Предложения по созданию саморегулируемых организаций в иных сферах экономической деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предложения по созданию саморегулируемых организаций в иных сферах экономической деятельности



По мере накопления опыта применения механизмов саморегулирования в отдельных сферах предпринимательской и профессиональной деятельности подходы, предполагающие замену избыточных государственных регулирующих и контрольно-надзорных функций механизмами стандартизации и контроля, реализуемых силами профессионального сообщества, становятся все более востребованными, что находит отражение в многочисленных предложениях по законодательному закреплению института саморегулируемых организаций в различных сферах экономической деятельности. Саморегулирование рассматривается в качестве действенного инструмента, нацеленного на внедрение механизмов обеспечения профессиональной ответственности участников рынков, создание сравнительно более гибкой, но одновременно и более предметной системы контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами установленных требований, повышение качества производимых товаров (работ, услуг) за счет широкого применения участниками отраслей механизмов стандартизации.

Инициативы по применению института саморегулирования в отдельных сферах экономической деятельности выдвигаются депутатами Государственной Думы Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, предпринимательскими и профессиональными объединениями, существенно различаясь как по степени проработанности вопроса о введении механизмов саморегулирования в качестве обязательного условия доступа хозяйствующих субъектов на рынок, так и по обоснованности указанных предложений в целом.

В рамках настоящего раздела будет проанализирован ряд инициатив по введению механизмов саморегулирования с обязательным членством в отдельных сферах деятельности, описаны ключевые характеристики указанных предложений, оценены их достоинства и недостатки, степень их обоснованности и дана оценка целесообразности реализации предложенных инициатив. По итогам раздела будет сформулирован перечень предложений по возможным критериям допустимости/целесообразности введения механизмов делегированного саморегулирования.

Существующие предложения по введению механизмов делегированного саморегулирования в рамках настоящего раздела условно подразделены на инициативы, представляющиеся в целом обоснованными, инициативы, требующие дополнительного обсуждения и проработки и в существующей редакции не поддержанные, и инициативы, не нашедшие поддержки в ходе рассмотрения в Минэкономразвития России.

Законодательные инициативы и предложения, принятие которых в целом представляется целесообразным

Представленные в настоящем блоке предложения по введению механизмов саморегулирования с обязательным членством в отдельных отраслях в целом характеризуются сравнительно высокой степенью проработанности и адекватностью разработанных механизмов характеру существующих в отраслях проблем. Вместе с тем, отдельные положения рассматриваемых ниже законодательных инициатив, по мнению Минэкономразвития России, нуждаются в дальнейшей проработке и уточнении.

Актуарная деятельность

В настоящее время в Государственной Думе Российской Федерации находится на рассмотрении проект федерального закона «Об актуарной деятельности в Российской Федерации» № 445108-4, целью которого является установление эффективного нормативного регулирования актуарной деятельности, исключение дублирования и противоречий и фактически введение единой профессии актуария. Следует отметить, что до настоящего момента профессия актуария фактически регулируется лишь отдельными нормами законодательства о страховой деятельности, деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.

Законопроект направлен на введение института саморегулирования актуариев как условия допуска к профессии, гармонизацию российского законодательства об актуарной деятельности с международным законодательством посредством урегулирования отношений, связанных с получением статуса саморегулируемой организацией актуариев, а также лишением такого статуса, разработкой стандартов и правил осуществления актуарной деятельности, осуществлением актуарной деятельности и контролем за ее осуществлением, страхованием профессиональной ответственности актуария и иными формами обеспечения его ответственности.

Одной из задач закона является нормативное регулирование условий получения статуса саморегулируемой организации актуариев. Законопроект содержит квалифицирующие признаки лица, имеющего право осуществлять актуарную деятельность на территории Российской Федерации, среди которых выделяются членство в саморегулируемой организации актуариев и наличие договора страхования профессиональной ответственности актуария.

Законопроект устанавливает следующие основные функции саморегулируемой организации актуариев:

– разработка и утверждение стандартов и правил актуарной деятельности, правил деловой и профессиональной этики;

– разработка и утверждение правил и условий приема в члены саморегулируемой организации актуариев (т.е. допуска к профессии актуария), дополнительных требований к порядку обеспечения имущественной ответственности своих членов при осуществлении актуарной деятельности;

– представление интересов своих членов в их отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также с международными профессиональными организациями актуариев;

– прием в члены и исключение из членов саморегулируемой организации актуариев по основаниям, предусмотренным Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации актуариев;

– контроль за осуществлением своими членами актуарной деятельности в части соблюдения ими требований федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов актуарной деятельности, стандартов и правил актуарной деятельности, а также правил деловой и профессиональной этики;

– ведение реестра членов саморегулируемой организации актуариев и предоставление информации, содержащейся в этом реестре, заинтересованным лицам в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию актуарной деятельности;

– организация информационного и методического обеспечения своих членов.

В законопроекте четко определены функции и полномочии государства (федеральных органов исполнительной власти) по регулированию актуарной деятельности. К таким полномочиям относятся:

– выработка государственной политики в области актуарной деятельности;

– нормативно-правовое регулирование в области актуарной деятельности, утверждение федеральных стандартов актуарной деятельности;

– ведение единого государственного реестра саморегулируемых организаций актуариев;

– осуществление надзора за выполнением саморегулируемыми организациями актуариев требований федерального законодательства;

– обращение в суд с заявлением об исключении саморегулируемой организации актуариев из единого государственного реестра саморегулируемых организаций актуариев.

В проекте федерального закона предусматривается регламентация страхования актуарной деятельности, в частности, определены риски деятельности актуария и условия для осуществления выплат по договору страхования.

Следует отметить, что рассматриваемый в Государственной Думе Российской Федерации законопроект получил существенную поддержку со стороны профессионального сообщества актуариев и был принят в первом чтении.

Вместе с тем, при подготовке доработанной редакции законопроекта ко второму чтению, по мнению Минэкономразвития России, необходимо учесть ряд замечаний и дополнительно проработать отдельные вопросы, в частности:

– необходимость конкретизации используемого в проекте закона понятия «актуарные расчеты», не имеющего четкого определения в существующей нормативно-правовой базе;

– оценка обоснованности установления требования к количеству членов саморегулируемой организации актуариев на уровне ста человек – на сегодняшний день общее число профессиональных участников рынка актуарной деятельности сравнительно невелико;

– оценка обоснованности установления требования по предоставлению кандидатом в члены саморегулируемой организации нотариально засвидетельствованной копии документа, подтверждающего стаж работы в области актуарных услуг не менее одного года – ввиду того, что актуарная деятельности, согласно законопроекту, может осуществляться только физическими лицами, являющимися членами одной из саморегулируемых организаций актуариев, не до конца ясно, каким образом данное требование будет выполняться физическими лицами, впервые вступающими в члены саморегулируемой организации актуариев.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.65 (0.006 с.)