Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возражения на доводы хариджитовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Ссылаясь на приведенные выше доводы, хариджиты обвиняют в неверии тех, кто совершает грехи и ослушается Аллаха. Мы попытаемся разъяснить, в чем именно они ошибаются. 1. Мы не отрицаем того, что деяния входят в понятие веры. Однако их ошибка заключается в том, что они считают поступки условием веры. В действительности это не так. Отсутствие праведных деяний означает отсутствие той совершенной веры, которая требуется от человека. Иными словами, в отсутствие деяний исчезает часть веры, и она становится несовершенной. Например, если человек потерял руку, или ногу, или глаз, или ухо, он все равно остается человеком, в котором теплится жизнь. Но если он лишится половины тела, или головы, или если ему вырвут сердце, то это можно сравнить с исчезновением веры целиком. Потеря руки, ноги или глаза подобна невыполнению некоторых обязательных предписаний или совершение грехов, а потеря головы или сердца подобна исчезновению убеждений. 2. Их суждение о том, что нечестие и несправедливость являются неверием, неверно. Под нечестием подразумевается неподчинение Аллаху. Неподчинение Аллаху бывает разной степени тяжести. Оно может быть неверием, а может и нет. Отрицающий существование ангелов не подчиняется Аллаху, и это считается неверием. Употребляющий алкогольные напитки тоже не подчиняется Аллаху, и он совершает грех, но не становится неверующим. Несправедливость тоже бывает разной степени тяжести. В одних случаях несправедливость настолько велика, что достигает степени неверия, а в других нет. Мы можем представить себе это, начертив большой круг, а внутри него — еще один круг. Большой круг представляет собой нечестие и беззаконие, а малый круг — неверие. Неверие входит в нечестие и несправедливость, поскольку эти два понятия имеют более широкий смысл. В то же время некоторые формы нечестия и несправедливости не являются неверием.
Аргументом в пользу того, что нечестие не всегда является неверием, служит хадис Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: سِبَابُ الْمُسْلِمِ فُسُوقٌ ، وَقِتَالُهُ كُفْرٌ «Поношение мусульманина есть нечестие, а сражение с ним — неверие»[32]. Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сделал различие между неверием и нечестием, несмотря на то, что в этом хадисе имеется в виду неверие, которое не выводит из лона ислама. В качестве аргументов они приводят священные тексты, отрицающие наличие веры у того, кто совершает грехи. В некоторых из них говорится об отречении Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, от того, кто совершает грехи, или открыто говорится об их неверии. Однако все это не означает, что вера исчезает при совершении грехов или что ослушание обязательно подразумевает неверие. В них говорится, что вера грешников перестает быть истинной и чистой, той, которой Аллах описывает верующих в разных местах Корана: «Воистину, Аллах купил у верующих их души и имущество в обмен на Рай. Они сражаются на пути Аллаха, убивая и погибая. Таково Его обещание и обязательство в Торе, Евангелии и Коране. Кто выполняет свои обещания лучше Аллаха? Возрадуйтесь же сделке, которую вы заключили. Это и есть великое преуспеяние. Обрадуй верующих, которые каются и поклоняются, восхваляют и постятся (или путешествуют), кланяются и падают ниц, повелевают совершать одобряемое и запрещают предосудительное, и соблюдают ограничения Аллаха» (Ат-Тауба, 111-112); «Воистину, преуспели верующие, которые смиренны во время своих намазов, которые отворачиваются от всего праздного, которые выплачивают закят, которые оберегают свои половые органы» (Аль-Му’минун, 1-5); «Верующие — только те, чьи сердца испытывают страх при упоминании Аллаха, чья вера усиливается, когда им читают Его аяты, которые уповают на своего Господа, которые совершают намаз и расходуют из того, чем Мы их наделили» (Аль-Анфаль, 2-3). Абу ‘Убейд аль-Касим бин Саллам, процитировав эти аяты, сказал: «Эти аяты разъясняют предписания, вмененные в обязанность приверженцам ислама, и запрещают совершение любых грехов. Сунна комментирует их в хадисах, указывающих на особенности веры. Если же грехи смешиваются с верой, для которой они не характерны, то можно сказать, что это не та вера, которую Аллах вменил в обязанность верующим. Это не те признаки, по которым можно определить веру. Следовательно, вера таких людей является неистинной, хотя это не означает, что они полностью лишены веры»[33]. Затем шейх рассеял сомнения тех, кто вопрошает: «Как можно утверждать, что человек не является верующим, допуская, что он не лишен веры полностью?» Он разъяснил, что арабы используют такие обороты, если человек не выполнил свою работу должным образом. Коран был ниспослан на языке арабов, и в нем использованы стилистические приёмы этого языка: «В арабском языке, который нам хорошо известен, вполне допустимо сказать, что человек не выполнил своей работы, если она не выполнена надлежащим образом. Разве ты не знаешь, что если работник не справился со своими обязанностями, то они говорят ему: “Ты ничего не сделал! Ты ничего не выполнил!” Смысл этих слов в отрицании качества, а не самого факта работы. В их понимании работа выполнена номинально, но не полностью». Он разъяснил, что арабы могут говорить и в более резкой форме: «Если человек проявляет неуважение к отцу и причиняет ему страдания, то о нем скажут: “Он не сын”, — хотя им известно, что он появился на свет из его чресл. То же самое могут сказать о брате, жене, рабе. Говоря о сыне, они имеют в виду, что он не выполняет свои обязанности, не повинуется родителям и непочтительно относится к ним. Что касается отношений между супругами, между [хозяевами и] рабами, между родственниками, то имеются в виду обязанности, обусловленные возможностями человека и его статусом». Потом он разъяснил, что тексты, отрицающие наличие веры, следует понимать в том же ключе: «То же относится к грехам, из-за которых отрицается наличие веры. Истинность веры нарушается из-за невыполнения предписаний, которые являются характерными для нее. Что же касается названия, то оно остается таким же, как и прежде, и таких людей следует называть не иначе, как верующими, и на них распространяются все положения, касающиеся верующих». В качестве аргумента он привел аят из суры «Аль ‘Имран», повествующий о том, что Аллах взял с людей Писания обещание разъяснять людям истину[34] и не скрывать ее. Они не выполнили обещания, но, несмотря на это, Аллах назвал их людьми Писания в этом и в других аятах, разрешил нам есть мясо животных, зарезанных ими, и жениться на их женщинах. Он сказал: «На них распространяются положения, касающиеся людей Писания, и они носят это имя, хотя в действительности они расстались с ним». Потом он привел хадис о том, кто ошибался в намазе. Его передали аль-Бухари и Муслим, и в нем сообщается, что Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ارْجِعْ فَصَلِّ فَإِنَّكَ لَمْ تُصَلِّ «Вернись и соверши намаз, потому что ты не совершил его»[35]. Мужчина совершил намаз несколько раз, и всякий раз Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил ему эти слова. Он совершал намаз номинально, но в действительности его действия не были намазом. Относительно смысла текстов, в которых Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, отрекается от грешников, Абу ‘Убейд сказал: «Такое отречение не означает, что они не имеют ничего общего с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и его религией. Мы считаем, что совершающий эти грехи не подчиняется Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, не берет пример с него, не соблюдает его законов». По поводу текстов, в которых некоторые грехи называются неверием, Абу ‘Убейд сказал: «Что касается преданий, в которых неверие и многобожие связываются с совершением грехов, то, на наш взгляд, они не означают того, что эти люди становятся неверующими и язычниками, полностью лишенными веры. Из них следует лишь то, что такие поступки считаются нравами и обычаями неверующих и язычников. Тексты, относящиеся к этим двум видам, встречаются в Коране и сунне так же часто, как и тексты, относящиеся к двум другим видам[36]». Он разъяснил, что грехи, которые названы неверием и многобожием, являются нравами язычников. Это их имена, обычаи, слова, законы и т.п. В качестве доказательства он привел комментарий Ибн ‘Аббаса к словам Всевышнего: «Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются неверующими» (Аль-Маида, 44). Ибн ‘Аббас сказал: «Это неверие, которое не выводит из ислама». ‘Ата сказал: «Неверие без неверия». По поводу высказывания Ибн ‘Аббаса шейх аль-Албани сказал: «Это сообщение передал аль-Хаким в “Мустадраке” через Тавуса, со слов Ибн ‘Аббаса. Аль-Хаким и аз-Захаби назвали его достоверным»[37]. Принятие решений вопреки тому, что ниспослал Аллах, названо неверием, хотя такой поступок не выводит человека из лона ислама. Он остается мусульманином, но совершает грех. Смысл этого аята в том, что принятие решений вопреки тому, что ниспослал Аллах, является обычаем неверующих. Или вы не слышали слова Всевышнего Аллаха: «Неужели они ищут суда времен невежества?» (Аль-Маида, 50)? Затем он привел мнение комментаторов Корана о том, что принимающий решение вопреки тому, что ниспослал Аллах, будучи мусульманином, уподобляется людям времен невежества. Именно так выносились приговоры до появления ислама. В таком свете следует понимать слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: ثَلاَثةٌ مِنْ أَمْرِ الْجَاهِلِيَّةِ: الطَّعْنُ فِى الأَنْسَابِ ، وَالنِّيَاحَةُ ، وِالأَنْوَاءُ «Три качества относятся к поступкам времен невежества: порочение рода, плач по умершим и связывание выпадения дождя со звездами». Этот хадис достоверен[38]. В другом хадисе говорится: آيَةُ الْمُنَافِقِ ثَلاَثٌ: إِذَا حَدَّثَ كَذَبَ ، وَإِذَا وَعَدَ أَخْلَفَ ، وَإِذَا ائْتُمِنَ خَانَ «Лицемера отличают три качества: если он рассказывает что-нибудь, то лжет; если обещает что-нибудь, то не сдерживает обещания; а если ему оказывают доверие, то он не оправдывает его»[39]. Абу ‘Убейд сказал: «Из этих сообщений не следует, что совершающий эти грехи является невеждой, неверующим или лицемером, если он верит в Аллаха и во все, что ниспослано Им, и выполняет обязательные предписания. Их смысл в том, что эти грехи относятся к запрещенным Кораном и сунной поступкам, которые совершают неверующие. Мусульмане должны сторониться и избегать их, чтобы не уподобляться их нравам и законам». Потом он привел хадис о том, что «если женщина надушилась, а затем прошла мимо мужчин, и они почувствовали ее благоухание, то она является прелюбодейкой»[40]. Разве это прелюбодеяние, за которое в шариате установлена мера наказания? Очевидно, когда Абу ‘Убейд аль-Касим бин Саллам говорил, что принятие решений вопреки закону Аллаха не является неверием, выводящим человека из ислама, он имел в виду решение, принимаемое кадием или мусульманским правителем по какому-либо вопросу, при условии, что в остальных случаях он руководствуется постановлениями Аллаха. Что же касается издания законов, противоречащих исламу, и принуждения мусульманских народов к принятию их под страхом смерти, и преследования тех, кто призывает к соблюдению исламских норм, то подобные поступки совершают только те, кто не имеет никакого отношения к исламу. «Но нет — клянусь твоим Господом! — они не уверуют, пока они не изберут тебя судьей во всем том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчинятся полностью» (Ан-Ниса, 65).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.45.238 (0.014 с.) |