ТОП 10:

Глава 3. Московское государство в XV-XVII вв.



Возвышение Москвы

Возвышение Москвы, освобождение Руси от монгольских завоевателей совпало по времени с важными изменениями в Европе и мире. В 1453 г. Константинополь был завоеван турками-османами. Перестала существовать крупнейшая империя Средневековья — Византия. Русь, таким образом, оставалась единственным крупным самостоятельным православным обществом. В XV-XVI вв. Европа переживала эпоху Великих географических открытий. В 1492 г. Колумб открыл Америку. В Европу хлынуло американское серебро, инициировавшее в старом свете так называемую «революцию цен», развитие торговли, становление промышленной реальности. Стало выгодным и возможным изготовление продуктов для продажи на рынке. Центры экономической жизни переместились из Средиземноморья на Атлантическое побережье, в Антверпен, а затем в Амстердам. Расцвели торговые и промышленные города.

Одновременно в Европейских странах развернулось движение за реформирование католической церкви. С резкой критикой Римской церкви выступили чех Ян Гус (XV в.), немецкий священник Мартин Лютер (XVI в.), женевский проповедник Жан Кальвин (XVI в.) и другие. Реформаторы требовали демократизации церкви, возвращения к Библии как источнику христианского вероучения. Они переводили священное писание на национальные языки. М. Лютер предлагал упростить церковную службу, отменить многочисленные праздники, отвлекавшие христиан от трудов праведных, распустить нищенствующие монашеские ордена, превратившиеся, по его мнению, в настоящих паразитов на теле народа. Новая религиозная идея не осуждала труд и накопление богатства. Наоборот, люди, добившиеся успеха, объявлялись богоизбранными. Лютеранская община в Германии росла быстро и стала именоваться протестантской церковью (название произошло от документа — Протеста, подписанного немецкими князьями в поддержку Лютера). Несомненно, протестантская идея пробуждала дух предпринимательства. Таким образом, в XV-XVI веках в Европе активно развивался процесс ломки традиционного средневекового строя жизни и формирования промышленной реальности с её специфическими ментальными, политическими и социально-экономическими институтами. Набирали силу институты рыночной частной собственности, формировались национальные и европейские рынки, росли мануфактуры, обозначились органы городского самоуправления и сословного представительства.

Процесс освобождения восточной России от монгольского контроля был долгим и мучительным. Это сопровождалось важными изменениями в управлении и администрации. Московия стала ведущим русским государством, а авторитет её великого князя усиливается неимоверно. Новый облик Московии и её международный рост внезапно поразили мир во время правления Ивана III (1462-1505).

Василий II (Темный) передал власть своему сыну Ивану. Новый царь длительное время был соправителем своего слепого отца и имел достаточный опыт. Иван III не любил дерзкой отважности; ждал удобного случая, выбирал время. Он сократил дань Орде почти вдвое. В 1456 г. Москва наказала Новгород за содействие Шемяке. С Новгорода взяли 8 тыс. руб. дани и 8,5 тыс. контрибуции.

Дальновидный и осторожный политик, сознающий всю выгоду своей позиции, Иван III подчинил себе Новгород и Тверь, и в качестве потомка Владимира Святого провозгласил западную Россию своим родовым наследством. Иван III присоединил к Москве Ярославское княжество и ликвидировал остатки независимости Ростовского. Во внутренней политике он был прочно связан и с русскими князьями, и с боярами, находившимися у него на службе. Он был первым из правителей Московии, который в больших масштабах ввел систему поместий[5], которая наиболее полно развилась при его внуке Иване Грозном. Служба при Московском дворе уже в XIV в. доставляла служилому человеку выгоды, каких он не мог найти ни при каком другом дворе. Это было причиной усиленного притока служилых людей в Москву. Иван III установил дипломатические отношения с большим кругом западных и восточных правителей. В 1465 г. умерла жена Ивана III Мария Тверская. Через 7 лет, в возрасте 32 лет, Иван III женился на Софье Палеолог. Женитьба на византийской принцессе повысила его престиж и на Западе, и на Востоке. Итальянские художники и инженеры, которых он привлек, украшали Кремль пышными церквями, башнями и дворцами и модернизировали русскую артиллерию. Из Венеции в Москву пригласили зодчего Фиоравенти Аристотеля. Венецианцу платили 10 тыс. руб. в месяц. Аристотель дал меру кирпича, указал способ обжига. Он заложил храм Успения. Короче говоря, Москва, которая до этого была незаметным и невзрачным провинциальным городом, о существовании которого знали только немногие европейцы, теперь стала широко известной столицей молодого государства. Греки и итальянцы, которые сопровождали Палеолог в Москву, привезли с собой традиции византийской роскоши, смешанные с некоторыми из художественных новаций Возрождения. После её приезда ритуал московского двора стал гораздо более продуманным. Иван III принял новую государственную символику. Вместо Георгия Победоносца с копьем, который остался символом Москвы, появился государственный герб – византийский двуглавый орел. Софью Палеолог сопровождал в Москву посланник Римского Папы. Ватикан надеялся уговорить русского царя на союз (унию) с католиками. После венчания Иван III отверг все предложения католиков принять унию.

За год до своей женитьбы на Софье Иван III открыто попытался подчинить себе Новгород. С начала 13 столетия Новгород традиционно выбирал каждого нового великого князя Владимирского как своего князя, и тот подписывал договор, принимая на себя обязательство не нарушать новгородских прав. Более того, автономия Новгорода гарантировалась монгольским ханом, а позже косвенно упрочилась соперничеством между Москвой и Тверью. Теперь хан потерял свою власть. Тверь ослабла настолько, что больше не могла ограничивать амбиции московских правителей. По Яжелбицкому договору, заключенному в 1456 г. после победы великокняжеского войска над новгородцами, Новгородская республика сохраняла в целом свою государственность, но попадала в зависимость от Москвы. Желая освободиться от Москвы, новгородцы искали помощи в Польше и Литве.

Новгородские бояре, возглавляемые энергичной женщиной-политиком Марфой Борецкой, вдовой прежнего главы Новгорода, пошли на соглашение с Литвой. Симпатии же простых людей в большинстве были на стороне Москвы. Более того, польский король Казимир представлял римскую католическую власть, что делало его подозрительным для многих новгородцев. Однако мнение бояр перевесило, и новгородское вече заключило с Казимиром договор. Король гарантировал Новгороду его права и свободу религии и обещал защиту от Москвы. Как и ожидалось, Иван III не принял равнодушно литовское вмешательство в то, что, как он считал, было чисто русским делом, и отправил против Новгорода свою армию, усиленную касимовскими татарами. В решающем сражении на реке Шелонь (1471 г.) 5 тыс. москвичей разбили 30 тыс. новгородцев (12 тыс. новгородцев было убито). Торговая республика не имела профессионального войска. Кроме того, Новгород зависел от привозного хлеба. Литва не пришла на помощь. Победители отрубили головы знатным новгородцам, в том числе и сыну Марфы Борецкой. Согласно условиям мирного договора, им пришлось заплатить существенный штраф (15 тыс. рублей или 80 пудов серебра) и согласиться на увеличившуюся юридическую власть великого князя. Более того, прежние новгородские свободы подлежали утверждению Ивана. Новгородцы также должны были обещать не входить в союз с Литвой.

Договор 1471 г. оказался лишь временной передышкой. Отношения между боярами и простыми людьми были напряженными, и в 1475 году произошло волнение. Многие простолюдины обратились к Ивану. Он лично прибыл в Новгород для суда над обидчиками – семеро бояр были обвинены и заключены в тюрьму. Когда Иван вернулся в Москву, несколько новгородцев пришли к нему, чтобы подать жалобу. В одном из дел два новгородских должностных лица обратились к нему: «Государь». Иван быстро использовал представившуюся возможность и объявил, что он желает полной власти над Новгородом. Горожане ответили, что эти лица не имели права менять форму обращения и что Новгород удовлетворен договором 1471 года. Несмотря на это, Иван снова отправил свои войска против Новгорода. Казимир, как раньше, не оказал помощи. Город, будучи не в силах бороться с Москвой, должен был сдаться без всяких условий. Вольности были отменены, вече уничтожено. Его символ – колокол свободы – был увезен в Москву. Арестованную Марфу Борецкую отправили в монастырь в Нижнем Новгороде.

Однако и это еще не конец. В Новгороде был раскрыт заговор против Москвы в пользу Литвы. Иван III лично провел карательную операцию 1477-1478 гг. В этот раз он принял решительные меры, чтобы обеспечить повиновение раз и навсегда. Сто пятьдесят бояр были казнены, и их собственность конфискована. Восемь тысяч видных семей получили земельные владения в различных районах Московии, а их прежние земли в Новгороде заселило такое же число москвичей. Пятьдесят богатейших новгородских купцов с семьями перевели во Владимир. В следующие два года из Новгорода в Московию (главным образом в Нижний Новгород) вывели около 10 тыс. зажиточных людей из среднего класса. Кроме того, к 1500 г. большинство церковных земель Новгорода было конфисковано и роздано как земельные владения служившим в армии москвичам.

Это означало конец Великого Новгорода. Верхний пласт новгородского общества был снят, средний класс также рассеян. Оставлены лишь аморфные массы, у которых не было руководителей и политических прав. Политика Ивана в отношении Новгорода имела, однако, более важное значение и влияние, чем простое установление там московского режима. Ни новгородцы, перемещенные в Московию, ни сами москвичи, поселенные в Новгороде, не получили земли в полную собственность. Земельные участки давались им на определенных условиях: в компенсацию за прошлую или за будущую службу великому князю. Контроль над этими владениями сильно увеличивал власть великого князя и усилил его позицию в отношении класса бояр в Московии.

В этой связи нужно упомянуть, что статус боярского класса и его состав в этот период претерпели решительное изменение. С вхождением в Московию большинства региональных княжеств (последнее – Рязань – было присоединено при сыне Ивана III) князья должны были или вступить на службу к великому князю Московскому, или уехать в Литву. Большинство из них остались в Москве и сформировали высший слой боярства. Исчезновение независимых княжеств повлияло также на положение нетитулованных бояр. Старый принцип свободы боярской службы теперь утратил свое значение, так как в Восточной России[6] был только один князь, которому они могли служить. Следовательно, и князья, и бояре Восточной России были постоянно привязаны к Москве; термин «бояре» обрел новое значение – теперь он означал члена боярского совета (Думы) первого разряда. Бояре также занимали высшие должности в армии и администрации Московского княжества. Для того чтобы предотвращать конфликты и недовольство бояр, была организована тщательно ведшаяся система учета генеалогического старшинства боярских фамилий с учетом места службы каждого. Система эта основывалась на прецедентах[7]. Таким образом, великий князь московский (а позже царь) в выборе своих советников и высших военачальников был связан традицией. Самодержавный царь правил посредством аристократической администрации. При известных обстоятельствах это вело к серьезному политическому конфликту. Активный служака не мог обойти своего товарища, отец и дед которого имели большие заслуги.

С 1475 г. Иван III вообще перестал выплачивать дань монголам. Иван разорвал грамоту хана Ахмата с требованием дани за прошлые годы. Ахмат двинулся на Москву. Семью и казну царь поспешил увезти из столицы. В 1480 г. войско татар и русских встали друг против друга на Оке в районе впадения в нее реки Угры. Это около Калуги. Началось знаменитое противостояние на Угре, которое продолжалось полгода. Иван III уехал в Москву, что дало повод обвинить его в трусости. Однако вскоре под давлением церкви он вернулся к войску. Гордая гречанка – Софья Палеолог – призывала мужа действовать решительно. Вооруженное противостояние продолжалось лето и осень. Ни одна из сторон не решилась на нападение. В ноябре реки начали замерзать и их можно было перейти в любом месте. Тем не менее татары не решились наступать и ушли. Так, через сто лет после Куликовской битвы Иван III окончательно сверг ордынское иго. Этому способствовала умелая внешняя политика Ивана. Москва заключила союз с Крымским и Сибирским ханами, а также с Ногайской ордой. В 1471 г. союзник Ивана III разгромил Ахмата.

В 1484-1485 годах была покорена Тверь, в 1489 г. к Московии присоединены отдельные волжские земли. Когда Иван III подошел к Твери, толпа тверских князей и бояр переехала в московский лагерь. Тверской летописец считает измену главной причиной падения своего княжества. Присоединение новых земель позволило Ивану III принять титул «Государя всея Руси». Единое Московское государство было, в основном, создано. Сложилась новая, по сравнению с удельным периодом, социальная структура общества. На вершине социальной пирамиды находился московский великий князь, знатные сословия — бояре и дворяне, церковные иерархи. В её основании расположились купцы, ремесленники, крестьяне (смерды) и потерявшие свободу холопы. Место каждого сословия в государстве определял всесильный князь.

Бывшие удельные княжества превратились в уезды-регионы, подчинённые Москве и возглавлявшиеся наместниками великого князя. Государственная машина не была ещё вполне отлаженной, поэтому наместники не получали жалования, а «кормились», то есть жили за счёт подношений и части судебных пошлин с местного населения. Наместники наделялись разными полномочиями.

При Иване III был составлен единый свод законов, так называемый Судебник 1497 г. В нем предусматривалось усиление роли центральных судебных органов – великокняжеского и боярского суда в Москве – и контроля над судом наместников на местах со стороны центральных властей. Было узаконено возникновение поместного землевладения. Право крестьянского отказа – ухода от одного господина к другому – ограничивалось одним сроком в году – Юрьевым днем осенним (26 ноября) при условии уплаты уходившим крестьянином «пожилого» прежнему господину. Цель этого нововведения – затруднение крестьянского выхода, чтобы обеспечить помещика рабочими руками и, следовательно, создать благоприятные условия для несения им военной службы. Возросла суровость наказаний. Так, за отдельные преступления предусматривалась смертная казнь, например, убийце господина, изменнику, поджигателю.

Иван III был жестоким правителем. Он казнил своего брата вместе с его двумя сыновьями, а другого запугал и сослал из Москвы. Некоторые из его братьев вынуждены были бежать в Литву. Иван III задумал передать Новгород и Псков своему сыну Василию и сделать его соправителем. Этот замысел вызвал резкое недовольство Боярской думы. Бояре были против Софьи и желали видеть наследником внука Ивана III Дмитрия. Кроме того, бояре не хотели отдавать те земли, которые они получили на покоренной новгородской земле. В 1499 г. Иван III приказал казнить бояр И. Патрикеева и С. Ряполовского, а также двух сыновей московского наместника в Новгороде. Опальных людей сжигали в клетке на берегу реки Москвы.

Иван III выдал свою дочь Елену замуж в Литву. В 1500 г. московские войска вторглись в Литву. Елена написала открытое письмо, где защищала своего мужа и осуждала политику отца.

Василий III

У Ивана III от первого брака с Марией Тверской был сын Иван (Молодой). Иван (Молодой) неожиданно умер. Лекарь, прибывший в Москву по рекомендации Папы римского, не смог спасти Ивана (Молодого) и лишился головы. После Ивана (Молодого) остался малолетний Дмитрий. Таким образом, после смерти Ивана III (1505 г.) было два претендента на трон: сын Василий от Палеолог и внук Дмитрий. В 1498 г. Иван III наложил опалу на Софью. Всех женщин, приходивших к Софье, утопили. В этом же году Иван III торжественно венчал своего внука в Успенском соборе шапкой Мономаха. Однако за три года до смерти Иван III наложил опалу на внука. В октябре 1505 г. Иван III умер и сын его Василий стал царем. Он тут же арестовал Дмитрия, который через четыре года умер в тюрьме.

После вступления Василия III на престол казанский хан отказался признавать зависимость от Москвы. Поход русских войск на Казань в 1509 г. закончился для них тяжелым поражением. В этом же году Василий III расправился с Псковом. Вечевой колокол был снят. В 1510 г. состоялась новая карательная экспедиция против Пскова. Около 300 знатных семейств были переселены в Москву. На выборы людям дали только один день. В 1517 г. выселили часть жителей Рязани, а на их место прислали москвичей. Две попытки отвоевать Смоленск у Литвы (1512 и 1513 г.) закончились для Василия III неудачно. Лишь с третьей попытки царь взял Смоленск. В Казани свергли ставленника Москвы и поставили брата крымского хана. В 1521 г. крымский хан Мухамед Гирей прорвался вглубь страны. Василий III бежал в Волоколамск. Крымцы разгромили Подмосковье. Напуганный столь масштабным крымским нашествием, Василий III дал хану грамоту, в которой обязывался платить дань. События 1521 г. показали Василию III, что Крым и союзная с ним Казань, представляют угрозу, и в таких условиях продолжать войну с Литвой было невозможно. В 1522 г. удалось заключить пятилетнее перемирие с Литвой. Литовская сторона признавала переход Смоленска под управление России.

Неровно складывались отношения Ивана III и Василия III с Православной церковью. Возвышение власти Ивана III привело к конфликту с церковью. Православная церковь выражала недовольство вмешательством великого московского князя в ее дела. Так, во время обряда освящения Успенского собора в 1479 г. он запретил продолжать обряд, настаивая на том, что митрополит Геронтий проводил его неправильно. Возник богословский спор, в результате которого была признана неправота Ивана III. Еще более серьезную угрозу церковь для себя видела в секуляризационных планах Ивана III, стремившегося расширить фонд государственных земель за счет церковных вотчин.

Князь принял участие в дискуссии по внутрицерковным делам. Инициатором спора выступил Нил Сорский, духовный наставник так называемых нестяжателей. Он осуждал стремление официальной церкви к роскоши, богатству, душевладению, проповедовал аскетизм христианской жизни, праведность трудового подвижнечества монахов, идею о независимости церкви от государства. Нил Сорский пытался поднять авторитет церкви в глазах общества путем возвращения раннего христианства, когда нищенствующая церковь была моральным примером. Это означало, прежде всего, отказ от церковных вотчин. Нил Сорский полагал, что божественные книги надо изучать критически. Сорский тяготел к новгородским идеям. Он был против преследования еретиков.

Оппонентом Нила Сорского выступил настоятель Волокаламского монастыря Иосиф Волоцкий (в миру Иван Санин). Волоцкий тяготел к московским идеям. Его идеалом была сильная богатая церковь, союзником которой нарекалась государственная власть. Волоцкий называл еретиков «жидовствующими», сразу же отправляя их в лагерь врагов истинной веры. Так называемая «ересть жидовствующих» не содержала следов иудейских вероучений. Суть так называемого «учения жидовствующих» : отрицание монашества и духовной иерархии; отказ от поклонения иконам; отрицание таинства причащения, троичности божества и божественности Иисуса Христа. Проповеди Иосифа Волоцкого призывали светскую власть начать беспощадные гонения на еретиков. Церковные соборы 1488 и 1491 приговорили еретиков к ссылке и тюремному заключению. На церковном соборе 1504 г. еретики были прокляты, а некоторые из них были сожжены. С тех пор число желающих вести богословские споры резко сократилось. Верховная власть, не заинтересованная в сильной церкви, поддержала нестяжателей и, прикрываясь их идеалами, пыталась осуществить секуляризацию (отчуждение) монастырских земель. Однако пока это было ей не под силу.

В 1511 г. митрополитом стал Варлам, последователь наиболее видного идеолога нестяжателей Нила Сорского, умершего в 1508 г. Он поощрял великокняжескую политику в отношении церковного землевладения. Но союз великого князя московского с митрополитом оказался непрочным. Василий III стремился укрепить свою власть над церковными феодалами и установить судебную зависимость монастырской братии от великокняжеского суда, с чем Варлам согласиться не мог. Это заставило Василия III искать союза с противниками нестяжателей – осифлянами. Острота противоречий между осифлянами и нестяжателями нисколько не мешала Василию III приближать к себе по мере надобности как тех, так и других. В этой атмосфере кристализовалась важная религиозно-социальная идея святого Христианского Православного Царства. «Старец» Филофей из Елизарова монастыря, в Пскове, в первой четверти XVI в. определил эту идею в виде православной философии истории. Согласно Филофею, Москва – «Третий Рим». Когда первый Рим откололся от ортодоксии (истинного вероучения) центром православного христианства («Вторым Римом») стал Константинополь. Объединение греков с «Первым Римом» на Флорентийском соборе (15 в.) означало предательство ими православия, за что они были наказаны турецким завоеванием Константинополя и падением Византийской империи (1453 г.). Теперь Москва стала «Третьим Римом» – единственным прибежищем православного христианства. «Два Рима пали, третий стоит, и четвертому не быть». Поскольку, по мысли Филофея, русский царь стал наследником императора в православном христианском мире, на него возлагаются обязанности византийского императора относительно церкви. Новое русское царство должно быть, подобно Византийской империи, симбиозом церкви и государства, прочно связывающим духовную и мирскую сферы.

После захвата Константинополя турками на Руси становится популярной «Повесть о взятии Царьграда» Нестора-Искандера. Повесть содержала пророчество, что «русый» народ освободит Царьград от неверных. Появляются и другие повести. Например, в «Сказании о князьях владимирских» утверждалось, что московские князья прямые потомки вавилонских правителей, которые передали наследство Византии. Иван Грозный часто ссылался на «Сказание о князьях владимирских». Грозный утверждал, что он ведет свой род от императора Августа. Четырнадцатое колено от брата Августа Пруса – это Рюрик.

К нестяжателям примкнул Максим Грек. Он не знал по-славянски. Он был родом из Албании, сын знатных родителей эллинского происхождения. Учился во Флоренции и Венеции. В Италии он не ужился; слишком образован и прямодушен. Грек был последователем учения Савонаролы, учившего сжигать предметы роскоши. Обличения Максима Грека касались мирской власти и суда. В 1524 г. Максима Грека арестовали. Он был против развода Василия III с Соломонией Сабуровой. Был арестован Берсень Беклемишев, Савва Грек и другие. Беклемишева казнили, а Федору Жареному урезали язык. Максим Грек был заточен в Иосифо-Волоколамском монастыре, у своих противников – осифлян, где, по его словам, «морили дымом, морозом и голодом». Осуждение М. Грека усилило позиции иосифлянского духовенства.

Практически на протяжении всего XVI в. Московия расширялась территориально. В 1510 году к Москве был присоединён Псков. В 1514 г. Смоленск был отвоёван у Литвы. В честь этого события в Москве построили Новодевичий монастырь, куда была перевезена икона Смоленской Богоматери. В 1521 г. Рязанское княжество прекратило независимое существование. Объединение русских земель, в основном, завершилось. Вместо бывших самостоятельных княжеств появляются уезды. Уезды подразделялись на волости. К XVI веку в России (это название появилось в конце XV века) проживало 7 млн. человек. Плотность населения была в 2- 6 раз ниже европейской и составляла 5 человек на 1 квадратный километр. Только 2% населения проживало в городах, которых насчитывалось около 170. Но лишь в 16 городах было по 500 дворов. В Москве проживало около 100 тысяч человек, в Пскове и Новгороде – по 30 тысяч. Иван III провел реформу календаря с 1492 г. (с 7000 г. от сотворения мира) новый год стали отмечать не 1 марта, а 1 сентября. Введение нового календаря не было простой формальностью. Он был более пригоден для исчисления доходов, поскольку урожай собирался к 1 сентября.

После проникновения в Сибирь в середине XVII века русские цари управляли самым большим в мире государством (1,5 млн. кв. км.). За 150 лет России пришлось провести более 160 войн с иноземными вооруженными силами Швеции, Литвы, Ливонии, Монголии. Это вынуждало содержать огромную армию. Разрасталось служилое сословие. В Московском государстве XVI-XVII веков усиливалось значение армии, всеобщего подчинения, закрепощения, а также централизации власти. Страна всё больше становилась похожей на военный лагерь.

Всякие ростки гражданского общества, свободомыслия искоренялись. Ограничениям подвергалась частная собственность и частные собственники. В XVI в. царская власть максимально приблизилась к деспотии. В западной Европе аристократия создавалась из верхнего слоя завоевателей. В Московском государстве цвет боярства состоял из завоеванных князей. В Москве собралось слишком много падших и побежденных. В отличие от французских баронов, располагавших укрепленными замками, боярская знать не жила по своим вотчинным усадьбам, а теснилась в столице под рукой государя, которому легко было достать любого для расправы. После 1550 г. бывших удельных князей лишили их войска и большей части земель. Их вольные слуги были введены в общий состав государевых служилых людей. Таким образом, удельные князья из вольных союзников Москвы превратились в ее подданных.

Немецкий дипломат Герберштейн, оказавшийся в Москве через 7 лет после вступления Василия III на престол писал: «Властью, которую он имеет по отношению к своим подданным, он легко превосходит всех монархов всего мира; и докончил он так же то, что начал его отец, а именно отнял у всех князей и других влиятельных лиц все их города и укрепления; всех одинаково гнетет он жестоким рабством, так что, если он прикажет кому-нибудь быть при его дворе, или идти на войну, или править какое-нибудь посольство, тот вынужден исполнить все это на свой счет; он применяет свою власть к духовным так же, как и к мирянам, распоряжаясь беспрепятственно и по своей воле жизнью и имуществом всех».

Иван Грозный (1547-1584 гг.)

У Василия III не было детей, хотя он был женат 20 лет. Царь задумал развестись с Соломонией. Митрополит Варлам выступил против за что был низложен и заменен в 1522 г. Даниилом. Новый митрополит насильственно постриг Соломонию и в 1526 г. сам обвенчал Василия III с Еленой Глинской. Политическое значение этого брака в том, что он символизировал единение Московской и Литовской Руси, выходцами из которой были князья Глинские. Сама Елена знала европейские обычаи. Чтобы угодить ей, Василий III даже сбрил бороду, что вызвало недовольство в церковной среде. Через некоторое время после свадьбы был освобожден из заточения дядя Елены князь Михаил Глинский. В 1530 г. Елена родила Ивана. Через два года родился второй сын, который был глухонемым.

В момент рождения Ивана IV его отцу было более 50 лет. Перед смертью Василий III образовал опекунский совет при малолетнем великом князе и его матери. В совет вошли князья Шуйские, М. Глинский, боярин М. Захарьин и другие. При помощи своего фаворита Телепнева-Оболенского Елена освободила себя от установленной над ней опеки. 1534-1538 – годы правления Елены Глинской. Она арестовала своего дядю Михаила Глинского и князей И. Бельского и М. Воротынского. Шуйские уцелели. Елене удалось заманить в Москву удельного князя Андрея и уничтожить его вместе с семьей.

В 1538 г. Елена внезапно умерла. Предположительно она была отравлена. Шесть дней спустя, по приказу бояр, Оболенский был брошен в тюрьму, где умер голодной смертью. Боярская дума теперь приняла на себя управление государством, но между ее членами было мало согласия. За власть боролись две враждующие группировки; одну возглавляли князья Шуйские, другую – Бельские. Ивану IV не исполнилось еще 8 лет. Бояре искали разные пути воздействия на молодого государя. Пользуясь тем, что личность его еще не пробудилась, они пытались настроить его в свою пользу, подыгрывали жестоким и низменным сторонам его натуры. Засилие Шуйских длилось недолго. В 1543 г. государь приказал своим псарям затравить собаками князя Андрея Шуйского. Государю было тогда всего 13 лет. В 16 лет царь казнил Ивана Кубенского, а также бояр Василия и Федора Воронцовых, обвиненных в подстрекательстве к мятежу новгородских пищальников. Никакого расследования по этому поводу проведено не было.

Решающее влияние с этого времени на Ивана IV стали оказывать его родственники князья Глинские. В декабре 1546 г., вскоре после того, как ему исполнилось 16 лет, Иван в присутствии Митрополита Макария, бояр и высшего духовенства заявил о своем намерении венчаться на царство. Венчание на царство состоялось в январе 1547 г. в Успенском соборе Кремля. Из рук митрополита Макария он принял царский венец и бармы (драгоценные оплечья). Одновременно происходили выборы царской невесты. Из представленных ему знатных девиц царь выбрал Анастасию из древней боярской некняжеской семьи Захарьиных-Юрьевых. Выбор Ивана IV вызвал недовольство у аристократических княжеских семей. Венчание состоялось в феврале 1547 г. Иван очень любил свою супругу, а она оказывала на него исключительно сдерживающее и облагораживающее влияние.

В Москве часто случались пожары. В 1547 г. пожары в городе начались еще в апреле, а в июне, в сильную бурю, столица выгорела по существу целиком, включая многие строения в Кремле. Погибло около 3 тыс. человек. Примерно 80 тыс. людей остались без крова. Народная молва обвинила в чародействе и поджоге города бабку царя Анну Глинскую, которая будто бы раскапывала свежие могилы, вынимала сердца у мертвых и тем самым вызывала огонь. Москвичи восстали, явились в Кремль. Дядя царя Юрий Глинский попытался спрятаться в Успенском соборе, но толпа вытащила его и убила. Затем начался погром дворов, принадлежавших Глинским. Многие бояре, недовольные Глинскими, побуждали толпу к решительным действиям. В результате восстания правление Глинских пало.

В критический момент московского пожара к молодому царю обратился священник Сильвестр, выходец из Великого Новгорода. Он говорил о том, что пожар является наказанием божьим за недостойное поведение молодого царя. Царь был тронут нелицеприятной речью Сильвестра и приблизил его ко двору. Сильвестр и Адашев (спальник) стали главными советниками Ивана IV. Воздействие этих лиц обратило Грозного от забав к чтению, к вопросам богословского знания и политических теорий. Способный и впечатлительный от природы, Грозный скоро усвоил себе все то, чем питался ум и возбуждалось чувство передовых москвичей. Скоро вокруг молодого царя образовался кружок приближенных к нему лиц, который на польский манер назвали Избранной радой. В раду входили Курбский, Воротынский, Одоевский, Шереметьевы. В течение 13 лет рада являлась фактически правительством и управляла от имени царя. Это время — самый светлый период царствования Ивана Васильевича.

Необходимые реформы начали проводиться еще при Елене Глинской. В 1535 г. была проведена монетная реформа, установившая единую монету по всей территории государства на основе серебряной новгородской копейки. Затем в 1539 г. была проведена губная реформа. Губа – район уголовной юрисдикции. Дела о «лихих людях» (разбойниках) передавались из ведения наместников и волостелей в ведение «выборных голов» – губных старост из числа местных детей боярских, у которых помощниками были целовальники. Для надзора за губными органами был учрежден разбойный приказ. Реформа положила начало формированию органов местного самоуправления.

В 1549 г. был созван первый земский собор. На нем присутствовали члены боярской думы, священники, дворецкие и казначеи, воеводы, дети боярские, московские дворяне. Иван IV с Лобного места обратился с речью «о примирении», в которой резко осудил неправедное боярское правление, предшествовавшее его воцарению. Царь призывал подданных к совместным действиям по укреплению государства. Созыв Собора 1549 г. — свидетельство создания сословно-представительного учреждения и превращения России в сословно-представительную монархию в то время, когда власть царя еще нуждалась в поддержке сословий. Земские соборы не ограничивали власти царя, носили совещательный характер, однако способствовали проведению в жизнь на местах политических мероприятий верховной власти и позволяли ей лавировать между дворянством и боярством. Они не стали постоянным органом и в последствии собирались по необходимости несколько раз, в частности в 1565, 1584 и 1589 гг.

Самым крупным предприятием правительства компромисса было завершение работы над новым Судебником. Он содержал 101 статью. Судебник 1550 г. отменял торговые привилегии феодалов и передал право тамги (основной торговой пошлины) царской администрации, что отвечало интересам верхушки купцов и ремесленников. Отменялись также податные льготы монастырям, что ослабляло материальную базу церкви и укрепляло центральную власть. Была проведена военная реформа. Службу «по отечеству» проходили дворяне и дети боярские. Служба начиналась с 15 лет, когда из «недоросля» дворянин или сын боярский становился «новиком», продолжалась до самой смерти и переходила по наследству т. е. «по отечеству». Эта категория служилых людей составляла основную часть вооруженных сил — конное ополчение феодалов и обеспечивалось жалованьем и землей — «поместными дачами». Оклады давались в пределах от 150 до 450 десятин земли в трех полях и от 4 до 7 руб. в год. Однако у государства не хватало ни денег, ни свободных земель. Службу «по прибору» проходили стрельцы. Созданные в 1550 г. стрелецкие войска имели на вооружении пищали и холодное оружие. Стрелецкое войско было сведено в отдельные «приказы» по 500 человек в каждом и составляло личную охрану царя. К концу XVI в. в стрелецких войсках насчитывалось уже 25 тыс. человек. Служба стрельцов проходила не только в Москве. Служба «по прибору» была менее почетной по сравнению со службой «по отечеству» — она не передавалась по наследству и на нее мог поступить любой свободный человек. Содержание многочисленного войска требовало огромных средств. Чтобы полнее обеспечить казну, придумывались разные налоги, в частности были введены «пищальные деньги» — налог на содержание стрелецкого войска, «полоняничные деньги» — налог на выкуп пленных.

В ноябре 1549 г. начался поход русских войск на Казань. В феврале 1550 г. царь впервые увидел столицу враждебного ханства. Под стенами города произошло ожесточенное сражение. Однако взять Казань не смогли. Царь обвини во всем воеводу Бельского, который вскоре умер. Для подготовки к дальнейшей борьбе с Казанью летом 1551 г. воеводами была заложена крепость Свияжск напротив Казани. Новый поход на Казань начался летом 1552 г. Царь принимал в нем непосредственное участие, а главным воеводой был Горбатый. Под его руководством была достигнута победа на поле, что дало возможность вести осадные работы. Была построена боевая башня, которая позволила обстреливать город сверху. Удалось успешно провести несколько подкопов и в результате вывести из строя источник питьевой воды. 2 октября Казань была взята.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.200.218.187 (0.011 с.)