Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экзистенциалистическая критика
К середине ХХ века огромную популярность среди европейских интеллектуалов приобрёл и естественным образом отобразился на литературно-критическом процессе экзистенциализм – философия существования. У истоков экзистенциализма стояли философы С. Кьеркегор, Ф. Ницше, Б. Паскаль и А. Шопенгауэр; провозвестниками его в литературе считают Ф.М. Достоевского, Ф. Кафку и др. Актуализация учения в цельную систему произошла благодаря научной и творческой деятельности Симоны де БОВУАР (1908–1986), Альбера КАМЮ (1913–1960), Габриэля МАРСЕЛЯ (1889–1973), Жан-Поля САРТРА (1905–1980), Мартина ХАЙДЕГГЕРА (1889–1976), Карла Густава ЯСПЕРСА (1883–1969) и их единомышленников. Если говорить кратко, то основная посылка экзистенциального мировосприятия состоит в противостоянии единичного человека слепой, бездушной, жестокой системе жизни. В этой ситуации особое значение приобретает тот факт, что человек – смертен. Жизнь человека, его экзистенция и, соответственно, её отражение в искусстве приобретают, особый, сакральный смысл и центральное место в мире. Бытие к смерти (М. Хайдеггер), таким образом, становится ведущей темой и главным содержанием литературного произведения. Экзистенциалистическая литература и интерпретирующая её критика особое значение придают пограничному состоянию героя, когда он балансирует между жизнью и смертью. Перед лицом смертельной опасности (война, катастрофа, катаклизмы, самоубийство) человек проявляет наиболее глубинные свойства своей личности, причём, зачастую делает это неожиданным, парадоксальным образом. Инженер Кирилов в романе Достоевского «Бесы» приходит к мысли о самоубийстве, но готов обратить этот акт в пользу секретной террористической организации. В повести Василя Быкова «Сотников» в плен попадают два партизана: крепкий, пышущий здоровьем, витальный Рыбак и измождённый, астеничный, рефлектирующий Сотников. Перед лицом смертельной опасности проявляется их внутренняя сущность – жизнелюбивый Рыбак легко идёт на сотрудничество с нацистами, а слабый и больной Сотников проявляет чудо стоицизма, мужественность и проходит до конца свою голгофу, умирая с ощущением выполненного долга. Но что, строго говоря, толкает людей на совершение такого рода жизненных подвигов при всей кажущейся их бессмысленности? Почему доктор Бернар Риё в романе А. Камю «Чума» стоически оперирует смертельно заражённых больных, отдавая себе отчёт в том, что с эпидемией ему не справиться? Ради каких идеалов тот же А. Камю и Ж.П. Сартр лично участвовали в движении Сопротивления?
Ответом на эти вопросы отчасти становится эссе Камю «Миф о Сизифе» (1942). В нём идеолог экзистенциализма задался вопросом: почему Сизиф продолжает исполнять своё бесконечное наказание в виде закатывания на высокую гору тяжёлого камня, который каждый раз скатывается в долину, ведь трагическая бессмысленность (абсурдность) его действий (сизифов труд) видна невооружённым взглядом и способна привести в отчаяние. Но жизнь любого человека циклична, и повторяемость моментов наводит на мысль о дурной бесконечности (Гегель). Но Камю в беспросветном существовании Сизифа находит зацепку, которая даёт любому смертному шанс хотя бы временами переживать чувства отдохновения и некоторой свободы – это те минуты, когда Сизиф спускается с горы вослед укатившемуся камню и испытывает релаксацию, лёгкость бытия, предаётся воспоминаниям, размышлениям и мечтам. В этот момент он презирает наказание богов и, вероятно, смеётся над их волеизъявлением. У человека, таким образом, всегда остаётся шанс с иронией и независимостью взглянуть на невыносимые условия его существования, и это внушает некоторый временный оптимизм. В синтетической по жанру книге Сартра «Слова» (1964), в которой смешаны и эссеизм, и автобиография, и роман воспитания, решаются вполне критические задачи: показан процесс становления писателя. Две части «Читать» и «Писать» повествуют о двух основных явлениях, сопутствующих литературному творчеству. Герой-протагонист Сартра с юных лет ощутил дыхание трагической развязки, довлеющей над человечеством, когда литература оказывается действенным средством для преодоления ужаса небытия: «Смерть преследовала меня как наваждение, потому что я не любил жизни. Этим объясняется ужас, который мне внушала смерть. Уподобив её славе, я сделал из смерти пункт назначения. Я захотел умереть; иногда леденящий страх сковывал моё нетерпение, но ненадолго; моя святая радость воскресала, я рвался к ослепительному мигу, когда я буду испепелён. В наших жизненных замыслах нераздельно сплетены намерения и увёртки; я понимаю теперь: в безумной идее писать, чтобы искупить факт своего существования – пусть идея сама по себе чванлива и лжива, – было нечто реальное; тому доказательство, что и сейчас, пятьдесят лет спустя, я продолжаю писать»[74].
Словом, беспросветный мрак и трагизм бытия не мешают идеологии экзистенциализма усматривать в жизни не одни только пессимистические моменты, но видеть в ней и относительно светлые начала, что позволило, в частности, Сартру провозгласить весьма показательный лозунг: «Экзистенциализм – это гуманизм». В 60-е годы французские экзистенциалисты испытали стадию полевения взглядов: увлекались коммунизмом, маоизмом, иными социалистическими движениями, Ж.-П. Сартр и С. де Бовуар посещали СССР. Экзистенциалистическая критика позволила внятно рассмотреть и тонко интерпретировать произведения литературы абсурда (С. Беккет, Э. Ионеско и др.).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.217.228 (0.005 с.) |