Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственно-правовые основы социальной политики России по защите прав инвалидов

Поиск

Анализируя законодательную политику Российской Федерации, можно констатировать, что за последние годы на государственном уровне были приняты определенные меры по ратификации и реали­зации ряда международных правовых документов, касающихся за­щиты прав инвалидов и людей с ограниченными возможностями.

В иерархии законодательных актов высшую ступень занимает Конституция страны, в которой определены те органы, которым


 




предоставлены права законотворческой деятельности, — статья 104. Приоритетная роль в правовом поле РФ принадлежит зако­нам, принимаемым Федеральным собранием или его палатами (Государственной думой, Советом Федерации). Это — федераль­ные законы. Они имеют силу прямого действия на всей террито­рии России. Именно федеральные законы призваны обеспечить устранение негативных последствий правового неравенства, со­храняя или предоставляя каждому человеку возможность занять достойное место в обществе.

Субъекты Федерации также обладают правом принятия нор­мативно правовых актов, однако таковые носят локальный харак­тер, ограниченный определенной территорией, имеют более кон­кретное содержание, обозначающее гарантии для людей с огра­ниченными возможностями с учетом особенностей и специфи­ческих условий той или иной территории РФ.

Система федеральных законов наделена абсолютным приори­тетом перед нормативно правовыми актами, принимаемыми орга­нами исполнительной власти (постановления Правительства РФ, акты и положения министерств и ведомств). Последние обладают силой подзаконных нормативно-правовых документов, т.е. доку­ментов более низкого порядка, и не могут противоречить феде­ральным законам. Выполняя роль правового регулирования меха­низма реализации конституционных гарантий, федеральные за­коны определяют приоритеты целевых групп населения и содер­жат нормы их социальной защиты. Нормативно-правовые акты субъектов Федерации не могут изменять приоритеты и нормати­вы федеральных законов. Они имеют право устанавливать норма­тивные льготы, дополнительные к государственным, уточнять ме­ханизм реализации системы социальной защиты в границах своей территории.

Изменение социально-экономических условий в обществе на­ходит отражение в реформировании содержания государственной политики и неизбежно влечет за собой изменения и дополнения в законодательной базе. Соответственно изменяются целевые груп­пы населения, нуждающиеся в помощи, меняются нормативы и механизмы их социальной защиты.

Конституция как основной закон страны, имеющий продол­жительный срок действия и не подлежащий локальным измене­ниям, не может и не должна определять конкретную реализацию тех или иных содержащихся в ней постулатов. Для развития кон­ституционных гарантий существует система федеральных законов. Эти законы рассчитываются на менее продолжительное время по сравнению с Конституцией.

По мере накопления изменений в социально-экономической базе государства в законы могут вноситься изменения и дополне­ния, а в ряде случаев возникает необходимость принятия новых


■йсонов, регламентирующих ту или иную конституционную га­рантию.

Предпосылкой принятия или корректировки законодательных Яров следует считать их финансовое обеспечение, т.е. расчет средств и финансовых возможностей для реализации устанавли­ваемых в законе норм. Финансовое обеспечение, закрепленное в ■ОДжете, служит гарантией выделения необходимых средств, а i |едовательно, и материальной гарантией выполнения федераль­ных законов.

Важнейшее требование в области законотворчества — четкость формулировок законодательного акта, исключающая необходи­мость дополнительных разъяснений, инструкций и доступная для понимания каждым гражданином.

Особенностью формирования современной законодательной t)iiзы Российской Федерации является перенос приоритетов в сфере социальной поддержки незащищенных слоев населения, куда вхо­дят дети-инвалиды, с денежных выплат на оказание прямых (адресных) социальных услуг. Причем именно благопо­лучие отдельного человека становится критерием оценки всех обще­ственных явлений и преобразований.

С момента организации Комитета по делам семьи и демогра­фической политике при Совете Министров РФ (1990) возникла необходимость создания системы социальной защиты наиболее извимых слоев населения. В 1991 г. вышел ряд правительственных документов, которые предусматривали оформление правовой и нормативной базы системы социальной защиты населения Рос­сийской Федерации. Действовавшая до того времени советская модель социального обеспечения была реорганизована в совре­менную модель социальной защиты населения, которая предпо-магает новый для нашей страны вид социальной помощи — соци­альное обслуживание. В этот период произошли глобальные изме­нения в законодательной политике государства. Созданы новые законы, ориентированные на социальную защиту уязвимых слоев населения, к которым относятся люди с ограниченными возмож­ностями здоровья и жизнедеятельности.

В связи с этим важно разграничить понятия «социальная защи­та» и «социальное обслуживание».

Социальная защита — это система чрезвычайных мер, призван­ных обеспечить выживание человека, семьи на уровне принятых в обществе минимальных стандартов потребления.

Социальное обслуживание носит нематериальный характер и пред­полагает индивидуальную поддержку в решении социально-педа-югических, психологических, правовых, медико-социальных и других проблем и осуществляется через систему социальных служб.

Законодательная политика РФ в области социальной защиты населения теперь ориентирована на создание долгосрочных мер


 




социального обслуживания тех слоев населения, которые в силу обстоятельств не могут самостоятельно преодолевать объективные ограничения жизнедеятельности и трудоспособности.

Конституция Российской Федерации, принятая в декабре 1993 г., является основным правовым актом нашей страны. Она регла­ментирует основы общественного и государственного устройства, систему государственных органов управления, порядок их созда­ния и деятельности, основные права и обязанности граждан.

В главе «Права человека» обозначены отвечающие духу между­народных договоров и соглашений, заключенных Россией, демо­кратичные и подлинно гуманистические положения, призванные обеспечить защиту прав всех слоев населения.

Социальное равенство, равноправие, закрепленные в Конститу­ции, еще не являются фактически полным равенством в силу есте­ственного различия между индивидами. Так, инвалид или больной человек имеют ограниченные возможности в реализации своих спо­собностей по сравнению со здоровым человеком. Вот почему созда­ваемые на основе Конституции другие законы предусматривают опре­деленные правовые льготы отдельным категориям граждан. В осно­ве данного положения лежит идея социальной справедливости.

Среди принципиально важных законодательных реше­ний в области защиты прав инвалидов и людей с ограниченными возможностями можно выделить следующие:

«О социальной защите инвалидов»,

«Об образовании»,

«О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»,

«О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»,

«Об основных гарантиях прав ребенка»,

«Семейный кодекс Российской Федерации».

Названные законы имеют основополагающее значение для на­полнения конкретным содержанием социально-педагогической деятельности в сфере социальных институтов коррекционно-компенсаторной направленности. Знание нормативно-правовых ак­тов по вопросам социальной защиты детей с отклонениями в раз­витии является непременным условием юридически грамотного осуществления практической работы в сфере образования.

Остановимся более подробно на рассмотрении федеральных законов, имеющих важное значение для специалистов, занимаю­щихся проблемами защиты и реализации личностных прав на об­разование детей и взрослых с особыми потребностями.

Закон Российской Федерации «О социальной защите инвали­дов» — его основные статьи вступили в силу с 1 января 1996 г.


Чтобы понять суть закона, необходимо указать, что ранее дей-ii ковавшее законодательство об инвалидах не содержало ни од­ною кодифицированного, единого правового акта. Многочислен­ные правовые нормы были разбросаны по разным правовым ис-iочникам, принимались в разное время, касались различных ка-кторий инвалидов, характеризовались непоследовательностью и противоречивостью, что очень затрудняло их применение. Инва­лидность трактовалась как степень утраты трудоспособности. При i;iкой трактовке дети в возрасте до 16 лет не могли быть признаны инвалидами (возрастные изменения — до 18 лет — введены в за­кон с января 2000 г.). Лишь с выходом приказа Министерства здра-иоохранения СССР №1265 от 14.12.1979 г. в нашей стране офици­ально появился термин «дети-инвалиды».

Новый закон ввел правовое понятие «инвалид» — лицо, кото­рое имеет нарушение здоровья, обусловленное

1) заболеванием;

2) последствиями травм;

3) анатомическими дефектами.

В развитие данного определения этот же закон вводит еще один признак инвалидности — нуждаемость такого лица в социальной 1ащите. Особый правовой статус был установлен в отношении инвалидов, не достигших 18-летнего возраста. Эта категория ин-иалидов называется «дети-инвалиды». Порядок признания граж­дан, в том числе и не достигших 18 лет, инвалидами определен постановлением Правительства РФ от 13.08.1996 г. № 965, в соот­ветствии с которым человек (ребенок) признается инвалидом при наличии следующих условий:

1) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма;

2) ограничение жизнедеятельности;

3) необходимость мер социальной защиты.

Признание гражданина инвалидом осуществляется Государ­ственной службой медико-социальной экспертизы на основании его заявления, либо заявления его законного представителя, либо по направлению медицинского учреждения.

Все инвалиды по разным основаниям делятся на несколько групп:

по возрасту — дети-инвалиды и инвалиды-взрослые;

по причинам происхождения инвалидности — инвалиды с дет­ства, инвалиды войны, инвалиды труда, инвалиды общего забо­левания;

по степени трудоспособности — инвалиды трудоспособные и нетрудоспособные: инвалиды 1-й группы — нетрудоспособные, инвалиды 2-й группы — временно нетрудоспособные или трудо­способные в ограниченных сферах, инвалиды 3-й группы — тру­доспособные в щадящих условиях труда.


 


ПО



Приказ Министерства здравоохранения РФ от 4.07.1991 г. № 117 содержит исчерпывающий перечень заболеваний, при которых ребенок признается инвалидом. Для экспертизы в случае решения вопроса о детской инвалидности используются также Инструк­тивные и методические материалы по установлению инвалидно­сти у детей, утвержденные приказом Министерства здравоохра­нения РФ от 27.08.1996 г. Из статьи 1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов» следует, что понятия «инва­лид» и «ребенок-инвалид» тождественны и граждане, обладаю­щие этим юридическим статусом, имеют права на все льготы, обозначенные в законах.

Назначение ребенку инвалидности является юридическим ак­том и осуществляется Государственной службой медико-социаль­ной экспертизы в соответствии с приказом Министерства здраво­охранения № 117 от 4.07.1991 г. «О порядке выдачи медицинского заключения на ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет (в связи с введенными возрастными изменениями — до 18 лет)». Не всякое нарушение здоровья ведет к инвалидности, а только то, которое связано со стойким расстройством функций организма.

К категории инвалидов относятся дети, имеющие «значитель­ные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации, вследствие нарушения развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем». Именно ограничение жизнедеятельности вызывает необходимость особой социальной защиты инвалидов, которая определяется статьей 2 как система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обес­печивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими возможностей участия в жизни общества.

Важнейшим правовым аспектом данного закона является об­основание функций Государственной службы медико-социальной экспертизы. В ее задачи входят не только признание человека (ре­бенка) инвалидом и определение группы инвалидности, но и разработка индивидуальных программ реабилитации на основе базовой федеральной программы.

Закон вводит понятие «реабилитация» — система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических ме­роприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности. Целями реабилитации являются восстановление социального статуса ин­валида, достижение им материальной независимости и его соци­альная адаптация — статья 9. Это положение законодательно закрепляет необходимость интеграции инвалида в общество и ока-


нише в этом максимальной помощи. Реабилитация инвалидов осу­ществляется на основе федеральной базовой программы — гаран-■эованного перечня реабилитационных мероприятий, техниче­ских средств и услуг, предоставляемых бесплатно за счет средств федерального бюджета, — статья К).

Воспитанию и обучению детей-инвалидов посвящена статья IS. Согласно ее установлению образовательные учреждения со-иместно с органами социальной защиты и здравоохранения обес­печивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование летей-инвалидов, получение общего среднего, среднего профес-i иоиального и высшего профессионального образования в соот-нетствии с индивидуальной программой реабилитации. При реа­лизации этого права государство гарантирует необходимые усло-ипя. Общее образование осуществляется бесплатно как в обще-п(>разовательных, так и в специальных образовательных учреж­дениях.

Закон предусматривает специальные условия пребывания де-11-й-инвалидов в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей, возможности которых не позволяют им посещать та­кие учреждения, создаются специальные дошкольные учрежде­ния. Если и это невозможно, обучение организуется на дому.

Статья 19 гарантирует права инвалидов на образование. По­ложения закона, касающиеся защиты прав на образование детей-инвалидов, предполагают создание таких условий, при которых ребенок должен быть максимально приспособлен к учебной дея-нмп.ности посредством предоставления дополнительных услуг, в юм числе образовательных. Особые условия в сфере образования летей-инвалидов оговорены в законе следующим образом:

1) органы управления образованием обязаны обеспечить не­прерывность процесса воспитания и образования детей-инвали-лов — статья 18;

2) в общеобразовательных учреждениях должны быть созда­ны особые условия для получения образования инвалидами — (i атьи 8, 9;

3) в соответствии с типовыми положениями о специальных об­разовательных (коррекционных) учреждениях для воспитанников I ограниченными возможностями создана сеть специализирован­ных школ по профилю нарушений развития — статьи 18, 19;

4) при невозможности обучения ребенка-инвалида в услови­ях образовательного учреждения его обучение осуществляется на дому — статья 18.

Закон закрепляет особые права инвалидов на труд, медицин­ское обслуживание и лечение, транспортные, жилищные и иму­щественные льготы.

Гарантированные права инвалидов и особые условия их реали-ищии законодательно подкреплены положениями нормативных


 




документов более низкого порядка — постановлений, приказов, положений. Такие документы, как указ Президента РФ № 543 от 01.06.1992 г. «О первоначальных мерах по реализации Всемир­ной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы»; постановление Правительства РФ № 848 от 23.08.1993 г. «О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы»; «Национальный план действий в интересах детей Российской Федерации до 2000 года», принятый постановлением Правительства № 69 от 31.01.1994 г., являются единой законодательной базой для реализации прав детей Рос­сии, и в, том числе детей с ограниченными возможностями, на достойную жизнь, охрану здоровья, получение образования, а также на все виды реабилитации.

Право на реабилитацию включает обеспечение комплексом мероприятий, основанных на индивидуально-дифференцирован­ном подходе к проблемам и возможностям отдельного ребенка и его семьи.

Закон Российской Федерации «Об образовании», который после внесения изменений и дополнений вступил в силу 5.01.1996 г., напрямую связан с процессами реабилитации детей, имеющих инвалидность.

В нем нашло отражение законодательное закрепление по­ложений, направленных на обеспечение надлежащих условий для воспитания и обучения подрастающего поколения. Этот закон утверждает государственные гарантии на получение образования всеми детьми, и в том числе детьми с отклонениями в разви­тии. В частности, статья 50 (п. 10) предусматривает создание для детей и подростков с отклонениями в развитии специаль­ных (коррекционных) образовательных учреждений (классов, групп), обеспечивающих их воспитание, обучение, лечение, со­циальную адаптацию и интеграцию в общество. Финансирова­ние указанных учреждений осуществляется по повышенным нор­мативам.

Направление детей и подростков в такие учебные заведения производится только с согласия родителей (и лиц, их заменяю­щих) по заключению специальных психолого-медико-педагоги­ческих консультаций.

На основании Федерального закона «Об образовании» Прави­тельством Российской Федерации разработаны типовые положе­ния об образовательных специальных (коррекционных) учрежде­ниях для обучающихся воспитанников с отклонениями в разви­тии, оздоровительных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, а также порядок воспитания и обучения детей-инвали-


дов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях, и другие нормативно-правовые акты ведомственного и межведом­ственного характера.

В соответствии с «Типовым положением о специальном (кор-рекционном) образовательном учреждении для обучения воспи­танников с отклонениями в развитии», утвержденным постанов­лением № 288 Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. деятельность по обучению и реабилитации воспитанников организуется в рамках образовательных программ, реализуемых в учреждениях различных видов:

I вид — специальное (коррекционное) образовательное уч­реждение для обучения и воспитания неслышащих (глухих) де­тей;

II вид —- специальное (коррекционное) образовательное уч­реждение для обучения и воспитания слабослышащих детей;

III вид — специальное (коррекционное) образовательное
учреждение для обучения и воспитания незрячих (слепых) де­
тей;

IV в и д — специальное (коррекционное) образовательное уч­
реждение для обучения и воспитания слабовидящих детей;

V вид — специальное (коррекционное) образовательное уч­
реждение для обучения и воспитания детей с тяжелой речевой
патологией;

VI вид —- специальное (коррекционное) образовательное уч­
реждение для обучения и воспитания детей с нарушениями опор­
но-двигательного аппарата (с двигательными нарушениями раз­
личной этиологии и степени выраженности);

VII вид — специальное (коррекционное) образовательное уч­
реждение для обучения и воспитания детей с задержкой психо­
физического развития;

VIII вид — специальное (коррекционное) образовательное
учреждение для обучения и воспитания детей с умственной от­
сталостью.

Указ Президента Российской Федерации № 543 от 1 июня 1992 г. «О первоначальных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы» послужил основой для создания сети учреждений нового типа. По­ложение о таких учреждениях было утверждено постановлением № 867 Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. «Об утверждении Типового положения об образовательном уч­реждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи». Этот правовой акт положил нача­ло формированию инновационной стратегии в организации со­циально-педагогической помощи людям с ограниченными воз­можностями, в преодолении межведомственных барьеров в дея-


 




тельности государственных и общественных структур, занимаю­щихся проблемами инвалидности, явился законодательным обо­снованием для образования принципиально новых форм учреж­дений, работающих на междисциплинарной основе. Это комплекс­ные психолого-медико-педагогические консультации, реабилита­ционные и медико-психолого-социальные центры.

Закон РФ «Об образовании» признан одним из самых демокра­тичных в мире. Однако необходимо констатировать, что он затра­гивает лишь некоторые аспекты специального образования детей с отклонениями в развитии. Группой российских правоведов и ученых-дефектологов при участии европейских консультантов был подготовлен проект Федерального закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образо­вании)», в котором предусмотрена широкая вариативность обра­зовательных возможностей для детей и взрослых, включая инте­грированное обучение.

Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Фе­ дерации» принят Государственной думой 3 июля 1998 г. и одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 г.

Появление этого документа стало существенным шагом вперед в развитии законодательной базы РФ в сфере социальной поддерж­ки детей. Фактически это первый российский закон, направлен­ный на защиту прав ребенка и призванный регулировать «отно­шения, возникающие в связи с реализацией основных гарантий прав и законных интересов ребенка в Российской Федерации» — статья 2.

Отметим, что этот закон касается гарантий только социальных прав детей. В то время как международная Конвенция о правах ребенка (вступившая в силу 2 сентября 1990 г.) предусматривает более широкий спектр прав, который включает в себя как соци­альные, так и личные права (на жизнь, на гражданство, имя, семейное окружение, свободу мысли, совести, религии, слова, свободу ассоциаций, мирных собраний и др.). Тем не менее значе­ние закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» для нашей страны очень велико, так как он впервые декларирует законодательную защиту прав ребенка и в нем указа­ны основные механизмы реализации этой защиты. Закон не толь­ко и не столько закрепляет права детей, сколько устанавливает гарантии их защищенности. В частности оговаривается необходи­мость обеспечения следующих прав:

• охрана здоровья — статья 10;

• профессиональная ориентация, профессиональная подготов­ка и занятость —статья 11;

• отдых и оздоровление — статья 12;

• создание социальной инфраструктуры — статья 13;


 

• защита от информации, пропаганды и агитации, наносящих пред здоровью, нравственному и физическому развитию, — ста­тья 14;

• защита детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации — статья 15.

Гарантии обеспечения перечисленных прав, в свою очередь, опираются на государственные минимальные стандарты основ­ных показателей качества жизни детей — статья 18. Конечно, практическая реализация положений этой статьи вызывает сомне­ния, так как в настоящее время она не может иметь соответству­ющего материального обеспечения. Например, государственные минимальные стандарты включают в себя минимальный объем социальных услуг, в которые среди прочего входят:

бесплатное медицинское обслуживание;

гарантированное обеспечение детей по достижении 15 лет пра­вом на профессиональную ориентацию, выбор сферы деятельно­сти, трудоустройство, охрану и оплату труда;

оказание квалифицированной юридической помощи.

Подобная практика законотворчества, к сожалению, характерна для современного периода социальной политики РФ. Как и во многих других социальных законах, в которых закреплены права отдельных уязвимых категорий населения, положения этого зако­на, касающиеся гарантий защиты прав и интересов ребенка, но­сят, скорее, декларативный характер.

Семейный кодекс Российской Федерации вступил в действие с 1 марта 1996 г.

Коренные изменения в политической и социально-экономи­ческой жизни страны не могли не отразиться на функционирова­нии таких важных социальных институтов общества, какими яв­ляются брак и семья. Новый кодекс охватывает все основные ас­пекты семейных отношений.

Одной из важнейших отраженных в нем тенденций является стремление рассматривать ребенка как самостоятельный субъект права. Нормативно-правовые положения кодекса исходят из ос­новополагающего принципа — правовое положение ребенка в семье определяется с позиций интересов самого ребенка и вклю­чает следующие основные права:

- жить и воспитываться в семье;

- знать своих родителей (насколько это возможно);

- получать заботу и воспитание от своих родителей (а при их отсутствии — от других ответственных за это лиц);

- обеспечивать реализацию интересов ребенка, его всесторон­нее развитие и уважение его человеческого достоинства;

- право общаться с обоими родителями и другими родствен-

никами;


 




- защищенность прав и законных интересов ребенка, в том числе права самостоятельно обращаться в органы опеки и попе­чительства, а по достижении 14 лет — в суд;

- выражать свое мнение по вопросам, касающимся своей жизни;

- иметь имя и фамилию;

- получать содержание и иметь право собственности на при­надлежащее ему имущество.

Впервые сказано о правовой защите детей от насилия в семье. В этой связи подчеркивается, что способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, уничижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление и эксплуата­цию — статья 65. В кодексе усилены нормы, касающиеся ли­шения родительских прав, — статьи 69 — 72; подробно регла­ментированы права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, защите их прав и законных интересов —ста­тьи 61—69.

* * *

Итак, анализ государственно-правовых основ современной со­циальной политики Российской Федерации позволяет считать, что права людей с ограниченными возможностями в нашей стра­не приведены в соответствие с нормами международного права. Однако на практике реализация отдельных положений норматив­но-правовых документов сопряжена с определенными трудностя­ми, обусловленными прежде всего финансовой необеспеченно­стью мероприятий, декларируемых законами.

К недостаткам отечественной законодательной базы относит­ся отсутствие самостоятельного правового акта на уровне феде­рального закона, касающегося исключительно детей-инвалидов. Связанные с ними отдельные положения и правовые нормы, содержащиеся в различных юридических текстах, характеризу­ются непоследовательностью и противоречивостью, что затруд­няет их практическое применение. Имеющиеся проекты феде­ральных законов «О специальном образовании», «О дополни­тельных социальных гарантиях по защите детей-инвалидов и инвалидов с детства», регламентирующие механизмы взаимоот­ношений семьи особого ребенка, общественных организаций и государства в сфере защиты прав детей, уже в течение ряда лет находятся на стадии принятия в высших государственных струк­турах.

Наряду с законодательством важное место в формировании современной государственной социальной политики РФ отводит­ся целевым программам, федеральным и региональным, ориентированным на помощь наименее защищенным слоям на­селения, к числу которых относятся люди с ограниченными воз­можностями. Наиболее эффективно реализуются федеральные про-


фаммы: «Социальная поддержка инвалидов на 2000 — 2005 годы» и «Дети России» (подпрограмма «Дети-инвалиды»).

Целями первой из них («Социальная поддержка инвалидов на,'000 — 2005 годы») являются формирование основ комплексного решения проблем инвалидности и инвалидов; создание необхо­димых условий для их полноценной жизни в обществе, для до­ступности пользованием элементами сложившейся социальной инфраструктуры.

Подпрограмма «Дети-инвалиды» направлена на разработку эффективной системы профилактики детской инвалидности, а гакже действенной системы реабилитации детей с ограниченны­ми возможностями; на оказание различных видов консультатив­ной и иной помощи семьям, в которых воспитываются такие дети; создание равных возможностей для получения медицинской по­мощи, образования, для беспрепятственного доступа ко всем сфе­рам жизнеобеспечения; на интенсификацию научных исследова­ний в области профилактики, ранней диагностики, своевремен­ной реабилитации детей с ограниченными возможностями и ус­пешной их интеграции в общество.

Реализация мероприятий, предусмотренных в этих федераль­ных программах, должна привести к решению комплекса самых различных проблем, что скажется на качественном изменении положения людей с ограниченными возможностями в структуре современного российского общества.

Конституция как основной закон государства, важнейшие фе­деральные законы, нормативно-правовые акты образуют то право­вое пространство, в котором функционирует механизм социаль­ной защиты инвалидов и людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности и трудоспособности. Действие и действенность этого механизма непосредственно связаны с профессиональной деятельностью многих специалистов — социальных педагогов, учите-лей-дефектологов, воспитателей, социальных и медицинских ра­ботников, практических психологов и представителей управлен­ческого звена. Юридическая компетентность всех профессионалов в области специального образования является надежной гарантией в защите прав самой уязвимой категории детского населения Рос­сии — детей с особыми образовательными потребностями.

Контрольные вопросы и задание

1. Назовите важнейшие правовые документы, отечественные и меж­дународные, в которых закреплены права лиц с ограниченными воз­можностями жизнедеятельности (инвалидов).

2. Какие основные права и свободы закреплены в международных правовых документах, касающихся инвалидов и умственно отсталых людей?


 




 


3. Какие права и гарантии даст закон «О социальной защите инвали­дов»?

4. Какие права и гарантии дает закон «Об образовании» для детей с отклонениями в развитии?

5. Подготовьте реферат или обзор по проблеме защиты прав инвали­дов (по материалам периодической печати).

Литература для самостоятельной работы

Аксенова Л. И. Правовые основы специального образования и соци альной защиты детей с отклонениями в развитии // Дефектология. -1997.-№ 1.

Всемирная программа действий ООН в отношении инвалидов. — Нью Йорк, 1983.

Закон Российской Федерации «Об образовании».

Закон «О социальной защите инвалидов в РФ».

«Защити меня!»: Материалы, иллюстрирующие положение Конвен­ции ООН о правах ребенка. — М., 1995.

Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. № 927 «Об обеспечении формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности».

Саломатина И. В. Международный форум слепоглухих правозащитни­ков // Дефектология. — 2005. — № 4.

Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инва­лидов, принятые Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 г.

Уорд А.Д. Новый взгляд. Задержка в психическом развитии: правовое регулирование. — Тарту, 1995.


Глава 5



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 660; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.119.77 (0.012 с.)