Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Техническая эксплуатация системы электроснабжения. Методы диагностированияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Интерес к вопросу о качестве напряжения в последние годы возрос. Связано это в первую очередь с широким применением на автомобиле электроники, требующей строгого соблюдения рекомендуемых режимов эксплуатации и имеющей незначительную перегрузочную способность. Повышенная пульсация создает значительную разницу между средним и действующим напряжениями и, следовательно, разные условия работы для потребителей, реагирующих на то или другое значение напряжения. При этом также возрастает статическая ошибка регулирования и ухудшаются условия работы потребителей и аккумуляторной батареи. Так, например, при уменьшении напряжения на 5% световой поток ламп уменьшается на 20%, а при таком же увеличении напряжения срок службы ламп светосигнальной аппаратуры уменьшается в 2 раза. Повышение регулируемого напряжения на 10... 12% приводит к снижению срока службы аккумуляторной батареи в 2...2,5 раза. На современных отечественных автомобилях для контроля за уровнем регулируемого напряжения и зарядом батареи применяются стрелочные приборы - амперметры, вольтметры, а также ламповые индикаторы, устанавливаемые на панели приборов. Амперметр подключают последовательно с батареей таким образом, чтобы через него проходил только зарядный или разрядный ток батареи (за исключением тока мощных потребителей электроэнергии кратковременного действия - стартера, звукового сигнала, прикуривателя и т. д.). Вольтметр непосредственно измеряет напряжение в бортовой сети автомобиля. Ламповый индикатор, контролирующий заряд батареи, управляется специальным реле, включенным между «плюсом» генератора и нулевой точкой фазных обмоток генератора (РС702 для автомобилей ВАЗ-2101, -2102 и др.), либо функции управления совмещены в одном узле с блокировкой стартера (РБ для автомобилей ЗАЗ, ЛуАЗ). Большинство зарубежных фирм для контроля исправности генераторных установок включают контрольную лампу между «плюсом» основного силового выпрямителя и «плюсом» дополнительного. Такая же схема применена на автомобиле ВАЗ-2108 (см. рис. 1.11). Однако необходимо отметить, что по показаниям этих приборов и индикаторов невозможно в полной мере оценить работу системы электроснабжения. Например, применение лампового индикатора, управляемого реле контроля заряда, не позволяет обнаружить повышение напряжения. При включении контрольной лампы между «плюсом» основного и дополнительного выпрямителей обеспечивается обнаружение неисправностей, связанное только с невозбуждением генератора, - обрыв цепи обмотки возбуждения, проскальзывание или обрыв приводного ремня. Пользование вольтметром или амперметром требуют от водителя знания специфики работы системы электроснабжения. Полную информацию о работоспособности и возникших неисправностях получают при диагностировании системы электроснабжения. При этом используется специальная диагностическая аппаратура (например, Элкон С-300, Э240, Э242 и др.). Для контроля технического состояния аккумуляторных батарей используется аккумуляторный пробник (рис. 1.47), позволяющий измерять напряжение батареи под нагрузкой. Рис. 1. 47. Аккумуляторный пробник: 1 - вольтметр; 2- нагрузочный резистор; 3 и 5- контакты; 4 - выключатель резистора Срок службы аккумуляторных батарей определяется продолжительностью с начала эксплуатации до момента, когда ее емкость снизится до 40% номинального значения. При прочих равных условиях срок службы батареи зависит от интенсивности ее эксплуатации. Реально автомобильный аккумулятор имеет срок службы 2-4 года. Основными причинами выхода батарей из строя являются: необратимая сульфатация электродов в результате частого разряда током стартерного режима, длительного хранения при положительной температуре без подзаряда и высокой плотности электролита; коррозия решеток вследствие содержания в электролите посторонних примесей, оголения электродов (низкий уровень электролита), длительного перезаряда и длительного хранения сухозаряженных батарей (более 3 лет); коробление электродов из-за неравномерности реакции по поверхности электродов вследствие большого разрядного тока, а также при большом зарядном токе; выпадание активной массы положительных электродов, происходящее при перезаряде, а также при заряде, когда температура электролита больше 40°С; от сильной вибрации; после замерзания электролита; короткое замыкание электродов осыпающейся активной массой. Одним из важнейших параметров, определяющих срок службы батарей, является так называемый ток перезаряда. Он имеет мсто при повышенном регулируемом напряжении автомобильного генератора (рис. 1.48). В результате перезаряда происходит обильное газовыделение («кипение»), что приводит к интенсивному разрушению активной массы электродов.
Рис. 1.48. Зависимость тока перезаряда от регулируемого напряжения при различной температуре электролита Стартерные аккумуляторные батареи могут эксплуатироваться при температурах окружающей среды от -40 до +60°С и на высоте над уровнем моря до 3000 м. Повышенная температура электролита способствует быстрому разрушению электродов, ускоряет сульфатацию и сокращает срок службы батареи. Для уменьшения химической активности электролита и электродов при высоких температурах в жаркой и теплой влажной климатических зонах в батареи заливают электролит пониженной плотности. Условия заряда батарей значительно ухудшаются при низких температурах. Холодные батареи заряжаются медленнее и часто остаются недозаряженными.
Рис. 1.49. Среднесуточный саморазряд свинцовой стартерной аккумуляторной батареи при хранении в течение 14 суток в зависимости от температуры: 1 - новой батареи; 2- в середине срока службы; 3- в конце срока службы
Ионы примесей (например, железа) в электролите действуют как переносчики заряда либо способствуют протеканию побочных реакций, приводящих к расходованию реагентов. Интенсивность этих реакций увеличивается с температурой (рис. 1.49). Из рис. 1.49 видно, что с понижением температуры электролита саморазряд уменьшается и при температурах ниже нуля у новых батарей он практически прекращается. Поэтому хранить батареи рекомендуется при пониженных температурах. Подготовка к работе аккумуляторных батарей сводится к составлению электролита, последующей проверке его плотности и заряду батарей. Электролит приготовляют из аккумуляторной серной кислоты и дистиллированной воды. Плотность электролита, заливаемого в батарею, зависит от района эксплуатации, времени года и должна соответствовать данным табл. 1.3.
При эксплуатации батарей в первую очередь обращают внимание на контроль зарядного тока, чтобы не допустить излишнего перезаряда или недозаряда, сокращающих срок их службы. Для этого необходимо постоянно следить за техническим состоянием регулятора напряжения. Основными операциями технического обслуживания аккумуляторных батарей являются: - постоянная проверка чистоты батарей и их вентиляционных отверстий; - проверка уровня электролита и при необходимости корректировка его; - проверка заряженности батареи по замеру плотности электролита с учетом температуры. Уровень электролита контролируется стеклянной трубкой, которую опускают вертикально в заливное отверстие до упора в предохранительный щиток. Затем верхний конец трубки зажимают пальцем и вынимают ее из аккумулятора. Высота столбика электролита в трубке соответствует уровню электролита в аккумуляторе над предохранительным щитком. Нормальным считается уровень в пределах 10...15 мм. Рис. 1.49. Среднесуточный саморазряд свинцовой стартерной аккумуляторной батареи при хранении в течение 14 суток в зависимости от температуры: 1 - новой батареи; 2- в середине срока службы; 3- в конце срока службы
Для проверки технического состояния батареи и оценки способности ее к холодному пуску двигателя разработан специальный диагностический режим - разряд током «холодной прокрутки» при t = -18°С. Диагностическими параметрами при этом являются напряжение на 30-й и 150-й секундах разряда (соответственно контрольные точки КТ1 и КТ2 на рис. 1.50). Они должны быть соответственно не менее 9 и 6 В у полностью заряженной батареи. Также используется такая характеристика, как сила тока, вызывающего падение напряжения до 1,2 В на аккумуляторе в течение 30 с. Существуют методы диагностирования, основанные на контроле внутреннего сопротивления батареи и определении параметров ее эквивалентной электрической схемы. Неисправности, возникающие в батарее, по-разному влияют на диагностические параметры. Наибольшей чувствительностью к неисправностям обладает скорость падения напряжения на линейном участке разрядной кривой U6(t) (см. рис. 1.50) в стартерном режиме разряда . Этот параметр позволяет с достаточной для практических целей точностью оценить степень разряженности батареи в процессе электростартерного пуска двигателя. При появлении коррозии решеток положительных электродов изменяется как показатель , так и внутреннее омическое сопротивление R0, при оплывании активной массы - 6Un/6t и поляризационное сопротивление Rп. Диагностирование батареи может производиться также в процессе заряда или путем организации специальных тестовых воздействий (разряд ступенчатым, импульсным током и т. д.).
Рис. 1.50. Диагностический режим для проверки технического состояния аккумуляторной батареи при пуске двигателя Вопросы для самоконтроля 1. Какие конструкции генераторов переменного тока применяются на современных автомобилях? 2. Из каких основных элементов состоит генератор переменного тока с клювообразным ротором? 3. За счет чего в современных автомобильных генераторах происходит ограничение максимального тока? 4. Каким образом происходит процесс регулирования напряжения генератора? 5. Какие бывают типы регуляторов напряжения, в чем их преимущества и недостатки? 6. Какие физико-химические процессы происходят в свинцово-кислотной аккумуляторной батарее при заряде и разряде? 7. Как осуществляется маркировка аккумуляторных батарей? 8. Что такое емкость аккумуляторной батареи в 20-часовом режиме разряда? 9. Какие существуют способы заряда аккумуляторных батарей? 10. Чем отличаются «необслуживаемые» аккумуляторные батареи? 11. Методы диагностирования аккумуляторных батарей.
ГЛАВА 2. Система пуска ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Система пуска представляет собой комплекс устройств, обеспечивающих принудительное вращение вала ДВС. Тип системы пуска определяется видом используемой энергии и конструкцией основного пускового устройства (стартера). В практике автомобилестроения встречаются инерционные стартеры, пневматические и гидропневматические системы пуска. Однако наибольшее распространение получила электростартерная система пуска, обладающая целым рядом положительных качеств. Эта система компактна и на-дежна в работе, обеспечивает возможность автоматизации процесса пуска с помощью несложных электротехнических устройств. Она состоит из аккумуляторной батареи, стартерной цепи (провода, коммутационная аппаратура управления), стартера и средств облегчения пуска (рис. 2.1). Общим элементом для систем пуска и электроснабжения является аккумуляторная батарея. Однако режим ее работы в этих системах различен. В системах электроснабжения батарея работает в режиме циклического разряда и заряда, причем токи не превышают номинальной емкости (0,5...0,7)Q0- В системе пуска батарея разряжается в прерывистых режимах при силе тока (2...5)С20- Развиваемая батареей мощность соизмерима с мощностью стартера. Поэтому ее характеристики зависят от режима стартерного разряда (силы тока, температуры, продолжительности пуска) и влияют на характеристики самого стартера и тем самым на процесс пуска двигателя. Наиболее важными параметрами батареи, влияющими на процесс пуска двигателя, являются ее емкость и число электродов в аккумуляторе (так называемый счет сборки п+ / п.), температура электролита 4 и степень разряженности батареи ДСр. Рис. 2.1. Структурная схема электростартерной системы пуска 6* 83
Батарея в процессе пуска двигателя должна дать определенный ток без уменьшения напряжения ниже заданного минимального значения (6,0...8,0 В для системы на 12 В). Это значение определяется, с одной стороны, характеристиками стартера, который должен обеспечить прокручивание двигателя с частотой не ниже минимальной пусковой, а с другой - требованиями системы зажигания к минимальному напряжению в первичной цепи катушки зажигания (для бензиновых двигателей) и минимальным напряжением на тяговом реле стартера при пуске (для дизелей). В связи с повышением требований к минимальным температурам пуска на ряде двигателей предусмотрена установка средств облегчения пуска холодного двигателя. Как правило, эти устройства за период своей работы (около 30 мин) потребляют энергию от батареи. Таким образом, возникла новая разновидность стартерного разряда холодной аккумуляторной батареи: вначале на устройствах облегчения пуска двигателя сравнительно малым током - до 0,5С^0. а затем на стартер большим током - (2,5...4,0)С20 В качестве стартерного электродвигателя применяется электродвигатель постоянного тока последовательного или смешанного возбуждения. Его основными параметрами являются: номинальное напряжение U„ (12, 24 В); номинальная мощность Рсн; номинальная частота вращения якоря псн и момент Мт\ ток при максимуме мощности /сн. Стартер как электрическая машина характеризуется комплексом электромеханических характеристик - зависимостями момента, частоты вращения якоря, мощности, КПД и напряжения на зажимах от потребляемого тока /с. Стартер связан с маховиком двигателя зубчатой передачей, основными параметрами которой являются: передаточное отношение (цс = -^мах / zc (где zMax - число зубьев венца маховика, zc - число зубьев шестерни стартера); модуль зуба т, КПД зубчатой передачи T)z = 0,85...0,9. Стартер во время эксплуатации автомобиля работает со значительной нагрузкой. Так, средняя частота его включений на 100 км пробега составляет в условиях города для легковых автомобилей 28, а для грузовых - 22. Приводной механизм системы пуска представляет собой устройство, обеспечивающее ввод и удержание шестерни стартера в зацеплении с венцом маховика во время пуска, передачу необходимого вращающего момента коленчатому валу и предохранение якоря стартерного электродвигателя от разноса вращающимся маховиком работающего двигателя. Тяговое реле стартера является одновременно элементом как приводного механизма, обеспечивая его перемещения по оси вала якоря, так и стартерной цепи, замыкая в конце хода якоря тягового электромагнита силовые контакты цепи питания стартера. Средства облегчения пуска представляют собой устройства, позволяющие увеличить частоту прокручивания коленчатого вала двигателя за счет снижения момента сопротивления прокручиванию или повышения энергетических возможностей пусковой системы, улучшить условия смесеобразования и воспламенения топлива. Выбор способа и устройства, облегчающих пуск, определяется конструктивными особенностями двигателя, условиями эксплуатации и экономическими факторами. 2.1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ В РЕЖИМЕ ПУСКА Электростартер является основным потребителем энергии аккумуляторной батареи. В зависимости от мощности стартера и условий пуска ДВС сила тока стартерного разряда составляет 100... 1500 А. Работа в стартерном режиме определяет тип и конструкцию батареи. Основные параметры батареи оцениваются по вольт-амперной и временной характеристикам. Вольт-амперная характеристика представляет собой зависимость напряжения батареи Us от тока разряда /б. Временная характеристика - это зависимость напряжения от времени разряда при постоянной силе разрядного тока. Производными от вольт-амперной и временной характеристик являются мощностные характеристики - зависимости мощности, отдаваемой батареей в нагрузку, от тока или времени разряда. Вольт-амперная характеристика батареи может быть получена экспериментально или рассчитана для заданных условий разряда. Она выражается сложной кривой (рис. 2.2), имеющей квазилинейный участок в зоне от /6 = С20 до U, = 0,4UHOM (кривая 1). Нелинейность этой характеристики объясняется нелинейностью внутреннего сопротивления батареи, в основном его поляризационной составляющей. С достаточной для инженерной практики точностью реальную вольт-амперную характеристику заменяют линейной, которая образуется при продолжении квазилинейного участка в обе стороны до пересечения с осями тока и напряжения. Точки пересечения отсекают на осях координат отрезки, пропорциональные условному начальному разрядному напряжению UHp и условному току
Рис. 2.2. Вольт-амперные (1) и мощностные (2) характеристики батареи при температурах +25°С и -20°С. короткого замыкания /бк. Прямая, проведенная через эти две точки, называется расчетной вольт-амперной характеристикой аккумуляторной батареи. Внутреннее сопротивление батареи по такой характеристике Rб =Uнр/ Iбк и пропорционально тангенсу угла наклона ф расчетной волы* амперной характеристики от оси тока. В процессе разряда на нагрузку RH батарея развивает активнук* мощность Р6 = U5I5 = IqRu (кривая 2). Так как для расчетной вольт-амперной характеристики Uб = Uнр - IбRб = /бRн то Pб = UНР2RH (rн+r6)2' При R6 = RH мощность будет достигать своего максимального значения При этом /б = 0,5/бк и U6 = 0,5L/Hp (см. рис. 2.2). С уменьшением температуры батареи увеличивается ее внутреннее сопротивление R5 и соответственно уменьшается максимальная мощность Ртах. Для оси абсцисс вольт-амперной характеристики используются различные масштабы: сила тока разряда батареи /6 (А), ток разряда на один положительный электрод аккумулятора /6+ = Уп+ (А/п+), ток разряда на 1 А-ч номинальной емкости батареи J = I5/C20 [А/(А-ч)]. Удельные параметры дают возможность сравнивать вольт- амперные характеристики батарей различной емкости. Учитывая, что максимум мощности батареи при ее разряде находится при значениях напряжения, близких к половине номинального (6 В для батареи на 12 В), рабочий участок характеристики в режиме пуска находится слева от тока разряда, равного 0,5/бК. В виду линейного характера вольт-амперной характеристики ее расчет сводится к определению начального разрядного напряжения uнр (/б = 0) и условного тока короткого замыкания /бк (Ue = 0). Начальное разрядное напряжение определяется следующей эмпирической зависимостью: (2.1) где rn - число аккумуляторов в батарее; f3 - температура электролита; ДСР - разряженность батареи, %. Очевидно, что ток короткого замыкания /бк невозможно определить экспериментально. Однако его можно рассчитать, имея координаты какой-либо рабочей точки а (/б, U6) где /+ - условный ток короткого замыкания, приходящийся на один положительный электрод; - число положительных электродов в аккумуляторе. Тогда Вольт-амперная характеристика может быть представлена в виде уравнения прямой в отрезках Учитывая формулу (2.1), получим
Уравнение (2.2) дает возможность рассчитывать вольт- амперную характеристику для батарей любой емкости (п+) и напряжения (т). Вольт-амперная характеристика для случая, когда т = 1 и л+ = 1, является единой для батарей всех типов, собранных из одних и тех же электродов и сепараторов. Переход к конкретному типу батареи осуществляется за счет изменения масштаба координатных осей. На рис. 2.3 показаны единые расчетные вольт- амперные характеристики аккумуляторной батареи с 1+ = const, ДСР = 0 и (э = +40...-40°С. Ось абсцисс соответствует п+ = 1. Ниже Рис. 2.4. Изменение тока замыкания батареи 6СТ-75 в зависимости от числа попыток пуска при ДСР = 25% и различных температурах электролита показано преобразование масштаба для п+ = 2...6 (соответственно изменяется и номинальная емкость батареи). По оси ординат показано преобразование масштаба напряжения при переходе от т = 1 (один аккумулятор с номинальным напряжением 2 В) к т = 6 (батарея 12 В). По существующим нормативам продолжительность попытки пуска бензинового двигателя составляет 10 с, дизеля - 15 с, интервал между попытками - 60 с. После трех попыток интервал - 3 мин. Графическая иллюстрация изменения тока замыкания /6к и 1+ батареи 6СТ-75 в процессе пуска бензинового о двигателя в зависимости от числа 10-секундных попыток (Zn) и температуры электро-лита представлена на рис. 2.4. Вертикальные линии /+ (Z„) показывают изменение тока /+ за одну попытку пуска, а наклонные соответствуют восстановлению емкости батареи за время между попытками (60 с) и некоторому увеличению /+. Рис. 2.5. Изменение тока замыкания батареи 6СТ-75 от предпускового разряда (ДСпр, %) для различных температур электролита (предпусковой разряд проводился током 15 А (0,2-Сго) Влияние предпускового разряда ДСпр батареи на средства облегчения пуска двигателя проявляется в снижении тока /+ уже на первой попытке. Эта зависимость изображена графически на рис. 2.5, где по оси абсцисс отложены значения предпусковой разрядной емкости (в процентах от номинальной емкости С2о = 75 А-ч), снимаемой с батареи 6СТ-75 током 15 А.
Значительное влияние на напряжение и время разряда батареи, оказывает ее температура (рис. 2.6). При температуре электролита ниже -30°С разряд батареи током З С2о не обеспечивает надежного пуска двигателя, так как напряжение батареи будет ниже 7,2 В (минимальное напряжение при надежной работе системы зажигания). Если пуск двигателя производится при температуре -30°С, необходимо уменьшить ток разряда. Это может быть достигнуто подогревом двигателя перед пуском или применением маловязких зимних масел. При разрядном токе больше З С2о напряжение и время разряда буду! меньше, чем указано на рис. 2.6 Чтобы улучшить пусковые качества батареи при ее разряде стартерными токами, необходимо при температурах ниже - 25°С подогревать батарею или уменьшать силу разрядного тока (подогревать двигатель). Рис. 2.6. Влияние температуры на временные характеристики стартерной батареи. Разрядный ток ЗСго- Батарея полностью заряжена
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 721; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.229 (0.016 с.) |