Производство и воспроизводство материальных благ. Экономический рост и его типы. Производственные возможности.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Производство и воспроизводство материальных благ. Экономический рост и его типы. Производственные возможности.



Рыночным производством называется такое производство, при котором блага производятся для реализации на рынке по рыночным ценам (сложившимся на основании спроса и предложения). Такие блага становятся экономичеcкими.

Основной целью рыночного производства выступает получение прибыли производителем.

Производством называется деятельность, которая направлена на преобразование факторов производства для получения товаров и услуг, которые необходимы для экономических субъектов.

Различают такие основные виды производства:

Материальное производство, которое связано с созданием материальных благ и услуг (промышленность, строительство, сельское хозяйство);

Нематериальное производство, которое связано с оказанием нематериальных услуг (образование, здравоохранение).

В производственном процессе применяются самые различные факторы производства:

· Природные ресурсы;

· Трудовые ресурсы;

· Инвестиционные ресурсы;

· Предпринимательский талант.

Технологией производства называется способ соединения экономических ресурсов для производства определенного объема (экономических благ) товаров и услуг.

Эффективность производства, таким образом, тесным образом связана с критерием выбора той или иной технологии является.

В наиболее общем виде принято различать экономическую и технологическую эффективность производства.

Экономическая эффективность иллюстрирует зависимость между расходами фирмы на факторы производства и ее доходами в стоимостном выражении.

Технологическая эффективность подразумевает зависимость между используемыми ресурсами и конечной продукцией, только уже в натуральном выражении.

Под экономическим ростом, как правило, экономисты подразумевают всесторонний и многогранный процесс развития страны.

Непрерывный экономический рост, основанный на внедрении достижений научно-технического прогресса - характерная особенность современного мира. В макроэкономике, в связи с определенными сложностями измерения процесса экономического развития, очень часто анализируют лишь только экономический рост, однако это лишь один из множества показателей процесса экономического развития. Экономический рост выражается в качественном совершенствовании и количественном увеличении ВВП и его компонентов. На макроуровне основными показателями количественной динамики экономического роста можно считать:

· прирост объема ВВП;

· темпы роста ВВП на душу населения;

· темпы роста производства ключевых отраслей экономики.

В современной экономической теории различают два основных типа экономического роста.

Экстенсивный рост - осуществляется исключительно через количественное увеличение факторов производства (природные и трудовые ресурсы, капитал). Таким образом, при данном типе экономического роста, эффективность экономики, которая выражается, главным образом, в производительности труда, фондоотдаче и т. п. остается на былом уровне.

Второй тип экономического роста принято называть интенсивным. В данном случае ВВП увеличивается быстрее роста используемых факторов производства. Интенсивный тип роста осуществляется на базе новых знаний и развития предпринимательства. Новые современные знания дают возможность создавать гораздо более эффективные технологии использования остальных ресурсов, в то время, как предпринимательство позволяет активно внедрять данные инновации в жизнь.

Как отмечалось ранее, на основе экономических ресурсов выполняется производство экономических благ. В условиях ограниченности ресурсов приходится постоянно определять, какие именно блага наиболее эффективно было бы производить и какие для этого имеются производственные возможности.

Производственными возможностями называются возможности по производству благ. Они возникают как результат соединения предпринимателями производственных факторов или экономических ресурсов для осуществления производства экономических благ. Таким образом, производство - это, по сути, превращение экономических ресурсов в продукцию.

Необходимость непрерывного выбора того ресурсов и их пропорций для производства благ, наиболее ярко демонстрирует графическая модель, которую принято называть «границей производственных возможностей (кривая трансформации, кривая производственных возможностей)».

Представим гипотетически, к примеру, что страна производит лишь два товара - автомобили и самолеты. Если она сконцентрирует все свои производственные возможности на выпуске лишь одних автомобилей, то она сможет в течение 1 года выпустить их 10 млн. шт.

Если же, к примеру, понадобится произвести также 1 тыс. самолетов, то это будет являться возможным лишь в случае сокращения выпуска автомобилей до 9 млн. шт.

Для производства 2 тыс. самолетов будет необходимо сокращение выпуска автомобилей до 7 млн. шт., в то время, как для производства 3 тыс. самолетов - уже до 4 млн. шт. Для производства 4 тыс. самолетов стране уже придется вообще отказаться от выпуска автомобилей

 

15. Цена и объем производства в условиях чистой монополии.

Для монополии, так же как и для совершенно конкурентной фирмы, основной целью ее длительности является максимизация прибыли. Однако перед монополистом всегда встает специфическая задача, не возникающая у совершенного конкурента: выбор уровня цены, который необходимо не только назначить, но и подольше удержать. Поэтому так важно, во-первых, определить объем производства, а также сознательное его ограничение, поскольку с ростом продаж снижается цена; во-вторых, разработать и реализовать стратегию ценообразования.

На рис.4.5 изображена модель чистой монополии, на котором видно, что положение равновесия фирмы определяется точкой К(точка пересечения МС и MR). Проведя вертикаль от точки К до кривой спроса D, определим цену 1), которая установится на уровне К1. Затененный прямоугольник показывает величину монопольной прибыли.

Точка пересечения линий MR и МС, определяющая комбинацию монопольной цены (Р1) и монопольного объема производства (Q1) называется точкой Курно. Антуан Курно, французский математик и экономист, в книге «Исследование математических принципов теории богатства» предложил первую в истории науки (1838 г.) модель максимизации прибыли монополистом.

В условиях совершенной конкуренции фирма расширяет свое производство без снижения продажной цены вплоть до момента равенства МС и MR. Монополист руководствуется тем же правилом – сопоставляет дополнительные затраты и дополнительный доход, принимая решения о расширении, сокращении или приостановке производства, т.е. сравнивает в различных условиях МС и MR. Он расширяет производство до того момента, когда МС = MR, но объем продаж при этом будет меньшим, чем он был бы при совершенной конкуренции (Q2 > Q1). Именно в точке К2 при совершенной конкуренции происходит совпадение предельных издержек (МС), минимального значения средних издержек (АС) и уровня цены 2). Итак, если бы продажная цена Р2 установилась на уровне точки К2, то не было бы и монопольной прибыли.

Установление монополистом цены на уровне точки К2 было бы, очевидно, альтруизмом. В этой точке МС = АС =Р, но при этом MR < МС. Рационально функционирующая фирма не сочтет нормальным такое положение, когда расширение производства во имя «общественных» интересов будет сопровождаться для нее большими дополнительными затратами, чем дополнительным доходом.

Монополист является «ценоискателем» и для реализации своей целевой функции надо выбрать оптимальный уровень цен. Такой ценой и будет монопольная цена Р1, соответствующая цене спроса при данном объеме продаж (Q1), и она больше предельного дохода и предельных издержек (Р > MR = MC). Это такая цена, которая обеспечивает монополисту сверхприбыль. Получение этой сверхприбыли (монопольной прибыли) – привилегия монополиста, но стабильна она до тех пор, пока: во-первых, ему удается ограничить вход в отрасль; во-вторых, существенно не изменится спрос (если спрос уменьшится, прибыль монопольная также упадет).

 

Монопсония– это один покупатель, действующий на рынке. Предельные издержки приобретения монопсониста – это дополнительные затраты при покупке дополнительной единицы блага, и если цена неизменна, то она совпадает с издержками (МС = Р). Совершая покупки, покупатель руководствуется закономерностями динамики предельной полезности (MU) и условиями равновесия (MR = MC). Следовательно, прирост дохода для покупателя (MR) – это прирост полезности (MU), а кривая спроса (D) – это кривая полезности (MU), или кривая предельного дохода (MR) для монопсониста.

Так как монопсонист имеет перед собой весь рынок, за его «благосклонность» конкурируют между собой производители всей отрасли, и он имеет возможность диктовать цены, устанавливая их более низкими, чем в условиях совершенной конкуренции. В этом случае он выступает «ценоискателем», и рыночная цена будет отражать динамику средних издержек (АС) всей отрасли. Кривая предложения для моносониста (S) – это кривая средних издержек отрасли в целом (АС).

Цена предложения в отрасли, «захваченной» монопсонистом, может быть понижающейся и повышающейся. Следовательно, предельные издержки покупки могут быть (поскольк у МС отражает динамику кривой АС) также понижающимися и повышающимися.

Предположим, что монопсонист, имея дело с растущей ценой предложения, столкнется и с растущими предельными издержками приобретения блага. Кривая МС окажется выше кривой предложения АС (рис.4.6). Пересечение уже известных кривых объясняется следующим образом:

АС – кривая среднеотраслевых издержек, а с точки зрения монопсонии – это кривая предложения благ;

МС – кривая предельных издержек в отрасли и для монопсониста – это кривая предельных издержек приобретения блага;

D – кривая спроса, а для монопсониста – это кривая предельной полезности или предельного дохода (MR или MU).

В точке К пересекаются кривая МС и кривая D, т.е. здесь находится равновесие монопсонии (МС = MR). На кривой АС находим точку К1, которая определит цену приобретения монопсониста Р1, и она окажется ниже цены Р0, которая была бы в условиях совершенной конкуренции. Монопсонист приобретает благ в количестве Q1, что меньше Q0 в условиях совершенной конкуренции. Важно уяснить, что объем покупок монопсонист определяет, сопоставляя свои предельные издержки и предельный доход, и находит точку их пересечения (К).

Анализ рынка несовершенной конкуренции со стороны покупателя-монопсониста приводит к аналогичным выводам относительно изменения рыночных цен от состояния равновесия в условиях совершенной конкуренции. Различия заключаются в том, что монополист устанавливает свою цену выше уровня условий совершенной конкуренции, а монопсонистниже того уровня, который был бы при совершенной конкуренции. При монополии все возможные точки цены продажи находятся на кривой спроса D, а при монопсонии все точки цены приобретения – на кривой предложения АС.

Рассмотрим особенности модели чистой монополии с точки зрения общества, которое заинтересовано в большем объеме производства и меньшими издержками на единицу продукции. Так, при увеличении выпуска продукции с Q1 до Q2 (рис. 4.5) средние издержки уменьшились бы, но тогда для реализации дополнительной продукции пришлось бы либо снизить цену, либо увеличить издержки по стимулированию продаж (реклама, сервисные услуги, послепродажное обслуживание и т.п.). Этот путь не подходит монополисту: он не желает «испортить» рынок свой снижением цены. Для максимизации прибыли фирма формирует определенный дефицит, который и обусловливает цену, превышающую предельные издержки. Дефицит означает ограничение (меньший объем предложения) в условиях несовершенной конкуренции по сравнению с тем объемом, который был бы у нас в условиях совершенной конкуренции, что в процесс производства вовлекается меньше факторов производства. Следовательно, общество понесет потери от неполного использования ресурсов. Такие потери принято называть потерями «мертвого груза», иллюстрируемые на рис.4.5 треугольником КК1К2.

Если рыночные условия неблагоприятны, то монополия, так же как и совершенный конкурент, может оказаться не в состоянии получать прибыль в пределах краткосрочного временного интервала. На графике кривая спроса D (рис.4.7) находится ниже кривой средних совокупных издержек АС. Лучшее, что остается в такой ситуации фирме-монополисту, – это минимизировать убытки (на графике прямоугольник Р2Р1ВВ1). Для этого производство должно ограничиваться объемом продаж, соответствующим точке пересечения кривых предельных издержек и предельного дохода. Если кривая спроса сдвинется вниз еще дальше, в результате чего фирма не может из-за падения цены компенсировать даже средние переменные издержки (AVC), то единственным вариантом краткосрочной стратегии минимизации убытков будет закрытие фирмы.

Таким образом, главный вывод из анализа модели чистой конкуренции состоит в том, что монопольная прибыль трактуется как излишек над нормальной прибылью и проявляется как результат нарушения условий совершенной конкуренции, как проявление монопольного фактора на рынке, нарушающего соответствия интересов производителей и потребителей. Поскольку монополия обусловливает перераспределение богатства в свою пользу таким образом, что происходит снижение общественного благосостояния, поэтому необходимы антимонопольные законы, вводимые государством.

В долгосрочном периоде любая монополия становится открытой по сути, поэтому в длительном временном интервале действует тенденция к исчезновении монопольной прибыли по мере внедрения в отрасль новых производителей, изменения технологий производства. В долгосрочной перспективе единственная стратегическая задача чистого монополиста – максимизация прибыли. Он станет расширять свое производство до тех пор, пока объем продаж не обеспечит равенство долгосрочного предельного дохода и долгосрочных предельных издержек (LMR = LMC).

Фирма-монополист исходит из того, что в долгосрочном периоде:

1. Необходимо признавать наличие эластичности спроса по цене. Поэтому важно учитывать поведение потребителей и приходится иметь дело с убывающей кривой спроса. Невозможно одновременно и установить высокую цену и обеспечить максимальный объем продаж по высокой цене. Цена, максимизирующая долгосрочную прибыль будет ниже, чем цена, максимизирующая краткосрочную прибыль.

2. Рынок благ в меньшей степени защищен от конкурентов. Чистый монополист вынужден считаться с наличием «потенциальных конкурентов», которые реально могут появиться в отрасли, привлеченные высокой нормой прибыли.

Поэтому в долгосрочной перспективе основная ставка делается на снижение издержек и увеличение выпуска продукции.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.10.166 (0.009 с.)