Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мера объективной оценки и вопрос нравственностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В предыдущем разделе мы достаточно подробно останавливались на балансе объективного и субъективного в критической работе. Как же эти индивидуальные склонности и предпочтения отражаются в морально-этических проблем? Вопрос этот прежде всего находится в степени включённости критика в общественно-социальные структуры или свободы от них. В.И. Ленин утверждал, что жить в обществе, но быть свободным от общества нельзя. Эту категорическую максиму стоило бы диалектически подправить: можно, но не нужно, особенно литературному критику. Когда человек удалён из систем актуальной жизни, ему присущ схоластически-отвлечённый взгляд на действительность, в таком положении трудно своевременно и чутко реагировать на изменения в общественном и культурном процессе. Более того, находясь в изоляции, индивидуум рискует утратить нерв эпохи, личную отзывчивость и сердечное сопереживание. Однако плотная встроенность в сферу общественных отношений чревата и некоторыми ограничениями авторской свободы. В главке «Свобода и зависимость» (Раздел 16) мы ещё подробно остановимся на том, насколько способна повлиять на отношение критика к материалу система его связей с внешним миром (субординация, обязанности по отношению к заказчику, родство, дружба, зависимость, принадлежность к группе или кружку, личные симпатии, неприязнь и проч.). Для того чтобы избавиться от груза всех этих связей, человеку, пожалуй, пришлось бы расстаться со своей человеческой сущностью. Строго говоря, есть лишь одно действенное средство для сохранения профессионального достоинства – это его нравственное чувство. И чем более способен он «наступить на горло» обстоятельствам и нуждам практической жизни, тем большего уважения будет заслуживать критическая позиция. В парадигму моральных качеств аналитика входят такие понятия как совестливость, честность, принципиальность, доброта и сочувствие. Нравственный долг критика – не забывать об этих простых человеческих свойствах, особенно – в угоду всевозможным выгодам и душевному комфорту. Вынести нелицеприятный вердикт человеку, от которого ты всерьёз зависишь, симпатичен, или – наоборот: похвалить того, кто тебе по каким-либо причинам неприятен, – вот выражение подлинного критического достоинства. Это тот ориентир, с которым следует сверять свою позицию. Казалось бы, перед нами – незыблемый постулат. Однако на практике складываются самые затейливые психологические и этические комбинации, когда стремление даже по заслугам рубить с плеча или расточать комплименты оборачивается не благими, а отрицательными и даже трагическими последствиями. Возьмём вариант, при котором критик публикует литературно оправданную зубодробительную статью и, что называется, припирает автора к стенке. Допустим, мнение, высказанное им, справедливо. Но он же не является носителем истины в последней инстанции. К тому же сформулированные им строгие суждения и выводы могут самым прискорбным образом повлиять на героя его разгромного выступления. А что если тот заболеет (инсульт, инфаркт, сердечная недостаточность)? А что, если он умрёт? Наложит на себя руки? Не будет ли вина в его кончине – хотя бы частично – лежать на совести автора принципиально жёсткого приговора? Всё-таки написание книги, пусть даже бездарной, глупой и вредной не является преступлением, и этот простой факт должно постоянно держать в уме. Особенно всё это касается оценок произведений, принадлежащих перу непрофессиональных литераторов. У людей, на протяжении долгого времени занимающихся изящной словесностью, по отношению к отрицательным отзывам с годами вырабатывается своего рода иммунитет. Даже люди самой тонкой душевной организации (а среди писателей таких большинство) привыкают стойко воспринимать такого рода «подарки судьбы». У студентов старших курсов и выпускников Литературного института, прошедших горнило обсуждений на семинарах, появляется умение держать удар. Это становится особенно наглядным в сравнении с другими начинающими, которые стеснительно являются в редакцию, мнут в руках стопку листов или нервно вертят пальцами флэш-карту. Когда же приходит время выслушать решение сотрудника, подготовленный автор, даже если он не согласен с оценкой, выслушивает критическую аргументацию и спрашивает, когда и что иное можно предложить для рассмотрения. Новичок в этом деле краснеет, бледнеет, начинает кричать, с ним может случиться истерика: как же так – его творению, куда он вложил душу, сердце и бессонные ночи, холодно и бесповоротно отказывают в публикации! Болезненным авторским самолюбием, к сожалению, люди наделяются вне зависимости от их одарённости. Как же быть критику в подобной, что называется, критической ситуации? Предположим, что после встречи с читателями, в библиотеке, школе или другом месте к вам подошёл, робея и волнуясь, тихий и незнакомый человек и смущённо протянул тетрадку или файл с заветными рукописями: «Может, быть, вы посмотрите как профессионал?..» Наконец вы выкроили время для ознакомления с плодами его (или её) труда. Ваша реакция может быть разной, но опыт показывает, что чаще всего, в наивных и неумелых опусах не просматривается особых следов таланта. Как отнестись к с автору – высказать всё как есть: на духу, жестоко, но справедливо? Но ведь суровая отповедь может нанести глубокую душевную драму, в общем-то, ни в чём не повинному человеку. Он ведь не виноват, что обделён дарованием. Что же делать? На помощь тут может прийти такое душевное качество, как великодушие. Дело в том, что всегда есть возможность найти слова утешения, высказать замечания, но в мягкой, доброжелательной форме. Можно посоветовать читать стихи или рассказы в семейном кругу, на дружеских вечеринках, а с публикациями торопиться не стоит. Умный человек в глубине души поймёт интенцию этих похвал, но он не будет огорчён, а вежливый тон воспримет как аванс и поддержку. О человеке недалёком сильно горевать тоже не стоит: скорее всего он не воспримет настоящей оценки. Но в любом случае вы за тем и другим вы оставите право заниматься любимым творчеством, хотя бы в форме досуга, своего рода хобби. Оттого что на свет будут появляться нескладные опусы – никакого вреда не произойдёт, лучше сидеть за рукописями, чем бить баклуши, смотреть низкопробные сериалы или отправиться в пивную. Возможно, со временем этот любитель достигнет прогресса, найдёт единомышленников, из графомана превратится в человека, которого ценят в узком кругу. А ещё вероятнее, что из него получится вдумчивый и заинтересованный читатель, без которого и большая литература выглядит ущербно. В принципе, аналитик имеет право отказаться от провозглашения отрицательного вердикта. Для Н.М. Карамзина, к примеру, это было фактической установкой, ибо он считал: «Где нет предмета для хвалы, там скажем всё – молчанием. Когда увидим важные злоупотребления, новости неблагоразумные в языке, заметим, предостережём без язвительной укоризны»[93]. Однако на практике отказ от выражения оценки может быть истолкован и как недостаток профессионализма, и как равнодушие, и как неискренность. Более того, в новейшие времена фигура критического умолчания превратилась в орудие литературной борьбы, причём – не самого честного свойства: вместо спора, полемики, столкновения разных точек зрения публике предлагается холодное замалчивание авторов и их произведений, неугодных в идеологическом или эстетическом плане. Но случается, что во вручённой рукописи вы с удивлением обнаружите следы (пускай, крупицы, крохи!) настоящих литературных способностей, которые пока не развиты и скрываются под слоем вторичного, ненужного текста. Тогда обязанностью критика будет уже не произнесение дежурных слов («Очень мило» и проч.), а принципиальный разбор текста. Он должен тщательно отметить и показать автору те места, что ему удались, а затем твёрдо и безжалостно перечислить слабости его детища. Ваш отзыв станет для него руководством к действию: какие стороны своего таланта (допустим, баллады и лирику) имеет смысл развивать и пестовать, а от каких путей и попыток (к примеру, басен и притч) надо безжалостно отказываться. Своевременный совет, подсказка покажет ему направление творческой эволюции, заставит требовательнее относиться к плодам своего труда. При таком поведении критика, кстати, будет достигнут баланс этических норм и профессиональной требовательности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.192.113 (0.009 с.) |