Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принципы построения схем электрооборудования автомобилей↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 57 из 57 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Электрооборудование современных автомобилей представляет сложный комплекс источников электроснабжения, аппаратов зажигания, электрических машин, контрольных приборов, приборов внешнего освещения и сигнализации, различного типа коммутаци-онных приборов, предохранителей и соединительных проводов, объединенных в общую электрическую схему. Для выполнения от-дельных функций в автомобильных схемах используется, как правило, не одно изделие, а группа изделий. Унифицированные схемы электрооборудования автомобилей разрабатывают на базе унифицированных схем отдельных функциональных систем. При выборе мест подключения потребителей электроэнергии нужно выполнять определенные требования. Потребители большой мощности и работающие кратковременно, а также приборы, работа которых необходима в аварийных случаях, подключаются к линии аккумуляторная батарея - амперметр (стартер, звуковые сигналы, прикуриватель, аварийная сигнализация с указателями поворота, штепсельная розетка переносной лампы). Остальные потребители подключаются к линии амперметр - генератор. В этой группе в зависимости от характера работы приборы и аппараты должны подключаться: через выключатель зажигания (выключатель приборов и стартера), если они работают только при пущенном двигателе (отопитель, стеклоочиститель, контрольные приборы); через центральный переключатель - все приборы внешнего освещения. Необходимо отметить, что у некоторых автомобилей амперметр отсутствует, в этом случае напряжение бортовой сети автомобиля равно напряжению между клеммой «+» батареи и «массой». Схемы электрооборудования по части графического выполнения должны быть наглядными и легко читаемыми; обеспечивать анализ возможных неисправностей в сетях; давать возможность проследить пути тока в электрических цепях; отражать фактическую про-кладку и группировку проводов в жгуты. Существует два типа электрических схем электрооборудования автомобилей: принципиальная и схема соединений. На автомобильных заводах используют монтажные схемы, необходимые для правильной установки изделий электрооборудования на автомо-биль, а также чертежи жгутов, показывающие, какие провода входят в жгут, геометрические размеры жгута, клеммные колодки и наконечники жгута. В принципиальной электрической схеме главные питающие цепи располагаются горизонтально, а потребители электрической энергии включаются между ними и «массой» автомобиля. Контур изделия изображают в виде прямоугольника, выделяемого тонкой сплошной линией. Внутри контура показывают внутреннюю электрическую схему изделия. Графические обозначения отдельных элементов изделий электрооборудования должны соответствовать стандартам ЕСКД. На рис. 8.4 и 8.5 изображены электрические схемы электрооборудования автомобилей ЗИЛ и Ford. 5- На рис. 8.4 приведена принципиальная схема электрооборудования автомобилей ЗИЛ-431410: 1 - регулятор; 2 - генератор; 3 - амперметр; 4 - аккумуляторная батарея; 5 - реле стартера; стартер; 7- выключатель зажигания; 8 - добавочный резистор; 9 - катушка зажигания; 10 - транзисторный коммутатор; 11 - распределитель; 12 - свеча зажигания; 13 - блок биметаллических предохранителей; 14 - переключатель электродвигателя отопите- ля; 15 - резистор электродвигатели отопителя; 16 - электродвигатель отопителя, 17- реле-прерыватель поворота; 18 - контрольная лампа; 19 - контрольная лампа аварийного перегрева воды; 20- датчик температуры; 21 и 23 - соответственно указатели уровня топлива и температуры воды; 22 и 24 - датчики указателей соответственно уровня топлива и температуры воды; 25 - контрольная лампа аварийного падения давления масла; 26 - датчик контрольной лампы давления; 27 - переключатель указателей поворота; 28 - выключатель сигнала торможения; 29, 30 - задние фонари; 29 - подфарник; 32 - фара; 33 - переключатель света, 34 - подкапотный фонарь; 35 - выключатель плафона; 36 - плафон; 37 - ножной переключатель света, 38 - контрольная лампа дальнего света фар; 39 - лампы освещения приборов; 40 - биметаллический предохранитель; 41, 44 - штепсельные розетки; 42 - звуковой сигнал; 43 - кнопка звукового сигнала; 45 - фонарь повторителя указателя поворота
На рис. 8.5 приведена принципиальная схема электрооборудования автомобиля «Ford Scorpio» (с карбюраторными двигателями REC и NEL): 1 - катушка зажигания; 2 - датчик-распределитель; 3- блок управления; 4 - разъем для корректора начального угла опережения зажигания; 5 - датчик температуры охлаждающей жидкости; 6 - подогреватель всасываемого воздуха; 7 - реле включения подогревателя всасываемого воздуха (М1)\ 8- к автоматической /С/7, кондиционеру и элементу обогрева ветрового стекла; 9 - аккумуляторная батарея; 10 - стартер; 11 - система автоблокировки колес; 12 - выключатель зажигания; 13 - к радиоприемнику; 14 - реле питания (/); 15 - стабилизатор напряжения; 16 - реле питания (XI)] 17 - нагреватель автомата пуска и подогрева; 18 - генератор; 19 - спидометр; 20 - тахометр; 21 - указатель уровня топлива;. 22 - указатель температуры охлаждающей жидкости, 23 - контрольная лампа аварийного давления масла; 24 - контрольная лампа уровня тормозной жидкости и включения стояночного тормоза; 25 - контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи; 26 - к очистителям и омывателям стекол; 27 - выключатель обогрева заднего стекла; 28- к схеме противотуманных фар; 29 - переключатель вентилятора отопителя и кондиционера (если он установлен); 30 - датчик спидометра; 31 - датчик уровня топлива; 32 - датчик температуры охлаждающей жидкости; 33 - датчик аварийного давления; 34 - датчик низкого уровня тормозной жид-кости; 35 - датчик включения стояночного тормоза; 36 - прикуриватель; 37 -реле включения сигналов; 38 -звуковые сигналы; 39- выключатель звуковых сигналов, 40 - реле включения обогревателя заднего стекла; 41 - обогреватель заднего стекла; 42 - электровентилятор отопителя; 43 - к кондиционеру и электромагнитному клапану заслонки рециркуляции воздуха; 44 - выключатель стоп-сигнала; 45 - выключатель огней заднего хода; 46 - выключатель аварийной сигнализации; 47 - прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации; 48 - переключатель указателей поворота; 49 - переключатель света фар и выключатель сигнализации дальним светом; 50 - переключатель освещения; 51-54 - лампы соответственно левого переднего, левого заднего, правого переднего и правого заднего габаритных огней; 55 - подкапотная лампа; 56 - регулятор освещения приборов; 57 - к системе централизованной блокировки дверей; 58 - к кондиционеру (если он установлен); 59 - часы; 60 - лампы стоп-сигналов; 61 - к схеме очистителя и омывателя заднего стекла; 62 - лампы огней заднего хода; 63 - лампы передних левых указателей поворота; 64 - лампа левого заднего указателя поворота; 65 - контрольная лампа левых указателей поворота; 66 - контрольная лампа правых указателей поворота; 67 - лампы передних правых указателей поворота; 68 - лампа правого заднего указателя поворота; 69- реле включения дальнего света фар; 70- контрольная лампа дальнего света; 71 - лампы (нити) дальнего света левой стороны; 72 - лампы (нити) дальнего света правой стороны; 73 - реле ближнего света; 74, 75 - нить ближнего света соответственно левой и правой сторон; 76 - к выключателю противотуманных огней; 77- лампа освещения багажного отделения; 78 и 79 - лампы освещения соответственно пепельницы и прикуривателя; 80 - лампа и выключатель освещения вещевого ящика; 81 - лампы освещения номерного знака; 82 - лампы освещения комбинации приборов; 83 - лампа освещения ручек управления отопителем; 84 - лампы освещения переключателей; 85 -лампы освещения вещевого ящика; 86 -плафон освещения салона; 87 - лампы фонаря подсветки зеркала пассажира; 88 - выключатель лампы освещения вещевого ящика; 89-92 - выключатели плафона освещения салона в стойки дверей соответственно левой задней, левой передней, правой передней и правой задней. Буквами на схеме обозначены цвета проводов: Г - голубой; Кч - коричневый; Ж - желтый; С - серый; 3 - зеленый; Р - розовый; К - красный; Ч - черный; Ф - фиолетовый; Б - белый участка С, соединяющего изделие с корпусом автомобиля. На схеме соединений расположение деталей электрооборудования относительно друг друга должно соответствовать их фактическому размещению на автомобиле. Изделия следует изображать в виде схематических контуров, отражающих очертания реального прибора. На схеме соединении должна быть показана группировка проводов в жгуты, взаимное расположение жгутов должно соответствовать их действительной трассировке на автомобиле. Отдельная электрическая цепь состоит из трех основных участков (рис. 8.6). Цветовая маркировка проводов участка А осуществляется по цвету провода той или иной линии питания, к которой присоединяется электрическая цепь. Цветовая маркировка проводов участка В осуществляется по следующим принципам: - участки цепи, разделенные контактами, обмотками реле, резисторами, предохранителями, должны иметь различную расцветку; -
- расцветка изоляции проводов может повторяться, если провода проложены в различных жгутах или выходят из одного жгута в различных местах. Цвет изоляции провода участка С должен быть одинаковым для всей системы электрооборудования (например, черный).
Рис. 8.6. Участки авто-мобильной электрической цепи
На рис. 8.7 показана типовая принципиальная схема электроснабжения легкового автомобиля. Регулятор напряжения и обмотка возбуждения подключены к трем диодам выпрямительного моста генератора 1. Контрольная лампа 2 служит для индикации подпитки ОБ в момент пуска двигателя и сигнализирует об исправности генераторной установки. При включении выключателя зажигания 3 контрольная лампа 2 загорается. После того как напряжение на выводе Д генератора достигнет номинального значения, контрольная лампа 2 гаснет.
Рис. 8.7. Принципиальная типовая электрическая схема системы электро-снабжения для автомобилей с карбюраторными двигателями: 1 - генератор; 2 - контрольная лампа; 3 - выключатель зажигания; 4 - амперметр; 5 - аккумуляторная батарея; 6- выключатель «массы»
Рис. 8.8. Принципиальная электрическая схема системы электроснабжения для грузовых автомобилей с карбюраторными двигателями (обозначения см. на рис. 8.7)
Регулируемое напряжение Up в этой схеме измеряется между выводом Д генератора и «массой». Разница напряжений между вы-водами Д и «+» генератора, определяемая потерями напряжения в плюсовой группе диодов основного и дополнительного выпрямите-лей, незначительна и поэтому можно считать, что напряжения на этих выводах равны. Следовательно, в рассматриваемой схеме системы электро-снабжения сопротивление цепи генератор - вход PH (вывод В) минимально, не изменяется в процессе эксплуатации и поэтому исключено явление уменьшения частоты переключения PH. Напряжение в бортсети автомобилей Uc (на выводе «+» ампер-метра) будет меньше регулируемого на размер потери напряжения в цепи генератор - амперметр (на 0,3...0,5 В). У грузовых автомобилей с карбюраторными двигателями аккумуляторная батарея вынесена из подкапотного пространства. За счет увеличения длины проводов общее сопротивление цепи генератор - аккумуляторная батарея у них в 1,5...2 раза больше, чем у легковых. Для обеспечения заряженности батареи следует стремиться к минимальным потерям напряжения в цепи заряда. На рис. 8.8 приведена типовая принципиальная схема системы электроснабжения для грузовых автомобилей с карбюраторными двигателями. Питание PH осуществляется не через дополнительные диоды, а от силовой цепи генератора через выключатель зажигания 3.
Рис. 8.9. Принципиальная типовая электрическая схема системы электроснабжения для грузовых автомобилей с дизельными двигателями: 1 - выключатель приборов и стартера; 2 - амперметр; 3 - предохранитель; 4 и 9 -промежуточные реле; 5-кнопка выключателя «массы»; 6 - аккумуляторная батарея; 7- выключатель «массы»; 8 -генератор
В этом случае регулируемое напряжение Up измеряется между выводом В регулятора напряжения и «массой». Напряжение Uc будет выше ир на размер потерь напряжения на участке вывод «+» амперметра - вывод В генератора, что компенсирует потери напряжения в цепи заряда батареи. Для отключения аккумуляторной батареи на длительной стоянке автомобиля в типовых схемах электроснабжения автомобилей с карбюраторными двигателями введен выключатель 6 «массы». На рис. 8.9 приведена типовая принципиальная схема системы электроснабжения грузового автомобиля с дизельным двигателем. Питание обмотки возбуждения ОВ, расположенной на роторе, осуществляется от нулевой точки статора генератора. Напряжение в этой точке относительно «массы» автомобиля равно половине выпрямленного (14 В). Поэтому при применении этой схемы имеется возможность унифицировать роторы генераторов на напряжение 14 и 28 В. Питание PH производится от силовой цепи генератора через выключатель приборов 1. При проектировании системы электроснабжения грузовых автомобилей следует стремиться к тому, чтобы потеря напряжения на участке амперметр - вывод В регулятора была равна потери напряжения в цепи амперметр - аккумуляторная батарея. В этом случае напряжение на аккумуляторной батарее будет незначительно отличаться от регулируемого. Чтобы частота переключения PH не была ниже 30 Гц, потеря напряжения в цепи генератор - PH в типовых схемах электроснабжения грузовых автомобилей не должна превышать 0,5 В. В типовой схеме электроснабжения грузового автомобиля с дизельным двигателем невозможно отключить выключатель 7 «массы» при работающем генераторе. В схеме использован дистанционный выключатель «массы» импульсного действия с фиксированными контактами. Для его включения необходимо подать импульс напряжения на управляющую обмотку. При снятии питания контакты выключателя «массы» остаются в замкнутом положении. Для отключения выключателя «массы» необходимо к его обмотке вторично приложить импульс напряжения. В схему введено блокировочное реле 4, размыкающие контакты которого включены в цепь обмотки дистанционного выключателя «массы». При работающем генераторе 8 от вывода 15 выключателя 1 приборов и стартера подается питание на обмотку реле 4. Контакты реле разомкнуты и цепь питания выключателя 7 «массы» разорвана. Чтобы отключить выключатель 7 «массы», необходимо выключатель 1 перевести в нейтральное положение. При этом обесточивается вывод 15 выключателя 1 и отключается питание регулятора напряжения. В типовых схемах системы электроснабжения аварийный режим короткого замыкания в цепи ОБ не опасен для PH. Выходной транзистор в цепи ОБ изолирован от аккумуляторной батареи. При закорачивании цепи ОБ генератор развозбуждается и цепь транзистора обесточивается. В соответствии с установившейся в нашей стране традицией рекомендуется следующая маркировка выводов генераторных установок: «+» (вывод основного питания), «Л» (вывод дополнительного питания), «В» (к выключателю зажигания), «0» (вывод нулевой точки). На современных автомобилях используется дистанционное управление стартером при помощи выключателя, как правило, конструктивно объединенного с выключателем зажигания и приборов. С целью уменьшения потерь напряжения в цепи системы пуска аккумуляторная батарея соединяется со стартером проводом сечения 16...20 мм2. На рис. 8.10 показана типовая принципиальная схема системы пуска. Управление стартером осуществляется выключателем 6.
Рис. 8.10. Принципиальная типовая электрическая схема системы пуска для грузовых автомобилей с дизельным двигателем: 1 - выключатель «массы»; 2 -аккумуляторная батарея; 3 - стартер; 4 - реле блокировки; 5 - реле стартера; 6 - выключатель приборов и реле стартера; 7- предохранитель; в - тахометр; 9- кнопка проверки исправности контрольной лампы; 10- датчик тахометра; 11 -кнопка электрофакельного подогревателя; 12 -промежуточное реле; 73-терморезистор; 14 - контрольная лампа; 13 - электромагнитный клапан; 16 - свеча накаливания
Для разгрузки контактов выключателя служит промежуточное электромагнитное реле стартера 5. В схеме предусмотрена блокировка включения стартера по частоте вращения двигателя. Для этой цели используется реле блокировки 4. Управляющий импульс питания на реле блокировки поступает от вывода 4 тахометра 8, частота появления импульсов напряжения на котором пропорциональна частоте вращения коленчатого вала двигателя. Реле блокировки может питаться не только от тахометра, но и непосредствен-но от генератора. В показанной типовой схеме перегорание свечей накаливания электрофакельного подогревателя путем закорачивания терморезистора 13 в их цепи исключено только при пуске стартера. Поэтому питание обмотки реле 12 осуществляется при замыкании контактов тягового реле стартера, т. е. когда шестерня стартера войдет в зацепление с венцом маховика. Напряжение бортовой сети уменьшается до 18...19 В и устраняется возможность выхода из строя свечей накаливания. При сталкивании зуба шестерни стартера и зуба венца маховика контакты тягового реле стартера и реле 12 не замыкаются. Свечи накаливания остаются подключенными к бортовой сети через терморезистор 13. В соответствии с рекомендациями СЭВ по стандартизации для изделий системы пуска установлена следующая унифицированная маркировка выводов изделий: стартер - 30, 50, 48; реле стартера - 30, 85, 86, 88; выключатель приборов и стартера - 30, 15,50. Существующие периферийные устройства ЭВМ, такие, как графические дисплеи (цветные, многотональные), графопостроители, устройства внешней памяти большого объема (магнитные диски, ленты) и развитое программное обеспечение позволяют создать системы автоматизированного проектирования электрооборудования автомобилей (САПР). Предполагается, что внедрение САПР в скором времени вытеснит существующие методы проектирования, изготовления чертежей и документации. Это приведет к резкому увеличению производительности труда проектировщика за счет улучшения качества разрабатываемых схем и сокращения времени на их создание. Такие системы уже начали внедряться на передовых предприятиях отечественного автомобилестроения.
Вопросы для самоконтроля 1. Что такое «однопроводная передача энергии»? 2. Что входит в состав коммутационной аппратуры? 3. Используемые марки проводов и способы защиты от коротких замы-каний и перегрузок. 4. Допустимые потери напряжения в электрических цепях автомобиля. 5. Как осуществляется построение схем электрооборудования?
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Автомобильные двигатели. Системы управления и впрыска топлива. Руководство по обслуживанию и ремонту. 2000, «Альфамер», Хельсинки, Финляндия. 2. Акимов С.В., Чижков Ю.П. Электрооборудование автомобилей. Учебник для вузов. М. «За рулем», 2001 г., 384 с. 3. Балагуров В.А. Аппараты зажигания. М.: Машиностроение, 1968. 479 с. 4. Балагуров В.А. Проектирование специальных электрических машин переменного тока: Учеб. для вузов: М.: Высшая школа, 1982, 272 с. 5. Банников С.П. Электрооборудование автомобилей. М.: Транспорт, 1977,288 с. 6. Боровских Ю.И., Буравлев Ю.В., Морозов К.А. Устройство автомобиля. М.: Высшая школа, 1988, 288 с. 7. Буна Б, Электроника на автомобиле / Пер. с венг. М.: Транспорт, 1979, 130 с. 8. Галкин Ю.М. Электрооборудование автомобилей и тракторов. М.: Машиностроение, 1967, 280 с. 9. Гируцкий О.И., Есеновский-Лашков Ю.К., Поляк Д.Г. Электронные системы управления агрегатами автомобиля. М.: Транспорт, 2000, 213 с. 10. Кисуненко Б.В., Эйдинов А.А. Требования к осветительным и светосигнальным приборам автомобилей в Европе и США, этапы их гармонизации. М.: «НАМИ», 2001, 96 с. 11. Левитин К.М. Безопасность движения автомобилей в условиях ограниченной видимости. М.: Транспорт, 1986, 111 с. 12. Мирошников А. Противоугонные автомобильные системы. С рекомендациями журнала «За рулем». - М.: Издательство «За рулем», 2000. - 112с. 13. Опарин И.М., Купеев Ю.А., Белов Е.А. Электронные системы зажигания. М.: Машиностроение, 1987, 196 с. 14. Покровский Г.П. Электроника в системах подачи топлива автомобильных двигателей. М.: Машиностроение, 1990, 175 с. 15. Сергеев А.Г., Ютт В.Е. Диагностирование электрооборудования автомобилей. М.: Транспорт, 1987, 159 с. 16. Система управления двигателем ВАЗ-2111 (1,5 л 8 кл.) с распределенным впрыском топлива (контроллер МР7.0Н «Bosch» - СПб., Петер Г ранд, 2000. - 96 с. 17. Система управления двигателем Motronic. Техническое руководство Роберт Бош GmbH, 1994. 18 Скобелев В.М. Световые приборы автомобилей и тракторов. М.: Энергоиздат, 1981, 279 с. 19. Чижков Ю.П., Квайт С.М., Сметнев Н.Н. Электростартерный пуск автотракторных двигателей. М.: Машиностроение, 1985, 160 с. 20. Ютт В.Е. Электрооборудование автомобилей. М.: Транспорт, 2000, 320 с. 21. BOSCH Automotive Handbook Роберт Бош GmbH, 2002. 22. Torges Gerhard. Electrotechnische Aurustung des Kraftfahrzeuges. Berlin: Verlang Technik, 1988. 292 c
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие 3 Глава 1. Система электроснабжения 5 1.1. Общие сведения 5 1.2. Автомобильные генераторы 6 1.3. Конструкция автомобильных генераторов переменного тока 17 1.4. Регулирование напряжения в бортовой сети автомобиля 27 1.5. Аккумуляторные батареи 43 1.6. Выбор пределов регулируемого напряжения 74 1.7. Система электроснабжения на два уровня напряжения 75 1.8. Техническая эксплуатация системы электроснабжения. Методы диагностирования 77 Глава 2. Система пуска 83 2.1. Общие сведения 83 2.2. Основные характеристики аккумуляторной батареи в режиме пуска 85 2.3. Устройство и принцип действия стартера 91 2.4. Электромеханические характеристики стартерного электродвигателя 118 2.5. Анализ работы системы электростартерного пуска 123 2.6. Средства облегчения пуска двигателей 129 2.7. Техническое обслуживание и методы диагностирования системы пуска 132 Глава 3. Система зажигания 134 3.1. Общие сведения 134 3.2. Классификация батарейных систем зажигания 136 3.3. Требования к системам зажигания. Основные параметры 139 3.4. Классическая система зажигания 143 3.5. Рабочий процесс батарейной системы зажигания 155 3.6. Характеристики классической системы зажигания 163 3.7. Электронные системы зажигания 169 3.8. Искровые свечи зажигания 211 3.9. Диагностирование систем зажигания 216 Глава 4. Системы освещения и сигнализации 220 4.1. Общие сведения 220 4.2. Основные принципы формирования светораспределения систем освещения и сигнализации 221 4.3. Классификация систем освещения 223
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 1725; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.29.192 (0.011 с.) |