Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государственно-правовые основы социальной политики России по защите прав инвалидовСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Анализируя законодательную политику Российской Федерации, можно констатировать, что за последние годы на государственном уровне были приняты определенные меры по ратификации и реализации ряда международных правовых документов, касающихся защиты прав инвалидов и людей с ограниченными возможностями. В иерархии законодательных актов высшую ступень занимает Конституция страны, в которой определены те органы, которым
предоставлены права законотворческой деятельности, — статья 104. Приоритетная роль в правовом поле РФ принадлежит законам, принимаемым Федеральным собранием или его палатами (Государственной думой, Советом Федерации). Это — федеральные законы. Они имеют силу прямого действия на всей территории России. Именно федеральные законы призваны обеспечить устранение негативных последствий правового неравенства, сохраняя или предоставляя каждому человеку возможность занять достойное место в обществе. Субъекты Федерации также обладают правом принятия нормативно правовых актов, однако таковые носят локальный характер, ограниченный определенной территорией, имеют более конкретное содержание, обозначающее гарантии для людей с ограниченными возможностями с учетом особенностей и специфических условий той или иной территории РФ. Система федеральных законов наделена абсолютным приоритетом перед нормативно правовыми актами, принимаемыми органами исполнительной власти (постановления Правительства РФ, акты и положения министерств и ведомств). Последние обладают силой подзаконных нормативно-правовых документов, т.е. документов более низкого порядка, и не могут противоречить федеральным законам. Выполняя роль правового регулирования механизма реализации конституционных гарантий, федеральные законы определяют приоритеты целевых групп населения и содержат нормы их социальной защиты. Нормативно-правовые акты субъектов Федерации не могут изменять приоритеты и нормативы федеральных законов. Они имеют право устанавливать нормативные льготы, дополнительные к государственным, уточнять механизм реализации системы социальной защиты в границах своей территории. Изменение социально-экономических условий в обществе находит отражение в реформировании содержания государственной политики и неизбежно влечет за собой изменения и дополнения в законодательной базе. Соответственно изменяются целевые группы населения, нуждающиеся в помощи, меняются нормативы и механизмы их социальной защиты. Конституция как основной закон страны, имеющий продолжительный срок действия и не подлежащий локальным изменениям, не может и не должна определять конкретную реализацию тех или иных содержащихся в ней постулатов. Для развития конституционных гарантий существует система федеральных законов. Эти законы рассчитываются на менее продолжительное время по сравнению с Конституцией. По мере накопления изменений в социально-экономической базе государства в законы могут вноситься изменения и дополнения, а в ряде случаев возникает необходимость принятия новых ■йсонов, регламентирующих ту или иную конституционную гарантию. Предпосылкой принятия или корректировки законодательных Яров следует считать их финансовое обеспечение, т.е. расчет средств и финансовых возможностей для реализации устанавливаемых в законе норм. Финансовое обеспечение, закрепленное в ■ОДжете, служит гарантией выделения необходимых средств, а i |едовательно, и материальной гарантией выполнения федеральных законов. Важнейшее требование в области законотворчества — четкость формулировок законодательного акта, исключающая необходимость дополнительных разъяснений, инструкций и доступная для понимания каждым гражданином. Особенностью формирования современной законодательной t)iiзы Российской Федерации является перенос приоритетов в сфере социальной поддержки незащищенных слоев населения, куда входят дети-инвалиды, с денежных выплат на оказание прямых (адресных) социальных услуг. Причем именно благополучие отдельного человека становится критерием оценки всех общественных явлений и преобразований. С момента организации Комитета по делам семьи и демографической политике при Совете Министров РФ (1990) возникла необходимость создания системы социальной защиты наиболее извимых слоев населения. В 1991 г. вышел ряд правительственных документов, которые предусматривали оформление правовой и нормативной базы системы социальной защиты населения Российской Федерации. Действовавшая до того времени советская модель социального обеспечения была реорганизована в современную модель социальной защиты населения, которая предпо-магает новый для нашей страны вид социальной помощи — социальное обслуживание. В этот период произошли глобальные изменения в законодательной политике государства. Созданы новые законы, ориентированные на социальную защиту уязвимых слоев населения, к которым относятся люди с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности. В связи с этим важно разграничить понятия «социальная защита» и «социальное обслуживание». Социальная защита — это система чрезвычайных мер, призванных обеспечить выживание человека, семьи на уровне принятых в обществе минимальных стандартов потребления. Социальное обслуживание носит нематериальный характер и предполагает индивидуальную поддержку в решении социально-педа-югических, психологических, правовых, медико-социальных и других проблем и осуществляется через систему социальных служб. Законодательная политика РФ в области социальной защиты населения теперь ориентирована на создание долгосрочных мер
социального обслуживания тех слоев населения, которые в силу обстоятельств не могут самостоятельно преодолевать объективные ограничения жизнедеятельности и трудоспособности. Конституция Российской Федерации, принятая в декабре 1993 г., является основным правовым актом нашей страны. Она регламентирует основы общественного и государственного устройства, систему государственных органов управления, порядок их создания и деятельности, основные права и обязанности граждан. В главе «Права человека» обозначены отвечающие духу международных договоров и соглашений, заключенных Россией, демократичные и подлинно гуманистические положения, призванные обеспечить защиту прав всех слоев населения. Социальное равенство, равноправие, закрепленные в Конституции, еще не являются фактически полным равенством в силу естественного различия между индивидами. Так, инвалид или больной человек имеют ограниченные возможности в реализации своих способностей по сравнению со здоровым человеком. Вот почему создаваемые на основе Конституции другие законы предусматривают определенные правовые льготы отдельным категориям граждан. В основе данного положения лежит идея социальной справедливости. Среди принципиально важных законодательных решений в области защиты прав инвалидов и людей с ограниченными возможностями можно выделить следующие: «О социальной защите инвалидов», «Об образовании», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», «Об основных гарантиях прав ребенка», «Семейный кодекс Российской Федерации». Названные законы имеют основополагающее значение для наполнения конкретным содержанием социально-педагогической деятельности в сфере социальных институтов коррекционно-компенсаторной направленности. Знание нормативно-правовых актов по вопросам социальной защиты детей с отклонениями в развитии является непременным условием юридически грамотного осуществления практической работы в сфере образования. Остановимся более подробно на рассмотрении федеральных законов, имеющих важное значение для специалистов, занимающихся проблемами защиты и реализации личностных прав на образование детей и взрослых с особыми потребностями. Закон Российской Федерации «О социальной защите инвалидов» — его основные статьи вступили в силу с 1 января 1996 г. Чтобы понять суть закона, необходимо указать, что ранее дей-ii ковавшее законодательство об инвалидах не содержало ни одною кодифицированного, единого правового акта. Многочисленные правовые нормы были разбросаны по разным правовым ис-iочникам, принимались в разное время, касались различных ка-кторий инвалидов, характеризовались непоследовательностью и противоречивостью, что очень затрудняло их применение. Инвалидность трактовалась как степень утраты трудоспособности. При i;iкой трактовке дети в возрасте до 16 лет не могли быть признаны инвалидами (возрастные изменения — до 18 лет — введены в закон с января 2000 г.). Лишь с выходом приказа Министерства здра-иоохранения СССР №1265 от 14.12.1979 г. в нашей стране официально появился термин «дети-инвалиды». Новый закон ввел правовое понятие «инвалид» — лицо, которое имеет нарушение здоровья, обусловленное 1) заболеванием; 2) последствиями травм; 3) анатомическими дефектами. В развитие данного определения этот же закон вводит еще один признак инвалидности — нуждаемость такого лица в социальной 1ащите. Особый правовой статус был установлен в отношении инвалидов, не достигших 18-летнего возраста. Эта категория ин-иалидов называется «дети-инвалиды». Порядок признания граждан, в том числе и не достигших 18 лет, инвалидами определен постановлением Правительства РФ от 13.08.1996 г. № 965, в соответствии с которым человек (ребенок) признается инвалидом при наличии следующих условий: 1) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма; 2) ограничение жизнедеятельности; 3) необходимость мер социальной защиты. Признание гражданина инвалидом осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы на основании его заявления, либо заявления его законного представителя, либо по направлению медицинского учреждения. Все инвалиды по разным основаниям делятся на несколько групп: по возрасту — дети-инвалиды и инвалиды-взрослые; по причинам происхождения инвалидности — инвалиды с детства, инвалиды войны, инвалиды труда, инвалиды общего заболевания; по степени трудоспособности — инвалиды трудоспособные и нетрудоспособные: инвалиды 1-й группы — нетрудоспособные, инвалиды 2-й группы — временно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сферах, инвалиды 3-й группы — трудоспособные в щадящих условиях труда.
ПО Приказ Министерства здравоохранения РФ от 4.07.1991 г. № 117 содержит исчерпывающий перечень заболеваний, при которых ребенок признается инвалидом. Для экспертизы в случае решения вопроса о детской инвалидности используются также Инструктивные и методические материалы по установлению инвалидности у детей, утвержденные приказом Министерства здравоохранения РФ от 27.08.1996 г. Из статьи 1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов» следует, что понятия «инвалид» и «ребенок-инвалид» тождественны и граждане, обладающие этим юридическим статусом, имеют права на все льготы, обозначенные в законах. Назначение ребенку инвалидности является юридическим актом и осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы в соответствии с приказом Министерства здравоохранения № 117 от 4.07.1991 г. «О порядке выдачи медицинского заключения на ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет (в связи с введенными возрастными изменениями — до 18 лет)». Не всякое нарушение здоровья ведет к инвалидности, а только то, которое связано со стойким расстройством функций организма. К категории инвалидов относятся дети, имеющие «значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации, вследствие нарушения развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем». Именно ограничение жизнедеятельности вызывает необходимость особой социальной защиты инвалидов, которая определяется статьей 2 как система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими возможностей участия в жизни общества. Важнейшим правовым аспектом данного закона является обоснование функций Государственной службы медико-социальной экспертизы. В ее задачи входят не только признание человека (ребенка) инвалидом и определение группы инвалидности, но и разработка индивидуальных программ реабилитации на основе базовой федеральной программы. Закон вводит понятие «реабилитация» — система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности. Целями реабилитации являются восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация — статья 9. Это положение законодательно закрепляет необходимость интеграции инвалида в общество и ока- нише в этом максимальной помощи. Реабилитация инвалидов осуществляется на основе федеральной базовой программы — гаран-■эованного перечня реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых бесплатно за счет средств федерального бюджета, — статья К). Воспитанию и обучению детей-инвалидов посвящена статья IS. Согласно ее установлению образовательные учреждения со-иместно с органами социальной защиты и здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование летей-инвалидов, получение общего среднего, среднего профес-i иоиального и высшего профессионального образования в соот-нетствии с индивидуальной программой реабилитации. При реализации этого права государство гарантирует необходимые усло-ипя. Общее образование осуществляется бесплатно как в обще-п(>разовательных, так и в специальных образовательных учреждениях. Закон предусматривает специальные условия пребывания де-11-й-инвалидов в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей, возможности которых не позволяют им посещать такие учреждения, создаются специальные дошкольные учреждения. Если и это невозможно, обучение организуется на дому. Статья 19 гарантирует права инвалидов на образование. Положения закона, касающиеся защиты прав на образование детей-инвалидов, предполагают создание таких условий, при которых ребенок должен быть максимально приспособлен к учебной дея-нмп.ности посредством предоставления дополнительных услуг, в юм числе образовательных. Особые условия в сфере образования летей-инвалидов оговорены в законе следующим образом: 1) органы управления образованием обязаны обеспечить непрерывность процесса воспитания и образования детей-инвали-лов — статья 18; 2) в общеобразовательных учреждениях должны быть созданы особые условия для получения образования инвалидами — (i атьи 8, 9; 3) в соответствии с типовыми положениями о специальных образовательных (коррекционных) учреждениях для воспитанников I ограниченными возможностями создана сеть специализированных школ по профилю нарушений развития — статьи 18, 19; 4) при невозможности обучения ребенка-инвалида в условиях образовательного учреждения его обучение осуществляется на дому — статья 18. Закон закрепляет особые права инвалидов на труд, медицинское обслуживание и лечение, транспортные, жилищные и имущественные льготы. Гарантированные права инвалидов и особые условия их реали-ищии законодательно подкреплены положениями нормативных
документов более низкого порядка — постановлений, приказов, положений. Такие документы, как указ Президента РФ № 543 от 01.06.1992 г. «О первоначальных мерах по реализации Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы»; постановление Правительства РФ № 848 от 23.08.1993 г. «О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы»; «Национальный план действий в интересах детей Российской Федерации до 2000 года», принятый постановлением Правительства № 69 от 31.01.1994 г., являются единой законодательной базой для реализации прав детей России, и в, том числе детей с ограниченными возможностями, на достойную жизнь, охрану здоровья, получение образования, а также на все виды реабилитации. Право на реабилитацию включает обеспечение комплексом мероприятий, основанных на индивидуально-дифференцированном подходе к проблемам и возможностям отдельного ребенка и его семьи. Закон Российской Федерации «Об образовании», который после внесения изменений и дополнений вступил в силу 5.01.1996 г., напрямую связан с процессами реабилитации детей, имеющих инвалидность. В нем нашло отражение законодательное закрепление положений, направленных на обеспечение надлежащих условий для воспитания и обучения подрастающего поколения. Этот закон утверждает государственные гарантии на получение образования всеми детьми, и в том числе детьми с отклонениями в развитии. В частности, статья 50 (п. 10) предусматривает создание для детей и подростков с отклонениями в развитии специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов, групп), обеспечивающих их воспитание, обучение, лечение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. Финансирование указанных учреждений осуществляется по повышенным нормативам. Направление детей и подростков в такие учебные заведения производится только с согласия родителей (и лиц, их заменяющих) по заключению специальных психолого-медико-педагогических консультаций. На основании Федерального закона «Об образовании» Правительством Российской Федерации разработаны типовые положения об образовательных специальных (коррекционных) учреждениях для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии, оздоровительных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, а также порядок воспитания и обучения детей-инвали- дов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях, и другие нормативно-правовые акты ведомственного и межведомственного характера. В соответствии с «Типовым положением о специальном (кор-рекционном) образовательном учреждении для обучения воспитанников с отклонениями в развитии», утвержденным постановлением № 288 Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. деятельность по обучению и реабилитации воспитанников организуется в рамках образовательных программ, реализуемых в учреждениях различных видов: I вид — специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучения и воспитания неслышащих (глухих) детей; II вид —- специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучения и воспитания слабослышащих детей; III вид — специальное (коррекционное) образовательное IV в и д — специальное (коррекционное) образовательное уч V вид — специальное (коррекционное) образовательное уч VI вид —- специальное (коррекционное) образовательное уч VII вид — специальное (коррекционное) образовательное уч VIII вид — специальное (коррекционное) образовательное Указ Президента Российской Федерации № 543 от 1 июня 1992 г. «О первоначальных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы» послужил основой для создания сети учреждений нового типа. Положение о таких учреждениях было утверждено постановлением № 867 Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи». Этот правовой акт положил начало формированию инновационной стратегии в организации социально-педагогической помощи людям с ограниченными возможностями, в преодолении межведомственных барьеров в дея-
тельности государственных и общественных структур, занимающихся проблемами инвалидности, явился законодательным обоснованием для образования принципиально новых форм учреждений, работающих на междисциплинарной основе. Это комплексные психолого-медико-педагогические консультации, реабилитационные и медико-психолого-социальные центры. Закон РФ «Об образовании» признан одним из самых демократичных в мире. Однако необходимо констатировать, что он затрагивает лишь некоторые аспекты специального образования детей с отклонениями в развитии. Группой российских правоведов и ученых-дефектологов при участии европейских консультантов был подготовлен проект Федерального закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)», в котором предусмотрена широкая вариативность образовательных возможностей для детей и взрослых, включая интегрированное обучение. Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Фе дерации» принят Государственной думой 3 июля 1998 г. и одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 г. Появление этого документа стало существенным шагом вперед в развитии законодательной базы РФ в сфере социальной поддержки детей. Фактически это первый российский закон, направленный на защиту прав ребенка и призванный регулировать «отношения, возникающие в связи с реализацией основных гарантий прав и законных интересов ребенка в Российской Федерации» — статья 2. Отметим, что этот закон касается гарантий только социальных прав детей. В то время как международная Конвенция о правах ребенка (вступившая в силу 2 сентября 1990 г.) предусматривает более широкий спектр прав, который включает в себя как социальные, так и личные права (на жизнь, на гражданство, имя, семейное окружение, свободу мысли, совести, религии, слова, свободу ассоциаций, мирных собраний и др.). Тем не менее значение закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» для нашей страны очень велико, так как он впервые декларирует законодательную защиту прав ребенка и в нем указаны основные механизмы реализации этой защиты. Закон не только и не столько закрепляет права детей, сколько устанавливает гарантии их защищенности. В частности оговаривается необходимость обеспечения следующих прав: • охрана здоровья — статья 10; • профессиональная ориентация, профессиональная подготовка и занятость —статья 11; • отдых и оздоровление — статья 12; • создание социальной инфраструктуры — статья 13;
• защита от информации, пропаганды и агитации, наносящих пред здоровью, нравственному и физическому развитию, — статья 14; • защита детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации — статья 15. Гарантии обеспечения перечисленных прав, в свою очередь, опираются на государственные минимальные стандарты основных показателей качества жизни детей — статья 18. Конечно, практическая реализация положений этой статьи вызывает сомнения, так как в настоящее время она не может иметь соответствующего материального обеспечения. Например, государственные минимальные стандарты включают в себя минимальный объем социальных услуг, в которые среди прочего входят: бесплатное медицинское обслуживание; гарантированное обеспечение детей по достижении 15 лет правом на профессиональную ориентацию, выбор сферы деятельности, трудоустройство, охрану и оплату труда; оказание квалифицированной юридической помощи. Подобная практика законотворчества, к сожалению, характерна для современного периода социальной политики РФ. Как и во многих других социальных законах, в которых закреплены права отдельных уязвимых категорий населения, положения этого закона, касающиеся гарантий защиты прав и интересов ребенка, носят, скорее, декларативный характер. Семейный кодекс Российской Федерации вступил в действие с 1 марта 1996 г. Коренные изменения в политической и социально-экономической жизни страны не могли не отразиться на функционировании таких важных социальных институтов общества, какими являются брак и семья. Новый кодекс охватывает все основные аспекты семейных отношений. Одной из важнейших отраженных в нем тенденций является стремление рассматривать ребенка как самостоятельный субъект права. Нормативно-правовые положения кодекса исходят из основополагающего принципа — правовое положение ребенка в семье определяется с позиций интересов самого ребенка и включает следующие основные права: - жить и воспитываться в семье; - знать своих родителей (насколько это возможно); - получать заботу и воспитание от своих родителей (а при их отсутствии — от других ответственных за это лиц); - обеспечивать реализацию интересов ребенка, его всестороннее развитие и уважение его человеческого достоинства; - право общаться с обоими родителями и другими родствен- никами;
- защищенность прав и законных интересов ребенка, в том числе права самостоятельно обращаться в органы опеки и попечительства, а по достижении 14 лет — в суд; - выражать свое мнение по вопросам, касающимся своей жизни; - иметь имя и фамилию; - получать содержание и иметь право собственности на принадлежащее ему имущество. Впервые сказано о правовой защите детей от насилия в семье. В этой связи подчеркивается, что способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, уничижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление и эксплуатацию — статья 65. В кодексе усилены нормы, касающиеся лишения родительских прав, — статьи 69 — 72; подробно регламентированы права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, защите их прав и законных интересов —статьи 61—69. * * * Итак, анализ государственно-правовых основ современной социальной политики Российской Федерации позволяет считать, что права людей с ограниченными возможностями в нашей стране приведены в соответствие с нормами международного права. Однако на практике реализация отдельных положений нормативно-правовых документов сопряжена с определенными трудностями, обусловленными прежде всего финансовой необеспеченностью мероприятий, декларируемых законами. К недостаткам отечественной законодательной базы относится отсутствие самостоятельного правового акта на уровне федерального закона, касающегося исключительно детей-инвалидов. Связанные с ними отдельные положения и правовые нормы, содержащиеся в различных юридических текстах, характеризуются непоследовательностью и противоречивостью, что затрудняет их практическое применение. Имеющиеся проекты федеральных законов «О специальном образовании», «О дополнительных социальных гарантиях по защите детей-инвалидов и инвалидов с детства», регламентирующие механизмы взаимоотношений семьи особого ребенка, общественных организаций и государства в сфере защиты прав детей, уже в течение ряда лет находятся на стадии принятия в высших государственных структурах. Наряду с законодательством важное место в формировании современной государственной социальной политики РФ отводится целевым программам, федеральным и региональным, ориентированным на помощь наименее защищенным слоям населения, к числу которых относятся люди с ограниченными возможностями. Наиболее эффективно реализуются федеральные про- фаммы: «Социальная поддержка инвалидов на 2000 — 2005 годы» и «Дети России» (подпрограмма «Дети-инвалиды»). Целями первой из них («Социальная поддержка инвалидов на,'000 — 2005 годы») являются формирование основ комплексного решения проблем инвалидности и инвалидов; создание необходимых условий для их полноценной жизни в обществе, для доступности пользованием элементами сложившейся социальной инфраструктуры. Подпрограмма «Дети-инвалиды» направлена на разработку эффективной системы профилактики детской инвалидности, а гакже действенной системы реабилитации детей с ограниченными возможностями; на оказание различных видов консультативной и иной помощи семьям, в которых воспитываются такие дети; создание равных возможностей для получения медицинской помощи, образования, для беспрепятственного доступа ко всем сферам жизнеобеспечения; на интенсификацию научных исследований в области профилактики, ранней диагностики, своевременной реабилитации детей с ограниченными возможностями и успешной их интеграции в общество. Реализация мероприятий, предусмотренных в этих федеральных программах, должна привести к решению комплекса самых различных проблем, что скажется на качественном изменении положения людей с ограниченными возможностями в структуре современного российского общества. Конституция как основной закон государства, важнейшие федеральные законы, нормативно-правовые акты образуют то правовое пространство, в котором функционирует механизм социальной защиты инвалидов и людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности и трудоспособности. Действие и действенность этого механизма непосредственно связаны с профессиональной деятельностью многих специалистов — социальных педагогов, учите-лей-дефектологов, воспитателей, социальных и медицинских работников, практических психологов и представителей управленческого звена. Юридическая компетентность всех профессионалов в области специального образования является надежной гарантией в защите прав самой уязвимой категории детского населения России — детей с особыми образовательными потребностями. Контрольные вопросы и задание 1. Назовите важнейшие правовые документы, отечественные и международные, в которых закреплены права лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности (инвалидов). 2. Какие основные права и свободы закреплены в международных правовых документах, касающихся инвалидов и умственно отсталых людей?
3. Какие права и гарантии даст закон «О социальной защите инвалидов»? 4. Какие права и гарантии дает закон «Об образовании» для детей с отклонениями в развитии? 5. Подготовьте реферат или обзор по проблеме защиты прав инвалидов (по материалам периодической печати). Литература для самостоятельной работы Аксенова Л. И. Правовые основы специального образования и соци альной защиты детей с отклонениями в развитии // Дефектология. -1997.-№ 1. Всемирная программа действий ООН в отношении инвалидов. — Нью Йорк, 1983. Закон Российской Федерации «Об образовании». Закон «О социальной защите инвалидов в РФ». «Защити меня!»: Материалы, иллюстрирующие положение Конвенции ООН о правах ребенка. — М., 1995. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. № 927 «Об обеспечении формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности». Саломатина И. В. Международный форум слепоглухих правозащитников // Дефектология. — 2005. — № 4. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятые Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 г. Уорд А.Д. Новый взгляд. Задержка в психическом развитии: правовое регулирование. — Тарту, 1995. Глава 5
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 660; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.119.77 (0.012 с.) |