Механизмы обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемых организаций аудиторов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Механизмы обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемых организаций аудиторов



Законом о саморегулируемых организациях предусмотрено право СРО применять один из следующих способов обеспечения имущественной ответственности членов СРО перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами:

– создание системы личного и (или) коллективного страхования;

– формирование компенсационного фонда.

В свою очередь, Законом об аудиторской деятельности в качестве механизма обеспечения имущественной ответственности членов СРО аудиторов предусмотрено только формирование компенсационного фонда. При этом формирование компенсационного фонда (компенсационных фондов) СРО аудиторов и размещение средств такого фонда (таких фондов) осуществляются в порядке, установленном Законом о саморегулируемых организациях.

Следует отметить, что с учетом размеров взносов физических и юридических лиц в компенсационный фонд СРО аудиторов, составляющих 3 и 5 тыс. рублей соответственно, незначительный общий объем указанного фонда не может в полной мере обеспечить все возможные риски, возникающие при проведении аудита.

Кроме того, в настоящее время в соответствии с законодательством об аудиторской деятельности для целей обеспечения имущественной ответственности СРО применяется механизм солидарной ответственности, что в условиях незначительных объемов компенсационных фондов существенно осложняет вопрос управления компенсационным фондом и возмещения ущерба, поскольку заявитель может напрямую и нелимитировано претендовать на средства компенсационного фонда, что, во-первых, может вести к регулярному истощению компенсационных фондов и необходимости их пополнения, в первую очередь, за счет средств добросовестных участников рынка, а, во-вторых, так до конца и не решает вопрос достаточного покрытия возникающих в связи с осуществлением аудиторской деятельности рисков.

В связи с изложенным, представляется целесообразным наряду с обязательным требованием о создании компенсационного фонда, рассмотреть возможность введения механизма страхования профессиональной ответственности с целью обеспечения индивидуальной и коллегиальной ответственности в сфере аудиторской деятельности, например, по аналогии сдействующим законодательством об оценочной деятельности[21].

Кроме того, представляется целесообразным определить в Законе об аудиторской деятельности порядок формирования и размещения средств компенсационного фонда, его минимальный размер, размер взносов членов СРО аудиторов в компенсационный фонд.

По состоянию на сентябрь 2010 г. величина компенсационного фонда по СРО аудиторам составляла:

– НП АПР - 25 642 000 рублей;

– НП ИПАР - 8 655 000 рублей;

– НП МоАП - 20 490 000 рублей;

– НП «Гильдия аудиторов ИПБР» - 16 018 000 рублей;

– НП «РКА» - 16 018 000 рублей;

– НП ААС - 10 098 862 рублей.

Таким образом, средняя величина компенсационного фонда СРО аудиторов равна 13 483 977 руб., что, очевидно, является недостаточной для целей применения в сфере аудиторской деятельности механизмов солидарной ответственности суммой. При этом суммы указанного объема представляют незначительный интерес для управляющих компаний, в связи с чем на сегодняшний день компенсационные фонды СРО аудиторов являют собой фактически «мертвую» денежную массу.

НП «АПР», помимо формирования компенсационного фонда, предъявляет к своим членам требование об обязательном страховании профессиональной ответственности. У остальных организаций в качестве механизма обеспечения ответственности предусмотрено только формирование компенсационного фонда. Выплаты из компенсационных фондов СРО аудиторов до настоящего времени не производились.

Контроль

Государственный контроль (надзор) за деятельностью СРО аудиторов осуществляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аудиторской деятельности.

В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г. № 185 федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в области аудиторской деятельности, является Минфин России.

Государственный контроль (надзор) за деятельностью СРО аудиторов осуществляется Минфином России путем проведения плановых и внеплановых проверок.

Согласно Закону об аудиторской деятельности плановые проверки СРО оценщиков проводятся не чаще одного раза в два года. Порядок назначения и осуществления проверки СРО аудиторов, программа проверки, план проверок, а также порядок оформления ее результатов устанавливаются Минфином России. Следует отметить, что до настоящего момента указанные документы не утверждены.

В отличие от Закона об оценочной деятельности Закон об аудиторской деятельности предусматривает право руководителя проверяемой СРО аудиторов обжаловать действия (бездействие) должностных лиц, осуществляющих проверку, руководителю Минфина России.

Основанием для осуществления внеплановой проверки СРО аудиторов может являться поданная в Минфин России жалоба на действия (бездействие) саморегулируемой организации аудиторов, нарушающие требования законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, которые регулируют аудиторскую деятельность. Указанная жалоба может быть подана в Минфин России аудиторской организацией, аудитором, а также федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Центральным банком Российской Федерации, другими СРО аудиторов, общественными объединениями, иными лицами в случаях, предусмотренных другими федеральными законами. Иные основания для осуществления внеплановой проверки Минфином России СРО аудиторов устанавливаются законодательством Российской Федерации.

На сегодняшний день, по информации Минфина России, внеплановые проверки СРО аудиторов не проводились.

В свою очередь, следует отметить, что сосредоточение у одного федерального органа исполнительной власти функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аудиторской деятельности и функций по осуществлению государственного контроля (надзора) за деятельностью СРО аудиторов противоречит основным принципам введения института саморегулирования.

В связи с чем, а также учитывая, что функции по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, возложены на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (Росфиннадзор), представляется необходимым рассмотреть вопрос о передаче функций по осуществлению государственного контроля (надзора) за деятельностью СРО аудиторов Росфиннадзору.

Осуществление СРО аудиторов контроля (надзора) за осуществлением своими членами аудиторской деятельности

Согласно статье 10 Закона об аудиторской деятельности СРО аудиторов в отношении своих членов осуществляют внешний контроль качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов.

Предметом внешнего контроля качества работы является соблюдение аудиторской организацией, индивидуальным аудитором требований Закона об аудиторской деятельности, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов.

Кроме того, внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций осуществляют как саморегулируемые организации аудиторов, так и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в соответствии с Положением о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. № 278, является Росфиннадзор.

В соответствии со статьей 20 Закона об аудиторской деятельности в отношении члена саморегулируемой организации аудиторов, допустившего нарушение требований Закона об аудиторской деятельности, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов, СРО аудиторов может применить меры дисциплинарного воздействия: предписание об устранении нарушений, предупреждение, наложение штрафа, решение о приостановлении членства в СРО или исключении.

Дополнительно следует отметить, что до принятия Закона № 307-ФЗ, предусматривающего переход рынка аудиторских услуг от лицензирования к механизмам саморегулирования, аудиторская деятельность регламентировалась Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон № 119-ФЗ), которым предусматривалось осуществление контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Так, ранее на аудиторские организации и индивидуальных предпринимателей возлагалась обязанность по установлению и соблюдению правил внутреннего контроля качества проводимых ими аудиторских проверок. Требования, предъявляемые к таким правилам, регламентировались федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

Система проверки качества работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций внешними проверяющими устанавливалась Минфином России, который мог проводить такие проверки как своими силами, так и делегировать право проведения таких проверок аккредитованным профессиональным аудиторским объединениям в отношении участников этих объединений.

Уклонение от проведения внешней проверки качества работы или непредставление проверяющим всей необходимой для проверки документации или иной требуемой информации могло послужить основанием для аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности аудиторской организации или индивидуальным аудитором.

Так, в 2009 г. в рамках системы внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов проведено 611 проверок. По экспертным оценкам, проверками были охвачены порядка 13% всех аудиторских организаций, которые фактически вели аудиторскую деятельность в Российской Федерации.

Количество внешних проверок качества работы аудиторских организаций, проведенных профессиональными объединениями аудиторов и аудиторских организаций, приведено в следующей таблице:

Таблица № 2. Число внешних проверок качества работы аудиторских организаций.

Профессиональное объединение аудиторов и аудиторских организаций Количество проведенных проверок Доля аудиторских организаций - членов профессиональных объединений, в которых проведены проверки, %
2008 г. 2009 г. 2008 г. 2009 г.
АПР        
ИПАР        
МоАП        
ИПБР        
РКА        

 

По сравнению с 2008 г. количество проведенных в 2009 г. внешних проверок качества работы аудиторских организаций сократилось на 8%. Уменьшение количества проведенных проверок имело место во всех профессиональных объединениях аудиторов и аудиторских организаций, за исключением АПР.

Как и ранее, абсолютное большинство внешних проверок качества в 2009 г. проведено в малых аудиторских организациях. Лишь 9% проверенных аудиторских организаций проводили аудит финансовой (бухгалтерской) отчетности общественно значимых организаций (кредитных и страховых организаций, организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованном финансовом рынке, др.). Проверками были охвачены аудиторские организации, осуществляющие деятельность во всех федеральных округах.

Из общего количества внешних проверок качества работы 99% являлись плановыми, 1% - проведены по поручениям Минфина России и на основании поступивших в профессиональные объединения аудиторов и аудиторских организаций жалоб.

В 2009 г. профессиональными объединениями аудиторов и аудиторских организаций (за исключением ИПБР) проведены 399 проверок соблюдения аудиторскими организациями требований Федерального закона
«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Эти проверки проводились в ходе внешнего контроля качества работы аудиторских организаций.

В 2009 г. профессиональными объединениями аудиторов и аудиторских организаций проведено 1395 проверок качества работы аудиторов. Количество внешних проверок качества работы аудиторов по профессиональным объединениям аудиторов и аудиторских организаций приведено в следующей таблице:

Таблица № 3. Число проверок качества работы аудиторов.

Профессиональное объединение аудиторов и аудиторских организаций Количество проведенных проверок Доля аудиторов - членов профессиональных объединений, в которых проведены проверки, %
АПР    
ИПАР    
МоАП    
ИПБР    
РКА    

 

По сравнению с 2008 г. количество проведенных в 2009 г. внешних проверок качества работы аудиторов увеличилось в 2,5 раза. Увеличение количества проведенных проверок имело место во всех профессиональных объединениях аудиторов и аудиторских организаций, за исключением РКА.

Расходы профессиональных объединений аудиторов и аудиторских организаций на осуществление внешнего контроля качества за 2009 г. составили 8,2 млн. руб. или 10,7% общих расходов этих организаций. По сравнению с 2008 г. совокупные расходы на осуществление внешнего контроля качества увеличились на 83%, а их доля в общих расходах профессиональных объединений аудиторов и аудиторских организаций – на 8,4 процентных пункта. Увеличение расходов на осуществление внешнего контроля качества произошло во всех профессиональных объединениях аудиторов и аудиторских организаций, которые осуществляли такой контроль, за исключением ИПБР.

В проведении внешних проверок качества работы участвовали 662 контролеров качества профессиональных объединений аудиторов и аудиторских организаций, в том числе 10 штатных контролеров. В 2009 г. штатные контролеры качества имелись в АПР и МоАП. В 2009 г. 604 аудитора прошли обучение по программе повышения квалификации «Обучение контролеров качества аккредитованных при Минфине России профессиональных аудиторских объединений».

Основные параметры деятельности контролеров качества профессиональных объединений аудиторов и аудиторских организаций характеризуется следующими данными:

Таблица № 4. Ключевые характеристики контрольной деятельности в сфере аудиторской деятельности[22].

Профессиональные объединения аудиторов и аудиторских организаций Количество штатных и внештатных контролеров качества Количество всех проверок, приходящихся на одного контролера качества Количество аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, приходящихся на одного контролера качества
АПР   2,1 3,6
ИПАР   15,6 7,1
МоАП   3,8 6,3
ИПБР   1,9 13,7
РКА   4,6 4,3

 

Также, следует отметить, что за несоответствие требованиям Закона об аудиторской деятельности были применены меры дисциплинарного воздействия:

– в виде исключения из НП «АПР» – 28 аудиторских организаций и 10 аудиторов;

– в виде приостановления членства в НП «АПР» – 11 аудиторских организаций;

– в виде предписаний по основным видам нарушений - 4 - НП «ИПАР»;

– вынесенных предупреждений 4 – НП «ИПАР»;

– в виде приостановления деятельность 32 организаций – МоАП.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.76.43 (0.017 с.)