Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предметные области современной специальной педагогикиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Предметная дифференциация специальной педагогики при определенном немалом сходстве с предметной дифференциацией общей педагогики тем не менее обладает специфическими особенностями и отличиями. Свойственные современной специальной педагогике предметные области исторически сформировались в связи с традиционно развивающейся системой специальных учреждений для детей с особыми образовательными потребностями. Если в начале XX в. они только оформлялись, сегодня это уже относительно самостоятельные, развитые и тонко дифференцированные сферы научного и практического педагогического знания применительно к основным категориям людей с особыми образовательными потребностями. К их числу относятся: тифлопедагогика — незрячие и слабовидящие люди; сурдопедагогика — глухие (неслышащие), слабослышащие и позднооглохшие; тифлосурдопедагогика — слепоглухие;, логопедия — люди с расстройствами речевого развития; олигофренопедагогика — люди с нарушениями интеллекта и с образовательными затруднениями; отрасль специальной педагогики, занимающаяся с людьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата; отрасль специальной педагогики, связанная с людьми, имеющими нарушения эмоционально-волевой сферы; отрасль специальной педагогики, ориентированная на людей с тяжелыми и множественными нарушениями. В стадии становления находятся области, специализирующиеся на помощи хронически больным и детям с аутистическими проявлениями. Каждая из названных предметных областей структурно организована, так же как и общая педагогика, т. е. собственно педагогика данной предметной области (например, сурдопедагогика, оли- и>френопедагогика и т.п.) -- ее история, дидактика, теория и практика воспитания, специальные методики обучения. Они дифференцированы по возрастным периодам, причем достаточно хорошо разработаны дошкольный и школьный периоды. В то же время научные и практические разработки, связанные с проблемами ранней комплексной помощи детям с нарушениями в развитии, и также вопросы специального образования молодежи с ограниченными возможностями, образования взрослых с ограниченной трудоспособностью, социально-педагогической помощи людям (релого возраста находятся на стадии научных исследований и ин-1СПСИВНОГО качественного и количественного роста. Объединяющим теоретике-методологическим началом всех предметных областей является собственно специальная педагогика. На протяжении XX в. она постепенно оформилась как самостоятельная теоретически обоснованная и практически апробированная отрасль науки. Ее предметом является теория и методология научного познания в рассматриваемой области педагогики, ее научным багажом и инструментарием — научно-философские, этические, исторические, социологические и социокультурные, жономические, правовые, клинические, лингвистические, психолингвистические и психологические знания, понятийный аппарат, систематика и статистика, общедидактические и общеметодические решения проблем образования людей с ограниченными возможностями, сравнительная педагогика. Специальная педагогика и ее предметные области тесно связаны со смежными научными областями. Полученные в них материалы и новации творчески используются специальной педагогикой и ее предметными областями в исследованиях и в практической деятельности, в процессах разработки и применения специальных образовательных технологий, технических средств обучения, коррекции и компенсации, социальной адаптации людей с ограниченными возможностями. К числу этих наук относятся: философия, история, педагогика, психология, клиническая, социальная и специальная психология, физиология, нейропсихология, ряд отраслей медицины, социология, лингвистика, психолингвистика, социальная педагогика, физика, информатика, а также гуманитарные и естественные науки, соответствующие учебным предметам школьного образования, и др. Все более тонкая дифференциация научного и практического знания в сфере специальной педагогики ведет к возникновению и развитию новых областей педагогического знания. Предметом научного исследования в них становятся проблемы воспитания и образования таких категорий людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, которые сегодня либо находятся вне образовательного пространства, либо научное и практическое знание о них пока еще недостаточно для выделения в самостоятель-
ное направление. Благодаря усилению педагогического и общественного внимания к детям с комплексными нарушениями в развитии происходит также развитие междисциплинарной интеграции внутри системы специальной педагогики. Контрольные вопросы и задания 1. Как строились отношения между общей и специальной педагогика-ми на разных этапах развития педагогической науки и практики? 2. Каковы закономерности формирования и развития понятийного аппарата специальной педагогики? Расскажите о «синонимах» термина «специальная педагогика». 3. Что такое параллельная терминология? Приведите примеры. 4. Употребление каких терминов нецелесообразно в условиях современной гуманистической парадигмы специальной педагогики? 5. Сформулируйте цель и задачи специальной педагогики. 6. Назовите современные задачи, единые в области образования для педагогики общей и специальной. 7. Каковы современные классификации ограничений (возможностей) человека? Выделите наиболее распространенные основания этих классификаций. 8. Какие сведения положены в основу педагогической классификации ограничений возможностей человека с отклонениями в развитии? 9. Постройте диаграмму, иллюстрирующую соотношение разных категорий детей с особыми образовательными потребностями в системе специального образования. 10. Охарактеризуйте современную структурную организацию специ Литература для самостоятельной работы Астапов В. М., Лебединская О. И., Шапиро Б. Ю. Теоретико-методологические аспекты подготовки специалистов социально-педагогической сферы для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. — М., 1995. Выготский Л. С. Основы дефектологии // Собр. соч.: в 6 т. — М., 1983. — Т. 5. Дефектология: словарь-справочник / под ред. Б. П. Пузанова. — М., 1996. Коркунов В. В., Лернер Д. Основные понятия и термины в специальном образовании // Понятийный аппарат педагогики и образования. — Вып. 1 / под ред. Е. В.Ткаченко. — Екатеринбург, 1995. Краевский В. В. Общие основы педагогики. — М., 2003. Кумарина Г. Ф., Назарова Н. М. Коррекционная педагогика и специальная педагогика: концептуальные основания дескрипторов // Понятийный аппарат педагогики и образования. — Вып. 3 / под ред. М. А. Галагу-зовой. — Екатеринбург, 1997. Назарова Н.М. Об изменениях в понятийном аппарате специальной Педагогики и ее современных лингвосемаптических проблемах // Поня-шппый аппарат педагогики и образования. — Вып. 1 / под ред. Е. В.Тка-Ченко. — Екатеринбург, 1995. Назарова Н.М., Ленин Г.Н. Специальная педагогика: в 3 т. — Т. 1: Ис-ГОрия специальной педагогики. — М., 2007. Петленко В. П. Основные методологические проблемы медицины. — Ц„ 1982. Специальная педагогика / под ред. Н.М. Назаровой. — М., 2006. Шилов Д. С. Законодательное совершенствование понятийного аппарата специальной педагогики и специального образования // Понятийным аппарат педагогики и образования. — Вып 4. — Екатеринбург, 2001. Глава 2 ФИЛОСОФИЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.178.81 (0.008 с.) |