Возражения на доводы хариджитов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возражения на доводы хариджитов



Ссылаясь на приведенные выше доводы, хариджиты обвиняют в неверии тех, кто совершает грехи и ослушается Аллаха. Мы попытаемся разъяснить, в чем именно они ошибаются.

1. Мы не от­ри­ца­ем то­го, что дея­ния вхо­дят в по­ня­тие ве­ры. Од­на­ко их ошиб­ка за­клю­ча­ет­ся в том, что они счи­та­ют по­ступ­ки ус­ло­ви­ем ве­ры. В дей­ст­ви­тель­но­сти это не так. От­сут­ст­вие пра­вед­ных дея­ний оз­на­ча­ет от­сут­ст­вие той со­вер­шен­ной ве­ры, ко­то­рая тре­бу­ет­ся от че­ло­ве­ка. Ины­ми сло­ва­ми, в от­сут­ст­вие дея­ний ис­че­за­ет часть ве­ры, и она ста­но­вит­ся не­со­вер­шен­ной. На­при­мер, ес­ли че­ло­век по­те­рял ру­ку, или но­гу, или глаз, или ухо, он все рав­но ос­та­ет­ся че­ло­ве­ком, в ко­то­ром те­п­лит­ся жизнь. Но ес­ли он ли­шит­ся по­ло­ви­ны те­ла, или го­ло­вы, или ес­ли ему вы­рвут серд­це, то это мож­но срав­нить с ис­чез­но­ве­ни­ем ве­ры це­ли­ком. По­те­ря ру­ки, но­ги или гла­за по­доб­на не­вы­пол­не­нию не­ко­то­рых обя­за­тель­ных пред­пи­са­ний или со­вер­ше­ние гре­хов, а по­те­ря го­ло­вы или серд­ца по­доб­на ис­чез­но­ве­нию убе­ж­де­ний.

2. Их су­ж­де­ние о том, что не­чес­тие и не­спра­вед­ли­вость яв­ля­ют­ся не­ве­ри­ем, не­вер­но. Под не­чес­ти­ем под­ра­зу­ме­ва­ет­ся не­под­чи­не­ние Ал­ла­ху. Не­под­чи­не­ние Ал­ла­ху бы­ва­ет раз­ной сте­пе­ни тя­же­сти. Оно мо­жет быть не­ве­ри­ем, а мо­жет и нет. От­ри­цаю­щий су­ще­ст­во­ва­ние ан­ге­лов не под­чи­ня­ет­ся Ал­ла­ху, и это счи­та­ет­ся не­ве­ри­ем. Упот­реб­ляю­щий ал­ко­голь­ные на­пит­ки то­же не под­чи­ня­ет­ся Ал­ла­ху, и он со­вер­ша­ет грех, но не ста­но­вит­ся не­ве­рую­щим.

Не­спра­вед­ли­вость то­же бы­ва­ет раз­ной сте­пе­ни тя­же­сти. В од­них слу­ча­ях не­спра­вед­ли­вость на­столь­ко ве­ли­ка, что дос­ти­га­ет сте­пе­ни не­ве­рия, а в дру­гих нет.

Мы мо­жем пред­ста­вить се­бе это, на­чер­тив боль­шой круг, а внут­ри не­го — еще один круг. Боль­шой круг пред­став­ля­ет со­бой не­чес­тие и без­за­ко­ние, а ма­лый круг — не­ве­рие. Не­ве­рие вхо­дит в не­чес­тие и не­спра­вед­ли­вость, по­сколь­ку эти два по­ня­тия име­ют бо­лее ши­ро­кий смысл. В то же вре­мя не­ко­то­рые фор­мы не­чес­тия и не­спра­вед­ли­во­сти не яв­ля­ют­ся не­ве­ри­ем.

 

 

 

Аргументом в пользу того, что нечестие не всегда является неверием, служит хадис Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:

سِبَابُ الْمُسْلِمِ فُسُوقٌ ، وَقِتَالُهُ كُفْرٌ

«Поношение мусульманина есть нечестие, а сражение с ним — неверие»[32]. Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сделал различие между неверием и нечестием, несмотря на то, что в этом хадисе имеется в виду неверие, которое не выводит из лона ислама.

В ка­че­ст­ве ар­гу­мен­тов они при­во­дят свя­щен­ные тек­сты, от­ри­цаю­щие на­ли­чие ве­ры у то­го, кто со­вер­ша­ет гре­хи. В не­ко­то­рых из них го­во­рит­ся об от­ре­че­нии По­слан­ни­ка, да благословит его Аллах и приветствует, от то­го, кто со­вер­ша­ет гре­хи, или от­кры­то го­во­рит­ся об их не­ве­рии. Од­на­ко все это не оз­на­ча­ет, что ве­ра ис­че­за­ет при со­вер­ше­нии гре­хов или что ос­лу­ша­ние обя­за­тель­но под­ра­зу­ме­ва­ет не­ве­рие. В них го­во­рит­ся, что ве­ра греш­ни­ков пе­ре­ста­ет быть ис­тин­ной и чис­той, той, ко­то­рой Ал­лах опи­сы­ва­ет ве­рую­щих в раз­ных мес­тах Ко­ра­на:

«Воистину, Аллах купил у верующих их души и имущество в обмен на Рай. Они сражаются на пути Аллаха, убивая и погибая. Таково Его обещание и обязательство в Торе, Евангелии и Коране. Кто выполняет свои обещания лучше Аллаха? Возрадуйтесь же сделке, которую вы заключили. Это и есть великое преуспеяние.  Обрадуй верующих, которые каются и поклоняются, восхваляют и постятся (или путешествуют), кланяются и падают ниц, повелевают совершать одобряемое и запрещают предосудительное, и соблюдают ограничения Аллаха» (Ат-Тауба, 111-112);

«Воистину, преуспели верующие, которые смиренны во время своих намазов, которые отворачиваются от всего праздного,  которые выплачивают закят, которые оберегают свои половые органы»

(Аль-Му’минун, 1-5);

«Верующие — только те, чьи сердца испытывают страх при упоминании Аллаха, чья вера усиливается, когда им читают Его аяты, которые уповают на своего Господа, которые совершают намаз и расходуют из того, чем Мы их наделили» (Аль-Анфаль, 2-3).

Абу ‘Убейд аль-Ка­сим бин Сал­лам, про­ци­ти­ро­вав эти ая­ты, ска­зал: «Эти ая­ты разъ­яс­ня­ют пред­пи­са­ния, вме­нен­ные в обя­зан­ность при­вер­жен­цам ис­ла­ма, и за­пре­ща­ют со­вер­ше­ние лю­бых гре­хов. Сун­на ком­мен­ти­ру­ет их в ха­ди­сах, ука­зы­ваю­щих на осо­бен­но­сти ве­ры. Ес­ли же гре­хи сме­ши­ва­ют­ся с ве­рой, для ко­то­рой они не ха­рак­тер­ны, то мож­но ска­зать, что это не та ве­ра, ко­то­рую Ал­лах вме­нил в обя­зан­ность ве­рую­щим. Это не те при­зна­ки, по ко­то­рым мож­но оп­ре­де­лить ве­ру. Сле­до­ва­тель­но, ве­ра та­ких лю­дей яв­ля­ет­ся не­ис­тин­ной, хо­тя это не оз­на­ча­ет, что они пол­но­стью ли­ше­ны ве­ры»[33].

За­тем шейх рас­се­ял со­мне­ния тех, кто во­про­ша­ет: «Как мож­но ут­вер­ждать, что че­ло­век не яв­ля­ет­ся ве­рую­щим, до­пус­кая, что он не ли­шен ве­ры пол­но­стью?» Он разъ­яс­нил, что ара­бы ис­поль­зу­ют та­кие обо­ро­ты, ес­ли че­ло­век не вы­пол­нил свою ра­бо­ту долж­ным об­ра­зом. Ко­ран был ни­спос­лан на язы­ке ара­бов, и в нем ис­поль­зо­ва­ны сти­ли­сти­че­ские приё­мы это­го язы­ка: «В араб­ском язы­ке, ко­то­рый нам хо­ро­шо из­вес­тен, впол­не до­пус­ти­мо ска­зать, что че­ло­век не вы­пол­нил сво­ей ра­бо­ты, ес­ли она не вы­пол­не­на над­ле­жа­щим об­ра­зом. Раз­ве ты не зна­ешь, что ес­ли ра­бот­ник не спра­вил­ся со свои­ми обя­зан­но­стя­ми, то они го­во­рят ему: “Ты ни­че­го не сде­лал! Ты ни­че­го не вы­пол­нил!” Смысл этих слов в от­ри­ца­нии ка­че­ст­ва, а не са­мо­го фак­та ра­бо­ты. В их по­ни­ма­нии ра­бо­та вы­пол­не­на но­ми­наль­но, но не пол­но­стью».

Он разъяснил, что арабы могут говорить и в более резкой форме: «Если человек проявляет неуважение к отцу и причиняет ему страдания, то о нем скажут: “Он не сын”, — хотя им известно, что он появился на свет из его чресл. То же самое могут сказать о брате, жене, рабе. Говоря о сыне, они имеют в виду, что он не выполняет свои обязанности, не повинуется родителям и непочтительно относится к ним. Что касается отношений между супругами, между [хозяевами и] рабами, между родственниками, то имеются в виду обязанности, обусловленные возможностями человека и его статусом».

Потом он разъяснил, что тексты, отрицающие наличие веры, следует понимать в том же ключе: «То же относится к грехам, из-за которых отрицается наличие веры. Истинность веры нарушается из-за невыполнения предписаний, которые являются характерными для нее. Что же касается названия, то оно остается таким же, как и прежде, и таких людей следует называть не иначе, как верующими, и на них распространяются все положения, касающиеся верующих».

В качестве аргумента он привел аят из суры «Аль ‘Имран», повествующий о том, что Аллах взял с людей Писания обещание разъяснять людям истину[34] и не скрывать ее. Они не выполнили обещания, но, несмотря на это, Аллах назвал их людьми Писания в этом и в других аятах, разрешил нам есть мясо животных, зарезанных ими, и жениться на их женщинах. Он сказал: «На них распространяются положения, касающиеся людей Писания, и они носят это имя, хотя в действительности они расстались с ним».

Потом он привел хадис о том, кто ошибался в намазе. Его передали аль-Бухари и Муслим, и в нем сообщается, что Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

ارْجِعْ فَصَلِّ فَإِنَّكَ لَمْ تُصَلِّ

«Вернись и соверши намаз, потому что ты не совершил его»[35]. Мужчина совершил намаз несколько раз, и всякий раз Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил ему эти слова. Он совершал намаз номинально, но в действительности его действия не были намазом.

Относительно смысла текстов, в которых Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, отрекается от грешников, Абу ‘Убейд сказал: «Такое отречение не означает, что они не имеют ничего общего с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и его религией. Мы считаем, что совершающий эти грехи не подчиняется Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, не берет пример с него, не соблюдает его законов».

По поводу текстов, в которых некоторые грехи называются неверием, Абу ‘Убейд сказал: «Что касается преданий, в которых неверие и многобожие связываются с совершением грехов, то, на наш взгляд, они не означают того, что эти люди становятся неверующими и язычниками, полностью лишенными веры. Из них следует лишь то, что такие поступки считаются нравами и обычаями неверующих и язычников. Тексты, относящиеся к этим двум видам, встречаются в Коране и сунне так же часто, как и тексты, относящиеся к двум другим видам[36]».

Он разъяснил, что грехи, которые названы неверием и многобожием, являются нравами язычников. Это их имена, обычаи, слова, законы и т.п. В качестве доказательства он привел комментарий Ибн ‘Аббаса к словам Всевышнего:

«Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются неверующими» (Аль-Маида, 44). Ибн ‘Аббас сказал: «Это неверие, которое не выводит из ислама». ‘Ата сказал: «Неверие без неверия». По поводу высказывания Ибн ‘Аббаса шейх аль-Албани сказал: «Это сообщение передал аль-Хаким в “Мустадраке” через Тавуса, со слов Ибн ‘Аббаса. Аль-Хаким и аз-Захаби назвали его достоверным»[37].

Принятие решений вопреки тому, что ниспослал Аллах, названо неверием, хотя такой поступок не выводит человека из лона ислама. Он остается мусульманином, но совершает грех. Смысл этого аята в том, что принятие решений вопреки тому, что ниспослал Аллах, является обычаем неверующих. Или вы не слышали слова Всевышнего Аллаха:

«Неужели они ищут суда времен невежества?» (Аль-Маида, 50)?

За­тем он при­вел мне­ние ком­мен­та­то­ров Ко­ра­на о том, что при­ни­маю­щий ре­ше­ние во­пре­ки то­му, что ни­спос­лал Ал­лах, бу­ду­чи му­суль­ма­ни­ном, упо­доб­ля­ет­ся лю­дям вре­мен не­ве­же­ст­ва. Имен­но так вы­но­си­лись при­го­во­ры до по­яв­ле­ния ис­ла­ма. В та­ком све­те сле­ду­ет по­ни­мать сло­ва Про­ро­ка, да благословит его Аллах и приветствует:

ثَلاَثةٌ مِنْ أَمْرِ الْجَاهِلِيَّةِ: الطَّعْنُ فِى الأَنْسَابِ ، وَالنِّيَاحَةُ ، وِالأَنْوَاءُ

«Три качества относятся к поступкам времен невежества: порочение рода, плач по умершим и связывание выпадения дождя со звездами». Этот хадис достоверен[38]. В другом хадисе говорится:

آيَةُ الْمُنَافِقِ ثَلاَثٌ: إِذَا حَدَّثَ كَذَبَ ، وَإِذَا وَعَدَ أَخْلَفَ ، وَإِذَا ائْتُمِنَ خَانَ

«Лицемера отличают три качества: если он рассказывает что-нибудь, то лжет; если обещает что-нибудь, то не сдерживает обещания; а если ему оказывают доверие, то он не оправдывает его»[39].

Абу ‘Убейд сказал: «Из этих сообщений не следует, что совершающий эти грехи является невеждой, неверующим или лицемером, если он верит в Аллаха и во все, что ниспослано Им, и выполняет обязательные предписания. Их смысл в том, что эти грехи относятся к запрещенным Кораном и сунной поступкам, которые совершают неверующие. Мусульмане должны сторониться и избегать их, чтобы не уподобляться их нравам и законам».

Потом он привел хадис о том, что «если женщина надушилась, а затем прошла мимо мужчин, и они почувствовали ее благоухание, то она является прелюбодейкой»[40]. Разве это прелюбодеяние, за которое в шариате установлена мера наказания?

Оче­вид­но, ко­гда Абу ‘Убейд аль-Ка­сим бин Сал­лам го­во­рил, что при­ня­тие ре­ше­ний во­пре­ки за­ко­ну Ал­ла­ха не яв­ля­ет­ся не­ве­ри­ем, вы­во­дя­щим че­ло­ве­ка из ис­ла­ма, он имел в ви­ду ре­ше­ние, при­ни­мае­мое ка­ди­ем или му­суль­ман­ским пра­ви­те­лем по ка­ко­му-ли­бо во­про­су, при ус­ло­вии, что в ос­таль­ных слу­ча­ях он ру­ко­во­дству­ет­ся по­ста­нов­ле­ния­ми Ал­ла­ха.

Что же ка­са­ет­ся из­да­ния за­ко­нов, про­ти­во­ре­ча­щих ис­ла­му, и при­ну­ж­де­ния му­суль­ман­ских на­ро­дов к при­ня­тию их под стра­хом смер­ти, и пре­сле­до­ва­ния тех, кто при­зы­ва­ет к со­блю­де­нию ис­лам­ских норм, то по­доб­ные по­ступ­ки со­вер­ша­ют толь­ко те, кто не име­ет ни­ка­ко­го от­но­ше­ния к ис­ла­му.

«Но нет — клянусь твоим Господом! — они не уверуют, пока они не изберут тебя судьей во всем том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчинятся полностью» (Ан-Ниса, 65).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.166.214 (0.014 с.)