Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Педагог системы специальногоСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЛИЧНОСТЬ 15Л. Краткая история становления профессиональной подготовки дефектологов «Чем ниже уровень психического развития ребенка, тем выше должен быть уровень образования учителя», — подчеркивал в начале XX в. известный немецкий историк-дефектолог П.Шуман. История специальной педагогики многих стран мира бережно хранит имена людей, первыми взявших на себя столь сложное и трудное дело, как обучение детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности. В их числе монахи и священники, учителя-профессионалы и врачи, физиологи, психиатры, лингвисты. Спорадические попытки индивидуального обучения детей с отклонениями в развитии, характерные для Средневековья и эпохи Возрождения, имели в своей основе различную мотивацию. Одним из сильнейших мотивов, в соответствии с эсхатологическим мировоззрением того времени, было миссионерство — приобщение к Богу всех людей, независимо от их физического состояния. Значимым являлся и познавательный мотив — стремление исследователей к изучению возможностей человека в развитии, в образовании, в способности к преодолению трудностей, обусловленных дефектом. Выдающийся русский сурдопедагог Н.М.Лаговский писал в 1911 г.: «Глухонемой способен возбудить к себе особенную жалость и интерес. Жалость и интерес и были причиною, побудившей людей взяться за образование глухонемых»1. Действительно, жалость, сострадание, милосердие как неотъемлемые составляющие комплекса моральных и духовных качеств просвещенного человека стали нравственной основой личностных устремлений, а затем и профессиональной направленности тех, кто посвящал себя делу воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями. 1 Лаговский Н.М. Обучение и призрение глухонемых и России // Вестник Попечительства Государыни Императрицы Марии Федоронны о глухонемых. —-СПб., 1911.-С. 142. Познавательная и гуманная мотивация нередко оказывалась причиной перехода учителей массовой школы к работе в специальных учебных заведениях. На рубеже XIX и XX вв. все большую роль начинает играть и социальная мотивация: к этому времени уже была доказана социальная и экономическая выгода для государства, для общества от вложения средств в воспитание и обучение людей с ограниченными возможностями. С принятием в европейских странах законов об обязательном начальном обучении, в том числе и для детей с нарушениями в развитии, возникла потребность в реализующих эти законодательства учителях. Многолетний опыт энтузиастов-одиночек, обучавших глухих и слепых детей, доказал недостаточность обычного учительского образования для работы с детьми, имеющими различные нарушения, и необходимость специализированной профессиональной подготовки к этому. Германия не только первой в истории педагогики начала профессиональную подготовку учителей для общеобразовательных школ (в учительской семинарии), но и первой (1812) открыла при Берлинском королевском училище (школе) глухонемых курсы переподготовки учителей общеобразовательной школы к работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Осознание специфичности профессиональной деятельности педагогов, работающих с детьми, обнаруживающими те или иные нарушения в развитии, уникальности их педагогического опыта и трудностей его самостоятельного освоения, — все это помогло найти соответствующую форму организации профессиональной подготовки педагогов-дефектологов в виде курсов. На протяжении XIX в. во многих странах быстро распространяется система курсовой подготовки специалистов для работы с глухими, умственно отсталыми и слепыми детьми (Германия, Италия, Франция, Польша, Венгрия, США, Россия). Такие курсы, как правило, организовывались на базе крупных и известных своими методическими достижениями специальных школ. Сравнительно небольшой еще объем специальных научных знаний, преобладающая ориентация на освоение практических приемов работы позволяли, минуя длительное обучение в университетах, укладываться в рамки именно курсовой подготовки. В России обучение педагогов-дефектологов (сурдопедагогов и логопедов) началось в Санкт-Петербурге в 1898 г. с открытия постоянно действующих годичных, а затем и двухгодичных курсов на средства Попечительства Государыни Императрицы Марии Федоровны о глухонемых. Эти курсы, функционировавшие около 15 лет, послужили опытной площадкой для последующего создания через 10 лет, уже в СССР, высших учебных заведений, дающих дефектологическое образование. Следующей ступенькой в развитии профессиональной подготовки учителей для системы специального образования становится ее включение на рубеже XIX и XX вв. в структуру высшего профессионального (преимущественно университетского) образования. В первые десятилетия XX в. такое включение происходит в двух основных формах: 1) создание самостоятельных специализированных высших учебных заведений, готовящих дефек-тологов, — Института лечебной педагогики Густава Барци в Венгрии (Будапешт), Института специальной педагогики Марии Гжего-жевской в Польше (Варшава), Ортофренической школы в Италии (Рим), Института детской дефективности Наркомпроса (В.П.Кащенко, Москва), Государственного института дефективного ребенка (Петроград) и др.; 2) подготовка необходимых кадров в структуре существующих высших учебных заведений (университетов) из числа людей, уже имеющих высшее педагогическое или медицинское образование (Германия, США, Англия). В СССР в середине 20-х гг. XX в. во 2-м МГУ в Москве (впоследствии МГПИ им. В.И.Ленина, затем МПГУ) и в Ленинградском педагогическом институте была организована принципиально иная, новая форма подготовки дефектологов на базе среднего образования с 4-летним сроком обучения. Постепенный переход от курсовой системы к структурам высшего профессионального образования был обусловлен накоплением и определенным уровнем развития научных знаний, профессионально значимых для содержания образования дефектолога (психология, генетика, физиология и нейрофизиология, психиатрия, языкознание), в том числе и в предметных сферах самой специальной педагогики -— сурдопедагогике, логопедии, олигофренопедагогике, тифлопедагогике. В то же время объем этих знаний еще был не настолько велик, чтобы обеспечить подготовку специалистов отдельно для каждой отрасли специальной педагогики. Поэтому первоначально все получали одну общую специальность — дефектология. Однако с годами профилизация подготовки все более усиливалась и официально была оформлена в 1995 г., когда в связи с очередным обновлением Классификатора специальностей высшего профессионального образования в группе специальностей «Образование» были, наконец, учтены изменения, произошедшие в этой сфере за 70 лет, и выделены как самостоятельные следующие специальности: 031500 — тифлопедагогика, 031600 — сурдопедагогика, 031700 — олигофренопедагогика, 031800 — логопедия, 031900 —специальная психология, 032000 —специальная дошкольная педагогика и психология.
Сегодня многие высшие учебные заведения разрабатывают оригинальные программы профессиональной подготовки педагогов-дефектологов и специальных психологов. Так, в США действует национальная система (сеть) подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей для специального образования, насчитывающая более 230 программ. В западноевропейской системе педагогического образования помимо программ подготовки специальных психологов и педагогов в университетах существует обязательная подготовка учителя общеобразовательной школы по специальной педагогике (минимальный курс — 100—120 ч), которую должен пройти каждый будущий учитель. В России к концу XX в. насчитывалось около 30 подразделений (факультетов, кафедр) в педагогических университетах, предлагавших программы подготовки в основном по двум специальностям — «Логопедия» и «Олигофренопедагогика» с количественным преобладанием обучающихся по первой из них. В современной системе специального образования России работают одновременно более 200 тыс. педагогов. До настоящего времени неудовлетворенная потребность в учителях для массовой общеобразовательной школы отодвигала на задний план постоянную нехватку учителей-дефектологов. На протяжении всего XX в. в стране никогда не был удовлетворен реальный спрос на педагогов-дефектологов. Традиционной основой при прогнозировании и планировании развития системы высшего дефектологического образования были не статистические данные, объективно указывающие масштабы потребностей в специалистах, а бытовавшие в стране идеологические соображения. Официальные идеологические установки требовали рассмотрения детских отклонений в развитии как проявлений пережитков капитализма, которые по мере социалистических преобразований и улучшения жизни людей должны исчезнуть, а значит, и необходимость в педагогах-дефектологах с каждым годом будет уменьшаться. Так, Д.И.Азбукин, очевидно под идеологическим давлением, вынужден был писать в юбилейной статье по поводу 20-летия подготовки дефектологов в СССР (1939) следующее: «...Замечательные достижения СССР... привели к значительному снижению в нашей стране глухонемых, слепых и умственно дефективных детей... снижение это будет продолжаться и дальше, и через 3 — 4 года приемы студентов-дефектологов начнут снижаться»1. Между тем и ученые, и педагоги-практики понимали реальное положение дел, зная, что нарушения физического и психического развития есть неотъемлемая принадлежность человека как био- логического существа вне зависимости от того, в каком обществе он живет. В.П.Кащенко еще в 1918 г. писал по этому поводу: «Не нужно думать, что с реформой школьного дела исчезнет дефективность. Она, несомненно, уменьшится в процентном отношении, но как таковая существовать будет, потому что факторы, ее создающие, как наследственность, болезни и среда, останутся те же; нужна еще долгая эволюция человечества для его полного физического и психического оздоровления»1. Вплоть до начала 90-х гг. прошедшего столетия цели и задачи профессиональной подготовки дефектологов определялись не столько профессиографическими требованиями и потребностями системы специального образования, сколько идеологическими установками и характером социально-экономической политики государства по отношению к людям с ограниченными возможностями. До середины 90-х гг. XX в. отсутствовало требование обязательности высшего дефектологического образования для работающих в системе специального обучения и для руководителей специальных образовательных учреждений, что также не способствовало насыщению всей системы профессионально подготовленными кадрами, отражаясь в ряде случаев и на качестве работы. В последние годы в России значительно возросло число учреждений высшего и среднего профессионального педагогического образования, готовящих специалистов-дефектологов, расширился спектр специальностей и специализаций, предлагаемых студентам. Инновационным направлением стала профессиональная подготовка специалистов в области ранней комплексной помощи детям с проблемами в развитии и их семьям, а также специальных психологов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 824; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.249.191 (0.01 с.) |