Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Объект, субъект, предмет, цель и задачи специальной
Педагогики Объект научной направленности специальной педагогики — специальное образование людей с особыми образовательными потребностями как социокультурный, педагогический феномен.
Субъектом изучения и педагогической помощи, оказываемой в системе специального образования, является человек с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, имеющий вследствие этого особые образовательные потребности. Предмет специальной педагогики — теория и практика специального образования, что включает в себя изучение особенностей развития и обучения человека, имеющего ограничение возможностей жизнедеятельности, его становления и социализации как личности и использование этих знаний для нахождения наилучших путей, средств, условий, которые могли бы обеспечить коррекцию физических или психических недостатков, компенсацию деятельности нарушенных органов и систем организма и образование такого человека с целью его социальной адаптации и интеграции в общество, для создания ему возможности максимально независимой жизни. В этой связи Л.С.Выготский писал: «Если слепой или глухой ребенок достигает в развитии того же, что и нормальный, то дети с дефектом достигают этого иным способом, на ином пути, иными средствами, и для педагога особенно важно знать своеобразие пути, по которому он должен повести ребенка»1, и далее: «...Именно для того, чтобы дефективный ребенок мог достичь того же, что и нормальный, следует применять совершенно особые средства»2. Имея с общей педагогикой единую конечную цель — достижение развивающейся личностью социализации и самореализации, специальная педагогика выделяет в ней значимый для человека с ограниченными возможностями сущностный смысл: максимально возможную самостоятельность и независимость в жизни как высокое качество социализации и предпосылки для самореализации. Специальная педагогика обладает системой общих и более конкретных целей, без достижения которых невозможна ни социализация, ни самореализация такого человека. К числу первых относятся: коррекция вторичного и последующих недостатков, их компенсация педагогическими средствами; абилитация (применительно к младенческому и раннему возрасту) и реабилитация, прежде всего социальная и личностная. Но их достижение становится возможным тогда, когда реализованы конкретные цели обучения, воспитания и образования в целом — имеются положительные результаты в коррекции и компенсации вторичного недостатка. Например, для людей (детей) с нарушениями зрения — овладение специальными средствами чтения и письма, ориентировки в пространстве; для неслышащих — овладе-
1 Выготский Л. С. Основные проблемы дефектологии // Собр. соч.: в 6 т. — М., 2 Там же. — С. 31. ние навыками восприятия устной речи по чтению с губ говорящего и с использованием остаточного слуха и т.д. К специфическим целям можно отнести и компоненты личностной реабилитации — воспитание чувства собственного достоинства, преодоление чувства малоценное™, маргинальное™ или завышенной самооценки, формирование адекватных форм социального поведения и некоторые другие. Для достижения конкретных и специфических целей специальная педагогика ставит и решает множество задач: - изучает педагогические закономерности развития личности в условиях ограниченных возможностей жизнедеятельности; - выявляет коррекционные и компенсаторные возможности конкретного человека в соответствии со структурой нарушения и социально-личностными условиями его существования; - определяет и обосновывает построение педагогических классификаций различных категорий людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности; - исследует и устанавливает закономерности специального образования, реализует существующие педагогические системы образования людей с ограниченными возможностями, прогнозирует возникновение и утверждение новых педагогических систем; - разрабатывает научные основы и принципы образования, его содержание, методы, технологии и организационные условия; - создает и реализует образовательные коррекционно-педаго-гические, компенсационные и реабилитационные программы, соответствующие потребностям людей с ограниченными возможностями; - изучает процессы социального и средового адаптирования, абилитации, реабилитации и интеграции людей с ограниченными возможностями и содействует их реализации на различных ступенях жизненного цикла;
- разрабатывает и реализует программы профессиональной подготовки, профконсультирования, профориентации, социально-трудовой адаптации людей с ограниченной трудоспособностью; - взаимодействует с социальной педагогикой по всем проблемам, относящимся к людям с ограниченными возможностями жизнедеятельности и выходящим за рамки общепринятого социокультурного стандарта; - исследует, создает и реализует педагогические средства и механизмы профилактики возникновения нарушений развития; - совместно с общей педагогикой разрабатывает и проводит в жизнь концепцию интеграции в образовании и социокультурной сфере, осуществляет психолого-педагогическую подготовку родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.
1.4. Систематика специальной педагогики и статистика специального образования
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 414; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.184.90 (0.008 с.) |