Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Приборы измерения давления и разреженияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Приборы измерения давления (манометры) применяют в автомобиле для контроля давления масла в двигателе, воздуха в пневматической тормозной системе, масла в гидромеханической передаче, в централизованной системе подкачки воздуха и др. Эксплуатация автомобиля с неисправными приборами контроля давления масла и воздуха запрещена, так как может привести к аварийным режимам. Для экстренного привлечения внимания водителя во многих системах манометр дублируется сигнализатором аварийного давления. В последние годы широко применяется прибор, контролирующий разрежение во впускном коллекторе - эконометр. Руководствуясь показаниями этого прибора, водитель имеет возможность выбора режима движения, соответствующего наименьшему расходу топлива. По способу измерения манометры делятся на приборы непосредственного действия и электрические. Приборы непосредственного действия имеют чувствительный элемент и указатель, устанавливаемый на приборной панели. Давление контролируемой среды подводится к чувствительному элементу по трубопроводу. Электрические манометры основаны на преобразовании не-электрических показателей в электрические и содержат датчик и указатель, связанные линией передачи. К приборам непосредственного действия относятся манометры с трубчатой пружиной, а к электрическим - термобиметаллические импульсные и логометрические с реостатным датчиком. Основной деталью манометра с трубчатой пружиной (рис. 5.1) является упругая плоская или овальная трубка 4 с поперечным сечением, симметричным относительно главных ее осей X и Y. Трубка изогнута по дуге окружности и состоит из одного неполного витка. Один конец трубки впаян в штуцер 7, через отверстие в котором жидкость или воздух из контролируемой системы попадает в трубчатую пружину, а второй конец соединен с тягой 6, которая через передаточный механизм, закрепленный в корпусе 7, приводит в движение стрелку 2 прибора. Под действием давления внутри трубки она расширяется (размер по малой оси ее поперечного сечения /увеличивается, а по большой оси X уменьшается). Длина дуг А и Д наружной и внутренней стенок трубки при этом практически не изменяется. Вследствие этого кривизна дуги, по которой изогнута трубчатая пружина, снижается, а трубка разгибается. При разгибании трубки ее свободный конец перемещается, передвигая связанную с ним стрелку прибора. Регулировка осуществляется с помощью подвижной платы 8 и винта 9. В манометрах с трубчатой пружиной передача к стрелке 2 осуществляется трубчатым сектором 5 и трубкой 10. Пружина-волосок на оси стрелки компенсирует влияние на показание прибора зазоров в передаточном механизме.
Рис. 5.1. Приборы измерения давления и разрежения: а - манометр непосредственного действия; б -эконометр
Аналогичный принцип действия положен в основу работы эконо- метра, устанавливаемого, в частности, на автомобилях семейства ВАЗ-2108 (рис. 5.1,6). Манометрическая трубчатая пружина в данном случае реагирует не на давление, а на разрежение. По положению стрелки в одной из двух зон шкалы эконометра водитель может оценивать экономичность выбранного режима движения, а также получать информацию о ряде неисправностей двигателя. При нахождении стрелки в левой зоне двигатель работает под высокой нагрузкой или с большим ускорением. Происходит чрезмерное потребление топлива, что можно избежать, перейдя на другую передачу или изменив режим движения. Нахождение стрелки в правой зоне шкалы свидетельствует об экономичном режиме потребления топлива. Колебания стрелки вдоль левой зоны указывают на неисправное функционирование клапанов или неправильную установку зажигания. Если стрелка колеблется вдоль левой зоны и захватывает правую зону, это указывает на потерю компрессии в двигателе. Недостатками манометрической трубчатой пружины, применяемой в автомобильных КИП, являются ее низкая виброустойчивость и невысокая перегрузочная способность. Термобиметаллический импульсный манометр включает датчик и указатель. Датчик манометра (рис. 5.2) имеет мембрану 10, на центральную часть которой опирается выступом 11 упругая пластина 1 с контактом, соединенным с «массой». В датчике размещена П-образная термобиметаллическая пластина, электрически изолированная от «массы». На рабочее плечо 2 этой пластины навита обмотка 3, один конец которой приварен к термобиметаллической пластине, а второй 9 присоединен к выводному зажиму 6 через упругий вывод 5. На конце рабочего плеча термобиметаллической пластины установлен второй контакт 4. При отсутствии давления под мембраной контакт 4 соединен с контактом на упругой пластине 1. Второе плечо термобиметаллической пластины закреплено на упругом держателе 7, положение которого в пространстве вместе с термобиметаллической пластиной можно изменять поворотом регулятора 8. Указатель термобиметаллического импульсного манометра (рис.5.3) состоит из П-образной термобиметаллической пластины 3.Пластина одним концом закреплена на регулировочном зубчатом секторе 8, а другим соединена со стрелкой 7. На рабочее плечо термобиметаллической пластины 3 навита 4 обмотка 1, включенная последовательно с обмоткой датчика. Оба конца этой обмотки выведены на зажимы 2 прибора. Второе плечо пластины 3, так же как и датчика, выполняет роль компенсатора изменения внешней температуры. Рабочий конец термотермобиметаллического указателя биметаллической пластины ука -зателя имеет крючок 6, зацепленный со стрелкой. Крючок на пружинной пластике 5 регулировочного сектора 4 также соединен со стрелкой.
При возникновении давления под мембраной датчика упругая пластина с контактом поднимается и входит в контакт с термобиметаллической пластиной. Ток, проходящий по образовавшейся вследствие этого цепи, нагревает термобиметаллическую пластину указателя. Контакты датчика при нагревании рабочего плеча термобиметаллической пластины вследствие ее изгиба размыкаются и прерывают ток до момента остывания пластины и последующего замыкания контактов. При установившемся давлении в датчике происходит периодическое размыкание контактов. При этом время разогрева термобиметаллический пластины датчика, когда контакты замкнуты, зависит от степени ее деформации (от давления в датчике). Время охлаждения пластины, когда контакты разомкнуты, зависит от степени нагрева пластины по отношению к окружающей среде. Чем больше давление в датчике, тем больше разогрев пластины указателя, так как время замкнутого состояния контактов датчика по отношению ко времени разомкнутого состояния возрастает. Эффективный ток в обмотке указателя увеличивается и его термобиметаллическая пластина деформируется и перемещает стрелку по шкале. Логометрический указатель давления состоит из реостатного датчика и магнитоэлектрического указателя. Реостатный датчик (рис. 5.4 логометрического манометра состоит из основания 1 со штуцером, на котором закреплена гофрированная мембрана 2 с помощью стального ранта 3, несущего на себе реостат 4 с передаточным механизмом. В центре мембраны установлен толкатель 1 7, на который опирается качалка 9 с регулировочными винтами 10. Качалка воздействует на ползунок 5 реостата, поворачивая его вокруг оси 6. Пружина 8 противодействует смещению ползунка. Чтобы пульсации давления в контролируемой системе не вызывали колебаний ползунка по реостату, в канал штуцера датчика запрессована дюза 12 со стержнем для очистки прохода, которая создает большое сопротивление протеканию масла или воздуха и тем самым сглаживает влияние резких изменений давления на показания прибора. При подаче масла или воздуха в датчик мембрана под давлением выгибается и через качалку и опорную площадку 7 сдвигает ползунок по реостату. При снижении давления мембрана под действием собственной упругости опускается и возвратная пружина 8 сдвигает ползунок и детали рычажной передачи в исходное положение.
В качестве указателя логометрического манометра применяют магнитоэлектрический прибор (рис. 5.5), состоящий из двух пластмассовых полукаркасов 2, на которые намотаны три измерительные катушки 5, причем одна катушка расположена под углом 90° к двум другим. Постоянный магнит 3 установлен внутри каркаса на одной оси со стрелкой 6. Магнит может поворачиваться, ориентируясь вдоль магнитных силовых линий результирующего вектора напряженности трех катушек. В каркасе установлен подпятник 4 оси магнита и стрелки. Мостик 7 закреплен на каркасе и служит опорой шкалы прибора. Между мостиком и шайбой, закрепленной на оси магнита, а также в подшипник вводят кремнийорганическую жидкость, которая демпфирует колебания подвижной системы в условиях вибрации. Для возврата подвижной системы в нулевое положение при включенном приборе служит миниатюрный магнит, закладываемый между полукаркасами. Для исключения воздействия на показания прибора посторонних магнитных полей и влияния полей катушек на показания других приборов собранный каркас размещают в цилиндрическом экране 1. При включении датчика и указателя в цепь питания (рис. 5.6) ток проходит по катушкам И/ь W2, И/3, по реостату датчика Rя и термокомпенсационному резистору RTK. Изменение давления в контролируемой системе вызывает изменение сопротивления реостата датчика Rя, подключенного параллельно катушке W,. Ток, протекающий по катушке Wu изменяет свое значение, что приводит к изменению вектора напряженности поля, создаваемого этой катушкой. Изменение сопротивления реостата Rд оказывает влияние на силу тока, протекающего в катушках W2, И/3, но это влияние не такое существенное, как в случае с катушкой W2. Изменение направления результирующего вектора напряженности вызывает отклонение магнита и стрелки логометра. Логометрические автомобильные приборы вытесняют импульсные термобиметаллические, поскольку они имеют ряд существенных преимуществ. Датчики логометров не имеют размыкающихся кон-тактов, которые подвержены эрозионному износу и создают помехи радиоприему. Логометрический указатель имеет больший угол перемещения стрелки, что дает возможность получить шкалу прибора с лучшей читаемостью показаний. Логометрический указатель лучше скомпенсирован от влияния изменения питающего напряжения и изменения внешней температуры, так как векторы напряженности магнитных полей всех катушек изменяют свою величину практически пропорционально при изменении питающего напряжения или окружающей температуры и поэтому направление суммарного вектора, а значит, и положение стрелки прибора не изменяется.
Применение на автомобиле манометра со стрелочным указателем давления часто недостаточно для обеспечения надежного контроля. Изменение давления за допустимые пределы может наступить неожиданно, и в этом случае сигнализатор давления в отличие от стрелочного прибора немедленно привлечет внимание водителя. В некоторых случаях в контролируемой системе вообще применяют только сигнализатор, не используя стрелочный прибор. На автомобилях находят применение сигнализаторы аварийного (ми-нимального) давления в системе смазывания, аварийного давления в пневмоприводе, в вакуумной системе открывания дверей и других рабочих системах автомобиля. В качестве примера рассмотрим конструкцию датчика аварийного давления, применяемого на автомобилях ВАЗ и КамАЗ. Датчик (рис. 5.7) имеет корпус 9 в виде полого штуцера, который внутри разделен на две полости диафрагмой 8 из тонкой полиэфирной пленки. В полость под диафрагмой поступает масло из системы смазки и поднимает ее вместе с толкателем 6. В полости над диафрагмой установлены неподвижный 7 и подвижной 1 контакты и пружина 5, противодействующая перемещению диафрагмы, которая выполняет роль чувствительного элемента датчика. Сверху корпус закрыт изолятором 4 со штекерным разъемом 2, под которым установлен специальный фильтр 3, уравнивающий давление в надмембран- ной полости с внешним атмосферным.
1 и 7; при падении давления контакты замыкаются, что приводит к включению контрольной лампочки на панели приборов. 5.2.2. Приборы измерения температуры Для эффективной работы систем и агрегатов автомобиля необходимо контролировать их температурный режим работы. Например, при эксплуатации непрогретого двигателя резко снижаются его мощностные и экономические показатели, а его перегрев непременно ведет к снижению ресурса или возникновению неисправностей. Для контроля температурного режима работы узлов и агрегатов на автомобиле применяются дистанционные термометры и сигнализаторы температуры, датчики которых устанавливают в контролируемой среде, а указатели - на панели приборов автомобиля. По конструкции и принципу действия автомобильные приборы измерения температуры разделяются на термобиметаллические импульсные и логометрические. Термобиметаллический импульсный термометр состоит из датчика и стрелочного указателя. Датчик (рис. 5.8) представляет собой латунный тонкостенный баллон 9, закрепленный в корпус 6. Термобиметаллическая пластина 3 баллона закреплена на изоляторе основания 8. На термобиметаллическую пластину намотана нагревательная обмотка 4, один конец которой соединен с контактом 2, а второй через контактную деталь 5 подходит к выводному зажиму 7. Неподвижный контакт 1 соединен с корпусом датчика. Указатель термобиметаллического термометра по своей конст-рукции и принципу действия аналогичен термобиметаллическому указателю давления (см. рис. 5.3). Логометрические термометры, так же как и манометры, состоят из датчика и указателя. Конструкция и принцип действия указателей логометрического термометра и указателя давления (см. рис. 5.5) аналогичны. Терморезисторный датчик температуры (рис. 5.9) представляет собой латунный баллон 7, к плоскому донышку которого с помощью токоведущей пружины 3 прижат терморезистор 4, выполненный в виде таблетки. Пружина 3 верхним концом соединяется с за-жимом 2 датчика и изолирована от стенки баллона втулкой 5. Сопротивление терморезистора значительно уменьшается при увеличении его температуры, что приводит к возрастанию тока, проходящего че-рез измерительные катушки логометрического указателя. Применение на автомобиле дистанционного стрелочного термометра не гарантирует, что внезапное нарушение теплового режима двигателя будет сразу замечено водителем. Поэтому в дополнение к стрелочному термометру устанавливают сигнализатор аварийной температуры. Причем, если система охлаждения двигателя жидкостная, датчик сигнализатора температуры устанавливают в верхний бачок радиатора. Если на автомобиле двигатель с воздушным охлаждением, то датчик сигнализатора аварийной температуры устанавливают в смазочную систему и по температуре масла судят о темпе-ратурном режиме двигателя (автомобили семейств ЗАЗ и ЛуАЗ). Сигнализаторы применяют также для контроля температуры масла в автоматической коробке передач (автобусы ЛиАЗ). Рис. 5.8. Датчик термобиметаллического импульсного термометра
Рис. 5.9. Терморезисторный датчик температуры
Все применяемые на автомобилях датчики сигнализаторов аварийной температуры являются биметаллическими. Рассмотрим конструкцию датчика, применяемого на автомобилях КамАЗ для контроля аварийной температуры охлаждающей жидкости. Датчик (рис. 5.10) имеет массивный латунный корпус 7, на дне которого под прижимной шайбой 6 находится петлеобразная термобиметаллическая пластина 1 с контактом 5. В выводном зажиме 3, изолированном от корпуса 2, может перемещаться по резьбе тарельчатый контакт 4, завинчивая или вывинчивая который, устанавливают температуру замыкания контактов. При достижении температуры охлаждающей жидкости
.98°С (в зависимости от модели двигателя) термобиметаллическая пластина разгибается и замыкает контакты 5 и 4, что приводит к загоранию контрольной лампочки на приборной панели. 5.2.3.
Приборы измерения уровня топлива предназначены для информирования водителя об имеющемся количестве топлива в баке автомобиля. Эта информация позволяет водителю рассчитать расстояние, которое может проехать автомобиль без дополнительной заправки топливом. На современных автомобилях применяют дистанционные электрические указатели уровня топлива двух типов: электромагнитные и магнитоэлектрические (логометрические). Для непосредственного измерения уровня топлива в баке используются реостатные датчики с поплавковым устройством, применяющиеся в комплекте как с электромагнитным, так и с магнитоэлектрическим указателем, установленным на панели приборов. Схема электромагнитного указателя уровня топлива показана на рис. 5.11. Наличие двух электромагнитов в указателе позволяет измерять уровень топлива независимо от изменений питающего напряжения. После замыкания выключателя зажигания ВЗ через обмотки электромагнитов 1 и 3 пойдет ток и установится результирующий магнитный поток, который, воздействуя на стальной якорек 2, соединенный со стрелкой прибора, установит стрелку в определенной части шкалы прибора. При отсутствии топлива в баке поплавок 5 датчика, находясь в нижнем положении, выведет сопротивление 4 реостата датчика и закоротит обмотку электромагнита 3. Создаваемый этой обмоткой поток станет равным нулю. Магнитный поток обмотки 1 вызовет поворот якорька 2 и стрелки прибора в левую сторону шкалы к отметке 0. Стрелка будет удерживаться в этом положении после выключения прибора благодаря наличию противовеса 7. По мере наполнения бака и всплытия поплавка выводится сопротивление реостата 4, что увеличивает ток и создаваемый им магнитный поток в обмотке электромагнита 3. Вследствие этого якорек со стрелкой повернется вправо. Наличие специального магнитопровода 6 обеспечивает замыкание магнитного потока через якорек 2.
Рис. 5.10. Датчик сигнализатора аварийной температуры
Рис. 5.11. Электромагнитный указатель уровня топлива
Конструкция логометрического указателя уровня топлива аналогична конструкции логометрического указателя давления и температуры (см. рис. 5.5), но отличается обмоточными данными и раз-мерами резисторов. Логометрический указатель обладает значительно меньшей погрешностью измерения по сравнению с электромагнитным указателем благодаря отсутствию массивных магнитопроводов, магнитная проницаемость которых значительно изменяется с изменением температуры. Кроме того, логометрические указатели обладают большим углом поворота стрелки, а якорек и стрелка логометра не имеют дисбаланса. На автомобилях семейств ВАЗ и ГАЗ «Волга» применяются датчики уровня топлива, снабженные контактным устройством, при помощи которого включается сигнализатор, оповещающий водителя о снижении уровня топлива до минимального значения и необходимости заправки.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 326; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.235.195 (0.015 с.) |