Упадок православной церкви и рост диссидентства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упадок православной церкви и рост диссидентства



Начатая при Петре европеизация России состояла, прежде всего, в секуляризации русской культуры. Церковь, которая в русской жизни прежде играла ведущую роль, постепенно потеряла свое значение. Высшие круги общества, которые попали под европейское влияние, больше не нуждались в церкви. Во всяком случае, церковь определенно утратила свое положение как главного источника культурной жизни. В 18 веке аристократия и чиновные классы русского общества получали образование в духе французского Просвещения. Они увлекались Вольтером и по-настоящему церковь не уважали.

Для большей части низших классов церковь также потеряла свое первоначальное значение. Последователи раскола, составлявшие в некоторых районах северной России в 17 веке половину населения, также отвернулись от нее. Следовательно, православная церковь в 18 столетии потеряла поддержку большей части благородных классов и значительной части классов торговцев и крестьян. Уже указывалось, что церковная администрация петровскими реформами была поставлена на службу государству. Управление церковью сделалось одной из функций специального правительственного департамента. Важные роли в новом духовном управлении были отведены сторонникам петровских реформ, таким, как Феофан Прокопович, который составил «Духовный регламент», определивший деятельность Святейшего синода. Представитель правительства – обер прокурор Святейшего синода – имел почти полную власть в церковном управлении. В 18 столетии правительство почти полностью перестало рассматривать церковь как моральный авторитет в собственной деятельности или как источник образования для всего общества. Роль церкви считалась существенной лишь в моральном воспитании низших классов.

Изменения в отношении к церкви правительства произошли в конце 18 века при императоре Павле. Но Павел, хотя и признавал моральное значение церкви, рассматривал ее как своего подчиненного. Именно он произнес в 1797 г.: «Царь является главой церкви». Это положение при Николае I вошло в свод законов Российской империи в виде примечания к одной из статей основного свода. Статья утверждала, что необходимо оберегать царя как защитника интересов церкви.

В 18 столетии правительство не торопилось ограничить имущественные права церкви. Ее земли были конфискованы императрицей Екатериной II в 1764 г. Ростовский архиепископ Арсений Мациевич, который протестовал против этой меры, был отстранен от своей должности и заключен в крепость, где позже и умер. В то же время было закрыто значительное количество монастырей. Правительство не испытывало угрызений совести от своих поступков по отношению к церкви, но от народа оно требовало повиновения этому институту, чей авторитет оно само и подрывало. Раскольники и сектанты, которые высказывали желание покинуть церковь, на протяжении большей части этого века подвергались репрессиям. Естественно, эти насильственные меры не приостановили распространения раскола и роста сектантства.

К 1800 г. движение раскольников утратило единство и распалось на несколько независимых сект. Все они протестовали против Никона и защищали старые обряды; но разрыв со старой организацией церкви вынудил раскольников пойти на еще более значительные новшества. Так возникла необходимость перейти на новый способ отбора священников. Греческая православная церковь придерживалась правила, что только епископ может посвятить в священники и что священник не может передавать своей службы другому лицу. У раскольников не было епископов. Священники, посвященные в сан до раскола, постепенно старели и умирали. Способа заменить их не было. И раскольники оказались перед опасностью остаться без священников. Этот вопрос послужил основой для размежевания двух основных течений раскольников. Одно решило быть последовательным в своей вере и обходиться без священников. Это по существу сделало их организацию чем-то подобным протестантским церквам. Другие нашли епископа вне России, в Буковине, где не было ограничений, установленных в Российской империи (Буковина тогда была частью Австрийской империи).

Распад раскольников на меньшие группы являлся одним из проявлений слабости оппозиции русской церкви. Другим был быстрый рост различных сект. Одной из старейших были хлысты. Эта секта обрела определенные очертания в конце 17 века. Хлысты были мистиками, которые верили в возможность продолжительного и повторяющегося воплощения бога в человеке. Они отреклись от официальной церкви, их организация также отрицала брак. На своих тайных собраниях они пытались вызвать Святой Дух иступленными плясками, временами превращавшимися в оргии. В юности Григорий Распутин был связан с хлыстами.

На другом полюсе стояли духовные христиане, или духоборы, искавшие способ освободиться от темных сторон хлыстовской веры. Духоборы возникли в середине 18 века центральной и южной России. В последней четверти этого века среди духовных христиан Тамбовской губернии возникла секта евангелических христиан, которые получили название молокан. Это было связано с тем, что они пили молоко во время Великого поста, что было запрещено правилами православной церкви.

Еще до 19 в. раскольниками и сектантами были многие представители классов торговцев и крестьян. В начале 1800-х годов, при Александре I, сектантство, особенно хлыстовство, стало проникать в высшие круги общества. Группы хлыстов во времена Александра I были организованы в Петербурге в высших слоях общества.

Все диссиденты в 18 столетии подвергались постоянным репрессиям со стороны правительства. Руководители духоборов в южной России еще в 1792 г. были присуждены к сожжению, но Екатерина II заменила смертный приговор на ссылку в Сибирь. Правительство стало относится терпимее к раскольникам во второй половине этого века, но репрессии против сектантов были прекращены только в начале 19 века Александром I.

 

Образование

Секуляризация русской культуры в 18 столетии прежде всего была заметна в образовании. В Московском государстве образование носило узкорелигиозный характер. Практические нужды во время правления Петра Великого привели к новой системе образования в целях подготовки офицеров для армии и флота. В 1700 г. Петр основал в Москве Школу математики и навигации и пригласил шотландца Генги Форварсона управлять ею. В 1715 г. школа была переведена в Санкт-Петербург и названа Морской академией. Учащиеся этой академии становились учителями математических школ, образованных в важнейших городах России. Дети в них изучали в основном арифметику и геометрию. В последние годы правления Петра было около 40 таких школ с 2000 учеников. Часто они приходили туда по своему желанию, остальные набирались из семей солдат и слуг.

Однако нельзя сказать, что Петр вообще не понимал ценность абстрактных наук. С помощью знаменитого германского Лейбница он создал Российскую Академию наук, которая начала действовать в Санкт-Петербурге в 1725 г., те. Вскоре после его смерти. Первые академики были немцами и швейцарцами, среди них хорошо известные математики Даниил Бернулли и Леонард Эйлер. Академия также открыла гимназию, или «высшую школу», где получали образование мальчики, главным образом сыновья правительственных служащих и купцов. Дворянство предпочитало отправлять своих сыновей в кадетский корпус, который возник в 1730 г. для подготовки офицеров армии. Другие шаги в общественном образовании были сделаны во второй половине 18 в. В 1755 г. в Москве был основан первый русский университет, профессора в нем сначала были преимущественно немцами. Московский университет имел при себе две гимназии: одну – для детей дворян, другую – для всех остальных классов.

В 1782 г. была создана Комиссия по учреждению училищ. Комиссия под руководством Янковича де Мириево, сербского педагога, доставленного из Австрии, выработала план развития в России общественного обучения. В основных городах должны были быть открыты школы, в маленьких городах – начальные школы. Из-за недостатка денежных средств, программа была осуществлена лишь частично. К 1800 г. в России было 315 школ, в которых насчитывалось 20 тыс. учеников, по большей части они были детьми купцов и ремесленников. Когда в 1802 г. было основано Министерство общественного образования, Россия была разбита на шесть учебных округов, каждый из которых имел своего куратора. Первые назначения на эти посты были хорошо продуманы, и реформа сильно продвинула вперед дело образования. Согласно этому плану, в каждом учебном округе был организован университет, гимназия – в главном городе губернии, школа – в каждом уезде.

Эта программа к концу правления Александра I практически была выполнена. Россия тогда имела 6 университетов (в Москве, Дерпте (Тарту), Вильно, Казани, Харькове и Санкт-Петербурге), 48 гимназий и 337 школ. В гимназиях насчитывалось 5 500 учащихся, в школах – около 30 тыс. человек. Университет в Дерпте был немецким до конца 19 столетия. Университет в Вильно до своего закрытия после польского восстания 1831 г. был польским. Вместо него в 1833 г. в Киеве был открыт русский университет.

В 19 в. не только начальное, но и последующее и высшее образование сделало большой скачек. Частная инициатива дополняла правительственную; например, так был открыт Харьковский университет. Две высшие школы – Демидовская школа права в Ярославле (1805) и Историко-филологический институт князя Безбородько в Нежине (1820) были основаны на частные средства.

В 1811 г. в Царском Селе был открыт Императорский лицей для детей дворян, среди учащихся первого набора был поэт Александр Пушкин и будущий канцлер князь Александр Горчаков. Во время правления Николая I было открыто несколько технических школ, среди них Технологический институт в Санкт-Петербурге (1828) и институт в Москве (1844). В 1835 г. в Санкт-Петербурге открылась Императорская школа юриспруденции. Многие из тех, на кого легла ответственность за судебную реформу 1864 г., были выпускниками этого выдающегося института.

2. Наука. Организация Академии наук прежде университетов или высших школ на первый взгляд выглядит непрактичным занятием; однако это имело огромное влияние на развитие в России образования, особенно на математические и естественные науки. Русские ученые являлись ведущими в то время, когда на Западе началась особенно интенсивная разработка естественных наук. Академия немедленно заняла важное место в обширном ученом мире 18 столетия. Хотя первые члены Академии прибыли из заграницы, к ним скоро присоединились образованные люди, русские по происхождению. Среди них был универсально одаренный Михаил Ломоносов (1711-1765), сын крестьянина из северной России, который показал себя одинаково талантливым в химии, физике, минералогии, филологии и поэзии.

Академия проделала исключительную работу по географическому исследованию Сибири и поддержала великую сибирскую экспедицию 1733-1743 годов. Она также сделала вклад в развитие технического образования в России, что подготовило почву для важных изобретений. Русский технический специалист Иван Ползунов (1730-1766), экспериментируя одновременно с Джеймсом Уаттом, но независимо от него, построил паровую машину, которая использовалась на Барнаульском металлургическом заводе на Алтае в 1766 году.

Величайшим русским ученым первой половины 19 века, однако, был не академик, а университетский профессор из Казани Николай Лобачевский (1793-1856), начавший преподавать в 1811 году. Через некоторое время его оригинальность была оценена, а идеи поняты его современниками в России и за границей. Ум Лобачевского был одним из наиболее продуктивных в истории математики. Он создал новую геометрию, которой использовал представления о пространстве, отличные от Эвклида.

Рост интереса к науке в русском обществе способствовал основанию нескольких ученых обществ, таких, как Вольное экономическое общество в Санкт-Петербурге (1765), Ученое дружеское общество в Москве (1782), Общество русской истории и древностей и Общество испытателей природы (оба открыты в 1805 г.). Примечательна также деятельность частных лиц в организации научных исследований. По инициативе и при больших материальных затратах канцлера графа Николая Румянцева, человека необычайно широких интересов в области географии и истории, была собрана и опубликована целая коллекция русских древних документов. Румянцев поддерживал географические экспедиции и исторические изыскания. Он вел оживленную переписку со многими русскими учеными, входил в детали их работы и побуждал к дальнейшей деятельности. Его коллекция была размещена В Румянцевском музее в Москве, известном в советское время как Ленинская библиотека.

Литература и театр

По реформам Петра Великого русская литература (письменная и устная) и искусство были обращены в равной степени ко всем классам общества, имеющим одинаковое религиозное восприятие. Теперь условия изменились полностью Высшие круги общества отошли от церкви, творческая сила которой в то время существенно ослабла. Они стали создавать для себя искусство и литературу. В то же время низшие классы остались без культурного руководства, которое они прежде имели. К 1850 г. литература стала широко распространяться, пропасть между «интеллигенцией» и народом в восприятии литературы постепенно стиралась. Однако в 18 в. литературой могли наслаждаться только высшие классы. Типичным для 18 в. был «поэт дворянства» Гаврила Державин. Первая половина 19 в. ознаменована явлением целого ряда писателей и поэтов, привлекших широкий круг читателей. Среди них был Пушкин, Лермонтов и Гоголь.

А. Пушкин после окончания лицея был пожалован чином 10 класса и определен в Коллегию иностранных дел с жалованием 700 рублей в год. Медалист А. Горчаков получил чин 9 класса и 800 рублей в год. А. Пушкин писал о Николае I:

Петр Великий построил в России первый театр, открытый для публики, и пытался использовать его, настроить подданных в пользу реформ. Однако он постоянно испытывал недостаток в исполнителях, в хороших актерах. В 1756 г. был основан первый императорский театр, за ним и в Петербурге, и в Москве возникли другие. С конца 18 в. в России также существовало несколько частных театров. Театральное искусство в первой половине 19 столетия следовало главным образом французским образцам. И в трагедии, и в комедии появились несколько талантливых русских актеров и актрис.

Наиболее популярным из них был сын крепостного Михаил Щепкин (1788-1863); современники считали его величайшим комиком своего века. Репертуар театра состоял из переводных пьес западных драматургов, включая Шекспира, Расина, Корнеля, Мольера, и русских пьес, которые сначала подражали западным образцам, но потом приобрели самостоятельное значение. К концу этого периода появился театральный драматург выдающегося таланта. Его звали Александр Островский (1823-1886). Большинство из пьес Островского написаны в жанре комедии, но некоторые из них представляют собой трагедии. Так, одна из них – «Гроза» – является шедевром русской драматической литературы. Другие стороны натуры Островского выразились в очаровательной сказочной пьесе «Снегурочка», которая основана на русском фольклоре.

В 19 в. бал оставался традиционным развлечением дворян Бал начинался польским полонезом, который в торжественной функции первго танца сменил минуэт. Менуэт отошел в прошлое вместе с королевской францией. В 1820 г. вальс пользовался репутацией непристойного танца. Вальс танцевали долго, его можно было прерывать, присаживаться и потом снова включаться в очередной тур. Таким образом, танец создавал идеальные условия для нежных объяснений. Мазурка составляла центр бала и знаменовала его кульминацию. Мазурка танцевалась с многочисленными причудливыми фигурами и мужским соло, составляющим кульминацию танца. Котильон – вид кадрили, один из заключающих бал танцев – танцевался на мотив вальса и представлял собой танец игру.

Важнейшей приметой того времени были дуэли. Дуэль (поединок) – происходящий по определенным правилам, парный бой, имеющий целью восстановление чести, снятие с обиженного позорного пятна, нанесенного оскорблением.

Изящное искусство.

Искусство не перестало служить церкви и в 18 веке, но религиозное искусство стало только частью большого целого. То, что императорские дворцы и дома дворянства в городах и сельской местности стали главными объектами приложения труда художников, объясняет характер русского искусства в 18 и начале 19 столетия. Применяясь ко вкусам общества, искусство было по духу целиком западным. Академия художеств, основанная в 1757 г. и внедрявшая технику и образцы западного искусства, сыграла важную роль в развитии изящных искусств.

Двором приглашались западные архитекторы и художники (среди них было много итальянцев и французов), чтобы построить и украсить императорские дворцы, а в некоторых случаях и церкви. Среди трудившихся в России западных архитекторов широкую известность получили итальянец Бартоломео Расстрелли и шотландец Чарльз Камерон. Многие из этих иностранцев, подобно Карлу Росси, натурализовались в России. Постепенно появились художники и архитекторы из самих русских, возможно, наибольший вклад из них внес Василий Баженов. Новая архитектура была представлена прежде всего в новой столице – Санкт-Петербурге, а также в его окрестностях. Излюбленным стилем стал классический. Классический стиль в архитектуре вскоре приобрел российскую специфику и в начале 19 века стал известен как «русский ампир».

Наиболее известной скульптурой этого периода был монумент Петра Великого в Санкт-Петербурге, созданный двумя французскими скульпторами – Этьеном Морисом Фальконе и Мари Анн Колло. Прославились также работы русского скульптора Федора Шубина. Михаил Козловский изобразил генерала Суворова в виде юного бога Марса, Мартос представил героев 1812 года – Минина и Пожарского – в одеянии граждан Древнего Рима.

Появилось несколько выдающихся портретистов, среди них Дмитрий Левицкий, Владимир Боровиковский и Орест Кипренский. Громадным талантом обладал пейзажист Семен Щедрин, который умер очень рано. Наиболее значительным художником начала 19 в. был Карл Брюлов, написавший в 1830 г. «Последний день Помпеи». Более глубоким художником был Александр Иванов, работы которого проникнуты искренним религиозным чувством. Его картина «Явление Христа народу» сочетает силу чувства с высокой техникой. Иванов проработал над своим творением более двадцати лет.

 

Глава 10. Россия в XIX веке

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.248 (0.017 с.)