В части предложений по созданию саморегулируемых организаций в иных сферах экономической деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В части предложений по созданию саморегулируемых организаций в иных сферах экономической деятельности



1. Обеспечить разработку и принятие федеральных законов, направленных на введение института саморегулирования в следующих отраслях экономической деятельности:

– актуарная деятельность;

– деятельность управляющих недвижимостью;

– деятельность патентных поверенных;

– деятельность кадастровых инженеров.


8. Проект плана мероприятий по переходу от государственного контроля (надзора) к механизмам саморегулирования в отдельных сферах экономической деятельности

№ п/п Мероприятие Ответственные исполнители Срок исполнения
1. Разработка проекта федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» в части: – установления закрытого перечня особенностей, регламентируемых иными федеральными законами; – установления требований к стандартам и правилам, разрабатываемым саморегулируемыми организациями; – уточнения требований к механизмам обеспечения имущественной ответственности субъектов профессиональной и предпринимательской деятельности – членов саморегулируемых организаций; – уточнения требований к осуществлению контроля саморегулируемыми организациями за деятельностью своих членами; – уточнения требований к осуществлению государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций; – установления требований к использованию саморегулируемыми организациями механизмов работы с жалобами и досудебного урегулирования споров; – уточнения и унификации требований к информационной открытости саморегулируемых организаций; – уточнения и унификации прав и обязанностей национальных объединений саморегулируемых организаций.   Минэкономразвития России заинтересованные федеральные органы исполнительной власти     1 марта 2011 г.
2. Разработка проекта федерального закона о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части уточнения субъектного состава лиц, подлежащих административным наказаниям за совершение административных правонарушений, а также санкций за их нарушения (в части установления административной ответственности субъектов профессиональной и предпринимательской деятельности, а также лиц, входящих в состав органов управления саморегулируемых организаций).   Минэкономразвития России заинтересованные федеральные органы исполнительной власти     1 февраля 2011 г.
3. Разработка проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с принятием новой редакции Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», в том числе: – определение спектра особенностей, регулируемых иными федеральными законами; – установление переходных периодов для целей приведения отдельных отраслевых законов в соответствие новой редакции закона Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».   Минэкономразвития России заинтересованные федеральные органы исполнительной власти     1 апреля 2011 г.
4. Организация и проведение мониторинга деятельности саморегулируемых организаций. Минэкономразвития России   1 ноября 2011 г.

 


[1] В сравнении с ситуацией прямого государственного контроля за субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности.

[2] Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».

[3] По данным, размещенным в открытом доступе в сети Интернет на сайтах уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.

[4] В соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг».

[5] Подробнее см. раздел 3.1. настоящего доклада.

[6] Например, возможности доступа членов саморегулируемой организации к уникальным информационным ресурсам.

[7] В развитых государствах стала обычной практика принятия компаниями дополнительных обязательств в одностороннем порядке, что подразумевает ограничение возможностей поведения компании по отношению к потребителям. Основным мотивирующим фактором для соблюдения установленных требований в данном случае является именно деловая репутация компании и повышение доверия со стороны клиентов компании.

[8] Данные опросов российских предприятий показывают, что в целом масштабы участия бизнеса в различных объединениях достаточно высоки. Так, по данным опроса ГУ-ВШЭ за 2009 г. (опрошено 957 фирм обрабатывающей промышленности в 49 регионах страны), 38.5% респондентов являлись членами различных бизнес-объединений. При этом половина из тех, кто входил в бизнес-объединения, придерживались мнения, что такое участие приносит пользу. Чаще в деятельности бизнес-ассоциаций участвуют активные, развивающиеся компании, осуществляющие масштабные инвестиции и склонные к инновациям. Таким образом, возникает вопрос не столько о стимулах к объединению бизнеса в целом, сколько к объединению именно в форме саморегулируемой организации.

[9] Сама логика существующей системы стандартизации вполне позволяет заинтересованным фирмам участвовать в этом процессе и вне СРО. Как показывают более ранние опросы ГУ-ВШЭ (2005 г.), для значительного числа (около 20%) респондентов – участников бизнес-объединений достаточно важным фактором при принятии решения о вступлении в ту или иную ассоциацию является возможность участия в разработке правил ведения бизнеса и отраслевых стандартов.

[10] Указанное обстоятельство также является, наряду с описанными выше отсутствием репутационных и сигнальных механизмов, высокой инерционностью общественного сознания, и отсутствием необходимого уровня доверия потребителей к субъектам предпринимательской деятельности, одним из ключевых сдерживающих факторов развития саморегулирования в целом.

[11] См. далее настоящий раздел, а также раздел 2.6. настоящего доклада.

[12] По данным Всероссийского союза страховщиков, включающим статистику по страховым организациям, являющимися членами Союза.

[13] По данным Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

[14] Например, некоммерческое партнерство «Тихоокеанская саморегулируемая организация арбитражных управляющих», некоммерческое партнерство «Саморегулируемая организация арбитражных управляющих «Северная столица», некоммерческое партнерство «Саморегулируемая организация арбитражных управляющих субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» и другие.

[15] Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 10 августа 2009 по делу № А27-6661/2009, решение Арбитражного суда Кемеровской области от 16 октября 2009 по делу № А27-14686/2009.

[16] Решение Арбитражного суда Вологодской области от 14 августа 2008 по делу № А13-575/2008.

[17] В том числе, рассмотрев возможность инвестирования средств компенсационных фондов в товарные активы, главным образом, в драгоценные металлы.

[18] Doing business 2011. Making a difference for entrepreneurs. http://www.doingbusiness.org/reports/doing-business/doing-business-2011

[19] Далее в настоящем разделе приводится информация и делается ссылка на анкетирование, проведенное Минэкономразвития России среди СРО аудиторов,

[20] Включая индивидуальных предпринимателей.

[21] Подробнее см. раздел 2.4. настоящего доклада.

[22] По данным отчета Минфина о результатах Контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов за 2009 г.

[23] Первая СРО оценщиков – Некоммерческое партнерство «Сообщество специалистов-оценщиков «СМАОс» (НП СМАОс) зарегистрирована в качестве саморегулируемой организации 28 июня 2007 года.

[24] Включено в единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков 15 марта 2010 г. за № 0010

[25] По всей видимости, что речь идет о добровольном договоре страхования. Опубликовано в журнале «Оценочная деятельность» за сентябрь 2010 года.

[26] Под строительным комплексом в настоящем докладе понимается совокупность сфер инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства.

[27] При условии установления саморегулируемой организацией требований по страхованию ее членами гражданской ответственности и непревышении плановых объемов работ ограничения в 5 млн. рублей.

[28] На аналогичных условиях, за исключением повышения лимита стоимости работ до 10 млн. рублей.

[29] За исключением Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также Федерального закона от 27 июля 2010 г.
№ 190-ФЗ «О теплоснабжении», создаваемые в соответствии с которым саморегулируемые организации не рассматриваются в рамках настоящего доклада ввиду полного отсутствия наработанной в сфере теплоснабжения практики саморегулирования.

[30] Пункт 3 части 12 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации

[31] Приказ Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства»

[32] Как было отмечено выше, в настоящее время законодательством предусматривается только повышение размера взносов в компенсационный фонд для лиц, осуществляющих организацию работ в области проектирования или строительства.

[33] Установленная последовательность возмещения ущерба выглядит следующим образом: покрытие за счет взыскания страховой суммы по индивидуальному договору страхования в случае установления факта страхового случая – далее средств виновника причинения вреда – далее средств компенсационного фонда – далее средств государства (в случаях некомпетентно проведенной государственной экспертизы проектной документации).

[34] Хотя бы потому, что стоимость работ по строительству и подготовке проектной документации в различных регионах страны может различаться на порядок.

[35] Вместе с тем, по информации Ростехнадзора, вопросы, содержащиеся в большинстве поступающих обращений и жалоб (по состоянию на сентябрь 2010 г. таковых поступило 38), относятся в соответствии с действующим законодательством к исключительной компетенции саморегулируемых организаций.

[36] По факту членство в национальном объединении для СРО также является «платным» ввиду необходимости осуществления соответствующих членских взносов. В настоящее время указанные взносы зависят от численности членов саморегулируемой организации, за каждого члена приходится вносить 3-5 тысяч рублей ежемесячно. Указанный подход также нуждается в дополнительном рассмотрении с точки зрения обоснованности действующих требований.

[37] Часть 9 статьи 55.55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

[38] Условно.

[39] Название в новой редакции: «Минимально необходимые требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность особо опасных и технически сложных объектов».

[40] При этом следует иметь в виду, что негосударственные пенсионные фонды не имеют единого регулятора. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 04.11.2003 № 669 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственное регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, надзор и контроль за указанной деятельностью», государственное регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию в части правоотношений между негосударственным пенсионным фондом и участниками негосударственного пенсионного фонда, застрахованными лицами и их правопреемниками, а также в части правоотношений, субъектом которых является Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляет Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. При этом функции разделены между Минздравсоцразвития России и ФСФР России.

[41] Речь идет именно о количестве выданных лицензий, а не о числе работающих на рынке ценных бумаг организаций. Дело в том, что большинство профессиональных участников рынка ценных бумаг – посредников имеют три-четыре лицензии (брокерскую, дилерскую, депозитарную и по управлению ценными бумагами).

[42] В настоящее время лейбористским правительством Великобритании обсуждается возврат к модели государственного регулятора на базе Банка Англии. В этом случае будет восстановлена независимая СРО с обязательным членством

[43] Вместе с тем, также необходимо отметить, что Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» не устанавливает требований по обязательному страхованию профессиональной ответственности аудиторских организаций, являющихся членами СРО, чем, по всей видимости, и обуславливается применение принципа «солидарности».

[44] Например, в строительном комплексе в случае установления факта некомпетентно проведенной государственной экспертизы проектной документации.

[45] Указанная последовательность по вполне понятным причинам различается для физических и юридических лиц. Так, например, в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», цепочка выглядит следующим образом: средства страхования ответственности – средства компенсационного фонда – имущество физического лица.

[46] Указанная проблема характерна для целого ряда отраслей, в которых в настоящее время членство в саморегулируемых организациях является обязательным условием доступа на соответствующий рынок. Так, в строительной отрасли задача разработки стандартов на уровне СРО оказалась попросту непосильной, в связи с чем в настоящее время рассматривается вопрос о передаче соответствующих функций на уровень национальных объединений СРО. В иных отраслях разработка стандартов либо уже ведется на уровне национальных объединений, однако к настоящему моменту не завершена, либо указанные документы утверждаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, а стимулы и основания для разработки собственных «корпоративных» стандартов отсутствуют.

[47] В первую очередь, в тех секторах, где размер членских взносов в компенсационный фонд СРО существенно выше, нежели установленный Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».

[48] Следует отметить, что в данном случае одновременно возникает и риск картелизации СРО, т.е., реализации того варианта, при котором к членству в СРО будут допускать только «своих» в узком смысле этого слова, т.е., не компании, соответствующие определенным установленным требованиям, являющимся прозрачными и понятными для всех участников рынка и, соответственно, обеспечивающим равные возможности, а компании, в которых по тем или иным субъективным основаниям уверены представители аппарата СРО.

[49] Например, в случае проведения оценки для целей осуществления особо крупных сделок.

[50] При условии функционирования в отрасли более 400 саморегулируемых организаций.

[51] Подробнее см. разделы 6-7 настоящего доклада.

[52] В рамках проведения мониторинга деятельности саморегулируемых организаций зафиксированы лишь единичные факты выплат из компенсационных фондов саморегулируемых организаций в отдельных отраслях.

[53] Отдельные особенности в рамках Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» могут быть также предусмотрены для саморегулируемых организаций добровольной сферы, в которой в настоящее время наблюдается очевидная недостаточность стимулов к объединению профессионалов и предпринимателей в форме саморегулируемой организации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.120 (0.02 с.)