ных странах. Рынок имел место во всех цивилизациях, но его роль в них
значительно различается. И то, что рыночные отношения и сегодня да-
леки от совершенства, свидетельствует о том, что в природе совершен-
ство вообще недостижимо.
Основной характеристикой конъюнктуры рынка является степень сбалансированности спроса и предложения.Она проявляется в
поведении цен, скорости оборачиваемости товаров. Эта оценка позволя-
ет определять тип конъюнктуры. Различают благоприятный или небла-
гоприятный типы конъюнктуры.
При благоприятной конъюнктуре
достигается сбалансированность спроса и предложения, цены удерживаются на стабильном уровне.
При
неблагоприятной конъюнктуре спрос отстает от предложения, что приводит к росту товарных запасов, замедлению оборачиваемости товаров, наблюдаются затруднения в сбыте товаров.
При изучении конъюнктуры рынка ведутся систематические наблюдения за всеми экономическими показателями, изменение которых
показывает сдвиги в соотношении спроса и предложения, а также позволяет анализировать причины этих изменений. После переработки
информации составляется аналитический документ, который называется
конъюнктурным обзором.

Спрос и предложение, их факторы и эластичность либо неэластичность являются основными категориями экономического анализа
функционирования рыночного механизма.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 397; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.107.241 (0.006 с.)