Общественное движение в первой половине 19 века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественное движение в первой половине 19 века



На протяжении первой половины 19 в. русское общество начало проявлять самостоятельность в отношениях с государством, критиковать его политику и даже бороться с ней. Основным направлением этой борьбы стало стремление прогрессивных сил освободить Россию от остатков традиционного общества – самодержавия и крепостного права. Поэтому это общественное движение получило наименование освободительного движения. Господствующее положение в освободительном движении первой половины 19 в. заняло дворянство – наиболее европеизированный слой русского общества, глубоко проникнутый гуманистическими ценностями Просвещения.

Усиление консервативных тенденций в последние годы царствования Александра I способствовало созданию предпосылок для формирования оппозиционных настроений в среде дворянства и гвардии. На волне этих настроений сложилось движение декабристов – патриотически настроенных представителей военной и дворянской молодежи, выступавших за проведение дальнейших преобразований по пути модернизации России. Предпосылками декабризма были распространение в России идей французских просветителей 18 в. и их русских последователей типа А.Н. Радищева и Н.И. Новикова, а также Отечественная война 1812 г., которая резко обострила чувство ответственности будущих декабристов за судьбу страны, убедила их в безнравственности крепостного права и в низкой эффективности самодержавия.

В войне с Наполеоном приняли участие 115 будущих декабристов. Только за Бородинское сражение шесть декабристов, в том числе П. Пестель и М. Лунин, получили золотые шпаги с надписью «За храбрость». За границей они видели жизнь людей без крепостного права. Складывались революционные объединения офицеров: Орден русских рыцарей», «Священная артель», «Семеновская артель». В 1816 г. сложилась собственно декабристская организация — «Союз спасения». Она насчитывала около 30 членов. Александр Муравьев в 23 года был уже полковником. Большинство Союза следовали принципу: «Мнения правят миром». Они хотели подготовить в стране такое общественное мнение, которое со временем принудило бы царя к обнародованию конституции. Меньшая часть искала более радикальные меры. Лунин предложил план цареубийства.

В 1821 г. сложилось Южное общество с центром в городке Тульчин. Возглавлял его П. Пестель, внешне похожий на Наполеона. Программа Южного общества называлась «Русская Правда». Предлагалось свергнуть самодержавие, установить республику в России. Власть вручить Временному верховному правлению с диктаторскими полномочиями. Пестель сочинил пять вариантов проекта об устройстве корпуса жандармов. Он предлагал в 13 раз увеличить число жандармов и в три раза повысить их зарплату. Затем власть передать выборным органам. Однопалатное народное вече, Державная дума, Верховный собор. Столица — Нижний Новгород. Избирательными правами наделялись все россияне без имущественного и образовательного ценза. Крестьяне освобождались с землей, без выкупа и получали по 10-12 десятин на семью. Для этого Пестель предлагал наполовину урезать земли помещиков. Вся земля в каждой волости делилась на два фонда: общественный и частный. Пестель не признавал за народами России права на отделение. Он был сторонником унитарной республики. Это первый в России проект республиканской конституции. В 1822 г. «Русская Правда» стала программой Южного общества.

Северное общество оформилось в 1822 г. Руководила им Дума. Председателем был Никита Муравьев. Он унаследовал миллионное состояние и женился на богатейшей графине А. Чернышевой. Муравьев владел семью иностранными языками. «Конституция Никиты Муравьева». Предусматривалась конституционная монархия в федеративной форме из 15 «держав». Столицей предлагал Нижний Новгород.

Высший законодательный орган — Народное вече:

Верховная дума,

Палата народных представителей.

Высшая исполнительная власть вручалась царю или президенту.

Сословия уничтожались. Вводился имущественный ценз. Безоговорочно уничтожалось крепостное право. Крестьяне освобождались фактически без земли.

Разногласия между Северным и Южным обществами, внезапная смерть императора, отказ от кровопролития и другие причины привели к поражению 14 декабря 1825 г. «Движение декабристов было последним дворцовым переворотом, им кончается политическая роль русского дворянства». Ключевский. Т.5.С.238.

Из привлеченных к ответственности по делу декабристов только 12 имели 34 года. Остальные моложе 30 лет. Молодые офицеры увидели за границей иные порядки. Никогда такая масса молодежи не была за границей. Пестель, Рылеев и другие раскаялись и дали показания на лиц, не раскрытых следствием. Трубецкой назвал 79 фамилий, Оболенский – 71.Следует учитывать представления декабристов о чести. Лгать, хитрить, сознательно обманывать следствие они считали недопустимым для дворянина и офицера. А. Герцен писал: «Цвет всего, что было тогда образованного, истинно благородного в России отправилось в цепях на каторгу, в почти необитаемую часть Сибири». Были определены следующие места ссылки: Шушенское, Нарым, Туруханск, Вилюйск, Березов, Братский острог, Верхнеколымск, Витим, Пелым. 12 жен декабристов последовали за мужьями в Сибирь. Екатерина Трубецкая, Мария Волконская и другие. Трое из них умерли. Остальные вернулись вместе с мужьями через 30 лет, похоронив в сибирской земле более 20 своих детей. В Томске отбывал ссылку декабрист Г. Батеньков. В городе насчитывалось тогда 14 тыс. жителей.

На русской почве либерализм имел ряд особенностей. Если в Европе он был чисто буржуазным общественным течением, то в России, где буржуазия была относительно слабой, выполнение либеральных задач взяли на себя наиболее передовые представители дворянства. В неблагоприятных условиях политической реакции взгляды русских либералов не могли быть высказаны открыто. Поэтому вся их деятельность оказалась сосредоточена не в политической жизни, а в области гуманитарных наук – философии, истории, языкознания, литературоведения и т.д. Наконец, ситуация отставания России обуславливала непростое отношение к европейскому опыту исторического развития. Такое положение привело к расколу русских либералов на две группировки, серьезно расходившиеся в оценке этого опыта – западников и славянофилов.

Официальная идеология царизма преследовала двуединую цель: с одной стороны, разбить и опорочить демократическую идеологию, подорвать доверие к ней и лишить ее поддержки общества, а с другой стороны, оправдать и возвеличить существующий самодержавно-крепостнический строй, вдолбить в сознание россиян мысль о справедливости и незыблемости этого строя. По такому заказу сверху и появилась «теория официальной народности», которая стала государственной идеологией самодержавия. Смысл ее заключался в совокупности трех тезисов: 1) православие — основа духовной жизни народа, его нравственной чистоты и устойчивости; 2) самодержавие — опора и гарант российской государственности, ее бытия, могущества и величия; 3) народ российский по природе своей религиозен и царелюбив, предан самодержавию и православию, «един» с царем, как царь «един» с народом. Итак, православие, самодержавие, народность — вот три ипостаси «теории официальной народности». Те же идеи декларировались в манифестах Николая I по случаю его восшествия на престол и казни декабристов.

Все выступления против царизма получили с позиций «теории официальной народности» ярлык «случайных злодейств», которые якобы «не в свойствах и не в нравах» русского народа. Истинная же Россия, с точки зрения теории, — «спокойное» и «Устойчивое» крепостное государство, которое противостоит мятущимуся и разлагающемуся буржуазному Западу.

 

Славянофилы.

Началом славянофильства считают 1839 г., когда поэт А.Хомяков и философ И. Киреевский выступили с двумя статьями, которые схематично излагали всю славянофильскую доктрину. Кроме Хомякова и братьев Киреевских (Ивана и Петра), видными славянофилами стали братья Иван и Константин Аксаковы (сыновья писателя С.Т. Аксакова), Ю.Самарин, А. Кошелев, В. Даль (автор классического «Толкового словаря живого великорусскогого языка») и другие, преимущественно литераторы. Их объединение было идейным, а не организациооным. Они выступали против крепостного права, но считали, что Россия развивается путем, отличным от Запада. Для них западноевропейский путь был неприемлим из-за того, что он сопряжен с революциями, разрушительные последствия которых (особенно пролетаризация городских и пауперизация сельских работников) ведут к загниванию Запада. Отсюда славянофилы делали вывод о необходимости для России особого пути развития. «Одно спасение нам в нашей самобытности,- утверждал И. Аксаков.- Не за что ухватиться на Западе – все кругом раскачалось и качается».

Вслед за Погодиным славянофилы восприняли норманскую теорию происхождения государства и, опираясь на идею доверительно-полюбовных отношений между русским народом и властью как «званным гостем» народа, соглашались с выводом о том, что революции чужды самой природе россиян.

Итак, по мнению славянофилов, первое своеобразие развития России — отсутствие революционных потрясений; революции якобы характерны только для запада, но Запад потому и «гниет». Второе своеобразие — извечное существование в России сельской общины, которая, по их мнению, должна была предохранить Россию от «язвы пролетарства» и других болезней капитализма. На взгляд славянофилов, Петр Великий своими реформами «испортил» историю России, оторвал ее от «родного исторического основания» и направил по чуждому пути Запада. Следовательно, требовалось исправить допущенные Петром «искажения» национального развития и вернуться к допетровскому самодержавию с Земским собором.

Правда на этом славянофилы не останавливались. Земский собор должен был гарантировать в России свободу общественного мнения. «Сила власти — царю, сила мнения — народу» — так формулировал Константин Аксаков политическое credo (символ веры) славянофилов. Что касается крепостного права, то славянофилы считали его злом, «страшным подкопом» под безопасность России. «Рабы сегодня — бунтовщики завтра, — говорил Константин Аксаков. — Из цепей рабства куются беспощадные ножи бунта». Поэтому славянофилы ратовали за отмену крепостного права, но только сверху, по инициативе правительства и руками самих помещиков.

Выступление славянофилов против крепостного права было их главной, но не единственной исторической заслугой. Они справедливо осуждали низкопоклонство перед заграницей, призывали изучать и сохранять памятники отечественной культуры, сами многое делали для того, чтобы сберечь национальные традиции, язык, обряды, реликвии быта и культуры, одежду и пр.

Против славянофилов выступали так называемые западники. Ведущую роль здесь играли крупнейшие в России в то время историки: Т. Грановский, С. Соловьев, К. Кавелин, Б. Чичерин. Впрочем, среди западников тоже были литераторы — П. Чаадаев, П. Анненков, В. Боткин. Примыкали к ним и такие классики русской литературы, как И. Тургенев, Н. Некрасов, И. Гончаров, М. Салтыков-Щедрин. Прежде всего западники обрушились на славянофильское противопоставление путей развития России и Запада. Они, наоборот, стремились доказать общность исторических судеб всех европейских народов. Даже в родовом строе Древней Руси они находили общее с патриархальным бытом Запада. При этом, однако, западники, опровергая теорию славянофиоов, впадали в противоположную крайность, а именно идеализировали Запад, его культуру и преувеличивали благотворность его влияния на Россию Петра Великого они восхваляли как монарха-реформатора и, когда умер Николай I, ставили Петра в пример Александру II, чтобы побудить нового царя к реформам a la Петр. Западники Т.Н. Грановский, В.Г. Белинский, М.А. Бакунин, А.И. Герцен, К.Д. Кавелин, С.М. Соловьев верили в единство человеческой цивилизации и утверждали, что ее развитие возглавляет Западная Европа. Свидетельства этого лидерства она находили в гражданских свободах, высоком уровне развития хозяйства и образования. Поэтому Россию, где господствовали самодержавие и крепостничество, они считали отсталой страной. Отсталая Россия должна догонять Запад путем проведения либеральных реформ, образцом которых они называли преобразования Петра I.

Впрочем политическая программа западников принципиально не отличалась от славянофильской. Как и славянофилы, западники отрицали революцию в принципе. Отменить крепостное право они предполагали сверху, постепенно, при освобождении крестьян с землей за выкуп в пользу помещиков. Дальше славянофилов западники шли в одном пункте: они выступали против самодержавной формы правления, за конституционную монархию, идеалом которой считали «парламентаризм» короля Луи Филиппа и его премьер-министра Ф. Гизо во Франции.

В 40-е гг. 19 в. сложилось и радикальное направление в русском общественном движении. Русские радикалы В.Г. Белинский, М.А. Бакунин, М.В. Буташевич-Петрашевский отделились от западников и в основном разделяли западные ценности. Их отличало стремление к более масштабным социальным изменениям в обществе и готовность к насильственным методам этих изменений. Если В.Г. Белинский лишь критиковал сторонников развития общества через нравственное усовершенствование, то М.А. Бакунин лично принял участие в революционных восстаниях рабочих Парижа, Праги и Дрездена в 1848 - 1849 гг. М.В. Буташевич-Петрашевский стал организатором кружка радикальной молодежи в Санкт-Петербурге. Кружок был раскрыт полицией в 1849 г. и разгромлен, но оказал большое влияние на становление мировоззрения своих членов, среди которых были известные позже литераторы Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин, Ап. Майков и др.

Внебрачный сын богатого помещика А.И. Герцен проделал более сложную идейную эволюцию. В 40-х гг. он выступал за буржуазную революцию в России для устранения старого порядка и строительства социализма. Уехав за границу, он увидел европейскую революцию в действии и смог оценить ее отрицательные стороны. В 50-е гг. Герцен выдвинул теорию «общинного социализма»: Россия может пойти по особому историческому пути благодаря наличию крестьянской общины. Это на время сблизило его со славянофилами, которые участвовали в его заграничных изданиях - газете «Колокол» и альманахе «Полярная звезда». Для победы социализма он считал достаточными отмену крепостного права и по возможности мирное ограничение самодержавия. Хотя сам Герцен не придерживался радикальных политических требований, его теория стала идейной основой радикализма в русском общественном движении во второй половине 19 века.

 

Внешняя политика Николая I

В 1826-1828 гг. Россия воевала с Ираном, войска которого вторглись в долину Куры. Затем последовала русско-турецкая война 1828-1829 гг. Эта война готовилась при предыдущем правлении. Николай последовал за своим братом по инерции. В 1827 г. Россия, Англия и Франция заключили соглашение о помощи Греции Осенью 1827 г. объединенная русско-англо-французская эскадра уничтожила турецко-египетский флот при Наварине. Немедленным следствием этого стала война между Россией и Турцией в 1828-1829 гг. Турция была разбита и заключила мир в Адрианополе. По этому мирному договору Россия получала территории в устье Дуная и улучшила свои позиции на Кавказском побережье Черного моря. Была обеспечена независимость Греции, а также автономия Молдавии и Валахии, Дунайских княжеств.

На европейском направлении внешняя политика Николая I сводилась прежде всего к борьбе с революционным движением. Именно он превратил Россию в «жандарма Европы». В 1830 г. вспыхнули революции во Франции и Бельгии, а затем – национально-освободительное восстание в Царстве Польском, которое было частью Российской империи. Попытка поляков добиться независимости закончилась поражением: русская карательная армия И.Д. Паскевича в 1831 г. жестоко подавила восстание, многие участники которого были сосланы в Сибирь. Автономия Польши была ликвидирована, польский сейм распущен. Европейская революция 1848 - 1849 гг. не коснулась России непосредственно, но по просьбе австрийского правительства Николай I направил в 1849 г. 100-тысячную армию вновь под командованием графа Паскевича на подавление революционного движения в Венгрии. В августе 1849 г. венгерские повстанцы капитулировали. Россия благодаря этой победе обрела весьма непривлекательную репутацию оплота европейской реакции.

На Кавказе Россия также проводила активную политику. Еще в начале 19 в. под ее власть перешли Грузия и Азербайджан. Но этого присоединения категорически не признавали Иран и Турция при поддержке Англии, которая стремилась не допустить усиления России на Среднем Востоке. Поэтому в 1826-1828 гг. России пришлось вести результативную войну с Ираном. Завершил войну Туркменчайский мирный договор, автором которого был известный русский поэт, композитор и дипломат А.С. Грибоедов. По договору Иран передавал России часть Армении и выплачивал контрибуцию.

После вхождения всего Закавказья в состав России встал вопрос о подчинении ей кавказских народов, оказавшихся независимыми внутри российских владений. Это геополитическое положение привело к затяжной Кавказской войне, продолжавшейся с 1817 по 1864 гг. Строительство русских крепостей на Кавказе вызвало недовольство со стороны чеченских и дагестанских феодалов. Среди горских народов распространился мюридизм – мусульманское учение о духовном совершенствовании через вооруженную борьбу против неверных. С 1834 г. сторонников этого учения возглавил имам Шамиль, создавший многотысячную армию и наладивший связи с турецким султаном. В 1840-х гг. он разгромил несколько отрядов русских войск. Но к концу 50-х гг. Россия сосредоточила против мюридов сильный Кавказский корпус, войска которого в 1859 г. штурмом взяли аул Гуниб и пленили Шамиля. К середине 60-х гг. Кавказ был окончательно присоединен к России.

Вторая четверть 19 в. стала временем нового обострения восточного вопроса. Народы Балканского полуострова усилили борьбу за освобождение от османского ига. Россия втянулась в эту борьбу, поскольку стремилась взять под свой контроль черноморские проливы Босфор и Дарданеллы. В 1828-1829 гг. проходила очередная русско-турецкая война. Она окончилась Адрианопольским мирным договором, по которому Османская империя отдала России острова в дельте Дуная и все черноморское побережье Кавказа, предоставила покровительство над балканскими славянами и выплатила контрибуцию. Черноморские проливы были открыты для торговых судов всех стран. Турция признала автономию Молдавии, Валахии, Сербии и Черногории.

Кульминацией решения восточного вопроса в середине 19 в. стала Крымская война (1853-1856). Ее причиной стала борьба Англии, Франции и России за господство на Ближнем Востоке. Поводом к войне послужил конфликт между православным и католическим духовенством из-за права обладания ключами от Вифлеемского храма в Палестине. Под давлением Франции султан передал эти ключи католикам, что вызвало ультиматум со стороны России, отвергнутый турками.

Ход Крымской войны обычно делят на два этапа. На первом этапе (ноябрь 1853 - апрель 1854 гг.) противником России была только Османская империя. 18 ноября 1853 г. русский флот под командованием П.С. Нахимова уничтожил турецкую эскадру в Синопском бою. Но основные силы русской полевой армии задержались на осаде крепости Силистрия на Дунае. На втором этапе (апрель 1854 - февраль 1856 гг.) Англия, Франция и Сардиния объявили России войну, а Австрия потребовала вывода русских войск от Силистрии. В течение 1854 г. англо-французский флот подверг нападению Кронштадт, Свеаборг, Соловецкий монастырь и Петропавловск-Камчатский. В сентябре 1854 г. в течении пяти дней 360 судов англичан, французов и других беспрепятственно высадили 62-х тысячный десант в Крыму. От Евпатории противник двинулся к Севастополю. 13 сентября 1854 г. началась оборона Севастополя, которая длилась 349 дней. Командование Севастопольской армией Николай I поручил А. Меншикову, правнуку выдающегося сподвижника Петра. 20 тыс. матросов сошли на берег и заняли оборонительные позиции. Главными героями и душой обороны Севастополя были флотские начальники —вице-адмирал В.А. Корнилов и адмирал П.С.Нахимов. Все необходимые грузы в Севастополь доставлялись на волах. В ноябре в Севастополь приехал артиллерийский подпорутчик Лев Николаевич Толстой. Он добровольно перевелся сюда из Дунайской бездействовавшей армии. В августе 1855 г. после упорной борьбы крепость пала, что предопределило поражение России в войне. В Крымской войне погибло более 500 тыс. россиян. Англо-французы имели 454 боевых судна, включая 258 пароходов, а Россия — 115 судов при 24 пароходах.

В этой войне начали рождаться новые элементы военного искусства: атака в рассыпном строю, рытье окопов, создание глубокоэшелонированной обороны и т.д. В обороне Севастополя принимал участие первый в русской истории отряд сестер милосердия. Он был сформирован в Петербурге из женщин-добровольцев. Николай Иванович Пирогов – один из известных врачей 19 столетия. Николай I умер 18 февраля 1855 г.

В марте 1856 г. был заключен Парижский трактат, по условиям которого Россия утратила Бессарабию, флот и крепости на Черном море и право покровительства христианам Османской империи. Россия возвращала Турции город Карс в обмен на Севастополь. Война продемонстрировала социально-экономическую и военно-техническую отсталость России от европейских стран: русскому парусному флоту противостоял европейский паровой, гладкоствольным ружьям русских солдат - винтовки, медлительный гужевой транспорт не справлялся с обеспечением армии. Ситуация требовала коренных преобразований, которые коснулись бы не только вооруженных сил, но и всех других сфер жизни русского общества. Только на таких условиях оставалась возможность сохранения Российской империи в прежних границах.

 

Реформы Александра II.

Александр II владел пятью иностранными языками. Его наставником был поэт В.А. Жуковский. Законоведению царя учил М.М. Сперанский, статистике и истории — К.И. Арсеньев, экономике и истории — Е.В. Канкрин. Царствование императора Александра II (1855-1881) началось в крайне неблагоприятный период. Россия завершала неудачную для нее Крымскую войну, по стране прокатилась волна крестьянских выступлений. Вскоре были упразднены оставшиеся военные поселения, срок службы в армии был сокращен с 25 до 15 лет. Зато именно в этой обстановке правительству было легче обосновать необходимость проведения широкомасштабных реформ, направленных на модернизацию общества. Главной из них стала отмена крепостного права. Александр II в 1856 г. освободил декабристов из Сибири. Из 100 осужденных выжили только 40.

Уже в 1856 г. Александр II в выступлении перед губернскими предводителями дворянства намекнул, что «лучше начать уничтожение крепостного права сверху, нежели ждать того времени, когда оно начнет само собой уничтожаться снизу». 19 февраля 1861 г. Александр II подписал манифест об отмене личной зависимости крестьян и остальные законоположения крестьянской реформы.

Отмена крепостного права была проведена в три этапа. Первый из них начинался с момента публикации манифеста 19 февраля, когда крестьяне получили личную свободу и права «свободных сельских обывателей», т.е. возможности вступать в брак без согласия помещика и приобретать собственность на свое имя и создавать органы самоуправления - выбирать сельских и волостных старост. Для надзора за этими структурами из числа местных помещиков избирались мировые посредники.

На втором этапе реформы решался вопрос о земле и повинностях крестьян. Вся земля изначально признавалась собственностью помещика. За пользование своими наделами лично свободные крестьяне были обязаны временно отбывать барщину или платить оброк, поэтому их именовали «временноо-бязанными». Размер наделов крестьян в черноземных губерниях был существенно уменьшен в соответствии с областной нормой. От общинных земель отрезали не только часть пахотных земель, но и сенокосы, луга, водопои, прогоны для скота. Эти необходимые земли («отрезки») крестьянами приходилось вновь арендовать, но уже на произвольных условиях помещика. Общинная форма землевладения исключала для крестьянина возможность продать свой надел, а сдача последнего в аренду ограничивалась пределами общины. По закону 1870 г. крестьянин не мог отказаться от надела.

Сущностью третьего этапа был выкуп крестьянами своей надельной земли у помещика. В основу исчисления выкупной суммы была положена не рыночная стоимость земли, а повинности крестьян. Сумма выкупа, выплаченная той или иной общиной и внесенная помещиком в банк под 6% годовых, должна была приносить ему доход, равный оброку с этих крестьян. Выкупная операция проводилась через Госбанк, который в порядке помощи крестьянам выплачивал помещику выкупную ссуду (75-80% суммы выкупа); остальное вносили крестьяне. Выкупная ссуда в дальнейшем должна была погашаться общиной путем ежегодных выкупных платежей в течение 49 лет.

Отмена крепостного права избавила помещиков от необходимости учить и лечить своих крестьян. Государство не было готово взять соответствующие функции на себя. Поэтому правительство согласилось переложить эти задачи на органы местного самоуправления, которые и разрешило создать. 1 января 1864 г. было утверждено «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», в согласии с которым в России создавались земства – организации самоуправления сельских и городских собственников. К участию в уездных земских собраниях допускались три категории населения: «уездные землевладельцы» (помещики), горожане, владевшие домами, торгово-промышленными предприятиями или платившие налог с капитала, а также крестьяне. Земства получили право вводить свои земские налоги и на полученные средства строить и содержать дороги, мосты, школы, больницы, благотворительные учреждения, создавать и распределять запасы продовольствия на неурожайные годы, собирать статистическую информацию. Земская реформа позволила создать значительную негосударственную инфраструктуру в сельской местности, привлечь на работу в деревню часть русской интеллигенции. Земства вводились примерно в половине губерней страны. Земская реформа не распространялась на Сибирь, Архангельскую и Оренбургскую губернии в которых не было или почти не было дворянского землевладения. В ведение земству отдавалось устройство и содержание местных путей сообщения, земской почты, земских школ, больниц, богоделен и приютов, попечение о местной торговле и промышленности, ветеринарная служба, постройка церквей и содержание тюрем, домов для умалишенных.

В 1870 г. началось проведение городской реформы. Существовавшие с 1785 г. сословные органы городского самоуправления заменялись всесословными, избираемыми на основе имущественного ценза. Согласно Городовому положению 1870 г. создавались особые органы городского самоуправления, аналогичные земским – дума и управа. Осенью 1864 г. началось осуществление судебной реформы. В соответствии с её условиями в России создавались 2 формы суда: мировой суд для решения по гражданским искам на сумму до 500 руб. и коронный суд для разбора иных гражданских и уголовных дел. Последняя разновидность суда считалась наиболее перспективной, поскольку ее нижняя инстанция – окружной суд – была состязательной (в работе участвовали государственный обвинитель-прокурор и защитник-адвокат), профессиональной (интересы сторон защищали профессиональные юристы), бессословной (вердикт о принципиальной виновности или невиновности обвиняемого выносили присяжные заседатели, избранные без учета сословной принадлежности), независимый от властей, гласный и свободный от применения телесных наказаний. Однако эта форма судопроизводства вводилась медленно и имела ряд существенных ограничений. Из его компетенции были исключены дела о крестьянах, духовенстве, военнослужащих, высших чиновниках, а с 1872 г. - политические процессы. Судебные уставы 1864 г. вводили институт присяжных поверенных — адвокатуру, а также институт судебных следователей — особых чиновников судебного ведомства, которым передавалось изымаемое из ведения полиции производство предварительного следствия по уголовным делам. Впервые в России вводился нотариат.

В 1863-1865 гг. проводилась реформа в области образования и печати. Новый университетский устав предоставлял вузам широкие права внутренней автономии. В полтора раза увеличивалось число штатных профессоров университетов. Вдвое увеличивались оклады профессорам и преподавателям. Студенты, которые учились за казенный счет, обязывались отработать 6 лет по направлению. Расширялся доступ к начальному и среднему образованию, хотя он ограничивался 7-летним платным обучением в реальных и классических гимназиях, а в национальных окраинах - знанием русского языка. Отменялась предварительная цензура для научной литературы и центральных периодических изданий. В 1861 г. число студентов в каждом из российских университетов превысило тысячу человек. В Московском университете обучалось 1 653 студента, а в Киевском — 1 062.

Важнейшими, с точки зрения правительства, были военные реформы, которые начались с назначением в 1861 г. на пост военного министра Д.А. Милютина. Положение дел в армии было тяжелым. За 1825-1850 гг. в армии умерли от болезней более миллиона «нижних чинов», тогда как во всех сражениях того времени (в русско-иранской войне 1826-1828 гг. и русско-турецкой 1828-1829 гг., кавказской войне против Шамиля, при подавлении восстания в Польше 1831 г. и революции в Венгрии 1849 г.) погибли более 30 тыс. человек. К 1850 г. армия насчитывала 2,6 млн. человек. Главными мероприятиями в этой сфере стали техническое переоснащение армии (внедрение нарезного оружия, строительство парового флота и т.д.), военно-судебная реформа 1863-1888 гг. (отмена телесных наказаний и других сословных дисциплинарных мер), создание системы военных округов с 1864 г., формирование бессословной системы подготовки командного состава (учебные команды и юнкерские школы). Завершением военных реформ стал принятый 1 января 1874 г. «Устав о воинской повинности», который сделал военнообязанными все мужское население страны в возрасте от 20 до 40 лет. Это позволило сократить максимальный срок службы в армии до 6 лет, на военном флоте – до 7 лет. От действительной воинской службы фактически освобождались врачи, художники, преподаватели вузов, христианские священнослужители и единственные сыновья в семье. Значительное сокращение сроков службы предусматривалось для образованных людей: выпускники университетов служили только 6 месяцев, окончившие гимназию - 1,5 года и т.д.

Несмотря на незавершенность и ограниченность реформ 60-х - 70-х гг. 19 в., что проявилось, в частности, в сохранении самодержавной политической системы, несомненно их положительное значение. Реформы привели к ускорению экономического развития страны. Были созданы условия для стирания сословных границ и образования новых классов индустриального общества, дан толчок развитию правового сознания и формированию гражданского общества. Наконец, преобразования Александра II предоставили Российской империи благоприятные возможности для проведения активной внешней политики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1614; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.125 (0.024 с.)