Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Устная и письменная форма выражения критической мысли
Всё сказанное выше главным образом относится к письменным формам литературно-критического труда. Слово, зафиксированное на бумаге или на электронном носителе, легче подвергнуть предварительному воздействию: прокомментировать, подредактировать, сократить, дополнить, доработать в плане стилистики и композиции. Гораздо труднее оказать воздействие на критику, как-либо регламентировать её, когда она обращается к устным форма самовыражения. Как гласит народная пословица, слово – не воробей, вылетит – не поймаешь. Это в арсенале критика своего рода – обоюдоострое оружие, ибо, с одной стороны, даёт ему возможность выражать свои мысли и чувства напрямую, без обиняков и каких-либо согласований, проявить дар экспромта и мгновенной реакции на происходящее; но, с другой стороны, это средство воздействия на аудиторию требует от оратора особой ответственности, выдержанности, культуры ведения беседы и деликатности. Накануне устного выступления критик может и должен тщательно и детально продумать свою речь (вспомним мучительные размышления героя новеллы «Мёртвые» из книги Джеймса Джойса «Дублинцы», который тщательно продумывает своё слово, обращённое к достаточно узкому кругу людей, хорошо знающих его), выстроить логические апперцепциональные цепочки, мысленно (и не только) подобрать нужные обороты и образы. Но возможны ситуации, когда приходится произносить своё сообщение без особого, заранее заготовленного плана. Дело в том, что течение любого публичного мероприятия отчасти непредсказуемо. Устроители могут предполагать некоторый сюжет (ход обсуждения) и стремиться к его реализации. Но никогда нельзя быть абсолютно уверенным в том, в каком ключе пойдёт разговор, каким будет избран общий тон и настрой, в какой тональности прозвучат отдельные высказывания и реплики. Критик, участвующий в живой дискуссии всегда должен быть готовым к тому, чтобы перестроиться по ходу дела, внести необходимые коррективы в подготовленный доклад, ответить при необходимости на внезапно прозвучавшие инвективы и выпады, учесть предложения и реакции – поддержать или же, наоборот, отвергнуть их. Опыт ведения такого рода форумов показывает, что в любой тщательно отрежиссированной программе может сложиться нештатная, взрывоопасная ситуация. Владение навыками психологического воздействия на слушателей, умение остудить слишком разгоревшиеся эмоции или, напротив, подвигнуть публику к более активному участию в полемике – важные компоненты мастерства многогранной критической деятельности. Опытный критик, так сказать, нутром должен почувствовать, когда и как нужно встряхнуть чересчур убаюканную монотонностью разговора публику, а в каких случаях – пригасить возгорающийся фитиль идеологического, художественного или личностного конфликта. Особенно, если ему довелось быть не рядовым участником, а ведущим публичного мероприятия. Жестом, шуткой, переводом беседы в другую тональность можно добиться необходимого результата, а высшей целью тут всегда должен быть исчерпывающий, содержательный разговор на избранную тему, когда все желающие могут обозначить свои позиции, оставшись при этом в пределах корректности и обойдясь без взаимных оскорблений и обид. Надо постоянно помнить о том, что спокойный, взвешенный тон ведущего располагает к взаимно уважительному обмену мнениями, тогда как к нарушителю порядка, смутьяну и крикуну следует применить более строгие меры воздействия.
Казалось бы, всё это имеет отношение к психологии человеческого общения, но практика проведения литературных дебатов показывает, что лучше всего с этой задачей справляются именно литературные критики, люди, по роду своих профессиональных обязанностей не понаслышке знающие меру соотношения эмоционального и категориального мышления.
Семинар, конференция, симпозиум, конгресс;
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.005 с.) |