Электронное управление положением фар
Стандартами, принятыми во всех странах, определены границы освещенной зоны при ближнем свете. Если по каким-либо причинам граница освещенной зоны приближается к автомобилю, то видимость дороги ухудшается. Если же граница освещенной зоны отдаляется, то ухудшаются условия видимости для водителей встречных автомобилей. Практика показала, что граница освещенной зоны при ближнем свете может значительно изменяться в зависимости от нагрузки автомобиля. На рис. 6.57 показана эта зависимость для легкового автомобиля средних размеров с классической компоновкой (двигатель впереди, багажник сзади).
Рис. 6.57. Изменение границы освещенной зоны автомобиля при ближнем свете в зависимости от нагрузки автомобиля:
I- положение границы освещенной зоны; II- граница при основной
регулировке
Положения границы освещенной зоны, соответствующие различным нагрузкам, получены на экране, расположенном на расстоянии 10 м. Основная регулировка соответствует тому случаю, когда в автомобиле находится только водитель. Варианты нагрузки:
1 -автомобиль без нагрузки; 2-6-соответственно 1...5чел.; 5...7 чел. и максимальная загрузка багажника; 8 - водитель и 100 кг багажа; 9 - водитель и загрузка багажа до максимальной нагрузки на ось.
Чтобы снизить влияние нагрузки на границу освещенности, были сделаны попытки устанавливать фары в соответствии с наиболее часто встречающимися режимами нагрузки. Однако существенное улучшение условий освещения обеспечивают лишь системы регулирования, поддерживающие почти неизменную границу освещенной зоны при изменениях нагрузки.
На рис. 6.58 показана функциональная схема системы, регулирующей положение фар фирмы Bosch. Индуктивные датчики 1 воспринимают перемещение переднего 5 и заднего 4 мостов относительно кузова.
Рис. 6.58. Функциональная схема системы, регулирующей положение фар
фирмы Bosch:
1 - индуктивные датчики; 2- элементы сложения сигналов; 3 - задатчики
эталонного сигнала; 4 и 5 - соответственно задний и передний мосты
Полученный электрический сигнал, характеризующий действительное положение моста относительно кузова, сравнивается с эталонным сигналом, установленным с учетом технических требований. Сигнал рассогласования, полученный в элементе сложения, усиливается и поступает к биметаллическому исполнительному органу. В зависимости от рассогласования биметаллический элемент нагревается и с помощью рычажной передачи поворачивает корпус фары вокруг нижней точки крепления. Система регулирования уст-роена так, что положение фар не изменяется под воздействием колебаний ходовой части и кузова, возникающих из-за неровностей дороги. Добиться этого сравнительно легко, так как помеховые напряжения, имеющие высокую частоту, хорошо отделяются.
Различные автоматические регуляторы положения фар отличаются от рассмотренной системы лишь конструкцией отдельных элементов.
|