ТОП 10:

Потребление сахара на одного человека в год в конце 19 века



Россия 4,1 кг.
Германия 18,8
Англия 36,8

Но далеко не все помещики оказались способными на это. Многие из них, быстро растратив выкупные суммы, были вынуждены закладывать свои имения в кредитных учреждениях. Количество заложенных имений во второй половине 19 в. неуклонно росло. К середине 90-х гг. 19 в. в залоге числилось уже 40% земли помещиков, а сумма их долга кредитным учреждениям перевалила за миллиард рублей. Множество имений было продано за долги. «Оскудение» коснулось, в основном, мелкопоместных дворян, которые мало получили от выкупной операции и реально не могли перестроить свое хозяйство на капиталистический лад.

В еще более сложном положении оказались крестьянские общины. С одной стороны, необходимость вносить арендные, дополнительные и выкупные платежи заставляла крестьян теснее связываться с рынком, продавать свой хлеб. Но с другой стороны, рост населения русской деревни приводил к малоземелью, к аграрной перенаселенности. Прокормиться со своего надела могли уже не все крестьяне даже в черноземной полосе. А покинуть деревню они не могли, так как в общину были заложены фискальные функции: все налоги и платежи собирали «с мира», и общине было невыгодно отпускать лишних работников.

Постепенно в деревне шел процесс расслоения крестьянства. В 1880-х гг. зажиточные крестьяне (кулаки) составляли около 20% всех крестьянских хозяйств, середняки - 30%, бедняки - 50%. Богатые семьи вели собственное товарное хозяйство на надельных, арендованных и купленных землях. Они не участвовали в отработках, вели розничную и часто оптовую торговлю, нанимали для работы на своих землях обедневших соседей. Но именно на них падала основная доля выкупных платежей, что резко снижало уровень их доходов и мотивацию к интенсивному труду.

Бедняки также не участвовали в отработочной системе, но по другим причинам. Они не могли уплатить налоги и платежи со своих наделов, поэтому нанимались в батраки к кулакам или помещикам, или уходили на заработки в город. Опорой отработочного хозяйства оставались только середняки, которые как-то справлялись с налогами и платежами, но за арендованные земли им платить было нечем.

Переходный характер исторического развития пореформенной России и многоукладный характер ее экономики обуславливали и своеобразие социальных отношений. В этот период в России сосуществовали традиционное сословное деление общества и формирующиеся классы индустриальной цивилизации.

Духовенство и казачество во второй половине 19 в. сохранили свои сословные привилегии, но значение этих привилегий утратилось с проведением реформ. Поэтому реальный статус этих сословий понизился. Дворяне постепенно теряли экономическое господство, но полностью сохранили политическое влияние, поскольку продолжали занимать ключевые посты в бюрократическом аппарате, армии и общественной жизни.

Важным процессом в социально-экономическом развитии России стало увеличение численности городского население и его роли в жизни общества. В 1897 г. удельный вес городских жителей составил 13,4 %. Изменялась социальная структура общества. На основе традиционных городских слоев - купечества, мещанства - а также зажиточных крестьян и небольшой части дворянства - складывалась русская буржуазия. Она быстро набирала экономическую силу, но почти не имела политического влияния, и поэтому во всем поддерживала самодержавие. Однако были и исключения. Дед Саввы Морозова выкупился на волю за 17 тыс. рублей. Отец уже использовал английские станки и американский хлопок. После Московского университета С. Морозов два года учился в Кембридже. На его деньги был построен МХАТ. Савва помогал кадетам и даже большевикам. Все это дало С. Витте право обвинить Морозова в том, что он «питал революцию своими миллионами». В феврале 1905 г. Савва задумал провести на своей фабрике серьезные преобразования, которые должны были дать рабочим право на часть получаемой прибыли. Мать отстранила его от управления фабрикой. Видимо это обстоятельство стало причиной тяжелого срыва. Морозов уехал в Канны и застрелился в мае 1905 г.

Из числа беднейших крестьян и городской бедноты формировался российский пролетариат. Его главными особенностями являлись низкий уровень квалификации и сохранение тесной связи с деревней. Значительную долю городского населения составлял люмпен-пролетариат - деклассированные маргинальные слои, социальное дно города.

Наконец, в течение второй половины 19 в. сформировалось такое оригинальное явление русской культуры, как интеллигенция. Ее социальными предшественниками были так называемые разночинцы - выходцы из разных слоев общества (главным образом из чиновничества и духовенства), порвавшие со своей социальной средой. Характерными признаками русской интеллигенции стали наличие европейского образования (или претензии на него) и особое чувство ответственности за судьбу своей страны и ее народа. Последнее обстоятельство определило формирование в 19 в. одной из традиций русской интеллигенции: негативного отношения к сложившемуся социальному порядку и политическому строю, переросшего со временем в оппозицию к власти вообще.

 

Культура России 19 века.

Если к началу 19 века Россия имела только одно высшее учебное заведение (Московский университет), а в начале 60-х годов — 14, то в 1896 г. их стало 63. В 1862 г. в Петербурге и в 1866 г. в Москве были открыты первые русские консерватории. К 1890 г. Россия вышла на третье место в мире (после Франции и Германии) по количеству названий издаваемой литературы. Среди книгоиздателей выделялись такие энтузиасты культуры, как Ф. Павленков, К. Солдатенков и особенно Иван Дмитриевич Сытин. В 1914 г. его «Товарищество» издавало свыше 25% всей книжной продукции в России. В типографиях Сытина, Павленкова, Солдатенкова печатались первые полные собрания сочинений Пушкина Гоголя, Льва Толстого, Белинского, Добролюбова, труды Сеченова, Менделеева, Тимирязева, русские переводы В. Гюго, Ф. Шиллера, Вальтера, Скотта, Г. Сенкевича. Например, Сытин выпустил дешевое, восьмидесятикопеечное однотомное собрание всех сочинений А. Пушкина. Однотомник Гоголя издал по цене 50 копеек. Сытин наладил издание дешевых учебников для деревенских школ. Он издал «Народную энциклопедию научных и прикладных знаний». После 1917 г. все его типографии были конфискованы коммунистами. Умер Сытин в 1934 г.

Выдающуюся роль в культурной жизни страны играли демократические журналы: «Современник» (Пушкин, Н. Некрасов), «Отечественные записки» (А. Краевский, Н. Некрасов, М. Салтыков-Щедрин), «Русское слово» Г. Благосветов). Большинство этих журналов было закрыто в административном порядке «за вредное направление». Зато царизм благоволил к изданиям таких громкоговорителей реакции, как М. Катков («Московские ведомости»), князь В. Мещерский («Гражданин»), П. Цитович («Берег»), а также известной своей продажностью газете «Новое время», которую Щедрин метко назвал: «Чего изволите?» Хозяином этой газеты больше 35 лет был А. Суворин — беллетрист и публицист, в молодости пострадавший за демократические убеждения, а затем обратившийся в беспринципного приспособленца.

Успехи просвещения в России 19 в., особенно после великих реформ 60-х годов были значительными. Общий уровень грамотности населения вырос за вторую половину века более чем в 3 раза. К 1897 г. в стране было более 20% грамотных. Более всего грамотных было в Петербургской губернии — 55%.

За пореформенные десятилетия открылось много библиотек и музеев. Иные из них обрели национальное значение: публичная библиотека при Румянцевском музее (1862 г.; ныне Российская государственная библиотека), Исторический музей (1872), художественная галерея П.М. и С.М. Третьяковых (1856) и Театральный музей А.А. Бахрушина (1894) в Москве, Русский музей в Петербурге (1898). В 1852 г. был открыт для публики петербургский Эрмитаж.

Русским ученым принадлежит ряд открытий мирового значения. Николай Иванович Лобачевский создал первую гиперболическую, неевклидову геометрию. Академик Николай Николаевич Зинин получил в 1842 г. анилин из нитробензола и заложил основы развития промышленности синтетических красителей, а другой академик Василий Яковлевич Струве открыл на небе почти 3 тыс. звезд и основал в 1839 г. знаменитую Пулковскую обсерваторию. Отец русской физиологии Иван Михайлович Сеченов создал учение о рефлексах головного мозга, осуществив тем самым переворот в биологической науке. Величайший русский химик Дмитрий Иванович Менделеев в 1869 г. открыл периодический закон химических элементов. Менделеев выдвинул идею подземной газификации угля и принцип непрерывной дробной перегонки нефти, прогнозировал освоение Великого Северного морского пути, участвовал в первых опытах воздухоплавания в России. Широкую известность заслужил Иван Петрович Павлов — создатель учения о высшей нервной деятельности. В 1904 г. он был удостоин Нобелевской премии.

Выдающийся вклад в мировую науку внесли и многие другие русские ученые: биологи И. Мечников и А. Ковалевский — основоположники эволюционной эмбриологии, математики М. Остроградский и П. Чебышев, физики П. Лебедев и Н. Умов, химики А. Бутлеров и В. Марковников, географы Н. Пржевальский и Н.Миклухо-Маклай, медики Н. Пирогов и С. Боткин, почвоведы В. Докучаев и П. Костычев, основоположник геохимии В. Вернадский. Вместе с ними вошла в историю науки математик Софья Васильевна Ковалевская — первая женщина, ставшая профессором Стокгольмского университета и членом-корреспондентом Петербургской Академии наук, автор классических трудов о вращении твердого тела. В 1893 г. калужский учитель Константин Эдуардович Циолковский разработал проект корабля-ракетоплана, положив начало теории реактивного движения. Его считали сумашедшим чудаком.

Пушкин признавался, что за 17 лет заработал литературным трудом 250 тыс. рублей ассигнациями.

Ведущей областью духовной жизни России 19 в. была литература. В условиях самодержавного гнета она имела особое значение. «Литература у народа, не имеющего политической свободы, — писал А. И. Герцен, — единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести». Разумеется, не всякий мог решиться выступить с такой трибуны честно. Царизм жестоко расправлялся с инакомыслящими литераторами. А. Герцен писал: «История нашей литературы – это или мартиролог, или реестр каторги. Погибают даже те, которых пощадило правительство… Рылеев повешен Николаем. Пушкин убит на дуэли, 38-ми лет. Грибоедов предательски убит в Тегеране. Лермонтов убит на дуэли, 30-ти лет на Кавказе. Веневитов убит обществом, 22-х лет. Кольцов убит своей семьей, 33-х лет. Белинский убит 35-ти лет, голодом и нищетой. Полежаев умер в военном госпитале после 8 лет принудительной солдатской службы на Кавказе. Баратынский умер после 12- летней ссылки. Бестужев погиб на Кавказе, совсем еще молодым, после сибирской каторги».

Иван Андреевич Крылов, сын бедного армейского офицера, завоевал себе литературную известность еще в 18 в. острыми сатирическими повестями, рецензиями. В шеренгу классиков русской литературы Крылов вступил как непревзойденный мастер басенного жанра наряду с древним греком Эзопом и французом Ж. Лафонтеном. Басенный жанр привлек Крылова прежде всего своей доходчивостью и общедоступностью. В 1824 г. Александр Сергеевич Грибоедов завершил «Горе от ума».

Пушкин создал классические образцы литературы всех жанров, существующих и поныне: лирику и роман, повесть и трагедию, рассказ и поэму, сказку и публицистику, очерк и путевые записки, рецензию и эпиграмму. Творчество величайшего поэта России оплодотворило все виды искусств: музыку, живопись, театр, скульптуру. Только опер на его сюжеты написано больше 10 самыми выдающимися отечественными композиторами: М.И. Глинкой, П.И. Чайковским, М.П. Мусорским, Н.А.Римским-Корсаковым, С.В. Рахманиновым.

Никому

Отчета не давать, себе лишь самому

Служить и угождать. (Пушкин).

В 26 лет М. Лермонтов был убит на дуэли майором Н. Мартыновым.

В 1836 г. Н. Гоголь опубликовал комедию «Ревизор». «Мертвые души» (1835-1842). А. Герцн. «Кто виноват». И. Тургенев. «Записки охотника». И. Гончаров «Обломов». Ф.М. Достоевский. «Идиот», «Братья Карамазовы». Ф. Достоевский был азартным игроком. То и дело он проигрывался в пух и прах. В 1871 г. вышли «Бесы». Достоевский называл его романом-памфлетом против нечаевщины. М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города», «Губернские очерки», «За рубежом». Лев Толстой. Ф.И. Тютчев. А.А. Фет. Д. Мережковский. К. Бальмонт. В 1855 г. были опубликованы «Севастопольские рассказы» Льва Толстого, в 1869 г. – «Война и мир», а в 1878 г. – «Анна Каренина».

Карл Павлович Брюлов — один из величайших живописцев мира. В Италии он написал картину «Последний день Помпеи». Орест Адамович Кипренский автор дивного портрета Пушкина с шарфом (1827 г.). Пушкин сказал о портрете:

Себя как в зеркале я вижу,

Но это зеркало мне льстит.

Кисти Кипренского принадлежит портрет гусара Давыдова (1809).

Василий Алексеевич Тропини написал портрет Пушкина в халате (1827 г.).

Алексей Гаврилович Венецианов. «Гумно», «На пашне», «Лето. На жатве».

Александр Андреевич Иванов «Явление Христа народу».

1873 г. Репин написал «Бурлаков». Айвазовский «Девятый вал». Большую часть своих картин Айвазовский написал в Феодосии. Павел Федотов. «Сватовство майора».

Художники-передвижники. А.К. Саврасов. «Грачи прилетели». И.Н. Крамской «Неизвестная — «кокотка в коляске». В. П. Маковский. «Свидание».

В батальном жанре великим новатором выступил Василий Васильевич Верещагин. Его картина «Апофез войны» (1872) изображающая пирамиду из человеческих черепов, — уникальный живописный памфлет против захватнических войн.

Алексей Кондратьевич Саврасов создал русский пейзаж. «Грачи прилетели», «Проселок», «Могила на Волге». Иван Иванович Шишкин почти ничего не писал кроме леса, но зато лес писал, как никто. «Дубовая роща». Исаак Ильич Левитан.»Над вечным покоем». Василий Дмитриевич Поленов. «Московский дворик».

Виктор Михайлович Васнецов. «Витязь на распутье», «Богатыри». Василий Иванович Суриков. «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова». Илья Ефимович Репин. «Запорожцы», «Иван Грозный и его сын Иван».

Вместе с живописью завоевала на протяжении 19 в небывалые прежде в России высоты отечественная скульптура. Ваятели блестящего дарования еще при крепостном праве создавали памятники, доныне буквально воспламеняющие в сердце каждого россиянина чувство патриотической гордости за величие своего отечества. Иван Петрович Мартос выполнил в бронзе исторический памятник К.З. Минину и Д.М. Пожарскому, установленный в 1813 г. на Красной площади в Москве; а в Петербурге были воздвигнуты три таких памятника: А.В. Суворову на Марсовом поле (1801 г., автор — Михаил Иванович Козловский), М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю де Толли (1837) на площади перед Казанским собором. Обе скульптуры изваял сын крепостного, ученик Мартоса Борис Иванович Орловский.

Петр Карлович Клод — автор памятников И.А. Крылову в Летнем саду и НиколаюI на площади перед Исаакиевским собором. Клод создал также уникальную композицию из четырех конных групп, которые с 1850 г. стоят на Аничковом мосту в Петербурге. Авторские повторения этих групп украсили площади Берлина и Неаполя, прославив имя Клода во всем мире.

Великими произведениями обессмертили свои имена Михаил Осипович Микешин (памятники 1000 летию России в Новгороде, Екатерине II в Петербурге, Богдану Хмельницкому в Киеве) и Александр Михайлович Опекушин (лучший из памятников А. С. Пушкину, открытый в 1880 г. на нынешней Пушкинской площади в Москве).

Когда речь идет о русском изобразительном искусстве второй половины 19 в., нельзя не упомянуть добрым словом его ревностного пропагандиста и мецената (в лучшем смысле этого слова) Павла Михайловича Третьякова. Потомственный купец, он с 1856 г. начал собирать произведения русского искусства, ориентируясь почти исключительно на художников-передвижников. Покупал он картины прямо в мастерских, чтобы они появлялись на выставках с пометой «Собственность П. М. Третьякова». Не получив систематического образования, он много работал над собой; последние 25 лет жизни каждый год проводил по два месяца за границей, где он не просто созерцал, а изучал музеи и вообще культуру Европы. Он отказался от дворянского звания, пожалованного царем. Перед смертью Третьяков завещал галерею Москве.

Первым из великих архитекторов заявил о себе в 19 в. Андрей Никифорович Воронихин. Он спроектировал грандиозный Казанский собор в Петербурге, построенный в 1801-1911 гг. С 1806 по 1823 гг. строилось Адмиралтейство, шпиль которого стал эмблемой Петербурга. Архитектор этой жемчужины отечественного градостроительства — Адриан Дмитриевич Захаров. Август Авгуттович (Огюст) Монферран с 1818 г. начал руководить строительством по его проекту самого крупного в России Исаакиевского собора. В 1858 г. собор был достроен, а Монферран умер. Но параллельно с работой над Исаакиевским собором Монферран успел создать еще один шедевр — Александровскую колонну (Александрийский столп) на Дворцовой площади в Петербурге. Эта величайшая в мире из триумфальных колонн, задуманная как памятник Александру I, была торжественно открыта в 1834 г. Высотою 47,5 м. и весом около 600 т. она превосходит колонну Траяна в Риме и Вандомскую колонну в честь Наполеона I в Париже. Бронзового ангела с лицом Александра I на верху колонны изваял Б.И. Орловский.

1834 г. стал триумфальным в истории русской архитектуры. С ним связаны два достижения, пожалуй самого выдающегося из русских зодчих 19 века Карла Ивановича Росси, а именно открытие зданий Сената и Синода и Александрийского театра в Петербурге. До и после этого по проектам Росси были сооружены Михайловский дворец (ныне Русский музей), здание Публичной библиотеки, торжественный въезд на Дворцовую площадь с аркой Главного штаба.

Достойное место в ряду лучших русских архитекторов занял Константин Андреевич Тон, по проектам которого построены Московский в Петербурге и Петербургский в Москве вокзалы, а главное, три великих московских памятника — Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата Московского кремля и Храм Христа Спасителя (1837-1883), взорванный при Сталине.

Колыбелью сценического реализма в России стал Малый театр. Он был основан в 1824 г. Почти 40 лет душой театра был Михаил Семенович Щепкин.

 

Глава 11. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ:

Гг.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.134.98 (0.01 с.)