Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Конструкция светосигнальных приборовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
На современных транспортных средствах обязательные к установке сигнальные огни конструктивно выполняются в виде секций, объединенных в блоки переднего и заднего фонарей, реже - в виде отдельных конструкций (боковые повторители указателей повороте и т. п.). Передние фонари включают передние габаритные огни и передние указатели поворотов. У современных автомобилей передние габаритные огни, как правило, конструктивно совмещают с фарой, для чего в отражателе устанавливают дополнительный источник света мощностью 4 Вт (рис. 4.13), а фонарь указателя поворотов встраивается отдельной секцией в блок-фару (см. рис. 4.7). Рис. 4.13. Габаритный огонь, встроенный в отражатель фары головного света: 1 - лампа головного света; 2-лампа габаритного огня
На автомобилях традиционных конструкций передний фонарь выполняется в виде двухсекционного блока (рис. 4.14). Передний фонарь состоит из корпуса, в котором устанавливают одно- или двухнитевые лампы накаливания, алюминированного параболического отражателя и установленного на корпусе через резиновую герметизирующую прокладку пластмассового рассеивателя. Мигающий режим работы указателей поворота обеспечивается включением переключателя, который приводит в действие реле-прерыватель теплового, электромагнитного и электронного типов. В конструкциях передних фонарей используется линзовая (безотражательная) схема у габаритных огней и смешанная схема у указателей поворотов. Конфигурация и размеры передних фонарей определяются в основном дизайном автомобиля и могут варьироваться в достаточно широких пределах.
Рис. 4.14. Передний фонарь автомобиля
Задние фонари включают задние габаритные огни, указатели поворотов, сигналы торможения, световозвращатели, а также фонари освещения номерного знака и заднего хода, которые тоже, как правило, объединяются в одном корпусе в виде отдельных секций. Конструктивное выполнение и внешнее оформление задних фонарей легкового автомобиля индивидуально в зависимости от его дизайна. Задние фонари грузовых автомобилей унифицированы и имеют для большинства типов грузовых автомобилей одно исполнение (рис. 4.15) Рис. 4.15. Унифицированный задний фонарь ФП130 грузовых автомобилей
Современные задние фонари имеют пластмассовые корпуса, в которых отражатель является частью корпуса. Рассеиватель 1 также из пластмассы, выполняется многоцветным литьем или составляется из отдельных секций соответствующего цвета. Для исключения чрезмерных вибрационных нагрузок, влияние которых особо остро сказывается на сроке службы ламп задних фонарей, грузовых автомобилей с системой электрооборудования на 24 В, кронштейн ламподержателя устанавливают на демпфицирующих резиновых подушках. В другом варианте конструкции от чрезмерных вибрационных нагрузок избавляются за счет крепления корпуса заднего фонаря к кузову автомобиля через резиновую подвеску. Коммутация источников света в задних фонарях осуществляется непосредственной разводкой проводов, подведенных к единой колодке, или в виде панели с печатным монтажом, выполняющей одновременно функцию ламподержателя. Основными направлениями совершенствования конструкций светосигнальных приборов являются: обеспечение требуемого све- тораспределения наиболее рациональными способами; обеспечение плавного изменения режима работы (т. е. изменение силы света фонаря в значительных диапазонах в зависимости от уровня внешней освещённости); устранение в указателях поворота и сигналах торможения фантом-эффекта. Световозвращатели предназначены для обозначения ночью транспортного средства, стоящего на дороге с погашенными огнями. Они представляют особый вид отражателей, у которых направления падающих и отраженных лучей практически совпадают, причем это свойство сохраняется при изменении угла падения лучей в пределах ±20°. Световозвращатели размещаются по бокам задней части автомобиля и отражают свет фар приближающегося сзади другого транспортного средства. Существуют также передние световозра- щатели, а при большой длине автобусов или грузовых автомобилей предписывается помещать световозвращатели и на боковых сторонах кузова. Задние световозвращатели выполняются красного цвета, боковые - оранжевого, передние - бесцветные. Наиболее эффективным является кубический световозвращатель, состоящий из трехгранных ячеек с углом между гранями 90°. Основным обрат- ноотражающим элементом такого световозвращателя является прямоугольная трехгранная призма, обеспечивающая высокий обратноотражающий эффект, отсутствие нерабочих участков при падении света параллельно оси призмы и возможность заполнения плоской поверхности входными элементами призм без каких-либо потерь площади. На рис. 4.16 показан внешний вид отдельного световозвращателя, заделанного в металлическое основание 1, имеющее элементы крепления его к корпусу автомобиля. Оптический элемент световозвращателя представляет собой пластмассовую деталь, изготовленную литьем в пресс-форме, на обратной стороне которой образованы трехгранные кубические ячейки (рис. 4.17). Световой пучок от фар (на рисунке показан стрелками) входит в оптический элемент с наружной гладкой стороны и, претерпев трехкратное полное внутреннее отражение от трех граней ячейки, возвращается обратно по направлению падающего света.
Рис. 4.16. Внешний вид световоз- Рис. 4.17. Форма трехгранных ячеек вращателя световозвращателя
ИСТОЧНИКИ СВЕТА Конструкция современных автомобильных ламп представляет собой установленные в стеклянной колбе одно или два тела накала, смонтированные на токоподводящих электродах, соединенных с контактами цоколя. Тело накала изготовляют из вольфрама с присадками окиси кремния, окиси алюминия и др. Электроды выполняют из никеля, а стеклянные детали изготовляют из силикатного стекла. Для получения возможно большей концентрации тела накала вольфрамовую проволоку свивают в спираль и биспираль. Учитывая массовый характер производства и весьма жесткие требования по светораспределению, предъявляемые к световым приборам автомобиля, в особенности к фарам, монтаж тел накала относительно элементов фиксации цоколя обеспечивают с высокой степенью точности. Источники света характеризуются рядом параметров, определяющих их основные электрические, световые и эксплуатационные свойства. Основными электрическими параметрами автомобильных ламп являются: - номинальное напряжение (6, 12, 24 В); - электрическая мощность (по ГОСТ 2023 - 90 автомобильные лампы маркируются так же, как и в Европе, по мощности в ваттах); - расчетное напряжение, при котором лампа будет работать в течение ее срока службы (для указанных выше номинальных значений напряжений соответствующие расчетные напряжения составляют 6,7; 13,5; 28 В). К основным световым параметрам источников света относятся: номинальный световой поток лампы, измеряемый в люменах; максимальная сила света, измеряемая в канделах (ранее в свечах); яркость тела накала, измеряемая в нитах. В отечественной промышленности маркировка автомобильных ламп указывает на тип лампы, номинальное напряжение и номинальную мощность. Например, А24-5 - однонитевая, 24 В, 5 Вт; А12-45+40 - двухнитевая 12 В, 45 Вт - нить дальнего света и 40 Вт - нить ближнего света. Стоящая впереди буква А означает «автомобильная». Мощность ламп накаливания, применяемых в автомобильных сигнальных фонарях, не превышает 21 Вт. Это связано с тем, что сигнальные фонари в соответствии с назначением и характеристиками отличаются сравнительно малой силой света. Общий вид автомобильных ламп накаливания показан на рис. 4.18. Одним из существенных недостатков ламп накаливания является осаждение на колбе частиц вольфрама, что приводит к увеличению коэффициента поглощения колбы и снижению световой отдачи лампы. При введении в лампу галогенов или некоторых их соединений в ней устанавливается цикл возврата частиц вольфрама с колбы на тело накала, механизм которого следующий. Если в работающей лампе имеются пары йода и температура колбы 250°С < Тк<1200°С, то пары йода образуют с осевшим на колбе вольфрамом йодистый вольфрам Wl2, который испаряется и, попадая в область разлагается на йод и вольфрам, если в этой области выше 1400°С. Пары йода возвращаются к колбе лампы, образуют опять Wl2, и цикл повторяется. Вольфрам испаряется тем быстрее, чем выше температура участка тела накала. Так как температура дефектных участков выше, испарение с этих участков происходит интенсивнее, чем с бездефектных. Возвращаясь на тело накала, вольфрам оседает на более холодных его участках, образуя наросты. Таким образом, йодно-вольфрамовый цикл не компенсирует усиленное испарение вольфрама с дефектных участков и не позволяет существенно увеличить срок службы.
Кроме йода, для очистки колбы лампы от осевшего вольфрама, применяют другие галогены и их соединения. Особенно эффективными показали себя соединения брома, бромистый метилен СН2Вг2 и бромистый метил СН3Вг. Наличие возвратного цикла позволило увеличить рабочую температуру нити до 3000...3200°С, а следовательно, и ее световую отдачу до 22...25 лм/Вт, что в 1,5 раза выше светоотдачи обычных ламп. Для реализации цикла необходима высокая температура стенок колбы - около 600...700°С, поэтому колба галогенной лампы изготавливается из кварцевого стекла и имеет малые размеры, а спиральная нить накала для обеспечения более равномерного отложения на ней частиц вольфрама должна иметь форму прямого цилиндра. Для автомобильных фар разработаны и вошли в Правило № 37 ЕЭК ООН три типа однонитевых галогенных ламп - Н1, Н2, НЗ и двухнитевая лампа Н4. Лампы Н1 и Н2 имеют нить, расположенную вдоль оси цоколя, и отличаются конструкцией последнего. Лампа НЗ, имеющая нить накала, перпендикулярную оси, и свой цоколь, получила наибольшее распространение. В лампе Н4 нить дальнего света также имеет форму прямого цилиндра и расположена параллельно оптиче- < кой оси, лампа оснащена специальным цоколем. Лампы Н1 и НЗ применяются в противотуманных фарах, фарах дальнего света и в четырехфарных системах, дополнительных фарах дальнего света. Пампа Н2 почти не применяется как очень сложная в производстве. Лампа Н4 применяется в головных фарах двух- и четырехфарной систем освещения. Отечественная промышленность также освоила выпуск фарных галогенных ламп типов Н1, НЗ и Н4, имеющих в маркировке обозначение АКГ (автомобильная кварцевая галогенная). Изготовляются двухнитевые лампы категории Н4 типов АКГ12-60+55 и АКГ24-75+70 и однонитевые лампы для прожекторов и противотуманных фар категории Н1 типов АКГ12-55 и АКГ24-70 и НЗ типов АКГ12-55-1 иАКГ24-70-1. Появление в последние годы термостойких пластмасс предопределило возможность использования галогенных ламп и в светооптических схемах фонарей. Для этих целей в настоящее время как за рубежом, так и в России проводятся разработки галогенных ламп пониженной мощности 5, 10, 15, 20 Вт, использование которых позволит создавать более эффективные приборы системы освещения и сигнализации. Уже появились и достаточно широко применяются новые источники света - ксеноновые лампы. В отличие от автопромышленности в бытовой технике эти лампы уже давно являются не новостью и широко применяются в кинопроекционной аппаратуре и фото-вспышках, так как их спектр излучения близок к солнечному свету. В колбе этих ламп светится дуговой разряд между электродами, помещенными в специальную среду, представляющую собой инертный газ. К основным из достоинств данных источников следует отнести то, что они не перегорают, не боятся вибраций, а светоотдача достигает 80 лм/Вт. Но за это приходится платить сложностью самого устройства. Чтобы ионизировать инертный газ, необходимо пробить промежуток между электродами импульсом напряжением 20 кВ, что на автомобиле не является недостижимой задачей. Помимо этого, также не-обходимо приложить к этим же электродам переменный ток частотой 300 Гц и напряжением 330 В. Это и является основной сложностью. С появлением силовых полупроводниковых приборов данная проблема была решена и в ящике массой примерно 0,5 кг разместили необходимый преобразователь энергии. На первом этапе из постоянного тока напряжением 10-17 В полу-чают постоянное напряжение в 300 В. На втором этапе данное напряжение преобразуют в переменное нужной частоты. На третьем этапе переменное напряжение пропускают через устройство запуска, позволяющее достичь высоковольтного импульса, необходимого для поджига лампы. Сама же лампа D1 мощностью 35 Вт имеет массу всего 15 г и немногим больше по своим геометрическим размерам галогенной. Все выше перечисленное и объясняет достаточно высокую стоимость преобразователя энергии для ксеноновой лампы. Для установки на автомобиле данной системы освещения необходимо как минимум два комплекта, а то и большее количество таких пре-образователей, так как светораспределение фар дальнего и ближнего света совершенно разное (рис. 4.19). В традиционных лампах накаливания эту задачу решили путем применения двухнитевой конструкции. Точно рассчитанные отражатель и рассеиватель обеспечивали необходимое светораспределение для каждой нити. Напрашивается вопрос: так что же, в случае применения газоразрядных ламп потребуется устанавливать четыре фары с громоздкими и дорогими преобразователями? Известные фирмы Bosch и Hella в этой ситуации нашли, в сущности, два похожих способа решения данного вопроса. В первом случае внутри фары размещают подвижный непрозрачный экран, который управляется соленоидом. При включении ближнего света данный экран опускается и отсекает часть светового потока, который мог бы привести к ослеплению водителей встречных транспортных средств. Во втором - вдоль оптической оси фары с помощью опять же соленоида перемещается уже сама лампа. Ее светящийся разряд попадает в точку, где должна находиться нить либо ближнего света, либо, напротив, дальнего. Процесс переклюйчения длится всего 0,3 с, причем создается впечатление, что освещенное пространство перед автомобилем меняет свое очертание. Новая блок-фара имеет совершенно непривычный вид (рис. 4.20). Серийное производство фирма Bosch начала уже в 1998 г., а фирма Hella годом позже. К источникам света с высокой световой отдачей относятся металлогалогенные лампы (МГЛ), в которых, также как и в ксеноновых используется дуговой разряд в инертном газе (обычно применяется аргон). Внутрь колбы вводятся в небольших пропорциях галогени- ды, т. е. металлы в сочетании с йодом, бромом, хлором. В зависимости от вида галогенида изменяется и спектр излучения. При этом температура испарения галогенидов ниже, чем чистых металлов. Попадая в зону разряда с высокой температурой галогениды распадаются на галоген и металл. Атомы металла в зоне высоких температур, возбуждаясь излучают характерный для них спектр. Диффундируя за пределы канала разряда в зону с более низкой температурой галогениды восстанавливаются и в таком виде находятся у стенок колбы, не вызывая ее разрушение. Вводя в лампу различные галогениды, можно получать требуемый спектр разряда - от линейчатого до - практически сплошного. Благодаря конвекции газа внутри газоразрядного промежутка и диффузии, цикл, состоящий из выделения металла для участия в разряде и последующего соединения в областях более низких температур, будет повторяться, обеспечивая постоянную концентрацию возбуждаемых атомов в центральной части разряда. Температура в разрядном канале достигает нескольких тысяч градусов, что достаточно для полной диссоциации молекул и для интенсивного возбуждения атомов металла и других элементов. Высокие значения градиента потенциала позволяют создать лампы малых размеров большой удельной мощности и высокой яркости, а также варьировать в широких пределах размеры колбы, ее температуру, а следовательно и давление паров. Постепенный спад температуры от канала дуги к стенкам колбы создают благоприятные условия для протекания галогенного цикла. Галогениды не разрушают стенок колбы, состоящей из кварцевого стекла, даже при 1150 К и высоких давлениях. Галогениды металлов вводятся в лампы в очень малой концентрации, ртутный пар играет роль буфера, создавая в разряде требуемую высокую температуру, высокий градиент потенциала и снижая тепловые потери. Спектр излучения определяется различными галогенидами. Так, добавка натрия дает желтое излучение с длиной волны 589 нм, лития - красное с длиной волны 671 нм, таллия - темно-зеленое с длиной волны 535 нм, индия - фиолетовое, с длиной волны 435 и 410 нм. Другие металлы дают спектры, состоящие из большого числа близко расположенных линий, заполняя всю видимую область (скандий, титан, диспрозий и др.). Галогениды с оловом дают непрерывные спектры. В настоящее время обычным является добавка йодного соединения (йодид натрия, таллия, скандия, тория). Перспективным является использование редкоземельных элементов, обеспечивающих почти непрерывный спектр излучения. Параметры ламп типа МГЛ сильно зависят от колебаний напряжения. При изменении напряжения в пределах 10-15% мощность лампы изменяется в пределах 22-33%, а световой поток на 25-37%. Температура окружающей среды влияет на напряжение зажигания МГЛ и цветность лампы. Имеются МГЛ с керамической горелкой (поликристаллическая окись алюминия, выдерживающего температуру 1100°С. Горелка наполнена галогенидами натрия и олова. Световая отдача 93 лм/Вт, температура цветности лампы - Гцв = 6000 К. Некоторые типы МГЛ, имея габаритные размеры ГЛН, превосходят последние по световой отдаче в 2-3 раза, по сроку службы в 2-3 раза (70 лм/Вт, 5000 ч). Общий вид лампы представлен на рис. 4.21. Недостатком МГЛ является повышенное напряжение зажигания, но меньшее, чем у ксеноновых ламп. Для зажигания ламп может быть использована та же аппаратура. Структурная схема аппаратуры для включения МГЛ показана на рис. 4.22. В настоящее время разработаны безэлектродные микроволновые серные лампы мгновенного включения, имеющие кварцевую колбу и, помимо серы, содержащие аргон, без добавок ртути. Специальный генератор (СВЧ) создает микроволновое излучение с частотой 2,45 ГГц (1 ГГц = 109 Гц). Световая отдача 86 лм/Вт, Гцв = 6000°К. Ряд фирм (General Electric, OSRAM и др.) приступили к разработке таких дуговых разрядных ламп со стартером в виде ультра-фиолетового излучателя, расположенного в зоне разряда. Типовая конструкция таких ламп показана на рис. 4.23. Широкие перспективы имеют в качестве источников света све-тоизлучающие диоды (СИД). Светоизлучающие диоды - это миниатюрные источники света, в которых излучение возникает на полупроводниковом переходе в результате рекомбинации электронов и дырок. В СИД используются полупроводниковые материалы высокой чистоты, легированные малым количеством контролируемых примесей л-, либо р- типа. Если к р-п переходу приложить постоянное напряжение прямой проводимости в несколько вольт, то в результате рекомбинации в зоне контакта дырок и электронов частично излучаются фотоны. Размеры контакта Ю^-Ю-4 см2 и выше. Свечение возникает на границе полупроводников и выходит наружу сквозь один из полупроводниковых материалов и через зазор между двумя материалами. Главные потери-излучения связаны с полным внутренним поглощением. Для повышения коэффициента выхода излучения применяют специальные конфигурации СИД (фирма Hewlett Packard, компания Lumileds Lighting и др.). Рис. 4.21. Общий вид лампы типа МГЛ а - модификация лампы для работы в любом положении; б - для работы преимущественно в горизонтальном положении
Рис. 4.22. Структурная схема аппаратуры для включения МГЛ: 1 - генераторная установка; 2- источник питания постоянного тока; 3 - преобразователь постоянного тока в переменный; 4 - пускорегулирующее устройство; 5- МГЛ
Рис. 4.23. Серная лампа с СВЧ излучателем: 1 - серная лампа; 2 - светопрозрачный СВЧ экран; 3 - квазипараболиче- ский отражатель; 4- СВЧ катушка
В настоящее время максимальная световая отдача некоторых типов используемых в транспортных средствах светоизлучающих диодов достигает 30 лм/Вт. Световая отдача желто-зеленого светоизлучающего диода из фосфорида галлия теоретически может превышать 100 лм/Вт, а из арсенида галлия с люминофором (красный, зеленый, голубой) свыше 200 лм/Вт, но при низком световом потоке. По мере совершенствования технологии изготовления световая отдача светодиодов постоянно повышается. Предполагается, что в недалеком будущем она может достичь 150 лм/Вт и превысить параметры всех известных источников света. Достоинствами СИД являются высокий срок службы, достигающий 100 тыс. часов, что в 1000 раз превышает срок службы ламп накаливания. Температура корпуса светодиода не превышает 80°С. Они обладают высокой механической прочностью, имеют небольшие габаритные размеры и вес. Все это позволяет создавать источники света с принципиально новой конструкцией и возможностями применительно к транспортным средствам. В частности, фирма General Electric приступила к разработке головных фар с источником света на основе мощных СИД со световым потоком, превышающим 120 лм. Такие фары имеют малую глубину, что позволит улучшить дизайн и аэродинамические свойства автомобиля. Так, в последней модели Ауди (Audi Le Mans Quattro) все световые приборы, включая подсветку салона и приборной доски, выполнены на светодиодах. В качестве фары дальнего света использована матрица, состоящая из 8 сверхярких светодиодов типа «Пиранья» (компания Lumileds Lighting), расположенных в два ряда. Фара ближнего света представляет собой светодиодную матрицу из девяти светодиодов, расположенных ближе к краю корпуса в три ряда. Наружные светодиоды в фаре установлены так, что их световой поток охватывает обочину дороги. Они автоматически включаются при повороте, создавая световой поток, направленный под углом в сторону поворота автомобиля.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.245.158 (0.018 с.) |