Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Учение Ж. Деррида о деконструкции
Ещё дальше структуралистов пошёл в своих представлениях французский теоретик литературы Жак ДЕРРИДА (1930–2004). Его исследования представляют собой настойчивые попытки не только выявить внутреннюю структуру произведения, но и по возможности разобрать его на максимально мелкие элементы и детали. Принцип деконструкции лёг в основу методологии многих современных филологов и критиков. Опираясь на учения Э. Гуссерля и М. Хайдеггера, философ и филолог Ж. Деррида исходил из того, что структуралистская методология в конечном итоге превращает произведение литературы в голую, статичную, лишённую развития конструкцию. Для того чтобы привести художественное явление в движение, по его мнению, необходимо провести деконструкцию текста, выявить в нём различные слои, в частности – философский (идеи, прогнозы, концепции) и метафорический (образы, символы, знаки). В 1967 году выходит работа Деррида «О граммотологии», где в широкий обиход им включаются такие понятия как деконструкция, наличие (присутствие), письмо, различение, различание (difference) и проч., положенные им в основу своей научной системы. Для понимания любого текста требуется его глубочайшее детальное рассмотрение. Филологической доктрине Ж. Деррида были свойственны определённые логические противоречия: с одной стороны, он выступал против логоцентризма (в частности, установки на фонетику языка), а с другой – солидаризировался с мнением, что мир (всё) есть текст. С целью устранения стереотипного прочтения текста, по его мнению, необходимы провокативные методы анализа (деструкции) и включение произведения в новый, парадоксальный контекст. Смелое расчленение произведения искусства на составные части, действительно, может оказать неоценимую услугу в деле понимания авторского замысла и его воплощения в слове. Подобно тому, как врачу для изучения строения внутренних человеческих органов необходимо пройти курс практических занятий в прозекторской, литературовед и критик может получить массу полезной информации, прибегая к способу деконструкции. Рассматривая вектор научно-практической деятельности Жака Деррида, надо помнить, что его критика в первую очередь имела отношение к философским метафизическим системам, и распространять его опыт на литературное творчество в целом вряд ли целесообразно.
Сухое, педантичное, схоластическое исследование художественного произведения может быть эффективным в строго литературоведческих изысканиях; в приложении к живой, движущейся, эмоционально окрашенной сфере литературной критики такой подход не слишком эффективен. Разобрав на части механизм (по Ап. Григорьеву, сделанное произведение), у нас остаётся шанс собрать его обратно, и он возобновит работу; в случае с живым (рождённым) произведением подобного рода хирургическая экзекуция способна умертвить трепетное и ранимое создание писательского вдохновения, а хладнокровное расчленение текста будут сродни работе прозектора, который имеет дело не с жизнеспособными организмами, а с трупами. Многие серьёзные писатели откликнулись на идеи деконструктивизма и создали интересные произведения, которые вполне подходят под их признаки и методы: «Завтрак для чемпионов» Курта Воннегута, «Игра в классики» и «62. Модель для сборки» Хулио Кортасара, «Имя розы» Умберто Эко, «Хроники Заводной Птицы» Харуки Мураками, проза Патрика Зюскинда, Милана Кундеры, Милорада Павича, Джона Фаулза и т. п. Их книги можно разобрать, как детский конструктор или пазл – по винтику, по детальке, а потом собрать заново, иногда в иной модификации. Стремление разобрать (деконструировать) окружающие предметы характерно для некоторых периодов человеческого взросления (болезненную страсть к ломанию игрушек отмечают биографы А.И. Герцена, В.И. Ленина и др). Как выразился Иосиф Бродский: …и, как ребёнок, распатронив куклу, рыдает, обнаружив в ней труху, так подоплёку тех или иных событий мы нередко принимаем за самые событья…[75]. Очевидно, что явление как таковое, значительнее и богаче, чем его отдельные части, о чём, например, сообщает нам гештальт-психология. Тем не менее, проведя деконструкцию сочинения, необходимо восстановить его в полном объёме. Если это, конечно, таковое возможно. Но нередко случается так, что собранное заново целое выглядит как редуцированное, утратившее нечто весьма важное. Более того, реанимируя артефакт, мы часто с удивлением замечаем (тот, кто занимался ремонтом бытовой техники, подтвердит это), что в результате нашей сборки на столе часто остаются «лишние» детали. Мы невольно «модернизировали» и упростили авторский проект, но эта наша рационализаторская деятельность вряд ли пойдёт вещи на пользу.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.126.241 (0.004 с.) |