ТОП 10:

Аристократическое начало: боярский совет.



Существует установленная традиция в русских исторических писаниях называть совет бояр «боярской думой». Однако этот термин не использовался в древней Руси. Боярский совет был существенным дополнением княжеской власти. Ни одно важное решение не могло быть принято князем, или исполнено им, без согласия с боярами. Именно оппозицией дружины по отношению к новой вере Святослав мотивировал свой отказ принять христианство. С другой стороны, обращение Владимира было одобрено боярами. Бояре также принимали участие в законотворчестве и в кодификации законов. В определенных случаях дума действовала как верховный суд. Так, когда жена Владимира Рогнеда покушалась на его жизнь, он созвал бояр предоставил выносить решение им. Между прочим, они посоветовали проявить милосердие. Хотя боярская дума была постоянным институтом, ее компетенция, так же как и ее функции определялись в большей мере обычаем, нежели законом. Однако, если князя выбирало вече, бояре были обычно стороной, выражающей согласие, и когда подписывался договор между князем и вечем, бояре также давали присягу. Не ясно, подписывался ли в таких случаях отдельный договор между князем и боярами.

Состав боярской думы был столь же неопределенным, как и ее компетенция. Обычай требовал, чтобы князь держал совет только со старыми и опытными людьми. Если князь нарушал это правило, он подвергался суровой критике, так сказать, общественного мнения. В функционировании боярской думы можно различить внутренний круг и более широкое собрание. В деятельности внутреннего круга принимали участие только ведущие члены дружины («мужи передние»). Этот внутренний совет включал в себя от трех до пяти членов, в его состав входил и тысяцкий. Владимир Мономах наставлял своих детей, чтобы те «сидели и советовались» со своими приверженцами каждое утро; несомненно, в этом случае он имел в виду внутренний совет. В каком-то смысле это учреждение было кабинетом князя. В XII в. эти две группы смешались под одним названием – «бояре». По-видимому, каждому боярину, связанному со столицей земли, давалось право заседать на пленарном собрании думы, но неизвестно, всегда ли их всех приглашали. Нет свидетельств, что определенное количество членов думы было ограничено законом, но возможно так было по обычаю. Следует заметить, что, в отличие от князей, бояре не образовывали внутренне замкнутого слоя. Благодаря службе в княжеской дружине доступ к боярству был открыт каждому способному человеку, по крайней мере, теоретически. В действительности сыну боярина было проще достичь высокого положения в дружине, чем выходцу из простого народа. У боярина не было обязанности служить князю, и он в любое время мог свободно оставить одного князя и перейти на службу к другому. Даже если ему за службу даровали земли, то земельный надел, который он получал в XIII в. – становился его личной собственностью и не влек за собой обязательств исполнять службу. Таким образом, боярин, будь он членом княжеского совета или несущим службу у князя, не был его вассалом. Это важный момент различия между социальным укладом в Киевской Руси и на западе в один и тот же период.

Развитие системы боярских вотчин привело к усилению самостоятельности бояр. Дружинная организация начинает распадаться. Дружинники стали постепенно превращаться в княжеских слуг. С XIII в. появляются уделы или вотчины. Русь вступает в удельный период.

Демократическое начало: вече

Городское собрание было всеобщим учреждением в древней Руси, как в больших городах, так и сельской местности. В крупных городах население каждой из окружных общин встречалось, чтобы обсудить общинные дела, но помимо этого были также и собрания населения всего города. В этом смысле у каждого древнерусского города было свое собственное вече. Однако собрание в столице земли представляло собой вече в специальном смысле этого термина, то есть вполне развитый политический институт. Слово «вече» соответствует французскому парламент, буквально – место, где народговорит (о государственных делах). Русское слово «совет» происходит от того же корня, что и «вече». Все свободные горожане имели право принимать участие в собраниях веча. Хотя собрание всегда созывалось в столичном городе, представители пригородов имели право присутствовать там и голосовать. Собрания созывались, как только возникала необходимость; народ собирался на рыночной площади, заслышав глашатаев или звон городского колокола. Таким образом, вече можно определить как генеральную ассамблею населения лишь столичного города. Право голосовать имели одни мужчины, и только главы семей. Обычай требовал, чтобы решение было единогласным. Небольшое меньшинство должно было подчиняться большинству. Когда не было четкого большинства, две разошедшиеся во взглядах партии спорили часами и часто развязывали драки. В таких случаях либо не приходили ни к какому решению, либо, наконец, одна сторона брала верх, и меньшинству приходилось неохотно принимать неизбежное.

Обычно на собрании председательствовал городской голова, но иногда возглавить собрание просили митрополита или местного епископа. Князь мог присутствовать на собраниях, как обычно и бывало, когда он сам созывал собрание. Нередко, однако, оно могло быть созвано группой граждан, недовольных политикой князя. В подобных случаях князь воздерживался от какого-либо участия в собрании. Такие собрания протеста как правило собирались на рыночной площади. В обычные времена вече проходило либо на площади перед княжеским дворцом, либо перед кафедральным собором. Вече имело свой голос в решении вопроса о престолонаследии, поддерживая или выступая против кандидата с точки зрения интересов города, и в определенных случаях даже требовало отречения князя, уже находящегося у власти. В обычные времена оно сходилось во мнениях с князем и боярской думой по всем главным вопросам законодательства и общего управления. Реже оно действовало как верховный суд. Степень влиятельности веча варьировалась в разных городах. Вершин власти это учреждение достигло в Новгороде.

 

Русь в монгольский период

В XIII веке в половецких степях появился новый народ — монголы. Монгольские племена издавна кочевали на просторах Центральной Азии. Монголы не смешались с древней китайской культурой. В конце 1 тыс. н. э. у монголов распадалась родовая община, появлялись так называемые «люди длинной воли», которые, не желая мириться с властью родовых старейшин, убегали в степи, разбойничали. В их среде формировались новые идеалы — военного быта, завоеваний. В начале 13 века лидером монголов стал военный вождь Тэмуджин. Это был человек трудной судьбы. Он рано остался сиротой. Почти 20 лет жестокой борьбы за существование закалили его характер. Он был рабом, носил колодку на шее. Обрывком цепи убил сторожа и бежал. В 1182 г. вокруг Тэмуджина объединилась сначала небольшая Орда (орда — ставка хана). Главы куреней поставили Тэмуджина своим военным вождём, избрав для него имя Чингисхана, т.е. первого среди равных. Имя Чингис означало беспредельная сила. В 1206 г. на Всемонгольском Великом Курултае (съезде) Чингисхан был избран вождем всех монголов. Здесь же он огласил Ясу — законы нового государства. Как необходимое правило устанавливалась взаимопомощь и взаимовыручка, жестокие наказания (смертная казнь) за убийство, грабёж, кражу, блуд, отказ путнику в пище и воде, невозвращение чужого оружия.

Чингисхан создал стройное и дисциплинированное войско, которое делилось на тумены (или «тьмы» по 10 тыс. воинов), тысячи, сотни и десятки. Коллективная ответственность, как правило, смертью, лежала на десятке в случае предательства, дезертирства хотя бы одного воина. Созданное таким образом двухмиллионное монгольское государство завоевало пятидесятимиллионный Китай, Среднюю Азию, Закавказье. Завоевание монголами Северного Китая поставило им на службу тысячи китайских военных инженеров и техников, которые очень помогли монголам при осаде укрепленных мест во время их будущих походов.

В 1223 г. монголы (или татары, как их называли русские) появились на юго-востоке. Спасавшиеся от них бегством куманы, обратились за помощью к русским князьям. Мстислав стал организовывать союз русских князей против татар. Монгольские послы, прибывшие к русским князьям, были убиты[4]. На созванном в Киеве совещании князей было решено не дожидаться врага, а атаковать его в глубине степей. Киевское войско переправилось через Днепр и 9 дней преследовало татар, отходящих вглубь степей. Это был хитрый маневр кочевников. Сражение состоялось на реке Калке неподалеку от Азовского моря (около современного Мариуполя). Русские войска сражались храбро, но взаимодействия между ними и куманами не было. Монголы победили.

Монгольское нападение 1223 г. было разведывательной экспедицией. Через 14 лет монголы снова появились на русской земле. Монгольское вторжение было последним большим движением евразийских кочевников на Запад. Они продолжали традиции скифов, сарматов, аваров и хазар. До появления огнестрельного оружия конница брала верх в степных войнах. Монгольские войска, основой которых являлась кавалерия, были лучше организованы и обучены, чем какая-нибудь из армий кочевников прошлого. Монгольские вожди стремились установить контроль над миром. Бату сначала направился в поход, целью которого было подчинить процветающее царство волжских булгар. Эта задача была выполнена; тогда он переправился через Волгу в декабре 1237 г. и вторгся в земли России. Русские были застигнуты врасплох — они никак не ожидали, что силы волжских булгар будут сломлены так быстро. Урок поражения на Калке русских ничему не научил. Единства между ними было еще меньше, чем прежде, и монголы получили возможность покорять одно княжество за другим. Сначала они потребовали дань от Рязани. Получив отказ, за 6 дней взяли город штурмом и разрушили его. Сорок дней потребовалось монголам чтобы дойти до Владимира, по пути обратив в пепел Пронск, Москву и другие города. 3 февраля татары осадили Владимир, а 7 февраля взяли его штурмом. На Руси знали, что степняки штурмовать крепости не умеют, а долгие осады в условиях суровой русской зимы неминуемо обескровят монгольское войско. Но владимирский князь не учел того, что военный опыт монголов был несравненно богаче, чем у половцев, и за 30 лет непрерывной войны они многому научились у китайцев, хорезмийцев и других народов. 4 марта 1238 г. владимирское войско приняло неравный бой и полегло все до последнего человека, включая и самого князя. Днем позже пал Торжок. Дорога на Новгород была открыта. Однако три месяца сражений не могли не сказаться на боеспособности монгольской рати. К тому же надвигалась весенняя распутица. Монголы не дошли до Новгорода 60 км. и повернули обратно. После этого татары на целый год отступили в степи, чтобы восстановить силы. Но и на сей раз князья не воспользовались полученной отсрочкой и не прекратили свои распри. В 1238 г. войско Батыя отдыхало в низовьях Дона и Волги. В 1240 г. татары разорили южную Русь. После ожесточенных боев монголы взяли и уничтожили Чернигов и Переяславль. 5 сентября 1240 г. войска Батыя, Субедея форсировали Днепр и окружили Киев. Численность населения города приближалась к 50 тыс. человек. Киевляне не пошли на переговоры и убили татарских послов. Оборона Киева длилась 93 дня. Далее монголы прошли огнем и мечом через Галицко-Волынское княжество и вышли на границу с Венгрией. В течение 1241-1242 гг. монголы опустошали Южную и Центральную Европу, достигли побережья Адриатического моря и повернули обратно. В конце 1242 – начале 1243 г. Батый совершил новый поход в Европу. Батыево войско было слишком ослаблено штурмами, сражениями и потерями. Дойдя до низовьев Волги, хан решил основать здесь свою ставку. Сюда сгонялись десятки тысяч пленников, прежде всего ремесленников, из Руси и других стран, свозилось награбленное добро. Так появился город Сарай-Бату – столица Западного улуса Монгольской империи.

В XIII в. Сибирь, Каспийские степи, Таманский полуостров, Крым, территории от Дуная до Карпат вошли в улус (одну из частей монгольского государства), получивший название Золотой Орды, столицей которого стал город Сарай («дворец»).Структура Монгольской империи для русских князей означала прежде всего наличие двух центров власти: ближнего – в Сарае, и дальнего – в Каракоруме. От Владимира до Сарая было 1250 км., до Каракорума – 4500 км. Поход Батыя был завершен в 1240 г., но регулярная система сбора дани появилась не сразу. Более 15 лет монголы ограничивались подарками, привозимыми с князьями в Сарай и Каракорум. Более чем на 200 лет Русь попала в вассально-даннические отношения от Монголии. Следует отметить, что завоеватели не ликвидировали княжескую власть, православную церковь, предоставив последней охранные грамоты на её имущество. Первые 25 лет монгольской власти на Руси были для русских самыми тяжелыми. Потрясенные своим несчастьем, они сначала не знали, что делать дальше. Всем русским князьям было предъявлено требование признать себя вассалами хана. Никому не было разрешено занимать свое место без ханского ярлыка, который не давался, пока князь лично не явится к хану. Поездка в Орду — в лагерь хана — была одновременно и опасной, и унизительной. Первыми отправились получать ярлыки князья восточной Руси. Часть князей ориентировалась на помощь западных стран и католической церкви. Например, Даниил Галицкий. Однако военной помощи он так и не получил. Галич и Волынь были опустошены монголами. Другая часть князей считала, что монголы являются меньшим злом по сравнению с немцами и шведами. Ярким представителм этой группы князей был Александр Невский. Он получил ярлык на великое княжение в Киеве от хана Гуюка. Однако он не поехал в опустошенный город, а остался в Новгороде. Несколько лет спустя сын Бату даровал ему великое княжение во Владимире. Будучи убежден, что Русь не может противостоять одновременно натиску немцев и монголов, Александр принял твердый политический курс на ханское покровительство; он никогда не отходил от этого, и его наследники следовали такой же политике.

Вскоре новая угроза возникает на северо-западном рубеже. В июне 1240 г. шведская флотилия прошла от устья Невы до впадения в нее реки Ижоры. Здесь шведы намеревались сделать остановку перед наступлением на Ладогу – главный северный форпост новгородцев. 15 июня 1240 г. князь Александр атаковал лагерь шведов, зажав их на стрелке Невы и Ижоры. Благодаря этому они лишили противника свободы маневра и ценой малых потерь нанесли шведам сокрушительное поражение. Эта победа надолго обезопасила северо-западную границу Новгородской земли и снискала 19-летнему князю славу блестящего полководца. В память о разгроме шведов, Александр был прозван Невским.

Усиление авторитета князя всерьез обеспокоило новгородских бояр, и они вынудили его вернуться в Переяславль. Но в этом же году рыцари немецкого Ливонского ордена захватили Изборск и подступили к Пскову. Еще в XII в. в стане ливов (финский народ), в устье Западной Двины поселились немцы, целью которых было обращение местных жителей в католичество. Немцы-католики объединились в духовно-рыцарский орден Меченосцев. В 1224 г. они завоевали русский город Юрьев, получивший название Дерпта. Шведское королевство также угрожало Руси, оно пыталось оттеснить новгородцев от выхода в Балтийское море.

Попытка псковичей противостоять вторжению собственными силами потерпела неудачу. Городское ополчение было разбито, и Псков взят в осаду. Через неделю благодаря измене посадника, рыцари вошли в город. Между псковитянами нашлись изменники; один из них стал управлять городом «от немецкой руки». Это заставило новгородских бояр вновь просить Александра Невского вернуться и возглавить оборону. В 1241 г. он изгоняет немцев из крепости Копорье, а вскоре освобождает Псков. Дальнейшее продвижение русских войск на северо-запад в обход Псковского озера натолкнулось на яростное сопротивление немцев. Александр отступил к Чудскому озеру. Решающее сражение состоялось 5 апреля 1242 г. Боевое построение рыцарей имело традиционную для крестоносцев форму клина. Александр сознательно сконцентрировал главные силы на флангах, в полках правой и левой руки. В центре он расположил новгородскую пехоту, которая не могла выдержать фронтального удара рыцарской конницы и была фактически обречена. Расчет Александра Невского полностью оправдался. Рыцари были взяты в клещи полками левой и правой руки. Если верить летописи, то 400 рыцарей погибло, а 50 взято в плен. Ледовое побоище, как назвали современники эту битву, серьезно ослабило Ливонский орден. В следующем, 1243 г. рыцари вынуждены были заключить с Новгородом мир, отказавшись от всех прежних своих притязаний. Русская православная церковь причислила Александра Невского к лику святых.

Политика Александра прошла тяжелые испытания в 1257 г., когда хан приказал провести общую перепись населения. В Россию было отправлено множество монгольских чиновников, чтобы установить налоги и производить набор в монгольские войска. Если население Суздальского княжества (хотя и с неохотой) допустило чиновников к переписи, то жители Новгорода решительно возражали, и началось восстание, которое Александр подавил силой. Несмотря на протесты новгородцев, Александр Невский заставил их принять в качестве князя собственного сына. Такого раньше не было. Князья и татары выступают против вечевых сходок. В 1262 г. в некоторых городах Суздальского княжества поднялись восстания против сборщиков налогов для хана. Не сумев предупредить или подавить это восстание, Александр спешно отправился в Орду. Там он провел несколько месяцев и уговорил хана не посылать карательную экспедицию в Суздаль. На обратном пути Александр заболел и умер. Менгу-Тимур отозвал из Руси купцов – сборщиков налогов и прислал вместо них официальных сборщиков. Он также выдал ярлык, освобождающий русскую церковь и прикосновенных к ней людей от уплаты налогов и призыва на военную службу монголам. В дальнейшем хан гарантировал Новгороду автономию и право на свободную торговлю.

В 1257 г. монголы провели перепись населения русских княжеств и установили достаточно мягкий принцип сбора дани – «с дома». Сбором дани сначала занимались специальные монгольские служащие — баскаки, затем русские князья. Владимирские князья первыми нашли подход к новым правителям. Уже в 1243 г. князь Ярослав прибыл с дарами в монгольскую столицу и получил ярлык — специальную грамоту, документ на великое княжение и пайцзу – золотую бирку (пропуск), разрешавшую проезд по Орде. Стараясь угодить монголам, не все русские князья вели себя достойно. Доносительство становилось скверной привычкой. В 13-14 вв. не только монголы, но и западные правители проявляли незаурядный интерес к Руси. Русские князья были непримиримы в отношении католического Запада и достаточно лояльны к Золотой Орде, не претендовавшей на ликвидацию государственной и религиозной самостоятельности Руси. Русские очень многое переняли у монголов. Это и методы государственного правления и принципы построения армии, и предметы обихода (ковры, сапоги, чулки, халаты). Русский язык пополнился монгольскими словами: ямская гоньба, казна, таможня, деньги, брага, буза, кабала (долговое рабство), кабак, алтын и т.д. Многие русские семьи породнились с татарскими (так на Руси называли монголов). Известные в России фамилии Пушкиных, Годуновых, Ахматовых, Буниных и многие другие имели татарские корни. Сохранилась пословица: «Незваный гость – хуже татарина». Французская пословица предупреждает: «Поскреби русского и обнаружишь татарина».

Во время правления хана Узбека (1313-1341) ислам стал в Орде официальной религией. В своей политике по отношению к Руси ханы старались поддерживать баланс сил среди русских князей, не давая никому из них чересчур укрепиться. За действиями каждого из них бдительно следили ханские уполномоченные. И в Китае и в Персии монголы ниспровергли правящие династии и установили свой прямой контроль. В отличие от этого в большей части Руси они оставили князей дома Рюрика у власти в качестве своих вассалов. Эта разница в политике может быть объяснена тем, что на Руси не существовало централизованного государства, а никто из локальных русских князей не представлялся хану опасным. Кроме того, как только монголы обнаружили, что южнорусские степи соответствуют их образу жизни и привычкам, они не пожелали селиться в лесной области на севере; они были заинтересованы только в эксплуатации ее людских и финансовых ресурсов. В целях сбора пополнений в свою армию и налогов монголы провели три переписи населения Руси (в 1245, 1257 и 1274 годах). Монгольская административная система была тесно связана с военным делом и, подобно ему, основывалась на десятичном принципе. Квота воинов, которую выставляла каждая местность, зависела от ее размеров. Каждый район, способный выставить десять человек, считался объединением десятки и так далее до единицы измерения в десять тысяч (тьма). Монголы забирали у русских одного рекрута с каждых десяти мужчин. Русских налогоплательщиков монголы настолько выучили безусловному повиновению закону, что когда монгольские чиновники и войска были выведены и хан поручил собирать налоги русским князьям, они не встретили трудностей. В то же время они нашли эту систему очень целесообразной и прибыльной: в ряде областей собиралось денег больше, чем отдавалось хану, и князья имели возможность положить этот остаток себе в карман.

Необходимо напомнить, что в киевский период христианство твердо обосновалось среди высших классов городского населения. Но в деревни и села оно еще глубоко не проникло. Сельское население также христианизировалось именно в монгольский период. Это было достигнуто как напряженной работой духовенства, так и усилением религиозных чувств самих людей. И в городах, и вне их сильно выросло число церквей и монастырей. Характерной чертой нового монашества был приход в него личностей -–молодых людей, настоящих подвижников. Они принимали монашество, чтобы идти «в дебри», глухие леса, где трудились в самых примитивных условиях, молились и занимались религиозными размышлениями.

Ужасы монгольского вторжения, равно как и княжеских междоусобиц, так же как и тяжелые условия жизни вообще способствовали развитию такого умонастроения. Когда то, что начиналось как уединенное убежище, вырастало в большой и богатый монастырь, окруженный процветающими крестьянскими деревнями, основатель всего этого (отшельник или монах) должен был искать новое место и покидать прежний монастырь, чтобы основать себе новый приют в глухих лесах или дальше на севере. В итоге такие монастыри способствовали появлению других. Руководителем и первооткрывателем этого движения был святой Сергей Радонежский, основатель Троицкого монастыря (40 км к северо-востоку от Москвы). Святостью своей личности он вдохновил многих других, которые никогда не видели его.

Даже еще больше, чем в киевский период, церковь оставалась ведущим фактором в развитии литературы и искусства. Церковным духом были проникнуты проповеди епископов, жития святых. Некоторые биографии князей, таких, как Александр Невский, который после смерти был канонизирован, также были написаны в стиле житий святых. Главной идеей этих работ было то, что монгольское иго – это наказание божье за грехи русского народа, и только праведное христианство может вывести русских из их бедственного положения. Как и в киевский период, духовенство в монгольскую эпоху играло важную роль в составлении русских летописей. Эта работа приостановилась во время монгольского нашествия, но потом была возобновлена и расширена в 14 и 15 столетиях. Подтверждением ведущей роли духовенства может служить и то, что наиболее известная героическая поэма этого времени (в ней прославляется битва на Куликовом поле) – «Задонщина» – была написана священником. С литературной точки зрения она является подражанием «Слову о полку Игореве» (12 век), которое было создано княжеским дружинником. Кроме «Задонщины» были сочинены и другие повести о Куликовом поле, и некоторые из них были отражены в летописях. Былины киевского периода стали подгоняться народными сказителями под новую ситуацию. Так куманов стали называть, как и новых врагов, татарами. Соответственно новые былины и исторические легенды создавались на основе монгольской фазы борьбы России против степных кочевников. Разрушение Бату Киева и нападение ногаев на Русь стали темами современного русского фольклора.

Важным аспектом религиозного возрождения России в монгольское время явилось церковное искусство. Упадок архитектуры был повсеместным (кроме Новгорода) – искусные суздальские городские мастера и ремесленники были вывезены монголами. Зато стала процветать религиозная живопись на фресках и иконах и в Новгороде и в Московии. Большую роль в художественном возрождении играл великий художник – грек Феофан, который провел последние тридцать лет своей жизни на Руси. И его личность, и мастерство были признаны русскими художниками, которые получили много пользы от изучения техники его письма. Величайшим русским художником был Андрей Рублев, который провел свою юность в Троицком монастыре и позже написал свою знаменитую икону «Троица» для этого монастыря. Очарование творений Рублева – в ясном спокойствии его композиции и в симфонии изящно подобранного сочетания цветов. Есть определенное сходство между работами Рублева и творениями его современника, итальянского художника Микеланжело.

Монгольское завоевание не остановило процесс дробления русских княжеств. Владимирское княжество, например, состояло из Тверского, Костромского, Ярославского, Нижегородского, Московского и др. уделов. Устанавливалась традиция, когда получивший ярлык на великое княжение князь продолжал жить в своём уделе, но не во Владимире. В XIII-XIV вв. на роль лидеров стали претендовать молодые, периферийные княжества – Московское и Тверское. Родоначальником московской княжеской династии стал младший сын Александра Невского Даниил. В 1276 г. он получил московский стол, а затем отнял у рязанского князя Коломну. Следующий московский князь Юрий (1303-1325) захватил весь бассейн Москвы-реки. Щедрыми подарками он добился в Орде ярлыка на великое княжение и казни своих тверских соперников. В немалой степени этому способствовала женитьба Юрия на Кончаке, сестре хана Узбека.

С XIV в. начинается эпоха соперничества Твери и Москвы. В 1305 и 1308 г. тверской князь пытался захватить Москву. Более того, он хотел подчинить себе Новгород. В 1312 г. князь не пропустил хлеб в Новгород. Новгородцы вынуждены были заплатить ему 1500 гривен. В 1317 г. тверской князь Михаил послал войско на Новгород, но оно заблудилось и погибло. Тверской князь враждовал с митрополитом, обвинял его в продаже церковных должностей. Московский князь, напротив, протянул руку помощи митрополиту. Москва более лояльно относилась к татарам. В 1317 г. московский князь привел из Орды татарскую рать и разгромил Тверское княжество. На следующий год тверской князь был убит в Орде якобы за отравление сестры хана Кончаки. В 1322 г. московский князь Юрий утаил от татар 2 тыс. рублей «выхода». Татары передали ярлык молодому тверскому князю. Через 3 года он встретил Юрия московского на ханском дворе и убил. Хан Узбек казнил тверского князя, но ярлык оставил за Тверью. В 1327 г. в Тверь прибыл ордынский сановник Чолхан во главе большой свиты. Татары попытались отнять у одного горожанина хорошую лошадь. Толпа заступилась за русского. Потасовка переросла в восстание. Москва тут же предложила свои услуги по усмирению тверичей. В результате карательного похода татаро-московской рати Твери был нанесен такой урон, от которого она не могла оправиться несколько десятилетий. В 1339 г. тверской князь и его сын были казнены в Орде. Конец тверского князя был уготован московским серебром.

Москва особенно усилилась при князе Иване I, которого народ нарёк Калитой, подметив его стремление к накопительству, ибо калитой называли специальный мешочек для денег, который носили за поясом богатые люди. Своим наследникам Калита оставил полную казну, новый дубовый кремль и заметно округлившиеся владения Московского княжества. Используя средства, утаенные от ордынского «выхода», Калита приобрел множество городов и сел, важнейшими из которых были Углич, Белозерск и Галич. Но территориальный рост Московского княжества был всего лишь внешним проявлением того кардинального сдвига в расстановке политических сил на Руси, который стал итогом правления Калиты. Руками татар ему удалось не просто ослабить своих конкурентов, но фактически предотвратить складывание геополитического треугольника Тверь-Вильно-Новгород, тем самым положив начало возвышению Москвы.

Калите наследовал его сын Семион. В 1340 г. Семион получил из рук хана ярлык на великое княжение, и тотчас же дал понять остальным князьям, что отныне они – в его власти. Современники быстро почувствовали перемену в московской политике: Иван Данилович, действуя хитростью и деньгами, удостоился прозвища Калиты, его сына, диктовавшего свою волю с позиции силы, нарекли Гордым. Правление Семиона Гордого было недолгим. Через 12 лет он умер от чумы. За 12 лет своего правления он 12 раз ездил в Орду за помощью против Литвы. В 1354 г. великим князем стал Иван Красный. Через 5 лет он умер, оставив девятилетнего Дмитрия. Регентом при малолетнем князе был митрополит. Он вернул ярлык хана в Москву. В 1367 г. началось строительство каменного кремля. Литовцы пытались взять Москву, но не смогли.

Летом 1373 г. когда Мамай вторгся в Рязанское княжество, Дмитрий выдвинул навстречу свои полки, остановив дальнейшее продвижение татар. В 1375 г. Мамай предпринимает уже явно запоздалую попытку восстановить баланс сил и передает ярлык тверскому князю. Дмитрий организовал поход против Твери. В следующем году московская рать совершила нападение на ордынский город Булгар, а в 1378 г. наносит крупное поражение татарам на реке Воже (возле Коломны). Пик приготовления к решающей схватке пришелся на лето 1380 г. Не поддержали Дмитрия лишь Новгород, Псков и Тверь. Летом 1380 г. хан переправился через Волгу и вышел к устью Воронежа.

Мамай послал приглашение литовскому и рязанскому князьям о совместном выступлении против Дмитрия. Литовцы опоздали на сутки; рязанцы также задержались. Рязанский князь сочувствовал Москве, но не мог открыто заявить об этом. Рязанское княжество лежало первым на пути татар на Русь. Поэтому рязанский князь не решился на прямой разрыв с татарами. Понимая, что Русь окажет ему стойкое сопротивление, Мамай собрал большую рать. К Дмитрию привели свои войска 23 князя. Войско насчитывало около 150 тыс. человек, наполовину меньше, чем у татар. На военном совете решили переправиться через Дон. Отступать будет некуда, воинам придется либо победить, либо умереть в бою. Сражение решили дать на Куликовом поле. Это южная граница современных Тульской и Рязанской областей.

Рано утром, 8 сентября 1380 г., на холмистой равнине Куликова поля началось сражение. Сигналом к битве стал поединок богатырей-добровольцев — татарина Челубея и инока Троице-Сергиева монастыря Пересвета. Они сшиблись на конях с такой силой, что тут же пали мертвыми. Первым столкнулся с ордынским авангардом сторожевой полк Тимофея Вельяминова. Не добившись прорыва в центре и на правом фланге, Мамай ударил на левый фланг. Он уже предвкушал победу. Но в тыл ему ударил засадный полк серпуховского князя Дмитрия и опытного воеводы Боброка. Ордынцы побежали. Яростная сеча продолжалась с 11 часов до захода солнца. Битва проходила на пространстве 10 км. Сам Мамай убежал с поля битвы с малой свитой. Дмитрий не рискнул преследовать Мамая. Возвращение великого князя в Москву было торжественно, но и печально. Велика была победа, но велики и потери. Потери обеих сторон составляли около 200 тыс. За победу на Куликовом поле народ стал называть Дмитрия Ивановича Донским. В. Ключевский считал, что Московское государство родилось на Куликовом поле. Представления о монгольской непобедимости были сломлены.

В. Ключевский писал: «Народ, привыкший дрожать при одном имени татарина, собрался наконец с духом, встал на поработителей и не только нашел в себе мужество встать, но и пошел искать татарских полчищь в открытой степи и там повалился на врагов несокрушимой стеной, похоронив их под своими многотысячными костями». В 1326 г. митрополит переехал из Владимира в Москву. Церковь способствовала единению русских князей. Во второй половине 14 века эту миссию выполнял Сергей Радонежский, основатель и игумен Троице-Сергиевского Монастыря. Между тем известность его распространилась далеко за пределы Радонежа. Даже патриарх Константинопольский знал о троицком игумене и отправлял к нему свои послания. Не только простолюдины, но уже бояре и великие князья искали его советов и благословения. Собираясь в 1380 г. в поход против татар, московский князь Дмитрий посчитал своим долгом посетить по пути Троицкую обитель и принять напутствие от Сергия. Святой старец, предвидя, что грядущая битва закончится гибелью множества воинов, просил Дмитрия не скупиться – послать множество даров хану и тем купить мир. Князь отвечал, что все это он уже сделал, однако враг от его уступок вознесся еще больше. «Если так, – сказал Сергий, – то его ожидает конечная гибель, а тебя, князь, – милость и слава от бога. Иди, господин безбоязненно! Господь поможет тебе на безбожных врагов!» Воодушевленный этими пророческими словами, Дмитрий поспешил за войском. Весть о том, что московский князь получил от святого Сергия благословение на битву, вскоре облетела все войско и вдохнула мужество во все сердца.

Мамая сверг Тохтамыш. Через два года он внезапно напал на Москву. У князя не было под руками достаточно людей, чтобы встретить врага, и он не смог их скоро собрать. Дмитрий ушел на север. Татары взяли Москву. Были разграблены и другие города. Монголы захватили огромную добычу и множество пленных. Дмитрий вынужден был признать себя снова данником татар и дать хану заложником своего сына Василия. Рязанские, нижнегородские и суздальские князья вновь покорились татарам. Москву разорили. Тем не менее, Куликовская битва сохранилась в народной памяти как начало освобождения Руси от монгольских завоевателей. После Куликовской битвы в Москве стали чеканить монету.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.191.168 (0.019 с.)