Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Л. Краткая история благотворительностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
На Руси с незапамятных времен существовала мощная система церковной благотворительности, ставшая источником экономического поддержания специального образования. Формально ее начало было положено, согласно летописным материалам, в 996 г., когда князь Владимир (Святославович) своим указом определил, что церковь должна взять на себя призрение (присмотр и уход) убогих и неимущих. Этим же указом устанавливалось, что одна десятая часть казны (доходы от торговли, судопроизводства и другие поступления) передается церкви для монастырей, богаделен, и которых должны содержаться «убогие». В эпоху Петра I благотворительность перестает базироваться только на конфессиональных (церковных) инициативах и распространяется на светскую жизнь. По примеру монархов Западной Европы, открывавших благотворительные учреждения социальной и педагогической помощи нуждающимся в этом людям, российский императорский дом, традиционно его женская половина, принял на себя активные благотворительные обязанности. В дальнейшем традиция светской благотворительности продолжала развиваться во многих экономически преуспевающих странах мира. Так, в 1864 г. президент США А. Линкольн утвердил решение Конгресса о субсидировании и патронаже первого (не только в Америке, но и во всем мире) высшего учебного заведения для неслышащих — Галл одет-колледжа. С тех пор президент США по традиции являлся патроном этого учебного заведения. В период недолгого царствования Павла I было создано знаменитое Ведомство учреждений императрицы Марии Федоровны (или Мариинское ведомство). Указом императора учреждалась и определялась деятельность этого ведомства, просуществовавшего более ста лет, вплоть до 1917 г. В Мариинском ведомстве были сосредоточены капиталы, составлявшиеся из пожертвований частных лиц, из личных средств членов императорского дома (достаточно сказать, что все личные средства, которыми располагала императрица Мария Федоровна, были вложены в эту благотворительную организацию). Например, в 1806 г. в г. Павловске, близ Петербурга, на личные доходы императрицы Марии Федоровны была открыта первая в России школа для глухих детей. Пополнение средств Марии некого ведомства шло также за счет прибылей из ссудных, сохранных касс — процентов от вложения капиталов, от доходов при сдаче внаем зданий и др.
К концу XIX в. в России насчитывалось более двухсот учреждений Мариинского ведомства. Под его эгидой создавались и новые благотворительные организации. Так, в 1898 г. возникло «Попечительство Государыни Императрицы Марии Федоровны о глухонемых», которое финансировало различные стороны социальной и педагогической помощи людям, имеющим нарушения слуха. К моменту- прекращения своей деятельности (1915) эта благотво рительная организация осуществляла экономическую поддержку (практически полное содержание) более 60 школ-интернатов для неслышащих детей, регулярной деятельности годичных педагогических курсов по подготовке учителей для обучения глухих, издания периодического журнала «Вестник Попечительства Государыни Императрицы Марии Федоровны о глухонемых», а также сети приютов для престарелых и одиноких глухих, убежища для глухонемых девиц, где они после окончания школы могли жить и работать в мастерских. Существовали и другие благотворительные общества и организации. Благотворительные акции были характерной и важной чертой жизни российского общества конца XIX — начала XX в. Дворянство и купечество оказывали преимущественно материальную помощь, интеллигенция и люди низших сословий — действенную помощь личным безвозмездным участием, в том числе и профессионального характера. Это — благотворительные концерты и спектакли, кружечные сборы и подписные листы, это и огромная бесплатная работа в учреждениях педагогической и социальной помощи: дежурства, социально-бытовая помощь, уход. Весьма значимым было и участие научной интеллигенции, выражавшееся в проведении диагностики детей, в консультировании родителей, оказании медицинской, психологической, консультативно-педагогической помощи. Одним из впечатляющих и малоизвестных примеров благотворительности российского купечества являлась помощь основателя картинной галереи Павла Михайловича Третьякова, которую он оказывал в связи с учреждением Московского училища (школы) для глухих детей. В 1875 г. на его средства были построены здание и подсобные помещения для школы. В течение 25 лет училище финансировалось из средств благотворителя. Лишь в 1900 г. Московская городская дума приняла в свое ведение заботу об училище, хотя прежняя благотворительная поддержка продолжала поступать. Дочь П. М.Третьякова — Л. П. Гриценко помогла материаль-
но открытию в Москве в 1900 г. первого в России детского сада для неслышащих детей. Подобных примеров можно привести множество. Таким образом, уже в XIX в., в период, становления и развития системы социального призрения, is ее структуре появились первые учреждения специального образования для детей с отклонениями в развитии. До конца XIX в. эти учреждения как в России, так и за рубежом существовали преимущественно на благотворительные средства. Средства эти были значительными и позволяли обеспечивать специальным образованием часть детей с ограниченными возможностями, в большинстве своем относившихся к социальной среде, в которой образование признавалось значимым. С началом принятия законов об обязательном бесплатном (т. е. финансируемом государством) начальном образовании в Западной Европе (на протяжении XIX в.) и в России (начало XX в.) число детей с ограниченными возможностями, стремившихся получить школьное образование, резко возросло и система социального призрения и благотворительности оказалась уже не в состоянии экономически обеспечивать это начинание. В ряде стран 'Западной Европы законы об обязательном начальном образовании содержали и статьи об обязательности начального образования для детей с ограниченными возможностями, т.е. о включении системы специального образования в государственный сектор финансирования. При этом благотворительная помощь не только не отменялась, но и продолжала составлять внушительную часть финансовых средств образовательных учреждений, создавая необходимую материальную поддержку дорогостоящей системы специального образования. В России, несмотря на введение в 1908 г. обязательного бесплатного начального образования, специальное образование не было включено в государственный сектор финансирования. Вплоть до Октябрьской революции в 1917 г. оно фактически существовало на средства Мариинского ведомства, многочисленных благотворительных обществ и организаций, на личные средства учредителей. 8.2. Экономическая политика СССР в отношении специального образования Ликвидация частной собственности как результат Октябрьской революции и репрессирование церкви закрыли все возможные источники частной и конфессиональной благотворительности. С начала 30-х гг. XX в. любая благотворительная деятельность и сбор средств для нуждающихся были категорически запрещены. Отныне обязанность материального обеспечения системы соци-
альной помощи и специального образования советское государство приняло на себя. В первые годы советской власти было допущено немало ошибок и принято поспешных решений в экономической политике в области социальной помощи и специального образования. В стране выстраивалась совершенно иная система приоритетов — армия, промышленность, ликвидация общей неграмотности. При отсутствии у государства необходимых средств у специального образования оставалось очень мало возможностей для выживания и развития. По данным статистики, только через 20 лет после Октябрьской революции удалось восстановить ту инфраструктуру специального образования, которая реально существовала в дореволюционной России (по данным на 1914 г.).
К началу 30-х гг. XX в. материальное положение в стране улучшилось. Тем не менее, когда потребовались немалые средства на проведение всеобуча, государство сняло с себя материальные обязательства перед системой специального образования: финансирование этих учреждений, большинство из которых были заведениями интернатного типа, стало осуществляться из местных бюджетов. В реальности проведение всеобуча детей с отклонениями в развитии на местах нередко игнорировалось, а положенные для специальных школ незначительные суммы не отпускались под предлогом приоритетности всеобуча нормальных детей. Социальный статус учителя специальной школы в 20 —30-х гг. XX в. был крайне низким вследствие мизерности учительской заработной платы и пенсионного обеспечения, несоответствующего тяжести труда такого учителя. О низком социальном статусе учителей специальной школы свидетельствовали непопулярность дефектологических отделений в педагогических вузах и малое число абитуриентов, желающих там учиться. Для повышения привлекательности профессии учителя-дефек-толога и в связи с необходимостью материальной компенсации ущерба здоровью вследствие значительных профессиональных вред ностей в его труде в конце 30-х гг. XX в. была сделана 25 %-ная надбавка к заработной плате. Она сохранялась до середины 80-х гг. XX в., когда в связи с очередным реформированием системы образования была отменена. Не могло быть экономически благоприятным для системы спе циального образования и военное десятилетие (40-е гг. XX в.). В значительной мере уничтоженная материальная база многих специальных школ, расположенных на европейской территории стра ны, занятой врагом, восстанавливалась в течение нескольких послевоенных лет. В послевоенный период (50-е гг.) экономическое положенис специальных учреждений несколько улучшилось и стабилизиро валось. Было восстановлено их финансирование из государствен пого бюджета, учащиеся специальных школ-интернатов находились на полном государственном обеспечении. Особенно благоприятными для системы специального образования стали 60 — 70-е годы XX в. Однако уже с конца 70-х гг. XX в. вследствие скрытой ползущей инфляции экономическая поддержка системы специального образования, как и всей системы образования в стране, уменьшилась. Так, доля национального дохода СССР, направляемая на нужды образования, за период 70 — 80-х гг. XX в. снизилась в 1,5 раза. Для сравнения за 80-е гг. XX в. государственные расходы на образование в развитых странах мира выросли более чем в 12 раз, в СССР — лишь в 4,5 раза.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 446; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.63.214 (0.01 с.) |