ТОП 10:

Соединение Украины с Московским царством



Судьбу Украины решили казаки. Если отношения между Москвой и донскими казаками не всегда были дружественными, то у Польши тоже были проблемы с запорожскими казаками. По Люблинской унии между Польшей и Литвой (1569) Украина была включена в Польшу. Там были основаны огромные имения польских магнатов, к которым украинские крестьяне, прикреплялись как крепостные. Экономическая эксплуатация сопровождалась религиозным давлением. В 1596 г. на церковном соборе в Брест-Литовске было объявлено об объединении западнорусской церкви с римской. Фактически польское правительство пыталось ликвидировать греческую православную церковь и в Белоруссии, и на Украине. Церковные здания были переданы униатскому духовенству. Конфисковывались книги издававшиеся греческими православными учеными против церковной унии. Здесь нужно еще добавить, что к этому времени большинство западнорусских князей, которые до середины XVI в. твердо придерживались греческого православия, перешли в римское католичество. Теперь роль защитника православной веры на Украине приняли на себя запорожские казаки. В 1620 г. в Киеве состоялся собор православной церкви, казаки принимали в нем активное участие. Иерусалимский патриарх Феофан назначил несколько новых епископов, и иерархия западнорусского православия была восстановлена. Польское правительство неохотно признало существование греческой православной церкви на Украине и продолжало ограничивать ее в правах.

Но если церковные дела временами решались, то пропасть между польскими магнатами и украинскими крестьянами оставалась открытой. Последние против их воли были обращены в крепостных рабов. Вспыхивало много восстаний, в которых запорожские казаки играли ведущую роль. До 1648 г. все эти выступления подавлялись поляками. Но в 1648 г. движение приобрело размах национальной революции. Появился энергичный лидер — Богдан Хмельницкий, чья семья принадлежала к украинскому дворянству. Обиженный польским помещиком и не нашедший защиты в польском суде, Богдан направился в Запорожье, где его немедленно избрали гетманом. Он был проницательным политиком, способным дипломатом и хорошо образованным человеком. Чтобы обеспечить успешное ведение военных действий, он заключил против поляков соглашение с крымским ханом. После того как соединенные силы казаков и татар дважды разбили польские войска, по всей Украине крестьяне поднялись против своих владельцев. Обе стороны совершали страшные зверства по отношению друг к другу. Участь евреев, которых крестьяне считали финансовыми агентами польского режима, была особенно трагичной.

В 1649 г. был подписан мирный договор. Поляки признали казаков автономным войском, но силы последних не должны были превышать 40 тыс. человек. Польским войскам не разрешалось входить в Украину, но польские господа могли вернуться в свои имения. Крепостное рабство не было отменено. Эти условия не были приемлемы для крестьян, многие из них обвиняли казаков в предательстве их интересов. Тысячи крестьян уходили через границу в Московское государство и поселялись на берегах реки Донец.

С другой стороны, поляки считали условия мира унизительными для себя. Война разразилась снова. На этот раз татары предали казаков, и те потерпели жестокое поражение. Богдан обратился к царю Алексею с просьбой вмешаться и взять украинских казаков под свое покровительство. Сначала московские руководители воздержались от решительных действий — они понимали, что это означает войну с Польшей. Земский собор обсуждал этот вопрос в течение двух лет (1651-1653). В конце концов Украина была взята под царскую защиту.

18 февраля 1654 г. в Переяславле собралось общее казацкое собрание, которое единогласно проголосовало за признание царского сюзеренитета над собой. Двумя месяцами позже послы казаков прибыли в Москву для переговоров о конкретном договоре по объединению. Главные его положения состояли в том, что казацкие войска будут составлять 60 тыс. человек; подтверждались все права и привилегии, которые польские короли даровали казакам, украинскому дворянству и городам; гетману предоставлялось право сношения с иностранными державами, за исключением Польши и Турции (с этими двумя в каждом случае требовались специальные полномочия). Хотя положения договора можно было толковать по-разному, в любом случае он означал конец польского господства и далеко идущую автономию Украины под защитой царя.

Как и следовало ожидать, разразилась война между Московией и Украиной, с одной стороны, и Польшей – с другой. В первые годы она проходила успешно для русских и украинцев. Казаки очистили от поляков Украину, русские захватили большую часть Белоруссии. Алексей взял себе титул «Царь Великой, Малой и Белой России». Однако после смерти Богдана Хмельницкого (1657) между москвичами и высшими военачальниками казаков (многие из них происходили из дворян, и им нравилась польская конституция) начались раздоры. Гетман Иван Выговский перешел на польскую сторону. В это время шведы в свою очередь атаковали Польшу, шла также война между Швецией и Московией. Ни одной из сторон не удавалось достичь решительного успеха. После 14-летнего конфликта, истощившего все стороны, в 1667 г. было подписано перемирие. Москва отдала Белоруссию, но удержала Смоленск. Украина была поделена на Правобережную (к западу от Днепра), возвращенную Польше, и Левобережную (к востоку от Днепра), которая оставалась объединенной с Москвой. Польша уступала Киев (на Правобережье) Москве на два года, а в 1686 г. согласилась уступить его России навечно.

Церковный кризис

Ужасы опричнины и особенно катастрофы Смутного времени, которые поставили Россию на самый край, сильно поколебали прежнюю уверенность церкви. Когда страна начала восстанавливаться, беспорядок в церковных делах продолжался. Возросшие связи с внешним миром подняли интерес русских к западным религиям. Некоторые русские в этот период проявляют повышенный интерес к римскому католицизму, но еще большее их число оказалось под влиянием протестантизма. Русским было запрещено покидать греческую православную церковь, и случаи открытого перехода в протестантизм были редки, но в источниках имеются свидетельства, что ряд официальных лиц и купцов тайно симпатизировали протестантской доктрине.

Большинство народа было привержено своей церковной традиции. Однако, хотя греческое православие считалось основой русской духовной жизни, многие церковные руководители были согласны с необходимостью определенных реформ внутри церкви и нового определения отношений между церковью и государством. В последнем случае некоторые духовные лица ощущали, что несчастья России в известной степени были вызваны пассивностью церкви в периоды политических кризисов. Заявлялось, что церковь должна активнее руководить нацией. Титул патриарха Филарета — «Великий государь» — рассматривался шагом в этом направлении, но два последующих патриарха его утратили.

Что же касается реформ, ощущалось, что работа по исправлению церковных ритуальных и молитвенных книг, начатая Максимом Греком, должна была быть продолжена. Эта работа была поручена Дионисию, архимандриту Троицкого монастыря и почитателю трудов Максима. Но возникли трудности из-за того, что мало московских духовных лиц в то время знали греческий и латинский языки. Дионисию стало ясно, что необходима помощь греческих и украинских ученых. Но многие консервативные москвичи неохотно признавали превосходство украинцев и греков. Реформа развивалась медленно. Она приняла революционные темпы при новом патриархе – Никоне. Он был человеком динамичным, личностью порывистой, с диктаторскими наклонностями. Весь он был исполнен ощущением смысла своей службы и исторической важности своей задачи. Никон родился в 1605 г. в крестьянской семье в районе Нижнего Новгорода. Свою духовную карьеру он начал сельским священником. После смерти своих детей убедил жену уйти в монастырь, сам также стал монахом. Выбранный настоятелем Кожозерского монастыря, Никон приезжает в 1646 г. в Москву, чтобы по обычаю представиться царю. 40-летний монах производит неизгладимое впечатление на Алексея. Через два года Никона возводят в сан митрополита – он занимает второй по значению пост в русской церковной иерархии. В 1648 г. он был посвящен новгородским митрополитом. Когда через четыре года освободилось место патриарха, его предложили Никону. Он согласился принять его только на условии, что царь и епископы обещают повиноваться ему во всем, «как их пастуху и отцу»[9]. В соответствии с византийской доктриной IX века, Никон верил, что патриарх и царь должны править православным обществом совместно и что патриарх – «живое воплощение Христа» – имеет более важное значение, чем царь. Как и патриарх Филарет, Никон получил титул «великий государь». Страстный сторонник реформ, Никон не терпел никакой задержки с исправлением текста церковных книг и в изменении русских церковных ритуалов, когда он находил отличия от греческих и украинских. Он постоянно советовался с восточными патриархами и доставил в Москву для помощи в работе ряд греческих и украинских ученых. Собрание русских епископов одобрило действия Никона, несмотря на то, что некоторые усомнились в их мудрости. Один епископ протестовал открыто и был быстро сослан. За четыре года (1653-1656) русские молитвенные книги и литургии были во многом изменены.

Сущность никоновской реформы была религиозной, однако за ней стоял также и политический смысл. Реформы были связаны с украинским кризисом. В Москве полагали, что приспособление русской литургии к украинской должно сделать для большинства украинцев более легким принятие царского протектората. Надеялись, в частности, что киевское духовенство перенесет свою приверженность от патриарха константинопольского к московскому.

Множество изменений Никон внес в религиозную обрядность. Наиболее замечательным из них была новая ежедневная религиозная символика — новый способ креститься. Никон ввел крещение тремя пальцами. Это символизировало Троицу. Прежде, в старой России, крестились двумя пальцами (считая это символом природы Христа). Так крестились Сергей Радонежский, Нил Сорский, Иосиф Волоцкий. Стоглавый собор за сто лет до Никона предписал креститься двумя пальцами. Русские нерушимо сохранили это ранневизантийское установление, в то время как греки от него отошли. Изменения в богослужебных книгах касались не только ритуалов, но и отдельных догматических слов. Из-за ошибок переписчиков в книги иногда добавлялись ненужные слова. Например, до Никона в церковном чтении Святой Дух вместо «животворящий» именовался «истинный и животворящий».

Для современного читателя такие различия могут показаться несущественными, но верующие придавали им громадный религиозный смысл. Чувства верующих соотносились с каждой деталью религиозной службы, и каждое слово в молитвенной книге имело для него громадное значение. Кроме того, изменения были проведены Никоном внезапно и в повелительной форме. Неудивительно, что многие верующие выразили готовность отстаивать свои права на религиозную службу в привычной форме, не подчиняясь приказам церковных и светских властей. Более того, некоторые из противников Никона справедливо указывали, что временами издатели и правщики допускали торопливость и спешку. В ряде случаев они основывались не на старых греческих рукописях, которые должны были служить основой для правки, а на недавних изданиях в Италии, которые сами не были свободны от ошибок. Более того, Никон публично разбил о чугунный пол Успенского собора несколько икон из боярских домов. Эти иконы попали на Русь с немецко-польского рынка.

Русские поначалу были ошеломлены нововведениями, и только несколько церковных деятелей подняли голоса протеста. Наиболее известным противником Никона стала Феодосья Прокопьевна Милославская. Она была родной сестрой царицы, женой богатого и влиятельного Бориса Морозова. Широкой публике эта женщина известна благодаря замечательному полотну В. Сурикова «Боярыня Морозова». В 30 лет она овдовела. Царь знал, что Морозова молется по старому и носит власяницу. После смерти своей сестры, Морозова не явилась на свадьбу царя с Натальей Кирилловной Нарышкиной, сославшись на болезнь. Морозову арестовали. Одного из ее братьев казнили, другого сослали. Все знатные люди отвернулись от Феодосьи, кроме сестры княгини Евдокии Урусовой. Женщин сослали из Москвы и заперли в земляной тюрьме. В темной и сырой яме Морозова и ее сестра были обречены на тихую и долгую смерть. Царь понимал, что на миру и смерть красна, поскольку не дал возможности женщинам умереть публично. В 1675 г. их тела, без отпевания, зарыли внутри стен боровского острога. Но вскоре антиниконовское движение набрало силу. Грубые меры его подавления только подливали масла в огонь. Появились священники, монахи, аристократки, купцы, крестьяне, которые высказывали готовность принять мученичество за веру. Многих из них подвергли различным наказаниям. Казалось, сторона Никона победила. В 1651 г. Никон убедил царя Алексея перенести мощи митрополита Филиппа, убитого по приказу Ивана Грозного, из Соловецкого монастыря в московский Успенский собор. Церемония должна была доказать превосходство церкви, ее правоту, обличить неправду светской власти, посягнувшей на власть церковную. Но теперь его отношения с царем стали напряженными. С течением времени царя стала тяготить опека патриарха. Бояре, которых возмущал взлет плебея на высший пост в государстве, в свою очередь возражали против вмешательства Никона в государственные дела. Никон обнаружил, что царь стал более независим от него (а это представляло собой отход от предварительных условий, оговоренных им с царем и боярами при избрании его на место патриарха).

Вследствие всего этого 20 июля 1658 г. Никон сложил свое патриаршье облачение и уехал в монастырь, который построил для себя в 40 км. от Москвы — Новый Иерусалим. Прекратив выполнять обязанности патриарха, он не сложил с себя это звание. В церковном управлении последовал глубокий кризис, и царь с помощью высших церковных чинов установил временный контроль над управлением церкви.

Разрыв с патриархом не отразился на принципиальном отношении царя к церковной реформе. Никон устранился, но в церкви остались никониане. Однако Алексей был более мягким, чем Никон. Он простил некоторых руководителей раскольников. В 1664 г. Аввакум был доставлен в Москву. Озлобленный своей ссылкой и воодушевленный падением патриарха, Аввакум отказался иметь сношения с официальной церковью и отказался от примирения с ней.

Между тем в Москве в 1666 г. был собран Великий церковный собор с присутствием восточных патриархов. Двое из них — Александрийский и Антиохский — присутствовали лично. Двое других — Константинопольский и Иерусалимский — отправили своих представителей. Собор в своей повестке дня имел две главные задачи: осудить Никона за оставление места патриарха и принять решение по церковной реформе. В результате единогласного голосования Никон как самый простой монах был сослан в отдаленный монастырь в северной России. После этого место патриарха освободилось и был назначен новый. После Никона в России не было столь влиятельного патриарха. Осудив Никона, собор поддержал его церковную реформу. Собор наложил на непокорных анафему и отлучил их от Православной церкви. Отлученные перестали признавать официальную церковь. Так произошел церковный раскол. Раскольников стали называть старообрядцами. Только в 1671 г. Никон получил свободу, и ему было разрешено вернуться в Новый Иерусалим. Он умер по дороге в 1681 г.

На основе решений Великого собора церковные и светские власти в России стали проводить резко репрессивную политику против раскольников. Несколько их руководителей были приговорены к смерти. В 1681 г. на костре сожгли Аввакума. Когда монахи Соловецкого монастыря на острове Белого моря отказались принять новшества, против них отправили войска. Только после восьмилетней осады (1668-1676) правительственным войскам удалось сломить сопротивление монахов. Многие раскольники решили, что приближается конец света и скоро появится Антихрист. Подстрекаемые преследователями, некоторые из них впали в истерию и предпочли умереть, чем пассивно ожидать конца. Вместе со своими духовными руководителями они сотнями собирались в деревянных домах и поджигали себя. По некоторым оценкам, такому жертвоприношению подвергли себя свыше 20 тыс. человек. К 1700 г. волна истерии и самоубийств спала, и позже регистрировались только отдельные подобные случаи.

Н. Бердяев писал: «Ошибочно думать, что религиозный раскол был вызван исключительно обрядоверием русского народа. В расколе была более глубокая историософическая тема. Вопрос шел о том, есть ли русское царство истинно православное, т.е. исполняет ли русский народ свое мессианское призвание. В народе проснулось подозрение, что православное царство, Третий Рим, повредились, произошла измена истинной вере. Государственной властью и высшей церковной иерархией овладел антихрист. Народное православие разрывает с церковной иерархией и с государственной властью. Истинное православное царство уходит под землю. С этим связана легенда о Граже Китяже, скрытым под озером. Народ ищет Град Китеж».

Яркой фигурой раскола был Аввакум. Аввакум как священник был несколько раз бит начальниками, иногда прямо в церкви. Боярин Шереметьев приказал бросить Аввакума в Волгу за то, что отказался благословить сына Шереметьева, лицо которого было обрито. Аввакум подался в Москву искать управы на обидчиков. В Москве он был рукоположен протопопом и назначен в Юрьевец-Повольский. Строгость Аввакума пришлась не ко двору и через два месяца он вынужден был сбежать. Когда патриарх Никон начал свою реформу, Аввакум вместе с костромским протопопом Даниилом подали царю сочинение о спасительности и правильности старого обряда. Царь отдал послание протопопов патриарху. Аввакума посадили на цепь в темный подвал, а затем сослали в Сибирь. С женой и четырьмя детьми он отправился в Тобольск. Здесь он прожил полтора года. Затем Аввакума сослали на Лену, в Енисейский острог. Над ним издевался местный воевода. Священника заковали, держали в холодном сарае. В 1662 г. Аввакуму разрешили возвратиться из ссылки. Обратный путь занял около двух лет. Царь велел оставить Аввакума в Кремле, на подворье Новодевичьего монастыря. Аввакум остался непримиримым. Все попытки подкупить его, чтобы он молчал, не увенчались успехом. Сослали в Холмогоры. Весной 1666 г. Аввакума под стражей повезли в Москву для суда на церковном соборе. Собор состоялся в апреле 1667 г. Перед ссылкою Лазарю и Епифанию, осужденным вместе с Аввакумом, отрезали языки. Самого протопопа от казни спасло заступничество царицы. В ссылке Аввакум прожил еще 14 лет, в отрыве от семьи, сосланной в другое место. Здесь он написал свою знаменитую книгу «Житие протопопа Аввакума», в которой страстно обличал Никона. На крещение в районе Кремля, по берегам Москвы-реки собрались сотни тысяч людей. Один старообрядец с колокольни Ивана Великого «метал» в толпу политические карикатуры с «хульными надписями», порочащими царя, светские и духовные власти. Оригиналы изготовил протопоп Аввакум. За этот бунт Аввакум и трое его сподвижников взошли на костер.

Существует как бы несоответствие между внешним подвигом Аввакума и внутренним содержанием этого подвига. Внешний его подвиг велик, продолжителен, постоянен и крайне труден, да, к тому же, закончился он мученической смертью на костре, но внутреннее содержание этого подвига, – те идеи и идеалы, во имя которых подвиг совершался, были удивительно мизерны, ничтожны.

Медный бунт.

Из-за Малороссии Россия с 1654 г. втянулась в войну с Польшей. Денег не хватало. В то время своих золотых монет у нас еще не было, а в обращении были голландские и немецкие червонцы. Из них правительство чеканило (клеймили по новой) свои деньги, которые были дороже. Например, ефимок (клейменный таллер) , стоимостью 64 коп. получал ценность рубля. Это давало правительству большой доход. В 1656 г. боярин Ртищев предложил новый проект: чеканить медные деньги одинаковой величины с серебряными и выпускать их по одной цене с ними. Серебро стало исчезать из обращения. В 1662 г. за 100 серебряных давали 900 медных. Правительство слишком щедро выпускало медные деньги и тем самым содействовало их обесцениванию. Тесть царя Илья Милославский, ведавший в то время пятью приказами, в том числе и Большой казны приказом, без стеснения чеканил –медные деньги. Он отчеканил на свой счет 120 тыс. руб., что составляло около десятой части общего выпуска серебряных рублей. Сначала в Малороссии, а затем в Москве стали отказываться от медных денег и требовать серебряных. В Москве начались волнения. В июле 1662 г. вспыхнул открытый бунт. Толпа двинулась в село Коломенское, к царю просить управы на бояр. Алексей Михайлович успокоил толпу. Однако волнения вспыхнули вновь и царь применил силу. Мятежники были сурово наказаны: многие были повешены возле Коломенского села, других подвергли пытке и отсекли руки и ноги, менее виновных били кнутом и, заклеймив буквой «б» (бунтовщик», сослали на вечное поселение в Сибирь. В 1663 г. правительство отменило медные деньги и стало выдавать войску жалование серебром. Правительство заставило частных лиц сдать медные деньги по курсу 1:20. Эта мера разорила многие семьи.

Социально-экономическая политика Алексея Михайловича была протекционисткой. Особенно ярко это проявилось в развитии торговли. На внутреннем рынке России к середине 17 века было засилие иностранного торгового капитала, что вызывало недовольство русского купечества, подававшего правительству челобитные с требованием изгнать иноземных купцов. На Земском соборе 1648-1649 гг. русские люди опять обратились с подобным требованием. В 1649 г. правительство Алексея Михайловича лишило права вести торговлю внутри России только англичан. В 1653 г. в ответ на челобитную Строганова был принят Торговый устав по которому вместо множества торговых пошлин устанавливалась единая в размере 5 % с цены продаваемого товара. Устав повысил размер пошлины с иностранных купцов до 6 % , а при отправлении товаров внутрь страны еще на 2 %. Еще более протекционистским был Новоторговый устав 1667 г. Он ограждал русских торговых людей от конкуренции иностранных купцов и в то же время увеличивал поступления от сбора пошлины с иноземных купцов в казну. Новоторговый устав 1667 г. заменил все торговые сборы прежнего времени одним сбором десятой деньги с рубля. Новоторговый устав состоял из 101 статьи и представлял собой цельное законодательство о торговле. В нем очень подробно разработаны правила относительно торговли русских купцов с другими государствами и торговли иностранцев в Московском государстве. Иностранцам была запрещена розничная торговля, продавать же оптом они могли только московским купцам и купцам тех городов, где они сами торговали. Чем дальше перемещали товар иностранные купцы, тем больше они платили таможенных пошлин. Новоторговый устав старался обеспечить торговых людей от судебной волокиты и вообще от злоупотреблений администрации.

Свидетельством усиления самодержавия было падение значения земских соборов. Земский собор 1653 г., принявший решение о присоединении Украины к России, считается последним Собором полного состава. Угасание этого института в последующие десятилетия выразилось в том, что правительство перешло к практике приглашения на совещания лишь представителей сословий, в мнении которых оно было заинтересовано (например, совещание с торговыми людьми 1662 г. в связи с финансовым кризисом и «Медным бунтом».







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.233.78 (0.012 с.)