Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Деятельность патентных поверенных
В настоящее время основным нормативно-правовым актом, регламентирующим деятельность патентных поверенных, является Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 316-ФЗ «О патентных поверенных» (далее – Закон о патентных поверенных, Закон), вступивший в силу с 1 апреля 2009 г. Закон о патентных поверенных сохранил преемственность в отношении ряда норм, установленных Положением о патентных поверенных, утвержденным Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 122 и действовавшим до вступления в силу нового закона, таких как нормативные требования к кандидатам в патентные поверенные, возможность патентного поверенного осуществлять свою деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между патентным поверенным и юридическим лицом, и некоторых других. Вместе с тем, указанный закон восполнил некоторые из имевшихся в законодательстве пробелов, позволив более детально проработать вопросы правового статуса патентного поверенного, уточнить формы осуществления патентным поверенным своей деятельности и круг лиц, которые могут быть аттестованы в качестве патентных поверенных, определить перечень специализаций патентных поверенных, установить обязанности юридических лиц – работодателей патентного поверенного. Законом, в числе прочего, устанавливается, что патентный поверенный вправе осуществлять свою профессиональную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между патентным поверенным и работодателем (юридическим лицом). В Положении, в свою очередь, предусматривалась возможность для патентного поверенного осуществлять свою профессиональную деятельность «как самостоятельно в качестве предпринимателя, так и работая по найму». Таким образом, Закон принципиально изменил правовой статус патентного поверенного с предпринимателя на профессионала, занимающегося частной практикой. Такое изменение, в отсутствии закона о частной практике, создает отдельную правовую неопределенность с точки зрения налогового режима, устанавливаемого в отношении патентного поверенного. Как известно, специальный налоговый режим для лиц, осуществляющих самостоятельную профессиональную деятельность, установлен Налоговым кодексом Российской Федерации только в отношении нотариусов, занимающихся частной практикой и адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты. До настоящего времени не внесены соответствующие поправки устанавливающий аналогичный правовой режим для патентных поверенных, арбитражных управляющих и оценщиков. Для исправления сложившейся неопределенности, необходимо подготовить соответствующие поправки в налоговое законодательство.
Другой новеллой Закона являются положения о возможности создания общественных объединениях и саморегулируемых организациях патентных поверенных. Однако такое право существует у патентных поверенных (как и представителей иных профессий и видов деятельности) без указания о его наличии в специальном законе. Указанные нормы не могут считаться достаточными и никоим образом не стимулируют реальное создание профессионального сообщества, и, тем более, разработку профессиональных стандартов. Более того, членство в саморегулируемой организации фактически приравнивается Законом к членству в любой другой общественной организации, что нельзя признать верным даже с точки зрения потребителя, поскольку членство патентного поверенного в саморегулируемой организации означает, что он принимает на себя дополнительные обязательства, в том числе подлежит контролю со стороны саморегулируемой организации, в то время как членство в общественной организации не несет каких-либо специальных ограничений. Таким образом, приходится признать, что нормы Закона, касающиеся саморегулирования патентных поверенных являются недостаточными и требуют серьезной переработки. При этом необходимо учитывать, что саморегулируемая организация это юридическое лицо (некоммерческая организация) – объединение юридических или физических лиц, обладающее специальным статусом, который появляется у организации с момента внесения записи об этой организации в специальный реестр. Приобретение некоммерческой организацией статуса саморегулируемой обозначает, что такая организация обладает в отношении своих членов специальным составом полномочий, причем не в силу делегирования ей таких прав членами, а в силу прямого указания закона.
Введение института саморегулирования позволит, с одной стороны, уйти от излишней бюрократизации процессов регулирования профессиональной деятельности патентных поверенных, избежать торможения интенсивно развивающихся и специфичных отраслей экономики государственным давлением, а с другой – обеспечить эффективную и динамичную систему контроля и регулирования таких видов деятельности. В частности, создание саморегулируемых организаций в указанной сфере деятельности позволит преодолеть высокую степень зависимости патентных поверенных от федерального органа исполнительной власти в области интеллектуальной собственности, концентрирующего в настоящее время большинство управленческих и контролирующих полномочий в отношении профессиональной деятельности патентных поверенных, при том, что существенная часть профессиональной деятельности патентного поверенного заключается именно в оспаривании решений Роспатента. Кроме того, действующим законодательством фактически не урегулированы вопросы ответственности патентных поверенных в рамках своей деятельности, в первую очередь, в части урегулирования отношений по причинению материального или морального вреда при осуществлении патентными поверенными своей деятельности, а определены лишь контрольные полномочия федерального органа исполнительной власти в области интеллектуальной собственности и учреждаемых им органов, а также меры административного воздействия. Также следует отметить, что осуществленная в рамках Закона попытка устранить чрезмерную зависимость патентных поверенных от Роспатента – ограничение права федерального органа исполнительной власти в области интеллектуальной собственности по принятию некоторых мер взыскания через введение института судебного урегулирования - в значительной мере препятствует эффективному контролю за деятельностью патентных поверенных, возложенному на Роспатент Законом, особенно в условиях, когда нарушения патентными поверенными законодательства, либо их некорректное отношение могут заключаться не только в отношениях с Роспатентом, но и в конфликтах с лицами, которых они представляют. Т.е., в данном случае, можно говорить о фактическом изъятии из правомочий Роспатента такого действенного инструмента контроля, как принятие решения о лишении статуса патентного поверенного. Развитие инновационного сегмента российской экономики предполагает развитие рынка инфраструктуры услуг, обеспечивающих инновационное развитие, что, в том числе, подразумевает описание в законодательстве фигуры патентного поверенного, как материально ответственного лица, находящегося не только под риском утраты правоспособности, но и под риском применения к нему санкций со стороны профессионального сообщества. При этом необходимо учитывать, что действующая редакция Гражданского кодекса Российской Федерации предполагает, что интересы отечественных заявителей и правообладателей могут представлять не только патентными поверенными, а любыми иными лицами, в том числе, которые не являются специалистами в этой области.
С одной стороны, эта норма представляет заявителям и правообладателям ничем не ограниченный выбор представителя, что должно обеспечивать интересы заявителя правообладателя. В тоже время, такая свобода выбора никак не стимулирует создание эффективного и ответственного рынка услуг патентных поверенных, поскольку конкуренцию им составляет любое количество никому не подконтрольных и не регулируемых субъектов. Таким образом, введение саморегулирования в рассматриваемой сфере позволит также обеспечить необходимую профессионализацию деятельности в области интеллектуальной собственности. В качестве мотивации отсутствия в Законе норм, закрепляющих введение полноценного института саморегулирования деятельности патентных поверенных по модели, опробованной для указанных выше видов деятельности, то есть замены в максимально возможных пределах (с сохранением за государством функций по надзору и отдельных полномочий по нормативно-правовому регулированию) механизмов государственного регулирования и контроля на саморегулирование, нормативное закрепление механизмов саморегулирования, представителями государственных органов указывается отсутствие действующих саморегулируемых организаций в отрасли. Вместе с тем, такой подход вряд ли можно признать обоснованным, так как в случае, когда возложение функций регулирования и контроля в полном объеме на государственные органы (что в настоящее время предусмотрено Законом) является негативным, сдерживающим фактором развития отрасли, а также почвой возможных злоупотреблений, именно государству следует инициировать и законодательно закреплять введение института саморегулирования как обязательного и основного для регулирования данного вида деятельности. Таким образом, имеется реальная и насущная необходимость в дополнительной законодательной регламентации института патентных поверенных в виде закрепления Законом о патентных поверенных института саморегулирования отрасли, что позволит уменьшить государственное давление и сократить возможности для злоупотреблений, создать эффективную и динамичную систему контроля и регулирования, поспособствует созданию открытого, конкурентного и развивающегося рынка услуг в данной сфере.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.16.254 (0.005 с.) |