Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Провода и способы защиты от аварийных режимов

Поиск

Автомобильные провода делятся на провода низкого напряже­ния (до 48 В) и высокого напряжения (для вторичной цепи системы зажигания). В качестве изоляции проводов применяют поливинил­хлоридный пластикат, который является масло- и бензостойким, не распространяет горения, работоспособен при низких и высоких температурах. Провода марок ПВА (провод с полихлорвиниловой изоляцией автомобильный), ПВАЭ (Э - экранированный) и ПВАП (Л -лакостойкий) используются при температуре -40...+150°С, осталь­ных марок от -40...+70°С. Если при соединении приборов требуется экранирование провода, то применяют провода марок ПВАЭ и ПГВАЭ (Г - гибкий), а в случае необходимости защиты от механических повреждений применяют провода с бронированной изоляцией марки ПГВАБ (Б - бронированная изоляция).

Для облегчения монтажа, нахождения неисправностей и ремонта электрических сетей на автомобилях применяется маркировка проводов по цвету изоляции. Провода могут иметь сплошную или комбинированную расцветку. Сплошная расцветка имеет 11 цветов (белый, желтый, оранжевый, красный, розовый, синий, зеленый, коричневый, черный, серый, фиолетовый). Комбинированная рас-цветка представляет собой сплошную расцветку с нанесенной на нее эмалью в виде полос или колец 4 цветов (белый, красный, черный, голубой). Срок службы проводов не менее 8 лет.

В зависимости от марки провода сечение его жилы может быть следующего размера: 0,5; 0,75; 1,0; 1,5; 2,5; 4,0; 6,0; 10; 16; 25; 35; 50; 70 и 95 мм2. Минимальные сечения проводов ограничиваются необходимой механической прочностью при монтаже и эксплуатации (статическое усилие разрыва не менее диапазона значений

100...120 Н).

Провода высокого напряжения, применяемые для соединения в цепях системы зажигания, подразделяются на обычные марки ПВВ (провод с полихлорвиниловой изоляцией высоковольтный) с металлическим многожильным проводом и помехоподавительные провода марок ПВВО (О - высокоомное распределенное сопротивление) и ПВВП (П - помехоподавительный). При использовании проводов марки ПВВ необходимо применять наконечники с подави- тельными резисторами у каждой свечи.

Для определения допустимого тока в низковольтном проводе с учетом предельной температуры изоляции используется тепловой расчет, который проводится на основе математического моделирования и экспериментальных данных. При тепловом расчете жгутов проводов рассматривают самый неблагоприятный случай, когда по всем проводам проходит максимальный ток. Тогда тепловой моде-лью жгута является цилиндр, однородный в тепловом отношении и обладающий эквивалентным коэффициентом теплопроводности Хэкв. Диаметр цилиндра равен диаметру жгута проводов. Дискретные источники тепла внутри цилиндра оказывают на любую точку модели такое же температурное воздействие, как если бы они были распределены равномерно по всему объему. Максимально допустимая температура fA бывает в центре жгута и ограничивается допустимой температурой нагрева изоляции проводов fA = 105°С.

Расчеты для температуры окружающего воздуха fB = 20°С позволили определить допустимые длительные токовые нагрузки одиночных проводов марки ПВА для сечений 0,75; 1,0 и 1,5 мм2, кото­рые соответственно равны 20,7; 24,6 и 31,1 А.

Увеличение допустимой плотности тока с уменьшением сечения провода при прочих равных условиях объясняется тем, что с уменьшением сечения увеличивается поверхность провода, прихо­дящаяся на единицу сечения, и тем самым улучшаются условия охлаждения.

Для температуры окружающего воздуха 20°С допустимые токо­вые нагрузки жгутов из 7 проводов марки ПВА сечением 0,75; 1,0 и 1,5 мм равны соответственно 12; 14 и 18 А. Для жгута из 19 прово­дов с теми же сечениями токи соответственно равны 8,4; 10 и 13 А. Отметим, что допустимые токовые нагрузки проводов при проклад­ке в жгутах в 1,8...2,5 раза меньше, чем при одиночной прокладке.

Для инженерных расчетов допустимых токовых нагрузок /д мож­но использовать следующие выражения.

Для одиночных проводов

 

где - допустимый перегрев провода относительно температуры окружающей среды, °С; SM - номинальное сечение провода по меди, мм2.

Для жгутов из 2-3 проводов

 

 

Защита электрических цепей от коротких замыканий и перегру­зок обеспечивается плавкими и термобиметаллическими предохра­нителями. Основным показателем предохранителей, определяю­щим эффективность их действия, является ампер-секундная харак­теристика, представляющая собой зависимость времени срабаты­вания предохранителя от тока нагрузки.

Сопоставление ампер-секундных характеристик автомобильных предохранителей различных конструкций (плавких проволочных и ленточных, кнопочных биметаллических) показывает, что биметал­лические предохранители по сравнению с плавкими более инерци­онны в зоне больших перегрузок ///„ >2 и более чувствительные

в зоне малых перегрузок / / /„: 2. Поэтому биметаллические пре­дохранители рекомендуются в первую очередь для защиты цепей с электродвигателем, когда пусковые токи могут в 4...6 раз превы­шать номинальные токи. Кнопочные термобиметаллические предо­хранители служат в основном для защиты моторедукторов стекло­очистителей, стеклоподъемников, электродвигателей отопителя, вентиляторов и т. д.

Плавкие предохранителя в основном объединены в блоки, со­держащие несколько предохранителей на различные номинальные токи. Имеются также одиночные плавкие ленточные предохраните­ли в разъемном корпусе и устанавливаемые непосредственно на жгуте проводов одиночные плавкие проволочные предохранители в стеклянном корпусе. В настоящее время разрабатываются и вне­дряются предохранители штекерного типа.

Для выбора номинального тока предохранителя /н необходимо сравнить ампер-секундные характеристики предохранителей и за­щищаемого провода. Под ампер-секундной характеристикой прово­да подразумевается зависимость времени достижения изоляцией провода предельной температуры от тока нагрузки. На одном гра­фике строят ампер-секундные характеристики проводов и выбран­ного предохранителя. На этот график наносят также силу тока ко­роткого замыкания или перегрузку в защищаемой цепи. Предохра­нитель защищает провод, если его ампер-секундная характеристи­ка проходит ниже, чем таковая у провода в зоне действующих пере­грузок.

Расчет токов короткого замыкания /кз производится так:

 

где UH - номинальное напряжение аккумуляторной батареи, В; Rб - внутреннее сопротивление аккумуляторной батареи, Ом; Rкз - со­противление цепи короткого замыкания, Ом.

Сопротивление цепи короткого замыкания

 

 

где к - сумма переходных сопротивлений контактов коммута­ционной, защитной и установочной аппаратуры; RM - сопротивле­ние по «массе» автомобиля; Rпр - сопротивление проводов.

Номинальные токи плавкого ленточного предохранителя равны 10 А для сечения проводов 0,75 и 1,0 мм2 и 16 А для сечения 1,5 мм2. Номинальные токи биметаллического предохранителя равны для сечений проводов 0,75 и 1,0 мм2 - 15 А, для сечения 1,5 мм2 - 20 А.

Для сокращения числа контактных соединений в электрических цепях и уменьшения расхода проводов на автомобилях применяет­ся групповой способ защиты электрических цепей.

С целью обеспечения удобства работы водителей и безопасно­сти движения не должны подключаться к одному предохранителю взаимозаменяемые приборы, например розетки переносной и под­капотной ламп, освещение контрольных приборов и плафона сало­на. Индивидуальным предохранителем должно быть защищено ре­ле указателей поворота в режиме аварийной сигнализации.

Для обеспечения надежной защиты электрических цепей на один предохранитель должны подключаться потребители электро­энергии, близкие по мощности.

Для повышения надежности наиболее важных электрических цепей путем исключения из них дополнительных контактных соеди­нений не защищаются цепи заряда аккумуляторной батареи, пуска, зажигания.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 318; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.184.124 (0.011 с.)