Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Модель саморегулирования в отрасли
Как было отмечено выше, в отличие от заложенной Федеральным законом Уже сам по себе подход вызывает целый ряд вопросов, поскольку в соответствии с использованной нормативно-правовой моделью предприниматель (организация) принуждается к вступлению в саморегулируемую организации и, соответственно, к уплате целого ряда обязательных платежей, однако, осуществление указанных действий само по себе еще ничего предпринимателю не гарантирует. Более того, для целей выдачи свидетельств о допуске на определенные виды работ общим собранием членов должен быть утвержден перечень таких видов работ, т.е., на практике может складываться ситуация, в которой виды работ, представляющие интерес для одного из членов саморегулируемой организации, не будут поддержаны общим собранием членов и, соответственно, не будут включены в перечень видов работ, на которые данной СРО выдаются свидетельства о допуске. Т.е., индивидуальный предприниматель или организация, понеся существенные временные и материальные затраты, в итоге может так и не получить доступа к осуществлению предпринимательской деятельности. Это подтверждается, в том числе, и тем, что на сегодняшний день значительное число компаний в сфере строительства одновременно имеют допуски на различные виды работ, выданные разными СРО, увеличивая, тем самым, собственные затраты в несколько раз. Законодательство не ограничивает возможность вступления в более чем одну саморегулируемую организацию, вопрос дублирования вынесен уже на уровень выдачи свидетельства о допуске к определенному виду работ – иметь несколько выданных разными СРО свидетельств о допуске на один и тот же вид работ запрещается.
Указанный подход является прямым следствием выбранной для целей внедрения механизмов саморегулирования в строительном комплексе модели, допускающей объединение участников рынка в рамках саморегулируемых организаций не в соответствии с отраслевой принадлежностью, видами деятельности или специализацией, а без учета вообще каких-либо «профессиональных» признаков и разграничившей лишь сферы инженерных изысканий, проектирования и, собственно, строительства. Фактически, в рамках использованной модели была обеспечена возможность вхождения в состав СРО организаций, несопоставимых как по содержанию и числу видов выполняемых работ, так и, что вполне логично, по уровню риска, сопутствующего их реализации, т.е., был нарушен основной принцип создания саморегулируемых организаций, заложенный в рамках базовой модели саморегулирования. Как будет показано ниже, нарушение принципа «отраслевого» единства в рамках саморегулируемых организаций строительного комплекса привело к возникновению целого ряда трудноразрешимых проблем, затрагивающих практически все важнейшие сферы функционирования саморегулируемых организаций и ограничивающих возможности влияния института саморегулирования на повышение регулятивных и деловых процессов в сфере строительства. Стандарты и правила Согласно части 2 статьи 55.5. Градостроительного кодекса Российской Федерации саморегулируемая организация вправе разработать и утвердить стандарты саморегулируемых организаций – документы, устанавливающие в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании правила выполнения работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, требования к результатам указанных работ, системе контроля за выполнением указанных работ. Специальных требований к содержанию стандартов саморегулируемой организации в сфере строительства, за исключением описания ряда допустимых и недопустимых для включения в стандарты элементов, законом не предусмотрено. Кроме того, помимо отмеченных выше обязательных правил контроля, СРО также вправе разрабатывать и утверждать иные правила саморегулирования – документы, устанавливающие требования к предпринимательской деятельности членов саморегулируемых организаций, за исключением требований, установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
На практике установление требования по формуле «вправе» приводит к отсутствию действенных стимулов к разработке саморегулируемыми организациями собственных стандартов, разрабатываемые в инициативном порядке документы либо попросту воспроизводят положения (и недостатки) существующих нормативных документов, что случается сравнительно редко, либо, в большинстве случаев, носят формальный характер, например: – Стандарт «Порядок разработки, принятия, внесения изменений и отмены стандартов»; – Стандарт «Общие требования к выполнению работ». Как правило, подобные документы невелики по объему (3-4 стр.), содержат достаточно расплывчатые требования, большинство из которых является прямым следствием законодательства, но никак не уточняют его, и относительно слабо связаны с предметом стандартизации строительной отрасли в целом и, тем более, спецификой отдельных предметных областей или видов работ. Таким образом, система саморегулирования в строительной отрасли в настоящее время функционирует в условиях фактического отсутствия разработанных саморегулируемыми организациями стандартов, регулирующих вопросы качества и безопасности осуществляемых предприятиями отрасли работ, т.е., не достигается одна из первоочередных целей введения саморегулирования. Вместе с тем, необходимо отметить, что в настоящее время на уровне Национальных объединений саморегулируемых организаций в сфере строительства, проектирования и инженерных изысканий ведется активная работа по модернизации существующих нормативных документов, в том числе, по актуализации устаревших СНиП, создаются специализированные комиссии по ценообразованию, разрабатывающие новые сметы и нормативы на строительство и разработку проектной документации. Так, в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря – СНиП 12-01-2004 «Организация строительства»; – СНиП II-26-76 «Кровли»; – СНиП II-97-76 «Генеральные планы сельскохозяйственных предприятий»; – СНиП II-7-81* «Строительство в сейсмических районах. Нормы проектирования»; – СНиП II-23-81* «Стальные конструкции»; – СНиП II-89-80* «Генеральные планы промышленных предприятий»; – СНиП 2.03.04-84 «Бетонные и железобетонные конструкции, предназначенные для работы в условиях воздействия повышенных и высоких температур»; – СНиП 2.05.03-84* «Мосты и трубы»; – СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные»; – СНиП 31-02-2001 «Дома жилые одноквартирные»; – СНиП 2.09.04-87* «Административные и бытовые здания»; – СНиП 31-03-2001 «Производственные здания»; – СНиП 31-04-2001 «Складские здания»; – СНиП 42-01-2002 «Газораспределительные системы».
Тем не менее, в рамках существующего правового поля нормативные документы, разрабатываемые национальными объединениями, могут носить не более чем рекомендательный характер. По мнению участников рынка, указанные тенденции имеют под собой достаточно веские основания: СРО в рамках реализованной в Градостроительном кодексе Российской Федерации модели создаются в виде многопрофильных организаций, членский состав которых серьезно различается между собой, соответственно, задачей каждой отдельной саморегулируемой организации в случае принятия на себя обязательства по разработке стандартов может являться разработка целого ряда (до нескольких десятков) таких документов, для чего не у каждой из них найдутся необходимые ресурсы. Кроме того, при разработке стандартов в рамках отдельных СРО возникает проблема их дальнейшей увязки, ввиду того, что фактически строительство в широком смысле включает в себя в качестве звеньев единого технологического процесса и работы по инженерным изысканиям, и проектирование и строительно-монтажные работы. Тем самым, задача разработки отраслевых стандартов в сфере строительства, проектирования и инженерных изысканий фактически переадресована на более высокий, в сравнении с плоскостью отдельных СРО, уровень Национальных объединений саморегулируемых организаций. Указанный подход представляется вполне допустимым и обеспечивает сравнительно большие возможности консолидации усилий по модернизации существующей системы обязательных требований в строительстве. При этом представители строительной отрасли допускают возможность установления повышенных стандартов качества в рамках уже самих СРО, однако указывают на то, что такие стандарты могут быть скорее заимствованы у третьих организаций или доработаны в развитие федеральных стандартов. В целом, по мнению представителей СРО, принятие федеральных стандартов скорее должно осуществляться уполномоченным органом в сфере строительства, в том числе, согласно нормам действующего законодательства о техническом регулировании, однако при непосредственном участии и обязательном учете позиции Национальных объединений в части разработки стандартов. С учетом изложенного, представляется необходимым рассмотреть возможность законодательного закрепления за национальными объединениями саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, подготовки проектной документации и строительства функции по разработке отраслевых федеральных стандартов.
Таким образом, в сфере строительства может быть реализована двухуровневая система стандартов: – федеральные стандарты; – стандарты саморегулируемых организаций. В соответствии с предложенной моделью, разработка и утверждение федеральных стандартов осуществляется национальным объединением СРО в соответствии с программой разработки, утверждаемой по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Уполномоченный орган в той или иной форме «одобряет» федеральные стандарты. До принятия национальным объединением (советом) федеральных стандартов, а также в случае невыполнения программы разработки федеральных стандартов, уполномоченный орган вправе утвердить такие стандарты своим решением. При этом в отношении федеральных стандартов могут быть предусмотрены различные схемы из числа перечисленных ниже: – утверждение федеральных стандартов уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с привлечением к разработке национального объединения (совета) СРО; – делегирование полномочия по утверждению федеральных стандартов национальным объединением (советом) СРО, сопровождающееся установлением срока принятия федеральных стандартов, по истечении которого указанное полномочие может быть отозвано; – утверждение федеральных стандартов национальным объединением (советом) и одобрение федеральных стандартов уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Федеральные стандарты подлежат обязательной оценке регулирующего воздействия в установленном порядке. В сфере технического регулирования в результате применения федеральных стандартов на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований соответствующих технических регламентов. В свою очередь, саморегулируемые организации вправе принимать собственные стандарты, устанавливающие требования, условно относимые к «качеству», а также в добровольном порядке использовать инфраструктуру национальной системы аккредитации.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.161.165 (0.025 с.) |