Педагогика относится к антропологическим наукам 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогика относится к антропологическим наукам



ПЕДАГОГИКА

Педагогика относится к антропологическим наукам

n Объект педагогики – реальности жизни государства и общества, всех их сфер, структур, учреждений, семьи и отдельных лиц, оказывающие влияние на образованность, воспитанность, обученность и развитость граждан, обеспечивающие их самореализацию и самоутверждение в жизни

n Предмет педагогики – педагогические реальности в государстве и обществе, их структурах, специальных педагогических учреждениях, труде и жизни людей, каждого человека и существующие в виде закономерностей, фактов, механизмов образования, воспитания, обучения и развития

Основные категории (понятия) педагогики

Обучение– специально организованное и целенаправленное взаимодействие педагогов и обучаемых по усвоению знаний, умений и навыков, развитию способностей обучаемых и формированию их мировоззрения Воспитание (в широком смысле) – функция человеческого общества по передаче новым поколениям накопленного опыта (научных знаний, умений, навыков, трудовых операций, морали, религии, искусства). Воспитание (в узком смысле) – специально организованное и целенаправленное формирование личности, профессиональная деятельность педагога Образование – процесс и результат передачи и присвоения человеком системы знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности, отношений. Образование различается по уровню (начальное, среднее, высшее) и по содержанию (общее и специальное, профессиональное: например, техническое, гуманитарное, педагогическое)

 

Педагогическая наука возникла в XVII веке

n Основоположником педагогики является великий чешский педагог Ян Амос Коменский

n Основные педагогические принципы и закономерности он изложил в книге «Великая Дидактика».

Классики мировой педагогики

n Сократ (469 – 399 до н.э.) - древнегреческий философ, автор эвристической беседы как метода обучения, побуждающего человека к осознанию противоречий и самопознанию

n Я. А. Коменский (1592 – 1670) - чешский педагог, мыслитель-гуманист, основатель педагогики как науки, создатель классно-урочной системы обучения

n Дж. Локк (1632 – 1704) - английский философ и педагог, создатель теории воспитания джентльмена

n Ж. Ж. Руссо (1712 – 1778) - французский писатель и философ, создатель теории естественного и свободного воспитания

n И. Г. Песталоцци (1746 – 1827) - швейцарский педагог, создатель теории развивающего элементарного начального обучения и нравственного воспитания

n И. Ф. Гербарт (1776 – 1841) - немецкий философ, психолог, педагог, создатель теории воспитывающего обучения и многостороннего интереса как педагогической цели

n А. Дистервег (1790 – 1866) - немецкий педагог-демократ, создатель теории развивающего и воспитывающего обучения

n К. Д. Ушинский (1824 – 1870/71) - русский педагог, основатель научной педагогики в России, сторонник единства национального и общечеловеческого в воспитании

n П. Ф. Лесгафт (1837 – 1909) - русский педагог, создатель системы физического воспитания детей и взрослых

n Дж. Дьюи (1859 – 1952) - американский философ и педагог, основатель прагматической педагогики

n А. С. Макаренко (1888 – 1939) - советский педагог и писатель, создатель теории детского коллектива

n В. А. Сухомлинский (1918 – 1970) - советский педагог, исследователь проблем семейного, нравственного и гражданского воспитания

Основные отрасли педагогики

n Общая педагогика изучает общие закономерности воспитания, образования и обучения человека. Имеет разделы:
1) дидактика – теория обучения и образования;
2) теория воспитания

n История педагогики изучает развитие педагогических
учений и практики с древнейших времен до наших дней
Философия образования разрабатывает методологию
(основные идеи, принципы, методы) педагогической науки

n Частные методики исследуют закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин

n Сравнительная педагогика занимается анализом воспитания, образования и обучения в разных странах

n Профессиональная педагогика изучает вопросы воспитания, образования и обучения людей разных профессий

n Специальная педагогика изучает воспитание, образование о обучение людей с отклонениями в развитии (например, глухих, слепых, умственно отсталых)

n Социальная педагогика изучает воспитание человека в среде проживания. Имеет разделы:

- семейная педагогика;

- внешкольное воспитание и образование;

- перевоспитание правонарушителей

n Возрастная педагогика изучает закономерности воспитания, образования и обучения человека в различном возрасте. Имеет разделы:
- дошкольная педагогика;
- школьная педагогика (педагогика начальной, средней, высшей школ);
- андрогогика – педагогика взрослых

Образование

p Образование — обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства, направленные на усвоение знаний, умений, навыков, формирование гармоничной, разносторонне развитой личности обучающегося.

p Образование в Республике Беларусь является одним из главных приоритетов государственной политики, имеющих целью формирование свободной, творческой, нравственно, интеллектуально и физически развитой личности.

p Образование рассматривается как своеобразный способ вхождения человека в мир науки и культуры.

p Термин «культура» в переводе с латинского языка означает «взращивание, совершенствование», а применительно к человеку – это взращивание, совершенствование, формирование его образа.

Воспитание – это процесс целенаправленного формирования личности, специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, ориентированное на достижение цели воспитания.

Классификация видов воспитания осуществляется по различным основаниям (рис.).

 

Национальная система образования в Республике Беларусь

Законы в сфере образования

Главным законодательным документом в области образования является Кодекс Республики Беларусь об образовании.

Система образования Республики Беларусь

p Система образования — совокупность взаимодействующих компонентов, направленных на достижение целей образования.

p Целями образования являются формирование знаний, умений, навыков и интеллектуальное, нравственное, творческое и физическое развитие личности обучающегося.

Уровни образования:

Образование

• Основное

• Дополнительное

• Специальное

Система образования включает в себя

p систему дошкольного образования,

p систему общего среднего образования,

p систему профессионально-технического образования,

p систему среднего специального образования,

p систему высшего образования,

p систему послевузовского образования,

p систему дополнительного образования детей и молодежи,

p систему дополнительного образования взрослых,

p систему специального образования.

 

Дополнительное образование

p Дополнительное
образование
детей и
молодежи

p Дополнительное образование
взрослых
(повышение квалификации и
переподготовка кадров

Специальное образование

p Специальное образование – обучение и воспитание обучающихся, которые являются лицами с особенностями психофизического развития, посредством реализации образовательных программ специального образования на уровнях

p дошкольного,

p общего среднего образования.

Образование может быть получено:

· Очная форма (дневная или вечерняя)

· Заочная форма (дистанционная)

· Соискательство (для послевузовского образования)

Учреждения образования подразделяются на следующие типы:

p учреждения дошкольного образования;

p учреждения общего среднего образования;

p учреждения профессионально-технического образования;

p учреждения среднего специального образования;

p учреждения высшего образования;

p учреждения специального образования;

p учреждения дополнительного образования детей и молодежи;

p учреждения дополнительного образования взрослых;

p воспитательно-оздоровительные учреждения образования;

p социально-педагогические учреждения;

p специальные учебно-воспитательные учреждения;

p специальные лечебно-воспитательные учреждения.

p Учреждения образования могут быть государственными и частными.

 

Образовательный процесс в учреждениях образования организуется на основе:

p принципов государственной политики в сфере образования;

p образовательных стандартов;

p достижений в области науки и техники, реализуемых в отраслях экономики и социальной сферы инновационных проектов;

p педагогически обоснованного выбора форм, методов и средств обучения и воспитания;

p культурных традиций и ценностей белорусского народа, достижений мировой культуры;

p современных образовательных и информационных технологий.

 

 

ПЕДАГОГИКА

Педагогика относится к антропологическим наукам

n Объект педагогики – реальности жизни государства и общества, всех их сфер, структур, учреждений, семьи и отдельных лиц, оказывающие влияние на образованность, воспитанность, обученность и развитость граждан, обеспечивающие их самореализацию и самоутверждение в жизни

n Предмет педагогики – педагогические реальности в государстве и обществе, их структурах, специальных педагогических учреждениях, труде и жизни людей, каждого человека и существующие в виде закономерностей, фактов, механизмов образования, воспитания, обучения и развития



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.131.168 (0.024 с.)