Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Становление методологии научного познания в гуманитарных науках
Проведение научных исследований в специальной педагогике предполагает подготовленность исследователя, что требует не только высокого уровня компетентности в исследуемой области, но и владения историей развития специальной педагогики; знания философии науки, которая изучает общие философские аспекты развития науки — понятие «наука», критерии научности знаний, структуру научного знания, его виды, методологию научного познания и методы научного исследования; а также понимание закономерностей функционирования науки как особого социального института, ясное представление об особенностях взаимодействия науки и общества и многое другое. Процессы, происходящие в предметном поле специальной педагогики как отрасли научно-педагогического знания, исследуются с позиций современной методологии научного познания и с учетом истории развития этой научной отрасли. Специальная педагогика, как мы уже говорили, является составной частью общей педагогики, вместе с которой относится к сфере гуманитарного научного знания. Она исследует научно-теоретические вопросы и проблемы педагогики и образования людей с особыми образовательными потребностями. Успешность таких исследований зависит от обоснованной методологической позиции и верно избранных методов исследования. Методологию науки определяют как учение об исходных положениях, принципах, способах познания, объяснительных схемах преобразования действительности, а методологию педагогики — как учение о педагогическом знании, о процессе его добывания, способах объяснения (создание концепции) и практического применения или способах преобразования самой системы обучения и воспитания (Загвязинский В. И., Атаханов Р., 2001; Краевский В. В., 2003). Философия науки рассматривает современный уровень развития научного знания как начало этапа развития постнекласси-ческой (неонеклассической, или постмодернистской) науки1. 1 См.: Философия науки / под ред. С.А.Лебедева. — М., 2005; Назарова Н.М., Пенин Г.Н. История специальной педагогики // Специальная педагогика: в 3 т. — М, 2007. - Т. 1. -ГА: 7. Познавательные модели, реализуемые на этом этапе, опираются на ряд фундаментальных научных концепций, приложимых ко многим отраслям научного познания, в том числе и к специальной педагогике. К их числу можно отнести теорию систем, теорию информации, теорию самоорганизации и теорию управления.
Важнейшей тенденцией современной науки, значимой для специальной педагогики, для формирования современной методологии и методов научного исследования, являются преодоление разобщенности и сближение двух культур — культуры естественно-научного знания и культуры гуманитарного знания — и развитие диалога между ними. Разрыв двух названных культур начался еще в процессе формирования европейской науки Нового времени. В этот период в структуре естественно-научного знания изучались и объяснялись различные явления и закономерности мира природы, создавались и использовались соответствующие методы научного познания. Широко проводились как фундаментальные, так и прикладные исследования в названной области. Возникающие потребности в изучении мира человека — самого человека и продуктов его деятельности — пытались удовлетворять, применяя те же подходы и методы, что и при изучении природы. Уже в первой половине XIX в. появилось предположение, а затем и уверенность в том, что гуманитарную сферу также можно изучать на основе естественно-научной методологии (становление такого направления философии, как позитивизм). Дальнейшее развитие этих взглядов происходило во второй половине XIX в. в связи с созданием и широким распространением эволюционной теории Ч.Дарвина и попытками на ее основе исследовать человека как социальное существо с присущими ему социальными и психологическими характеристиками (эволюционный натурализм Г. Спенсера). Постепенно формировалась тенденция превращения социальных и гуманитарных наук в один из разделов естествознания. Вместе с тем в этот же период мысли ученых сферы гуманитарного знания — В.Дильтея (1833—1911), Г.Риккерта (1863 — 1936), Э. Гуссерля (1859- 1938), Э.Кассирера (1874-1945) - были направлены на поиск качественных отличий гуманитарных наук от наук естественных. Было установлено, что у естественных и у гуманитарных наук предмет исследования разный. Если для первых объектом познания выступает природа, независимая от познающего ее субъекта, то в области гуманитарных исследований субъект и сам становится объектом познания.
В отличие от внеисторичности природы, культура (гуманитарное знание) представляет собой исторический процесс «созидания все новых и все более совершенных значимостей и смыс- лов»1. Природу характеризую! причинные отношения и взаимодействия; культура же, гуманитарное знание, — продукт деятельности человека, руководствующегося определенными нормами и ценностями и ориентирующегося на достижение совершенно конкретных целей. Сфера культуры, гуманитарного знания, — это, в отличие от природы, сфера ценностно детерминированная. Научный поиск в естественных науках направлен на открытие общих законов природы, а в гуманитарных — на познание неповторимых, единственных в своем роде проявлений человеческой культуры. В методологическом плане естественные науки стремятся к доказательному объяснению законов природы. Для гуманитарного знания главное познавательное действие — понимание смысла изучаемых социальных, культурных, исторических явлений при помощи таких гуманитарных методов исследования, как герменевтика (интерпретация), феноменология (постижение смысла через эмпатию, диалог, интуицию). С конца XIX в. и далее заметно развивается теоретико-методологическая база гуманитарных исследований. Как мы уже отмечали ранее (см.: 2.1. Философские основы специальной педагогики), одним из важнейших философских направлений прошедшего столетия становится философская антропология (А. Шелер, Г.Плеснер, А. Гелен, М.Хайдеггер и др.), ведущие концепции которой способствовали становлению педагогической антропологии. В 60-х гг. XX в. одни ученые рассматривали педагогическую антропологию как системным образом построенную теорию педагогики (Й. Плейнес), в то время как другие исследователи (например, О.Больнов) признавали ее методологией педагогики, подходом, пронизывающим все ее области. В это же время было продолжено изучение возможностей герменевтики как метода исследования в гуманитарных науках (Г. Г. Га-дамер). В 70 —80-х гг. XX в. ученые увидели в новейших разделах естественных и математических наук (кибернетика, теория информации, синергетика, социобиология, этология и др.) большие возможности для обогащения методологии и методов исследования в гуманитарных науках, в первую очередь при изучении проблем общества, человека, культуры в целом. Философия науки констатирует, что «...процесс развития наук в XX в. приобрел... сложный, неожиданный и интересный характер. Вскрытие причинных механизмов и формулировка законов функционирования общественных явлений и артефактов культуры вовсе не потребовали отказа от понимания их как продуктов свободной творческой человеческой деятельности, наполненной глубоким смыслом и зна- 1 Борзенков В. Г. Будущее науки: интеграция естествознания и гуманитарных исследований // Философия науки / иод ред. С.А.Лебедева. — М., 2005. — С. 697.
чимостью. Более того, сами естественные науки по мере вовлечения в орбиту своих научных интересов... более сложных и более системно организованных объектов все чаще стали допускать в состав своих фундаментальных теорий и объяснительных схем такие понятия, которые, как думалось раньше, являются исключительной прерогативой наук о человеке и гуманитарных наук, в том числе и понятия истории, цели, смысла, значимости, ценности и др. А это означает, что природа в естествознании конца XX — начала XXI в. вдруг обнаруживает черты, близкие человеку, человеческому миру, а научная картина мира, которая складывается на наших глазах, включает в себя и природу, и человека, и культуру как органически взаимосвязанные части единого в своей основе целостного Универсума. Представляется, что развитие науки XX в. (и здесь особое место принадлежит биологии) дает веские основания считать, что раскол между естествознанием и гуманитарной сферой если не преодолен, то во всяком случае решительно и неумолимо начинает преодолеваться»'. Процесс сближения культур, отмечает В. Г. Борзенков, идет на различных уровнях общности и в разных формах: и на логическом уровне, и на уровне более общих моделей возникновения, функционирования и эволюции сложных систем любой природы в рамках кибернетики, теории информации, синергетики и других междисциплинарных подходов, а также на уровне разработки моделей, теорий и концепций в частных науках, таких, как, например, гуманистическая психология и многие другие.
В настоящее время педагогика находится в процессе поиска способов взвешенного, оптимального сочетания естественно-научных и гуманитарных подходов в методологии педагогических исследований. А.Ф. Закирова (2001) указывает на сосуществование двух противоположных тенденций. Первая связана с абсолютизацией гносеологизма, проявляющегося в избыточном наукообразии и ведущего к отрыву от реальной жизни и образовательной практики. Для второй характерно не всегда оправданное привлечение методов смежных с педагогикой отраслей человековедения — теологического, эзотерического, оккультного знания, искусства, что ведет к размыванию собственного предмета педагогики. Поэтому крайне необходимо специальное методологическое обоснование сочетания собственно педагогических подходов с общегуманистическими. Возникает потребность в определении механизмов взаимодополняемости научного и вненаучного знания, в раздвижении рамок естествен но-научной парадигмы до масштабов культуры, необходимость в разработке основ педагогической герменевтики2. 1 Борзенков В. Г. Будущее науки: интеграция естествознания и гуманитарных 2 См.: Закирова А.Ф. Теоретические основы педагогической герменевтики. —
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 414; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.141.44 (0.009 с.) |